Теории ценообразования, их сравнительный анализ и практическая значимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:24, курсовая работа

Описание

Целью этой курсовой работы является выявить сущность ценообразования и провести сравнительный анализ теорий стоимости.
Все эти вопросы будут подробно рассмотрены в работе. Но начать хотелось бы с определения понятия цены и ценообразования и далее остановиться на теориях ценообразования. Обзор этих вопросов позволит более полно раскрыть тему работы.

Содержание

Введение 3
1.Система ценообразования 5
1.1 Сущность ценообразования 5
1.2.Сущность цены и ее функции 6
1.3. Системы и виды цен 10
1.4. Основные методы ценообразования 14
2. Сравнительный анализ теорий стоимости А. Смита и Д. Рикардо 19
2.1.Концепция теории стоимости А. Смита 19
2.2 Двойственная теория стоимости Риккардо 21
3.Ценообразование и регулирование цен в России 27
Заключение 33
Список использованных источников 36

Работа состоит из  1 файл

М О Я К У Р С О В А Я.docx

— 128.92 Кб (Скачать документ)

Со времени принятия президентского указа «О мерах по либерализации  цен» принципы ценообразования в  России практически не изменились. Подавляющее большинство цен  свободно формируются на рынке под  воздействием спроса и предложения. До определённого времени государство  только сокращало свою роль и контрольные  функции в этой сфере. А круг товаров  и услуг, на которые распространяется государственное регулирование  цен, последовательно сужался. Сегодня  согласно действующему Постановлению  Правительства Российской Федерации  от 7 марта 1995 года №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», в которое за последние 15 лет 19 раз вносились изменения, Правительство России осуществляет государственное регулирование  цен и тарифов на следующие  виды товаров (услуг):

- природный (попутный, сжиженный,  сухой) газ;

- продукция ядерно-топливного  цикла;

- электрическая и тепловая  энергия, поставляемая на оптовый  рынок;

- транспортировка нефти  и нефтепродуктов по магистральным  трубопроводам;

- продукция оборонного  назначения;

- алмазное сырьё, драгоценные  камни;

- протезно-ортопедические  изделия;

- перевозки грузов, пассажиров, багажа на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном  сообщении);

- аэронавигационное обслуживание  воздушных судов, услуги в аэропортах;

- отдельные услуги почтовой  и электрической связи;

- водка, ликёроводочная  и другая алкогольная продукция  крепостью выше 28 градусов;

- этиловый спирт;

- лекарственные средства, включённые в перечень жизненно  необходимых и важнейших лекарственных  средств.

Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют регулирование цен по следующим  видам товаров и услуг:

- энергетические ресурсы,  реализуемые управляющим компаниям,  жилищным организациям, ТСЖ;

- предельные оптовые и  розничные надбавки к ценам  на лекарства, включённые в  перечень жизненно необходимых  и важнейших лекарственных средств;

- перевозки пассажиров  всеми видами общественного транспорта, включая метрополитен, в городском  и пригородном сообщении (кроме  железнодорожного транспорта);

- социальные услуги, предоставляемые  населению в государственных  и муниципальных учреждениях  социального обслуживания.

Кроме того, согласно Постановлению  №239 органы исполнительной власти субъектов  Федерации могут устанавливать  предельные наценки на продукты детского питания, могут влиять на тарифы пригородных  железнодорожных перевозок и  вправе устанавливать предельные оптовые  и розничные надбавки к ценам  на лекарства, которые не включены в  перечень жизненно необходимых и  важнейших лекарственных средств. Регулирование тарифов на железнодорожном транспорте осуществляется путём утверждения самих тарифов или их предельного уровня, а также посредством контроля за правильностью их применения. При этом на международные транзитные железнодорожные перевозки по территории России тарифы регулирует Министерство транспорта Российской Федерации, на все остальные перевозки по железной дороге - Федеральная служба по тарифам. Согласно федеральному закону «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» тарифы на жилищно-коммунальные услуги регулируются органами власти всех уровней - от федеральной до муниципальной. Ежегодно Федеральная служба по тарифам устанавливает по регионам предельные индексы максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. На их основе органы исполнительной власти субъектов Федерации устанавливают предельные индексы для муниципальных образований, которые и утверждают окончательные ставки тарифов. В соответствии с федеральным законодательством и постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2005 года №637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи» Федеральная служба по тарифам устанавливает предельные максимальные тарифы на услуги телефонной связи и унифицированные для всех категорий тарифы на услуги почтовой и телеграфной связи. Операторам связи предоставлено право устанавливать тарифы на услуги телефонной связи не выше максимальных значений с возможностью дифференцирования по времени суток, дням недели, выходным и нерабочим праздничным дням, по набору и объёму оказываемых услуг связи.

