Теоретические основы государственного контроля над ценами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 22:42, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть регулирование цен государством и его эффективность.
Задачи данной работы:
рассмотреть вопросы ценообразования в условиях рыночной экономики;
рассмотреть государственное регулирование цен, раскрыть его сущность и цели;
описать формы и методы воздействия государства на цены;

Содержание

Введение
1 Теоретические основы государственного контроля над ценами
1.1 Механизм ценообразования в условиях рыночной экономики
1.2 Сущность и цели государственного регулирования цен
1.3 Формы и методы воздействия государства на цены
2 Государственное регулирование цен
2.1 Воздействие верхнего предела цены на результат функционирования рынка
2.2 Влияние нижнего предела цены на функционирование рынка
2.3 Регулирование цен на продукцию естественных монополистов
2.4 Контроль государства за соблюдением порядка применения регулируемых цен
2.5 Оценка государственного регулирования рыночных цен
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по микроэкономике Киреева Ю.А..docx

— 156.46 Кб (Скачать документ)

Во-вторых, только абстрактно можно предположить, что на рынке все продавцы и покупатели равны. В действительности агенты рынка неравны, совершенной конкуренции ни в одной стране, а тем более на мировом рынке не существует. Более сильный диктует слабому выгодную для себя цену, стремясь получить сверхприбыль. В любой экономике существуют монополии, теневой сектор. Условия торговли на мировом рынке диктуют транснациональные корпорации. Если предоставить процесс ценообразования рыночной стихии — алчности монополий и ТНК не найдется предела, большинство общества понесет потери. Поэтому государство призвано с помощью антимонопольного законодательства и других мер ограничивать своекорыстие монополистов, обеспечивать примерно равные условия для конкуренции, ограждать интересы слабых. [4]

В-третьих, государство  само является собственником предприятий, фирм, акционерных обществ и участником рыночной игры. Ему принадлежат стратегические унитарные предприятия, недра, основная часть земельных, лесных и водных ресурсов, организации науки, культуры, образования, здравоохранения. Государство несет ответственность за функционирование таких организаций, за сохранение и воспроизводство (в экономическом смысле) природных ресурсов. Оно устанавливает или регулирует цены на продукцию государственных предприятий и организаций, уровень рентных платежей, ставки налогов и платежей, которые в конечном счете включаются в цены, влияют на их уровни и соотношения. [4]

Следовательно, государство  не остается бесстрастным наблюдателем и судьей на экономическом поле. Оно само непосредственно участвует в процессах ценообразования, вырабатывает и проводит в жизнь государственную политику цен. Однако это участие должно иметь определенные пределы. Практика планового ценообразования, когда государственные органы централизованно устанавливали миллионы цен и пытались контролировать их соблюдение, себя не оправдала. Она сковывала инициативу руководителей предприятий, затрудняя реакцию на изменения коньюктуры рынка. Вмешательство государства в ценообразование должно быть ограниченным, регламентироваться законом. [4]

Государственное регулирование процессов формирования и динамики цен преследует стратегические цели, которые находят выражение в государственной политике цен. Эта политика меняется на разных этапах развития общества и трансформации экономики, в разных фазах экономических циклов. Политика цен осуществляется органами государства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также во внешнеэкономических отношениях. Цели и основные задачи государственной политики цен на современном этапе развития России:

Во-первых, закрепление тенденции экономического роста, преодоление глубочайшего кризиса, который постиг экономику России в 1991 — 1998 гг. и привёл к росту цен во многие тысячи раз, искажению ценовых пропорций, падению уровня реальных доходов населения. Необходимо создать экономическия условия роста и обновления производства, свести к минимуму уровень инфляции. Но добиться этого простым провозглашением предельно допустимого уровня инфляции, равно как и прямыми запретами повышения цен, в рыночной экономике невозможно. Перед государственными органами стоит сложнейшая задача — использовать весь арсенал методов прямого и косвенного воздействия на агентов рынка, чтобы добиться расширения спроса, увеличения производства и продажи товаров и услуг, снижения на этой основе издержек производства и трансакционных издержек, сокращения государственных расходов, уменьшения сферы деятельности теневой экономики. Сокращение ставок налогов на доходы физических лиц и на прибыль способствует относительно более низкому уровню цен и в то же время — расширению объема спроса, росту предпринимательской активности, привлечению инвестиций. [4]

