Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 14:11, курсовая работа
Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами. Иными словами конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. Конкуренция есть динамический, ускоряющий движение процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами. Это так называемый элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.
вВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ………………………………….3
1.1 Условия возникновения конкуренции…………………………………………5
1.2 Виды и типы конкуренции…………………………………………………….10
2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
……………………………………………………………………………………….26
2.1 Законодательная основа конкуренции в РК…………………………………..26
2.2 Антимонопольная политика в РК……………………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………
На монополистически конкурентном рынке фирмы производят продукты, сходные с продуктами других фирм, но не являющиеся полными (совершенными) заменителями.
Монополистическая
конкуренция — самый
→
→
→
Схема
3 - Усиление рыночной власти [19, с. 113].
Если в условиях совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию фирмы параллельна оси абсцисс, т.е. спрос абсолютно эластичен, то при монополистической конкуренции она приобретает небольшой отрицательный наклон. Это означает, что при монополистической конкуренции кривая спроса фирмы менее эластична, чем при совершенной конкуренции, но более эластична, чем у чистой монополии. Степень эластичности в условиях монополистической конкуренции зависит как от числа конкурентов (чем больше конкурентов, тем эластичнее спрос), так и от степени дифференциации продукта (чем дифференцированнее продукт, тем меньше эластичность спроса).
Отрицательный наклон кривой спроса означает, что в условиях монополистической конкуренции производится меньше продукта, чем при совершенной конкуренции. Если в условиях совершенной конкуренции объем произведенной продукции равен <2с, а цена Рс, то в условиях монополистической конкуренции — Qmu Рт (рис. 5) [1, с. 157].
Рисунок
5 - Параметры рынков монополистической
и совершенной конкуренции [1, с. 157].
В условиях монополистической конкуренции получают развитие неценовые факторы соперничества: дифференциация продукта, качество продукции, реклама, послепродажное обслуживание, торговые марки. Это объясняется тем, что каждая фирма производит свой собственный продукт и проявляет особый интерес к его реализации. Дифференциация продукта позволяет предложить покупателям самые разнообразные по марке, типу, стилю товары. Улучшение качества и потребительских свойств продукта обеспечивает расширение рынка сбыта продукции и вытеснение конкурентов, которые не заботятся о совершенствовании своих изделий [2, с. 192].
Суть монополистической конкуренции заключается в том, что каждая фирма продает продукцию, на которую существует много близких, но несовершенных заменителей. В результате каждая фирма имеет дело с убывающей кривой спроса на свою продукцию. Дифференциация может быть связана с самой продукцией (например, различные сорта пива) или с местоположением магазина.
На
рынке монополистической
Неэффективность рыночного механизма монополистической конкуренции связана с двумя моментами. Первый — равновесная цена на таком рынке превышает предельные издержки. Это значит, что покупатель не только покрывает издержки производства дополнительных единиц продукции, но и терпит определенные убытки. Второй момент обусловлен достижением объема производства, меньшего, чем его масштаб, обеспечивающий минимизацию средних общих издержек. В реальной ситуации это может проявляться в неполной загруженности имеющихся производственных мощностей. Такая неэффективность ухудшает материальное положение покупателей в результате установления высоких цен и сокращения предложения товаров [2, с. 193].
На
рынке монополистической
Обладая определенной монопольной властью, монополистический конкурент выбирает на своей кривой спроса сочетание цена — количество по точке Курно. При этом может оказаться, что он получит прибыль. Однако на рынке монополистической конкуренции такое положение долго продолжаться не может. Поскольку вход на рассматриваемый рынок доступен всем, то возможность получения на нем прибыли привлечет новых производителей данного вида продукции и в результате доля рынка каждого из производителей сократится [6, с. 148].
Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления. Причиной выбора покупателя могут стать привлекательная упаковка товара, более удобное время работы магазина, лучшее обслуживание и т.д.
В условиях монополистической конкуренции нет высоких барьеров для вступления в отрасль. Эффект масштаба не имеет большого значения. Легкое вхождение в отрасль не означает, что отсутствуют для этого все ограничения. Существуют патенты на продукцию, лицензии, торговые марки, однако в отличие от чистой монополии патенты не носят исключительного характера, поскольку патентуются взаимозаменяемые товары. [1, с. 157].
Постоянная
погоня за улучшением качества товара
способствует не только удовлетворению
существующих потребностей, но и созданию
новых потребностей потребителей. Фирма
начинает предугадывать возможные потребности,
которые смогут реализоваться при появлении
нового товара. Так, пока на нашем рынке
не появились йогурты, многие их потенциальные
покупатели не подозревали о потребности
в их приобретении [1, с. 158].
