Теоретические основы государственного контроля над ценами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 22:42, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть регулирование цен государством и его эффективность.
Задачи данной работы:
рассмотреть вопросы ценообразования в условиях рыночной экономики;
рассмотреть государственное регулирование цен, раскрыть его сущность и цели;
описать формы и методы воздействия государства на цены;

Содержание

Введение
1 Теоретические основы государственного контроля над ценами
1.1 Механизм ценообразования в условиях рыночной экономики
1.2 Сущность и цели государственного регулирования цен
1.3 Формы и методы воздействия государства на цены
2 Государственное регулирование цен
2.1 Воздействие верхнего предела цены на результат функционирования рынка
2.2 Влияние нижнего предела цены на функционирование рынка
2.3 Регулирование цен на продукцию естественных монополистов
2.4 Контроль государства за соблюдением порядка применения регулируемых цен
2.5 Оценка государственного регулирования рыночных цен
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по микроэкономике Киреева Ю.А..docx

— 156.46 Кб (Скачать документ)

График (б) (рисунок 2.2) иллюстрирует другой, более интересный вариант, когда правительство определяет верхний предел цены в размере $ 2 за стаканчик.


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1 - Установление верхнего предела цены

Источник: Мэнкью Грегори, Н. Принципы экономикс: учебник /

Н. Грегори Мэнкью. - СПб: Питер Ком, 1999. – 784 с.

Так как  равновесная цена в $ 3 выше установленной  государством цены, предельную цену называют сдерживающим ограничением рынка. Силы спроса и предложения движут цену к равновесной цене, но рыночная цена «ударяется о потолок», препятствующий ее росту, и устанавливается на уровне верхнего предела цены. При этой цене объем спроса на мороженое (125 стаканчиков) превышает объем предложения (75 стаканчиков). [6]


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.2 - Установление верхнего предела цены

Источник: Мэнкью Грегори, Н. Принципы экономикс: учебник /

 Н. Грегори Мэнкью. - СПб: Питер Ком, 1999. – 784 с.

Возникает дефицит мороженого, а значит, некоторые  потребители, желающие приобрести мороженое, при существующей цене не смогут это сделать. [6]

Поскольку установление верхнего предела цены привело к появлению дефицита, формируется механизм естественного рационирования распределения мороженого — длинные очереди. Покупатели, имеющие возможность подождать в очереди, приобретут желанный стаканчик, в то время как люди, неимеющие желания или возможности терять время, не получат ничего. Продавцы распределяют мороженое по собственному усмотрению: продают его друзьям, родственникам или потребителям одной с ними национальности. Отметим, что хотя установление потолка цены продиктовано желанием помочь покупателям мороженого, выгоду извлекают далеко не все потребители. Некоторые потребители покупают мороженое по низкой цене, но им приходится выстаивать в очереди, другие — вообще не могут получить мороженого. [6]

Мы имеем  все основания сделать следующий  вывод: когда правительство устанавливает  сдерживающий верхний предел цены на конкурентном рынке, следствием его  становится дефицит товара; продавцы должны рационировать распределение ограниченного количества товара среди большого количества потенциальных покупателей. Механизм рационирования, возникающий при верхнем ограничении цены, в нормальных условиях нежелателен. Длинные очереди неэффективны, так как покупатели теряют в них время. Дискриминация, которая возникает при распределении товара по усмотрению продавца, неэффективна (потому что товар далеко не всегда получает покупатель, который его больше всего ценит) и несправедлива. Напротив, механизм распределения на свободном конкурентном рынке и эффективен и не подвержен влиянию отдельных личностей. Когда рынок мороженого достигает равновесия, все, кто желает заплатить рыночную цену, без проблем получают свой стаканчик мороженого. Свободный рынок распределяет товары с помощью цен. [6]

2.2 Влияние нижнего предела цены на функционирование рынка

Низший предел цены – это минимальная цена, установленная правительством. Любая  цена выше этого предела или равная ему законна, цена ниже этого предела  незаконна. Низший предел цены,  превышающий  равновесную цену, обычно вводится тогда, когда в обществе складывается представление, что свободная работа рыночной системы не обеспечивает достаточный  уровень дохода некоторым категориям поставщиков ресурсов или производителей. Законодательство о минимальном уровне заработной платы и поддержание цен на сельскохозяйственную продукцию – вот два примера установления правительством низшего предела цен.  Давайте рассмотрим эту тему применительно к конкретному продукту (мороженое). [5]

Механизм установления нижнего  предела цены.

