Теоретические основы государственного контроля над ценами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 22:42, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть регулирование цен государством и его эффективность.
Задачи данной работы:
рассмотреть вопросы ценообразования в условиях рыночной экономики;
рассмотреть государственное регулирование цен, раскрыть его сущность и цели;
описать формы и методы воздействия государства на цены;

Содержание

Введение
1 Теоретические основы государственного контроля над ценами
1.1 Механизм ценообразования в условиях рыночной экономики
1.2 Сущность и цели государственного регулирования цен
1.3 Формы и методы воздействия государства на цены
2 Государственное регулирование цен
2.1 Воздействие верхнего предела цены на результат функционирования рынка
2.2 Влияние нижнего предела цены на функционирование рынка
2.3 Регулирование цен на продукцию естественных монополистов
2.4 Контроль государства за соблюдением порядка применения регулируемых цен
2.5 Оценка государственного регулирования рыночных цен
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по микроэкономике Киреева Ю.А..docx

— 156.46 Кб (Скачать документ)

В рыночной экономике недопустимы  как чрезмерное увлечение установлением  и регулированием цен со стороны  государства, так и полный отказ  от такого регулирования, прежде всего в отношении продукции эффективных, но затрудняющих конкуренцию монополистических предприятий. [11]

Государственное регулирование цен  осуществляется также при помощи гарантирования производителям уровня продажных цен и посредством  субсидирования издержек производства. [11]

В России государственное регулирование  цен производится в основном методами установления коэффициентов изменения цен и предельных нормативов рентабельности, фиксирования их предельного  уровня, ограничения предельного уровня и т.д. [11]

Наряду с методами прямого регулирования  цен государство осуществляет косвенное регулирование, т.е. воздействует на процесс ценообразования и рядом косвенных мер. Меры косвенного регулирования цен направлены на изменение конъюнктуры рынка, на создание определенного положения в области финансирования, валютных и налоговых операций, а в целом – на установление оптимального соотношения между спросом и предложением. [11]

К методам косвенного регулирования  цен относятся государственные закупки, налоговая система, регулирование денежного обращения и кредита, политика государственных инвестиций и регулирование государственных расходов, установление норм амортизации и т.д. Этими мерами государство стремится установить равновесие между спросом и предложением и таким образом способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всей экономики. Косвенные методы регулирования цен проявляются в воздействии не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, факторы, которые носят макроэкономический характер. [11]

В последние годы государственное  регулирование цен в России осуществлялось в следующих формах:

1. Выплата отдельным производителям  органами исполнительной власти  дотаций, позволяющих поддерживать  цены на уровне более низком, чем «диктует рынок».

2. Установление для производителей, оптовых и розничных организаций предельных норм рентабельности, дифференцированных по отраслям.

3. Установление твердых оптовых  и розничных торговых наценок  и накидок к отпускным ценам  изготовителя.

4. Установление твердых фиксированных  цен.

5. Установление для предприятий-монополистов  предельных цен.

6. Ограничение уровня рентабельности  предприятий-немонополистов.

7. Установление сельскохозяйственным  предприятиям и поставщикам, реализующим продукцию по цене ниже уровня предельных цен, льгот по налогам и другим платежам в бюджет.

8. Установление предельного уровня  торговых надбавок к отпускным ценам производителя для оптовой и розничной торговли.

9. Установление коэффициентов повышения  цен с целью сдерживания их роста.

10. Рекомендации по применению  единой номенклатуры издержек  производства и обращения, а  также единого порядка формирования  финансовых результатов, имеющих  юридическую силу.

11. Декларирование повышения свободных  цен. [11]

Из опыта государственного регулирования  цен в России за последние годы можно сделать следующие выводы.

1. С самого начала либерализации  цен отсутствовало четкое представление о целях и методах регулирования рыночного ценообразования.

2. Государственное воздействие  на цены носило противоречивый  характер: с одной стороны, оно  было направлено на сдерживание  инфляции (1993–1994), с другой – налоговая  политика активно использовала  перераспределительную функцию цены в интересах госбюджета. Не исключено, что второй метод использовался более активно.