2.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
КОНКУРЕНЦИИ В
РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1
Законодательная
основа конкуренции
в РК
Целями Закона «О конкуренции» являются защита конкуренции, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и свободы экономической деятельности в Республике Казахстан. [35, ст. 1.1].
Закон действует на территории Республики Казахстан и распространяется на отношения, которые влияют или могут повлиять на конкуренцию на товарных рынках Республики Казахстан, в которых участвуют субъекты рынка, потребители, а также государственные органы. [35, ст. 3.1].
Положения
Закона применяются также к
1) прямо или косвенно
затрагиваются находящиеся на
территории Республики
2) ограничивается
конкуренция в Республике
С момента приобретения независимости и перехода на рыночные отношения политика Республики Казахстан в сфере конкуренции играет одну из главных ролей в реформировании системы государственного регулирования, поскольку система государственного управления диктует качество экономических и социальных норм и обуславливает применение законов, в том числе защищающих конкуренцию [30, с. 4].
Государство вправе ограничивать конкуренцию в тех сферах деятельности, в которых реализация товаров на конкурентном рынке может оказать негативное влияние на состояние конституционного строя, национальной безопасности, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья населения путем закрепления Законом исключительного права государства на производство и (или) продажу, покупку товара или пользование им [35, ст. 32.1.].
Политика
содействия конкуренции и антимонопольное
регулирование экономических
В 2006 году принята Программа развития и защиты конкуренции в Республике Казахстан на 2007-2009 годы, разработанная во исполнение Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 1 марта 2006 года "Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира". [29, с. 4].
В настоящее время развитие государственной антимонопольной политики вступает в новый этап. По поручению Главы государства в октябре 2007 года создано Агентство по защите конкуренции. На Агентство возложены задачи по борьбе с ценовыми сговорами, недобросовестной конкуренцией, злоупотреблениями доминирующим и монопольным положением, по созданию необходимых условий для развития добросовестной конкуренции [29, с. 4].
Конкуренция
не может функционировать среди
людей, лишенных предпринимательского
духа. Более того, конкуренция –
это особый метод воспитания умов,
великих изобретателей и
С первых дней независимости конкурентной политике уделяется огромное внимание со стороны Главы государства и Правительства. Долгосрочные ориентиры развития, укрепления конкурентоспособной экономики заложены в Стратегии развития Казахстана до 2030 года [32, с. 1].
Совершенной конкуренции в Республики Казахстан отводится ведущая роль в создании экономических стимулов, заинтересованности граждан и юридических лиц в развитии производственных отношений; гарантий безопасности в политической, социальной, экологической, оборонной и других сферах; разработке программных и прогнозных документов, стратегии действий долгосрочного и краткосрочного характера с ориентированием на соответствующие приоритеты; введении необходимых ограничений хозяйственной деятельности и контроля за их соблюдением. От совершенной конкуренции требуется обеспечение развития инфраструктурных отраслей экономики, подавление негативных проявлений рыночного механизма, осуществление заботы о подрастающем поколении, поддерживание образования и культуры общества, субсидирование экологических организаций [33, с. 4].
В настоящее время эффективная конкуренция на рынках развивается в большинстве отраслей не сама по себе, а благодаря целенаправленной государственной политике. Эффективное проведение конкурентной политики предполагает разработку специального законодательства в этой области, совершенствование институциональных структур и правоприменительной практики [30, с. 5].
Вместе с тем, в Республике Казахстан еще не созданы достаточные условия для развития конкуренции. Так, удельный вес монополистов в Государственном реестре субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке с долей доминирования от 70 до 100 процентов составляет 65 %. Пример. Наиболее монополизированными являются топливно-энергетический комплекс, сфера транспорта и связи. Так, в Государственном реестре субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение, 182 субъекта ТЭК, 154 – в сфере транспорта и связи. С каждым годом увеличивается количество нарушений антимонопольного законодательства, в том числе злоупотребление доминирующим положением, заключение антиконкурентных соглашений и согласованных действий, приводящих к ограничению конкуренции на товарных рынках. Так, в 2007 году антимонопольным ведомством к административной ответственности за различные нарушения было привлечено 205 субъектов рынка (5 в 2006 году), вынесено 485 (57) предписаний об устранении нарушений антимонопольного законодательства. Взысканная сумма в бюджет государства за нарушение антимонопольного законодательства составила 106,1 млн. тенге (2,8 млн. тенге). [29, с. 4-5].
Информация о работе Тенденция развития конкуренции в Республике Казахстане