Чтобы рассмотреть влияние другого  вида контроля за ценами, вернемся к рынку мороженого. Возьмем следующую ситуацию: правительство поддалось уговорам Национальной организации производителей мороженого и приняло решение об установлении нижнего предела цены. Определение «пола» цен, как и «потолка», есть попытка поддержать рыночные цены на неравновесном уровне. Если верхний предел цены — официальный максимум цены, нижний предел — официальный минимум цены. [6]

Когда правительство  устанавливает «пол» для цен  на мороженое, возможны два результата. Если правительство устанавливает  нижний предел цены в размере $ 2 за стаканчик, а равновесная цена составляет $ 3, получаем результат, представленный на графике (а) (рисунок 2.3). Так как равновесная цена находится выше «пола» цены, нижний предел цены несвязан и рыночные силы естественно движут экономику к равновесию. Нижний предел цены в этом случае не оказывает никакого воздействия на состояние рынка. [6]

График (б) (рисунок 2.3) иллюстрирует последствия установления нижнего предела цены в размере $ 4 за стаканчик. Так как равновесная цена составляет $ 3, пол превращается в ограничение рынка. Силы спроса и предложения движут цену в сторону равновесия, но она наталкивается на нижний предел. В этом случае рыночная цена равна нижней предельной цене. При этой цене объем предложения мороженого (120 стаканчиков) превышает объем спроса (80 стаканчиков). Производители, желающие продать мороженое, не имеют возможности реализовать его при текущей цене. Таким образом, следствие установления нижнего предела цены — избыток предлагаемой продукции. [6]

Как уже  отмечалось, верхний предел цены и  дефицит способствуют формированию нежелательного механизма распределения. В случае существования «пола» рыночной цены некоторые продавцы не имеют  возможности реализовать произведенную  продукцию. Преуспевают те из них, кто умеет использовать личные предпочтения покупателей, основанные на расовых или семейных соображениях. Напротив, на свободном рынке основным элементом механизма распределения служит цена, а поставщики продают все, что они произвели, ориентируясь на равновесную цену. [6]


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.3 - Установление нижнего предела цены

Источник: Мэнкью Грегори, Н. Принципы экономикс: учебник /

Н. Грегори Мэнкью. - СПб: Питер Ком, 1999. – 784 с.

 

2.3 Регулирование цен на продукцию естественных монополистов

Естественная монополия – это отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны только в том случае, если всего одна фирма обслуживает весь рынок. Она может существовать в результате барьеров для доступа конкурентов, привилегий государства или ограниченной информации. [9]

Естественная монополия отличается большой возрастающей отдачей от масштаба, а производственные затраты  много ниже в сравнении с совершенной конкуренцией или олигополией, и основана на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности или государственных лицензиях. [9]

Существует ряд отраслей (коммунальное хозяйство, телекоммуникации и др.), в которых преобладают естественные монополии. [9]

Существование естественной монополии  является главным доводом в пользу национализации таких отраслей, как, например, железнодорожный транспорт. Одной из причин появления и существования монополии является наличие столь значительной экономии от масштаба производства, что возможно присутствие на рынке лишь одного поставщика, получающего положительную прибыль. В этом случае говорят о естественной монополии. [9]

Ситуация естественной монополии представлена на рисунке 2.4. Здесь LAC и LMC — кривые средних и предельных затрат длительного периода, D — кривая спроса, MR — соответствующая ей кривая предельной выручки. Оптимальный выпуск и цена (Q1, P1) определяются, как обычно, пересечением кривых LMC и MR. Прибыль монополиста составит в этом случае сумму, равную площади СР1АВ. [9]

 

 

Рисунок 2.4 - Естественная монополия и ее регулирование

Источник: Естественная    монополия и ее  регулирование.   - http://www.inventech.ru/lib/micro/micro-0071/

Но выпуск Q1 «слишком мал», а цена P1 «слишком высока». Заметим, что наиболее целесообразным для общества был бы выпуск Q3 и цена P3, на что монополист не пойдет. Поэтому регулирующий орган должен бы установить на продукцию этой монополии цену Р3 = LMC(Q3) = AR(Q3). Проблема в том, что такая цена не возместила бы затрат на производство продукции, она оказалась бы ниже средних затрат при объеме производства Q3, P3 < LАС (Q3) = GQ3 = ОН. В итоге монополист, производящий оптимальный с точки зрения общества объем продукции Q3, получал бы отрицательную прибыль (убыток), равную площади P3HGF . Чтобы монополия не покинула рынок, необходимо было бы предоставить ей дотацию в размере, по крайней мере, равном той же величине P3HGF. Но, как мы знаем, предоставление дотаций может привести, хотя и не обязательно, к чистым потерям для общества. [9]

Высокие постоянные и низкие предельные затраты отличают естественные монополии. Поэтому ценообразование по предельным затратам приводит к их убыточности. [1]

