Теории ценообразования, их сравнительный анализ и практическая значимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:24, курсовая работа

Описание

Целью этой курсовой работы является выявить сущность ценообразования и провести сравнительный анализ теорий стоимости.
Все эти вопросы будут подробно рассмотрены в работе. Но начать хотелось бы с определения понятия цены и ценообразования и далее остановиться на теориях ценообразования. Обзор этих вопросов позволит более полно раскрыть тему работы.

Содержание

Введение 3
1.Система ценообразования 5
1.1 Сущность ценообразования 5
1.2.Сущность цены и ее функции 6
1.3. Системы и виды цен 10
1.4. Основные методы ценообразования 14
2. Сравнительный анализ теорий стоимости А. Смита и Д. Рикардо 19
2.1.Концепция теории стоимости А. Смита 19
2.2 Двойственная теория стоимости Риккардо 21
3.Ценообразование и регулирование цен в России 27
Заключение 33
Список использованных источников 36

Работа состоит из  1 файл

М О Я К У Р С О В А Я.docx

— 128.92 Кб (Скачать документ)

 

ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт – Петербургский  торгово-экономический университет»

 

Кафедра экономической теории и мировой экономики

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по экономической теории

Тема: «Теории ценообразования, их сравнительный анализ и практическая значимость»

 

 

 

 

Выполнил студент: Таличенкова  Н.Н.

гр. 2212 факультет ФЭФ курс 1

Научный руководитель: Сеньков М.И.

 

 

 

Санкт-Петербург

2012 г.

Содержание:


 

Введение 3

1.Система ценообразования 5

1.1 Сущность  ценообразования 5

1.2.Сущность цены  и ее функции 6

1.3. Системы и виды  цен 10

1.4. Основные методы  ценообразования 14

2. Сравнительный анализ  теорий стоимости А. Смита и  Д. Рикардо 19

2.1.Концепция теории  стоимости А. Смита 19

2.2 Двойственная теория  стоимости Риккардо 21

3.Ценообразование  и регулирование цен в России 27

Заключение 33

Список использованных источников 36

 

 

Введение

Цена и ценообразование  являются центральными элементами рыночной экономики. Это довольно актуальные вопросы в современном экономическом обществе. Особое место в системе рыночной экономики занимают цены, ценообразование, ценовая политика.

Цена представляет собой  экономическую категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар.

Далеко не все знают, что  в экономике под единым понятием «цена» понимается множество разновидностей цен, включая оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные рыночные, государственные, контрактные, прогнозные, проектные, лимитные, мировые и ряд других.

Будучи широко употребляемыми в экономике любого типа (централизованной, рыночной, смешанной), цены формируются и действуют в разных экономических системах по- разному. В соответствии с коммунистической чисто распределительной доктриной экономика вообще не может обойтись без денег, а, следовательно, и без цен, тогда как рыночная экономика без цен становится бессмысленной.

Цены, несомненно, представляют собой гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой механизм людьми. В директивно управляемой экономике цены используются как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как в рыночной экономике они образуют часть системы саморегулирования.

В ценовом механизме следует  различать и выделять две взаимодействующие  части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения и, с другой — ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование предопределяет величину цены. Но чаще всего ценообразование от нас скрыто, а цены мы видим наяву. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм. В экономической науке нет однозначного ответа на вопрос о природе новой стоимости. Здесь сложились две прямо противоположные теории, в которых предприняты попытки обнаружить закономерные процессы образования и распределения вновь создаваемой стоимости. Классики английской политической экономии А. Смит и Д. Рикардо выдвинули теорию прибавочной стоимости, которую наиболее полно развил К. Маркс в "Капитале". А. Смит в труде "Исследование о природе и причинах богатства народов". Он утверждал: "Стоимость, которую рабочие прибавляют к стоимости материалов, распадается сама... на две части, из которых одна идет на оплату их заработной платы, а другая - на оплату прибыли их предпринимателя на весь капитал, который он авансировал в виде материалов и заработной платы".