3. Учитывая невозможность создания  в ближайшие годы конкурентного рынка, отказ государства от усиления регулирования цен означает развитие стихийного ценообразования, заключающего в себе возможность роста инфляции по сравнению с регулируемым рынком, предполагающим сочетание прямых административных методов регулирования цен с косвенными, т.е. экономическими. [11]

Существовавшая в России система  государственного регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов с преобладающим использованием метода установления предельного норматива рентабельности (к себестоимости) оказалась неэффективной. Она вынуждала предприятия не к снижению цен, а к увеличению затрат и росту издержек, понижению качества товаров, в результате чего объемы производства и инвестиционная активность снижались, а налоговые поступления сокращались. [11]

Применение административного  регулирования цен и тарифов  возможно только на продукцию естественных монополий: энергетика, железнодорожный транспорт, связь, коммунальное хозяйство, в которых создание конкурентной среды экономически неэффективно, крайне затруднительно и технически невозможно. [11]

В России все еще нет закона о  ценообразовании, который бы создавал законодательную базу для реализации основ ценовой политики, отнесенных новой конституцией к ведению РФ. Такие законы действуют во многих странах с развитой рыночной экономикой и уже приняты в некоторых странах ближнего зарубежья. [11]

В странах с развитой рыночной экономикой конкурентная среда, основанная на устойчивом товарном предложении, поддерживает относительную  стабильность цен, делает невозможным  для отдельного производителя или посредника произвольное резкое повышение цен. Строго говоря, в этих странах практически нет свободного ценообразования, а есть конкурентное ценообразование, дополненное государственным регулированием цен на монопольную продукцию и отдельные, социально значимые товары и услуги. [11]

Государственное регулирование цен  изменяется в зависимости от состояния  экономики. Оно усиливается в  кризисных ситуациях – в периоды  ускорения инфляции, роста дефицитности отдельных продуктов, необходимости быстрой перестройки экономики и ослабевает по мере выхода страны из кризиса. В странах с динамичной, сбалансированной рыночной экономикой цены регулируются в меньшей степени, чем в странах с несбалансированной и неустойчивой экономикой. По мере стабилизации экономики сфера государственного регулирования сокращается и происходит постепенный переход к свободному ценообразованию. [11]

Как только на рынке создаются условия  для конкуренции, государственное регулирование цен зачастую отменяется. [11]

Значительное влияние на уровень  и динамику цен оказывает налоговая система. От размера налогов напрямую зависят динамика цен и темпы инфляции. Чем выше налоги, тем быстрее растут цены, тем шире инфляционный размах. Любой производитель старается перенести налог через цену товара на потребителя. Одновременно государство, получая большие доходы, увеличивает и свои расходы. Отсюда для того, чтобы снизить инфляцию, замедлить рост цен, государство должно уменьшать налоговые ставки. Современная налоговая политика в развитых странах мира направлена в сторону снижения налогов. [11]

Прямые методы контроля за ценами должны не противопоставляться косвенным, а сочетаться с ними. Общая антиинфляционная политика и связанные с ней меры по косвенному воздействию на процессы ценообразования в этом случае дополняются непосредственными прямыми методами государственного регулирования. Государство путем установления определенных режимов движения цен, при помощи «замораживания» или «блокирования» их на определенном уровне, посредством контроля над отдельными статьями издержек производства вмешивается в решения предприятий и фирм относительно уровня цен на продукцию. [11]

Эффективность различных методов  установления цен зависит от правильного  выбора условия для их применения. Получивший распространение в нашей экономике метод регулирования цен через уровень рентабельности к издержкам производства практически не используется в мировой практике, так как предприятия не заинтересованы в снижении издержек производства. [11]

Эффективность государственного регулирования  цен во многом зависит от его взаимодействия с другими мерами воздействия  на экономику. [11]

Мировая практика знает немало комбинаций различных методов регулирования  рынков. Одни методы – как экономические, так и административные – выполняют  в политике государства роль несущей конструкции и направлены на достижение поставленных целей, а другие выступают в качестве амортизаторов и предназначены для гашения негативных эффектов, неизбежно сопровождающих государственное регулирование рыночной экономики. [11]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы  по разделу один.

1) Цены играет важную роль в механизме регулирования рыночной экономики и воздействии государства на ее динамику и эффективность.

2) Цены образуют единую систему, подчиняются общим закономерностям.

3) В основе уровня цен лежат общественно необходимые затраты живого и прошлого труда на разработку, производство и реализацию товаров и платных услуг.