Таким образом, в течение  длительного времени основным, и  по сути, единственным, элементом государственной  политики ценообразования являлось регулирование тарифов естественных монополий. Нужно отметить, что в  течение, буквально, последнего года государство  стало проводить более активную политику в сфере ценообразования  и распространять методы регулирования  цен и тарифов не только в отношении  услуг естественных монополий, но и  в отношении товаров, имеющих  важное социальное значение.

Так, с 1 февраля 2010 года вступил  в силу федеральный закон «Об  основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», который допускает введение государством предельных цен на социально-значимые продукты питания (в списке Министерства промышленности и торговли 33 наименования продуктов, среди которых мясо, курица, молоко, хлеб, картофель, сыры, чай). Согласно закону в случае, если в течение 30 дней подряд на территории отдельного региона рост розничных цен на отдельные виды социально значимых товаров составит 30% и более, Правительство  России имеет право на срок до 3 месяцев  установить предельно допустимые розничные  цены. Ещё до принятия этого закона государство уже прибегало к  регулированию цен на социально-значимые продукты питания осенью 2007 года. Тогда  при посредничестве Правительства  России между сельхозтоваропроизводителями и компаниями розничной торговли было подписано «джентльменское» соглашение, устанавливающее срок фиксации цен  на молоко, хлеб, масло и яйца до 1 февраля 2008 года с последующим продлением до 1 мая 2008 года.

В ближайшее время должны измениться принципы ценообразования на фармацевтическом рынке, а государство начнёт более жёстко регулировать цены на жизненно важные лекарства. 31 марта 2010 года Советом Федерации был одобрен Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств», который обязывает производителей регистрировать оптовые цены на лекарства, входящие в правительственный перечень жизненно необходимых лекарственных средств. К ценам производителей добавятся максимальные оптово-розничные надбавки, которые будут устанавливаться властями субъектов Федерации и не смогут превышать 40% от стоимости производителя. Таким образом, цены на жизненно важные медикаменты должны быть зафиксированы. Изменились подходы и к формированию государственной ценовой политики на рынке алкогольной продукции.

С 1 января 2010 года Федеральная  служба по регулированию алкогольного рынка Приказом от 30 ноября 2009 года №17 установила минимальную цену на водку в размере 89 рублей за 0,5 литра  готовой продукции. Эта цена включает в себя ставки акциза, налог на добавленную  стоимость, лицензионный сбор. Наказание  за нарушение указанной нормы  согласно ст.14.6 Кодекса об административных правовых нарушениях составляет для  предприятий розничной торговли 100 тысяч рублей, и во многих регионах уже широко применяется. Министерство регионального развития Российской Федерации, Федеральный центр ценообразования  в строительстве и промышленности строительных материалов совместно  с Региональным центром по ценообразованию  в строительстве Калининградской  области 19-20 мая 2010 г. проводили семинар  для руководителей и специалистов предприятий строительной отрасли  «Ценообразование и сметное нормирование в строительстве. Реализация государственной  политики».

В настоящее время система  ценообразования находится в  стадии реформирования, а вопросам определения стоимости строительства  уделяется все больше и больше внимания на уровне Правительства Российской Федерации. Федеральным центром  ценообразования в строительстве  завершается первый этап работы по реализации новой Концепции развития и совершенствования российской системы ценообразования.

Ценообразование в системе  страхования

Страховой рынок - это особая социально-экономическая структура, специфическая форма денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает  услуга по страховой защите. Обязательное условие функционирования страхового рынка - наличие страховщиков. Свобода  ценообразования, реализуемая в  тарифных ставках на те или иные страховые услуги, создает условие  для конкуренции между страховщиками. В результате работы страховщиков у  них образуются ресурсы страхового фонда, и от того, как они используются, зависит их финансовое положение.

Участники страхового рынка:

- страховщики (продавцы);

- страховые компании, специализированные организации;

- страхователи (покупатели);

- физические и юридические лица;

- страховые агенты и  страховые брокеры (посредники);

- они выступают между  продавцами и покупателями и  своими услугами содействуют  заключению договора страхования.