Д. Рикардо сформулировал закон, согласно которому величины заработной платы и прибыли находятся в обратной пропорциональной зависимости. Он пришел к заключению: "Какая доля продукта уплачивается в форме заработной платы - вопрос в высшей степени важный при изучении прибыли, ибо нужно сейчас же заметить, что последняя будет высока или низка в той же самой пропорции, в какой будет низка или высока заработная плата".

Целью этой курсовой работы является выявить сущность ценообразования  и провести сравнительный анализ теорий стоимости.

Все эти вопросы  будут подробно рассмотрены в работе. Но начать хотелось бы с определения понятия цены и ценообразования и далее остановиться на теориях ценообразования. Обзор этих вопросов позволит более полно раскрыть тему работы.

Структура работы: данная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка используемой литературы, содержащего17 источников.

Для написания работы использовалась специальная литература по экономике: учебники, учебные пособия, справочная информация.

 

1.Система ценообразования

1.1 Сущность  ценообразования

Ценообразование - процесс  формирования цен на товары и услуги. Характерны две основные системы  ценообразования: рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное государственное ценообразование - формирование цен государственными органами. Ценообразование представляет собой, с одной стороны, связь между ценообразующими факторами  и ценой, другой – способ формирования цены, технологию процесса ее зарождения и функционирования, изменения во времени.

 Процесс ценообразования складывается из ряда последовательных этапов:

1. Выявление факторов  внешней среды, влияющих на  уровень цены.

2. Постановка целей ценообразования.

3. Выбор метода ценообразования.

4. Формирование ценовой  стратегии предприятия.

5. Разработка тактики ценообразования.

6. Установление первоначальной цены на товар.

7. Рыночная корректировка цены.

8. Страхование цены от неблагоприятных внешних воздействий.

Цели и задачи ценообразования

Прежде всего, фирме необходимо определиться с целями ценовой политики. Обычно этих целей несколько. Среди  них:

- обеспечение существования  фирмы на рынках. Проблемы могут  возникнуть из-за конкуренции  или изменившихся запросов потребителей. Чтобы обеспечить работу предприятий  и сбыт своих товаров, фирмы  вынуждены устанавливать низкие  цены в надежде на благожелательную  ответную реакцию потребителей. При этом прибыль может терять  свое первостепенное значение. Но  пока цена покрывает издержки, производство может продолжаться.

- максимизация прибыли.  Многие предприниматели хотели  бы установить на свой товар  цену, которая обеспечивала бы  максимум прибыли. Для этого  определяют возможный спрос и  предварительные издержки по  каждому варианту цен. Из альтернатив  выбирается та, которая принесет  в краткосрочной перспективе  максимальную прибыль. В реализации  данной цели ориентируются на  краткосрочные ожидания прибыли  и не учитываются долгосрочные  перспективы, определяемые использованием  всех Других элементов маркетинга, политикой конкурентов, регулирующей  деятельностью государства;

- максимальное расширение  оборота. Цену, направленную на  максимизацию оборота, применяют  тогда, когда продукт производится  корпоративно и сложно определить  всю структуру и функции издержек. Здесь же важно оценить спрос.  Реализовать данную цель можно  посредством установления процента  комиссионных от объема сбыта.

- оптимальное увеличение  сбыта. Предприниматели, считают,  что увеличение объема сбыта  приведет к снижению издержек  на единицу продукции и к  увеличению прибыли. Исходя из  возможностей рынка, устанавливают  цену как можно ниже, что именуется  “ценовая политика наступления  на рынок''. Фирма снижает цены  на свою продукцию до минимально  допустимого уровня, повышая долю  своего рынка, добивается снижения  издержек единицы товара и  на этой основе может и дальше  снижать цены. Но такая политика  приносит успех только если  чувствительность рынка к ценам  велика, если реально уменьшить  издержки производства и распределения  в результате расширения объемов  производства и, наконец, если  снижение цен отодвинет конкурентов  в сторону;

- “снятие сливок'' благодаря  установлению высоких цен. Фирма  устанавливает на каждое свое  производственное нововведение  максимально возможную цену благодаря  сравнительным преимуществам новинки.  Когда сбыт по данной цене  сокращается, фирма снижает цену, привлекая к себе следующий  слой клиентов, достигая в каждом  сегменте целевого рынка максимально  возможного оборота;

