Теоретические основы государственного контроля над ценами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 22:42, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть регулирование цен государством и его эффективность.
Задачи данной работы:
рассмотреть вопросы ценообразования в условиях рыночной экономики;
рассмотреть государственное регулирование цен, раскрыть его сущность и цели;
описать формы и методы воздействия государства на цены;

Содержание

Введение
1 Теоретические основы государственного контроля над ценами
1.1 Механизм ценообразования в условиях рыночной экономики
1.2 Сущность и цели государственного регулирования цен
1.3 Формы и методы воздействия государства на цены
2 Государственное регулирование цен
2.1 Воздействие верхнего предела цены на результат функционирования рынка
2.2 Влияние нижнего предела цены на функционирование рынка
2.3 Регулирование цен на продукцию естественных монополистов
2.4 Контроль государства за соблюдением порядка применения регулируемых цен
2.5 Оценка государственного регулирования рыночных цен
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по микроэкономике Киреева Ю.А..docx

— 156.46 Кб (Скачать документ)

Конечно, правительство иногда имеет возможность улучшить результаты функционирования рынка. Политики стремятся установить контроль над ценами, так как они считают рыночные результаты несправедливыми. Контроль за ценами часто призван улучшить положение беднейших слоев населения. Например, закон о контроле за рентой направлен на увеличение доступности аренды жилья, а закон о минимальном размере оплаты труда — на избавление людей от бедности. [6]

Но очень  часто последствия установления контроля за ценами отрицательно сказываются именно на тех, кому стремятся помочь политики. Контроль за рентой сохраняет на низком уровне арендную плату, но он не стимулирует поддержание зданий в хорошем состоянии и осложняет поиск квартиры. Закон о минимальном размере оплаты труда ведет к росту доходов некоторых работников, но другое его следствие — увеличение безработицы. [6]

Для того чтобы оказать помощь нуждающимся, совсем не обязательно контролировать цены. Правительство имеет возможность сделать аренду жилья более доступной, субсидируя оплату части ренты беднейшим семьям. В отличие от контроля за уровнем ренты, рентные субсидии не ведут к сокращению объема предложения квартир и, следовательно, к дефициту жилья. [6]

Аналогично, субсидии заработной платы поднимают уровень жизни работающих представителей беднейших слоев населения, а у фирмы исчезает повод отказывать им в приеме на работу. Пример таких субсидий — налоговый кредит на заработанный доход, правительственная программа, которая направлена на повышение дохода малооплачиваемых рабочих. [6]

Хотя  политика субсидий (в сравнении с  контролем за ценами) более эффективна, но и она несовершенна. Рентные субсидии и субсидии на заработную плату стоят правительству денег и требуют повышения налогов. [6]

Заметим также, что такой контроль над  ценами осуществляет государство на законодательной основе. Но он имеет  вид вмешательства, нарушающего  механизм рыночного ценообразования по законам спроса и предложения. Подобное вмешательство, или контроль над ценами, способны осуществлять и любые другие монопольные структуры. В любом случае вмешательства такого рода способны блокировать рыночный механизм конкурентного ценообразования. Любой контроль над ценами не только нарушает, но и разрушает рыночную систему. Примером этого является командно-административная модель экономики с централизованным плановым способом принудительного установления цены. Следствием такой модели ценообразования стали разрушение рынков и тотальные дефициты абсолютно всех видов товаров. [3]

Государственное вмешательство в рыночное ценообразование обычно сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже рыночного равновесия спроса и предложения. Мотивацией такого вмешательства выступают, как правило, социальные проблемы: ограниченный доступ к ресурсам или потребительским благам; неравенство в доходах и т.д. Однако никогда еще не удавалось решить хотя бы одну из этих проблем методом вмешательства в механизм ценообразования. [3]

Последствия контроля над ценами могут быть многообразными, но все они, в особенности при  длительном их применении, как правило, имеют отрицательный эффект в социальной и экономической сфере. Такие последствия обнаружатся в товарном дефиците, нехватке и недопроизводстве товаров, что отрицательно скажется на всем обществе. [3]

Решена  ли проблема бедных слоев общества, которых правительство пыталось защитить, установив принудительно  низкие цены? Нет, не решена, поскольку  недопроизводство и дефицитность «уводят» даже имеющиеся товары в теневые спекулятивные сферы. Возникают теневые рынки, где дефицитные товары продаются по еще более высоким ценам, поскольку включают еще и спекулятивную надбавку. Социально не защищенным группам эти товары и цены стали еще более недоступными, а число неплатежеспособных граждан увеличилось. [3]

Контроль  над ценами приводит также к таким  экономическим последствиям, как сокращение производства, возникновение теневой экономики в различных сферах. Как известно, особенностью теневых структур является то, что они «неуловимы», в особенности для официального, государственного налогообложения. Следовательно, они сокращают реальные возможности для социальной защиты населения и бюджетных отраслей, поскольку не платят налоги государству. [3]

Внешними  последствиями разрушенного равновесия цен станут очереди потребителей за товарами, социальная напряженность и всеобщее недовольство политикой правительства. Потребуются такие меры, как нормирование, рационирование потребления недостающих дефицитных товаров, их распределение по карточкам, талонам и т.п.  На графике (рисунок 2.5) показана схема государственного контроля и вмешательства в рыночный ценовой механизм с его основными отрицательными последствиями. [3]

Рисунок 2.5 - Схема государственного контроля

Источник: Камаев, В.Д. Экономическая теория: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. — 10-е изд.,перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 592 с.

