Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 19:09, курсовая работа
Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:
- Рассмотреть теоретические положения конкуренции и проследить её генезис.
- Проанализировать различные типы рынков.
- Используя данные о реальных рынках, выявить теоретические модели, которые им соответствуют
ВВедение 3
1 Теория конкуренции 5
1.1 Строение рынков 5
1.2 Понятие конкуренции и соперничества 9
1.3 Организация теории 12
2 Совершенная конкуренция 16
2.1 Допущения совершенной конкуренции 16
2.2 Рыночный спрос и спрос на продукцию отдельной компании 20
2.3 Определение цены и объёма производства 22
3 Несовершенная конкуренция 30
3.1 Монополия 30
3.2 Олигополия 39
3.3 Монополистическая конкуренция 43
Заключение 49
Список литературы 51
КуБАНский государственный аграрный университет
Факультет
менеджмент организации
« ТЕория Конкуренции
»
Факультет: экономический
Группа: МО 1004
Студент: Абрамян К. Т.
Преподаватель: Андреев А.А.
Оценка:
Краснодар 2011
Содержание
ВВедение 3
1 Теория конкуренции 5
1.1 Строение рынков 5
1.2 Понятие конкуренции и соперничества 9
1.3 Организация теории 12
2 Совершенная конкуренция 16
2.1 Допущения совершенной конкуренции 16
2.2 Рыночный спрос и спрос на продукцию отдельной компании 20
2.3 Определение цены и объёма производства 22
3 Несовершенная конкуренция 30
3.1 Монополия 30
3.2 Олигополия 39
3.3 Монополистическая конкуренция 43
Заключение 49
Список литературы 51
В
русской экономической
Между тем, на Западе определенная ограниченность чистой конкуренции общеизвестна. Еще в 50-60-е годы на неё указали крупнейшие современные экономисты Ф. Фон Хайек и Э. Пенроуз. Первый из них, в частности, продемонстрировал, что теория совершенной конкуренции (т.е. самая сердцевина курса экономикс) фактически базируется на предположении, будто конкуренции… вообще не существует. Вторая аргументировано доказала, что «фирма» из учебников – это что угодно, но только не реальная, действующая на настоящем рынке.
Ныне,
несколько десятилетий спустя после
сенсационного «бунта» учёных, многое
устоялось и заняло своё место
как в науке, так и в учебном
процесс. Чистая теория сохранила свои
позиции в качестве очень важного
инструмента экономического анализа,
используемого при решении
Поэтому
изучать сложные процессы, происходящие
как в отдельных компаниях, так
и в экономике в целом
В работе использованы переводные зарубежные и отечественные источники. В основном все они построены на принципе «от теории к практике», а не «от практики к теории», т.е. реально существующий рынок рассматривается в рамках данной теоретической модели. В связи с этим, характеризуя литературу, посвящённую данной проблематике, можно выделить основные три группы работ. К первой группе относятся источники, в которых рассматривается непосредственно теория. К ним относятся труды Роберта Пиндайка, Даниэля Рубинфельда, Д. Хаймана, Майкла Байе, В. Гальперина, Р. Нуреева. Вторую группу составляют труды, в которых авторами изложены концепции и практические методы изучения конкурентных рынков, сюда входят работы Майкла Портера и А. Юданова. Третью группу образуют периодические издания, в которых представлены статьи, содержащие информацию о структуре реальных рынков и о характере конкурентных отношений.
Цель работы – проанализировать теоретические модели различных типов рынков, и проверить возможность применения их на практике.
Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:
- Рассмотреть теоретические положения конкуренции и проследить её генезис.
- Проанализировать различные типы рынков.
- Используя данные о реальных рынках, выявить теоретические модели, которые им соответствуют
Четко
поставленная тема курсовой работы, подразумевает
следующую структуру: работа состоит
из введения, четырех глав и заключения.
В первой главе содержаться основные
теоретические аспекты
В работе также использованы графики, схемы, таблицы, которые дают наглядное представление об изучаемом предмете.
В экономической теории принята следующая классификация типов рыночных структур. Самая простая и важная классификация отражает степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену. По этому признаку различают «совершенную конкуренцию», когда ни один из производителей не способен повлиять на изменение рыночной цены, и «несовершенную конкуренцию», когда это условие не соблюдается и фирма (или группа фирм) обладает в той или иной степени рыночной (монопольной) властью. Это подразумевает, что фирма способна воздействовать на цену путем изменения количества предлагаемого товара. Несовершенно конкурентными рынками принято считать монополию, олигополию и монополистическую конкуренцию.
Термины, используемые для обозначения разных типов строения рынка, образованы из слов греческого происхождения, характеризующих принадлежность субъектов к одной из двух сторон рынка – продавцам или покупателям – poleo (продаю) и psoneo (покупаю) и их численность – mono (один), oligos (несколько) и poly (много). Комбинируя их попарно, можно получить наиболее общую и простую классификацию типов строения рынка. В таблице 1.1 приведена такая классификация, предложенная в 1934 г. известным немецким экономистом Г. фон Штакельбергом. Эту классификацию (с несущественными изменениями) можно и сейчас встретить в курсах микроэкономики (преимущественно немецких).
Таблица
1 - Типы строения рынков по Штакельбергу
|
Характерная
особенность приведенной в
В 50 – 60- гг. ХХ в. гарвардские экономисты Э. Чемберлен и Дж. Бейн предложили иную, основанную на трех поддающихся количественной оценке параметрах, формализованную классификацию типов строения рынка.
Э. Чемберлен
предложил использовать для классификации
рынков два критерия – взаимозаменяемость
товаров, предлагаемых разными предприятиями,
и взаимозависимость этих предприятий.
Первый критерий может быть представлен
коэффициентом ценовой
второй – коэффициентом объемной, или количественной, перекрестной эластичности:
Первый
характеризует влияние
К двум предложенным Чемберленом критериям Дж. Бейн добавил третий – условие входа на рынок. Это условие (Е) в обобщенном виде определяется относительным превышением действительной цены товара (РL) его конкурентной цены (РC), равной средним общим затратам длительного периода:
Чем выше значение Е, тем привлекательнее рынок для новых продавцов, тем вероятнее их вход на рынок, и наоборот, чем оно ниже, тем менее привлекателен для них рынок и тем вероятнее их отказ от входа. Заметим, что и в случае привлекательности рынка укоренившиеся на нем предприятия могут использовать естественные или искусственно возведенные ими барьеры для предотвращения входа на рынок новых продавцов. В частности, в случае монополии, как правило, Е > 0, но вход на монополизированный рынок так или иначе блокирован и безопасности монополии никто не угрожает.
Классификация
товарных рынков на основе этих трех критериев
представлена в таблице 1.2.
Таблица 2 - Классификация товарных рынков по Чемберлену и Бейну
Тип строения рынка | Взаимозаменяемость
товаров ( |
Взаимозависимость
предприятий ( |
Условие входа |
Совершенная конкуренция | |||
Монополистическая конкуренция | |||
Однородная олигополия | Е > 0 | ||
Неоднородная олигополия | Е > 0 | ||
Монополия | Вход блокирован |