Специфическим товаром, предлагаемым на страховом рынке, является страховая услуга. Она имеет:

- потребительную стоимость;

- обеспечение страховой  защиты, при наступлении страхового  события страховщик выплачивает  страхователю страховое возмещение;

- стоимость;

- затраты труда, которые  находят денежное выражение в цене страховой услуги.

Ценой на страховую услугу является страховой тариф (тарифная ставка). Страховой тариф - это выраженная в рублях плата единицы страховой  суммы или процентная ставка от совокупности страховой суммы. Страховая сумма - размер денежных средств, на который  фактически застрахованы объекты (имущество, жизнь, здоровье).

Страховой тариф (брутто-ставка) состоит из 2 основных частей:

- нетто-ставка;

- предназначена для покрытия  ущерба в пределах той ответственности,  которую взял на себя страховщик, т.е. нетто-ставка предназначена  для выплат страхового возмещения.

В основе расчета нетто-ставки лежит убыточность страховой суммы:

- нагрузка;

- часть брутто-ставки, за  счет которой возмещаются накладные  расходы страховщика, связанные  с проведением страхования, отчислениями  в различные фонды, а также  прибыль страховщика.

Этапы расчета страхового тарифа:

1. По каждому прошедшему  году (обычно берется 3-5 лет) рассчитывается  фактическая убыточность страховой  суммы как отношение выплаченных  страховых возмещений к общей сумме застрахованных объектов.

2. На основании полученного  ряда исходных данных рассчитывается  прогнозируемый уровень убыточности  страховой суммы с использованием методов прогноза.

3. Вводится рисковая надбавка  для формирования средств по  выполнению обязательств перед  страхователями на случай, если  фактическая убыточность страховой  суммы превысит прогнозируемый уровень.

4. Находится нетто-ставка  путем суммирования прогнозируемого  уровня убыточности страховой  суммы и рисковой надбавки. Поскольку  нетто-ставка целиком предназначена  для создания фонда выплат  перед страхователями, то страховая  фирма должна собрать столько  страховых взносов, сколько предстоит  выплатить страхователям. На практике  происходят отклонения в ту или иную сторону. Если образовался остаток нетто-ставки, то он направляется в резервный фонд.

5. Рассчитывается страховой  тариф с учетом нетто-ставки и нагрузки.

Факторами, влияющими на размер страхового тарифа, являются:

- затраты на осуществление  деятельности по страхованию и ожидаемая прибыль;

- соотношение спроса и  предложения на страховые услуги;

- величина и структура  страхового портфеля;

- качество предлагаемых  услуг.

 

Заключение

Подводя итоги сравнительного анализа двух теорий новой стоимости, можно сделать ряд выводов.

Во-первых, рассмотренные  нами концепции являются гипотезами, которые внесли определенный вклад  в понимание разных срезов экономики  бизнеса: теория прибавочной стоимости  проанализировала область отношений  между наемными работниками и  предпринимателями, которые связаны  с производством и распределением новой стоимости;

теория трех факторов и  их предельной производительности описала  экономические связи, касающиеся создания новых благ.

Во-вторых, обе теории отразили исторически ограниченное пространство действия открытых ими тенденций  и закономерностей. Они не соответствуют  качественно новым экономическим  условиям, характерным для постиндустриального  и посткапиталистического общества.

В-третьих, концепция прибавочной  стоимости анализирует преимущественно  эндогенную (внутреннюю)- подсистему бизнеса, в силе чего она содержит материал, не поддающийся строгой математической обработке. В отличие от этого  концепция предельной производительности изучает в большей мере экзогенную (внешнюю) подсистему бизнеса, что позволяет  широко применить математику для  выявления закономерностей функционирования данной подсистемы.

В условиях рыночной экономики  цена является одним из наиболее важных синтетических показателей, существенно влияющих на финансовое положение предприятия. Это объясняется тем, что от уровня цены зависит величина прибыли коммерческой организации, конкурентоспособность предприятия и его продукции. Цена является важнейшим инструментом внутрифирменного планирования и служит ориентиром принятия хозяйственных решений.

Цена влияет на характеристики товара, методы его продвижения и  каналы распространения, равно как  и все эти факторы влияют на цену.  Предприятие не просто устанавливает  единую цену, а скорее создает целую  систему ценообразования, которая  охватывает цены на различные товары их ассортимент. Структура ценообразования  изменяется одновременно с тем, как  товар проходит свой жизненный цикл. Предприятие корректирует цены на товар, исходя из издержек и спроса, учитывая различные ситуации и потребности  покупателей.

Информация о работе Теории ценообразования, их сравнительный анализ и практическая значимость