4) Государственное регулирование цен - это вмешательство государства в процесс рыночного ценообразования с целью перераспределения прибыли между различными группами предпринимателей.

5) Государство старается через цены способствовать стабильному развитию экономической системы в целом.

6) Государственное регулирование процессов формирования цен преследует стратегические цели, которые находят выражение в государственной политике цен.

7) Реализацией ценовой политики должны заниматься государственные органы, экономические министерства и ведомства.

8) Существуют методы прямого и косвенного регулирования цен.

9) Недопустимы как чрезмерное увлечение регулированием цен со стороны государства, так и полный отказ от такого регулирования, прежде всего в отношении продукции затрудняющих конкуренцию монополистических предприятий.

10) Государственное регулирование цен изменяется в зависимости от состояния экономики.

11) Прямые методы контроля за ценами должны сочетаться с косвенными методами.

 

 

 

 

2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН

Рассмотрим  последствия государственного регулирования  цен на товары. Время от времени  у широкой общественности или  правительства складывается впечатление, что механизм спроса и предложения  порождает цены либо несправедливо  высокие для покупателей, либо несправедливо  низкие для продавцов. В таких  случаях правительство может вмешаться, законодательно установив высший или низший пределы цен. [7]

2.1 Воздействие верхнего предела цены на результат функционирования рынка

В данной работе будет рассмотрено  действие правительства на примере  различных рынков.

Потолок цены представляет собой законодательную  установленную максимальную цену, которую  продавец вправе запрашивать за свой товар или услугу. Любая цена ниже этого потолка вполне законна, цена, превышающая его, незаконна. Потолки цен на конкретные продукты устанавливаются на том основании, что они якобы позволяют потребителям приобретать некоторые товары и услуги первой необходимости, которые они не смогли бы купить при равновесных ценах. Примером могут служить контроль за арендной платой и законы о ростовщичестве. Потолки цен, или общий контроль за ценами, применялись для ограничения инфляционных процессов в экономике. [5]

  Обратимся к рынку мороженого. На конкурентном, свободном от государственного регулирования рынке цена на мороженое под воздействием различных факторов изменяется и уравновешивает спрос и предложение: при равновесной цене количество мороженого, которое желали бы приобрести покупатели, в точности соответствует предлагаемому продавцами количеству стаканчиков с лакомством. Конкретизируя нашу модель, предположим, что равновесная цена мороженого составляет $ 3 за стаканчик. [6]

Результаты  функционирования свободного рынка  приводят в восторг далеко не всех его участников. Так, Ассоциация потребителей мороженого считает, что цена в $ 3 слишком  высока и не позволяет каждому  желающему съедать одну порцию в  день (рекомендуемая ими норма). В  то же время из Национальной организации  производителей мороженого доносятся  стенания о том, что цена в $3 —  сложившаяся в результате конкуренции  — сокращает доходы фирм. Каждая из этих групп, используя все свое влияние, пытается воздействовать на правительство, которое, по их мнению, должно изменить результаты функционирования рынка с помощью прямого контроля над ценами. Конечно, поскольку покупатели любого товара всегда хотели бы платить меньшую цену, а продавцы — получить большую, интересы двух групп противоречат друг другу. Если потребителям мороженого удастся заставить политиков принять закон, отвечающий интересам покупателей, правительство установит официальный максимальный предел цены, по которой можно будет продавать мороженое, который называется «потолком» (верхним пределом) цены. Если успеха добьются производители мороженого, правительство установит официальный минимальный предел цены, который называется - «полом» - (нижним пределом) цены.  [6]

Механизм  установления верхнего предела цены.                     

Если  правительство, подталкиваемое жалобами потребителей мороженого, устанавливает потолок цены, ее воздействие на рынок мороженого зависит от соотношения рыночной и предписанной государством цены. В том случае, когда правительство устанавливает верхний предел цены в $ 4 (выше цены, уравновешивающей спрос и предложение $ 3), на рынке возникает ситуация, представленная на графике (а) (рисунок 2.1). В таком случае предельная цена называется несвязанной. Рыночные силы естественно движут экономику к равновесию, а установленный потолок не оказывает в этом случае существенного влияния. [6]

Информация о работе Теоретические основы государственного контроля над ценами