Во-вторых, долгосрочной целью  современной политики цен является устранение глубоких ценовых диспропорций, сложившихся за годы кризиса и бесконтрольной динамики цен в интересах монополий. Условия расширенного воспроизводства должны быть созданы для всех отраслей и во всех регионах. Это предполагает прежде всего регулирование цен отечественных монополий, подтягивание уровня цен сельскохозяйственных производителей и цены на рабочую силу (т.е. контроль за реальной заработной платой). В то же время следует учитывать, что за время кризиса обновление основных фондов почти прекратилось, что привело к падению конкурентоспособности отечественной продукции и нарастанию числа техногенных аварий. Поэтому амортизация основных фондов и капитализируемая прибыль должны быть достаточны для осуществления масштабных инвестиций за счет собственных средств предприятий и банковских кредитов. Необходимо также существенное увеличение затрат на поддержку стратегических и социальных инноваций и на экологические цели. Все эти задачи должны решаться перспективной политикой цен. [4]

В-третьих, стратегической целью государственной политики цен является ограничение влияния монополий (включая естественные) на цены, создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, который насыщает рынок товарами и услугами и обеспечивает занятость для миллионов работников. Для этого требуются тонкие и четкие механизмы государственного регулирования цен, достаточно прозрачные, чтобы свести к минимуму возможность коррупции и сферу действия и влияние на эти процессы теневой экономики. [4]

В-четвертых, необходимо своевременно менять задачи и методы регулирования цен на разных фазах экономических циклов — как среднесрочных, так и долгосрочных (Кондратьевских). В фазах оживления и подъема политика цен должна содействовать расширению спроса и производства, освоению новых и улучшенных видов товаров и услуг. В фазах кризиса и депрессии — выживанию наиболее эффективных и перспективных видов продукции и производств, поддержанию уровня реальных доходов населения. [4]

Наконец, в-пятых, в условиях ускоряющейся глобализации, открытости рыночной экономики политика цен российского государства должна  быть  использована  как действенный инструмент защиты национальных интересов и обеспечения экономической безопасности с учетом правил, действующих на мировом рынке и обеспечивающих взаимовыгодность межстрановых экономических отношений. [4]

Каковы здесь конкретные задачи ценовой политики? Прежде всего это — ограничение стремления транснациональных корпораций устанавливать завышенные цены на свою продукцию на внутреннем рынке. Это — и регулирование валютного курса, который непосредственно влияет на цены экспортных и импортных товаров, и установление уровня таможенных пошлин с учетом интересов отечественных производителей, и согласование ценовой политики со странами СНГ, особенно в случае совместных выступлений на рынках третьих стран. Необходимо также проведение активной ценовой политики на мировых рынках, если имеется возможность оказывать влияние на уровни и соотношения цен. [4]

Реализация ценовой  политики — дело государственных  органов, экономических министерств и ведомств. Ослабляет возможности выработки и реализации обоснованной и активной политики цен отсутствие специализированного государственного органа, который существовал в нашей стране (с перерывами) с 1918 г. и был ликвидирован в начале 90-х гг. Отсутствие такого органа выгодно монополиям, лидерам теневой экономики и транснациональным корпорациям. Однако оно невыгодно обществу, большинству производителей и покупателей. [4]

 

1.3 Формы и методы воздействия государства на цены

В России в условиях серьезной разбалансированности экономики роль государства заключается  в создании рыночных структур в целях обеспечения нормальных условий развития рынка: формировании предпринимательства, принятии антимонопольного законодательства и т.д. Проведение государством, в частности, антимонопольной политики должно обеспечить снятие искусственных ограничений и развертывание конкуренции во всех отраслях и секторах экономики, ее поддержку и всяческое поощрение и развитие на этой основе рыночного ценообразования. [11]

Следует отметить, что либерализация цен  не ослабляет, а напротив, повышает роль государства в осуществлении политики ценообразования. Она заключается не в установлении конкретных цен, а в воздействии с помощью экономических мер на принятие товаропроизводителями оптимальных решений по ценам, в оказании им методологической и методической помощи, разработке правовых норм по ценообразованию. [11]

Меры  воздействия на производителей со стороны  государства могут быть как прямыми  – путем установления определенных правил ценообразования, так и косвенными – через такие экономические механизмы, как финансово-кредитный механизм, оплата труда, налогообложение и др. [11]