 

Нарушение законов ценообразования произошло, потому что спрос не ограничивался только группами социально незащищенного населения, для которых был установлен низкий уровень цен. Главное состоит в том, что этот принудительно «смещенный» спрос вызвал тенденцию сокращения производства и предложения товаров из-за их принудительно низких цен. Производители не заинтересованы выпускать и поставлять на рынок товары по ценам, не возмещающим издержки производства. Возникающий вследствие этого дефицит товаров окажется необычайно болезненным для потребителей и вызовет нарастающее социальное напряжение. [3]

Выводы  по разделу два.

1) «Потолок» цены представляет собой законодательную установленную максимальную цену, которую продавец вправе запрашивать за свой товар или услугу.

2) Когда правительство устанавливает сдерживающий верхний предел цены на конкурентном рынке, следствием его становится дефицит товара.

3) В случае, когда правительство устанавливает верхний предел цены выше равновесной цены, возникает ситуация, при которой предельная цена называется несвязанной. Рыночные силы движут экономику к равновесию, а установленный потолок не оказывает в этом случае существенного влияния.

4) Низший  предел цены («пол» цены) – это минимальная цена на товар, установленная правительством.

5) Когда равновесная  цена находится выше «пола»  цены, нижний предел цены несвязан  и рыночные силы естественно  движут экономику к равновесию. Нижний предел цены не оказывает никакого воздействия на состояние рынка.

6) Следствием установления нижнего связанного предела цены является избыток предлагаемой продукции.

7) В отношении  естественных монополий применяют  вторично-оптимальную политику установления цен на продукцию естественных монополий.

8) Государство определяет соответствующие органы государственной власти, осуществляющие контроль за соблюдением порядка применения регулируемых цен.

9) Государственное вмешательство в рыночное ценообразование обычно сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже рыночного равновесия.

10) Зачастую последствия установления контроля над ценами отрицательно сказываются на тех, кому стремится помочь государство.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей работе рассмотрены  основные механизмы государственного регулирования рыночных цен.

В экономике действуют два типа законов: законы спроса и предложения и законы, устанавливаемые правительством. В работе раскрыты основы взаимодействия этих законов.

Контроль над уровнем цен — общая черта различных рынков; его влияние часто обсуждается в прессе и в политических кругах. Для того чтобы осознать и оценить экономическую роль государства, в работе был проанализирован механизм регулирования цены на уровне «пола» и «потолка».

В результате исследований выявлено, что в случае естественной монополии высокие постоянные и низкие предельные затраты не позволяют произвести ценообразование по предельным затратам, что приводит к их убыточности. Существующие способы регулирования цен на продукцию естественного монополиста также рассмотрены в данном исследовании. Таким образом, цель работы достигнута, задачи – решены.

Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важно  государственное регулирование. Ценовая политика является частью экономической политики государства и в условиях рыночных отношений имеет важное значение. Она содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствует развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности. Для России очень важен мировой опыт государственного регулирования экономики, который необходимо изучать.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Борисов, Е.Ф. Основы экономических знаний: учебное пособие / Е.Ф. Борисов. - М.: Дрофа, 1998. – 416 с.

2. Гальперин, В.М. Микроэкономика: учебное пособие / В.М. Гальперин. - С.-П.: Экономическая школа,1997. – 349 с.

3. Камаев, В.Д. Экономическая теория: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. — 10-е изд.,перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 592 с.

4. Кушлин, В.И. Государственное регулирование рыночной экономики: учебное пособие / В.И. Кушлин. – М.: РАГС, 2005. – 805 с.

5. Макконнелл К. Экономикс: принципы, проблемы, политика: учебник. В 2 т. / К. Макконнелл, С. Брю. - М.: ИНФРА-М, 2000. – 528 с.

6. Мэнкью Грегори, Н. Принципы экономикс: учебник / Н. Грегори Мэнкью. - СПб: Питер Ком, 1999. – 784 с.

7. Попов Е. Ценообразование: методы установления цен и их классификация / Е.Попов, О.Крючкова // Маркетинг. - 2002. – № 5. - С.111-120.

8. Сажина, М. А., Чибриков, Г. Г. Экономическая теория: учебник для вузов. / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков - М.: НОРМА, 2001. - 456 с.

9.  Естественная    монополия и ее регулирование.   - http://www.inventech.ru/lib/micro/micro-0071/

10. Цели  и  задачи  государственного  регулирования   цен.  - http://www.bibliotekar.ru/cena-cenoobrazovanie-3/144.htm

11. Методы регулирования цен и контроля за ценами.  - http://rudiplom.ru/lectures/ceny-i-cenoobrazovanie/1889.html 

 

 


Информация о работе Теоретические основы государственного контроля над ценами