- лидерство в качестве. Фирма, которая способна закрепить  за собой такую репутацию, устанавливает  высокую цену, чтобы покрыть большие  издержки, связанные с повышением  качества и необходимыми для  этого затратами. Скажем, фирма  “Катерпиллар” предлагает строительные машины высшего качества и отличное сервисное обслуживание. Она может себе позволить достижение цели лидерства, в качестве при более высоких ценах, чем у ее конкурентов.

Указанные цели ценовой политики соотносятся между собой, далеко не всегда совпадая. На разных этапах фирма  может уделять приоритетное внимание различным целям.

1.2.Сущность цены и ее функции

Цена - многофункциональное  экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические  последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком  анализе закономерностей и тенденций их  изменения  заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.

Цена - сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на  деньги. Цены, процессы их образования и изменения представляют  собой предмет статистического исследования. Статистика цен - самостоятельный блок, входящий как  составная часть в статистику рынка и соответственно в социально-экономическую статистику. Известны два основных источника информации по ценам. Первым является наблюдение за изменениями цен тарифов на потребительском рынке, которое проводится с 1992 года специальной службой при Госкомстате РФ. Эта служба занимается сбором и обработкой данных о розничной торговле, объеме производства, обследованием покупок, используя данные статистики производства, налогов и торговой статистики. Вторым важным источником информации являются бюджетные обследования как одна из форм выборочного статистического исследования доходов, расходов и потребления населения. На основании этих источников рассчитывается индекс потребительских цен (ИПЦ) (который иногда называют индексом стоимости жизни) по фиксированному набору основных потребительских товаров и услуг.

Методология расчета является единой для многих стран, что позволяет  производить международные сопоставления ИПЦ. Сложились уже и альтернативные службы статистики цен. Сущность цены, ее экономическая природа проявляются в  двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает  как:

- индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентности на рынке и  т. д.);

-  маркетинговый регулятор  рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных  запасов и т. д.  В качестве регулятора цены позволяют ограничивать  потребление ресурсов и являются мотивацией для производства.

Рыночная цена выполняет  различные функции. Цена - это посредник и соизмеритель при обмене товаров на деньги. Цена - важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства. Цена - инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена -  это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы.

Функции цены

Функции, характеризуют роль, которую цены играют в экономике. При этом надо иметь в виду, что функции цен и способы их реализации различаются в зависимости от природы той экономической среды, в которой действуют, используются цены. Прежде всего, имеется в виду различие действия ценового механизма в экономике централизованно-государственного и рыночного типа.

Первичной функцией цены следует  считать измерительную. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность в акте купли-продажи. Зная цену весовой, объемной, штучной единицы товара и умножая ее на количество продаваемых продавцом и приобретаемых покупателем единиц, мы устанавливаем величину денежного платежа за товары и услуги. Исходя из цены рабочей силы, труда, измеряется заработная плата.

С измерительной функцией цены соседствует соизмерительная, заключающаяся в сопоставлении ценностей разных товаров. Сравнивая цены, мы получаем возможность различать более или менее дорогие товары, дорогие и дешевые. Если цена адекватно отражает полезность, то она может использоваться и при сопоставлении не только денежной ценности, но и полезности товаров. Благодаря измерительной функции цена обретает учетную функцию. Переводя показатели количества и качества товаров в материально-вещественном выражении, измеренные в физических единицах, в адекватные показатели, измеренные в денежных единицах, цена становится вспомогательным инструментом учета. Одно дело, когда фиксируется наличие в имущественном комплексе предприятия 5станков, и другое дело, когда учет свидетельствует о наличии 5 станков с ценой каждого 3 миллиона денежных единиц на общую сумму 15 миллионов денежных единиц. Учетная функция цены позволяет также учитывать затраты на производство продукции.

Информация о работе Теории ценообразования, их сравнительный анализ и практическая значимость