Практически такие меры регулирования вписываются  в общую систему управления рыночной экономикой. [11]

Разработка  цен в рыночных условиях осуществляется товаропроизводителями самостоятельно, но с учетом законов, принятых правительством. При этом отклонение от установленных норм в системе рыночных отношений может быть обнаружено в процессе взаимодействия товаропроизводителей со своими партнерами либо через финансово-кредитную систему, налогообложение и т.п. Задача государства здесь сводится не к насильственному контролю за ценами, а скорее к выступлению в роли арбитра. [11]

В период инфляции спрос может расти одновременно с повышением цены. Кроме того, в рыночной экономике возрастание затрат на покупки неизбежно влечет за собой снижение нормы сбережений. [11]

Как известно, в России в последние годы спрос  значительно превышал предложение. В связи с этим проблема решалась путем увеличения импорта товаров. [11]

С одной  стороны, радикально не перестраивающаяся  экономика не может дать и не дает устойчивого, стабильного прироста требуемых товаров. С другой стороны, если цены недостаточно высоки, то они не заинтересовывают производителей в изготовлении необходимой продукции в нужном объеме и в относительно короткие сроки. [11]

Различают методы прямого и косвенного регулирования цен (рисунок 1.1).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.1 - Государственное регулирование цен

Источник: Методы  регулирования  цен  и  контроля  за  ценами.  - http://rudiplom.ru/lectures/ceny-i-cenoobrazovanie/1889.html

При прямых методах регулирования цен государство  непосредственно воздействует на цены путем регламентации их уровня, установления нормативов рентабельности или нормативов элементов, составляющих цену, или другими аналогичными методами. [11]

К косвенным методам регулирования  цен относятся регулирование учетной ставки процента, налогов, доходов, уровня минимальной заработной платы и др. Эти методы проявляются в воздействии государства не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, которые носят макроэкономический характер. [11]

Оптимальным является гибкое сочетание  прямых и косвенных методов регулирования цен государством. [11]

Государство прямо регулирует цены на те виды продукции и услуг, которые образуют каркас системы цен. Это цены на энергоносители, услуги транспорта и связи, жилищно-коммунальные услуги и др., которые оказывают существенное влияние на экономику страны. Устанавливая и регулируя цены на эти товары и услуги, государство оказывает решающее воздействие на всю систему цен. [11]

Отрицание возможного участия государства  в регулировании и формировании цен объясняется отождествлением  регулируемой рыночной цены с директивной  плановой ценой. Что общего и в  чем различие регулируемой цены и  директивной плановой? Общим можно  считать то, что в формировании и той, и другой цены участвует государство. Отличие же состоит в том, что плановая цена устанавливается на основе плана в отрыве от рынка и конкуренции, а регулируемая цена – на основе рыночных факторов и конкуренции. [11]

Прямое государственное регулирование предполагает необходимость корректировки рынка и дополнения рыночного механизма централизованной политикой государства путем контроля за важнейшими параметрами рынка. Государство путем установления и регулирования цен должно целенаправленно создавать условия равновесия. [11]

Проводя активную ценовую политику, государство может обеспечить прибыльность бизнеса, который невыгоден для чисто рыночного хозяйствования (долговременные научно-технические программы, ВПК, транспорт, связь, коммунальное хозяйство и др.). Подобный результат может быть достигнут как путем использования договорных цен, так и через размещение государственных заказов и закупок. [11]

Конечно, при чрезмерном государственном  регулировании цен рыночные механизмы  ослабевают и возникает опасность  потери рыночных ориентиров для сопоставления затрат и результатов, так как основные рыночные параметры испытывают сильное влияние со стороны нерыночных факторов. Не связанная с конкурентным рынком и устанавливаемая государством цена не может достаточно оперативно меняться в зависимости от изменения спроса и предложения. В этом случае образуется, как и в плановой экономике, либо дефицит, либо затоваривание рынка не имеющими сбыта товарами. [11]

В случае полного отхода государства  от участия в формировании цен  и их регулирования разрушаются  основы экономики, государство теряет один из важнейших методов борьбы с монополизмом, а рыночные отношения и финансовое положение многих предприятий становятся достаточно неустойчивыми. [11]

Информация о работе Теоретические основы государственного контроля над ценами