Политика в отношении естественных монополий должна быть следующей. Нежелательно предоставлять их самим себе, поскольку «слишком малый выпуск» будет результатом монопольно высоких цен. В то же время нереалистично ожидать, что естественные монополии станут производить при ценах, установленных на уровне предельных затрат, из-за возникающих убытков. В различных странах эту проблему решают по-разному. В одних естественные монополии остаются частными компаниями, но регулируются специальными органами, как, например в США. В других они управляются непосредственно государством или, как, например, во Франции, получают относительно самостоятельный статус в рамках общественного сектора экономики. [2]

Как компромиссное решение регулирующий орган мог при установлении цены ориентироваться на равенство спроса (средней выручки) и средних затрат, т. е. установить цену P2 = LAC(Q2) = АR(Q2), при которой экономическая прибыль монополиста будет нулевой. В этом случае необходимость в дотации отпадает, но, поскольку Р2 >MC(Q2), выпускаемой монополистом продукции вновь оказывается «слишком мало» (по сравнению с Q3). Такое решение называют вторично-оптимальной политикой установления цен на продукцию естественных монополий, наиболее известным примером, которой для многопродуктовой естественной монополии является ценообразование по Рамсею. [2]

 

2.4 Контроль государства за соблюдением порядка применения регулируемых цен

Государство не только определяет перечень продукции, цены на которую подлежат регулированию, сферы применения такого регулирования, но и определяет органы государственной власти, осуществляющие этот контроль. [10]

К органам контроля цен относятся: на федеральном уровне — Министерство экономики РФ, на уровне субъектов  РФ — орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий контроль за ценами в пределах своей компетенции, на местном уровне — орган местного самоуправления. Кроме того, финансовые и антимонопольные органы, органы регулирования естественных монополий и государственной налоговой службы, государственные торговые инспекции и другие имеют право осуществлять контроль за соблюдением порядка применения цен и тарифов. [10]

Нарушение порядка применения цен  и тарифов — это несоблюдение субъектом предпринимательской  деятельности установленных цен  или условий, их ограничивающих, непредставление  в срок по требованию органа контроля цен документов и иной информации, необходимой для проведения проверки. [10]

Органам контроля цен предоставлены  достаточные полномочия для осуществления  своих контрольных функций. Они беспрепятственно проверяют действующие на территории, находящейся в их ведении, все субъекты предпринимательской деятельности в отношении соблюдения ими порядка применения цен и тарифов; принимают решения о финансовых санкциях и взыскании сумм штрафа в установленном размере; в ходе проверки или после нее дают предписания, обязательные для исполнения, об устранении нарушений порядка применения цен и тарифов; привлекают к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей предприятий, виновных в нарушении порядка применения цен и тарифов. [10]

Полномочия органов контроля цен  местного самоуправления распространяются только на субъекты предпринимательской  деятельности, находящиеся в муниципальной  собственности. [10]

Проверяемые предприятия обязаны  представить всю необходимую  информацию органам контроля. Сведения, составляющие коммерческую тайну и  полученные органами, осуществляющими  контроль за соблюдением порядка применения цен, не подлежат разглашению. [10]

При выявлении нарушений порядка  применения цен и тарифов размер финансовых санкций определяется как  разница между фактически примененной  ценой и ценой, сформированной в  соответствии с действующим законодательством  и нормативными актами, в пересчете  на объем реализованной продукции. [10]

Если предприятие само выявило  несоблюдение установленных цен  или условий, их ограничивающих, оно  самостоятельно осуществляет перерасчет с потребителями или в случае невозможности такого перерасчета  вносит в бюджет сумму разницы  между фактически примененными ими  ценами и ценами, сформированными  в соответствии с действующим  законодательством, в перерасчете  на объем реализованной продукции. [10]

По итогам проверки составляются акты проверки, которые, в свою очередь, являются основанием для принятия органами контроля решений о применении финансовых санкций и взыскании сумм штрафа. Взыскание названных санкций  и штрафа по решению органов контроля цен осуществляют налоговые органы. Решения органов контроля цен  могут быть обжалованы предприятиями  в суде или арбитражном суде. [10]

2.5 Оценка  государственного регулирования  рыночных цен

Рынок обычно являет собой хороший способ организации  экономической деятельности. Вот  почему экономисты почти всегда выступают против установления верхних и нижних пределов цен. По мнению экономистов, цены — итог принятия компаниями и потребителями миллионов решений, определяющих кривые спроса и предложения. Цены играют важнейшую роль в достижении равновесия спроса и предложения и, следовательно, координации экономической деятельности. Законодательное установление цен игнорирует сигналы, детерминирующие распределение ресурсов общества. [6]

Информация о работе Теоретические основы государственного контроля над ценами