Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 19:09, курсовая работа
Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:
- Рассмотреть теоретические положения конкуренции и проследить её генезис.
- Проанализировать различные типы рынков.
- Используя данные о реальных рынках, выявить теоретические модели, которые им соответствуют
ВВедение 3
1 Теория конкуренции 5
1.1 Строение рынков 5
1.2 Понятие конкуренции и соперничества 9
1.3 Организация теории 12
2 Совершенная конкуренция 16
2.1 Допущения совершенной конкуренции 16
2.2 Рыночный спрос и спрос на продукцию отдельной компании 20
2.3 Определение цены и объёма производства 22
3 Несовершенная конкуренция 30
3.1 Монополия 30
3.2 Олигополия 39
3.3 Монополистическая конкуренция 43
Заключение 49
Список литературы 51
Хотя
монополист и является единственным
продавцом определенного
2. Отсутствие свободы входа на рынок. Монополия может существовать лишь постольку, поскольку вход на рынок представляется другим предприятиям невыгодным или невозможным. Если другим предприятиям удается войти в отрасль, монополия, по определению исчезнет. Поэтому наличие входных барьеров является обязательным условием и возникновения и существования монополии. Входные барьеры многочисленны и разнообразны. Среди них:
3. Одному продавцу противостоит большое число покупателей.
4.Совершенная информированность. И покупатели, и единственный поставщик обладают совершенным знанием о ценах, физических характеристиках благ, других параметрах рынка. Допущение совершенной информированности имеет для монополиста большое значение, так как его кривая спроса на продукцию является и кривой спроса отрасли. Следовательно, манипулируя в целях максимизации прибыли объемом выпуска или уровнем цены, монополист должен знать кривую спроса на свою продукцию, т. е. все возможные соотношения между ценами спроса и его объемами.
На первый взгляд, такая ситуация малореальна и, действительно, в масштабах страны встречается весьма редко. Однако, если взять более скромный масштаб, например маленький город, то мы увидим, что ситуация чистой монополии довольна типична. В таком городе существует одна электростанция, одна железная дорога, единственный аэропорт, один банк, одно крупное предприятие, один книжный магазин и т. д. В США 5% ВВП создается в условиях, близких к чистой монополии.
Силу монопольной власти отдельной фирмы, однако, не стоит преувеличивать. Даже чистая монополия вынуждена считаться с потенциальной конкуренцией. Эта конкуренция может обостриться в связи с нововведениями, возможным появлением товаров-заменителей, конкуренцией импортных товаров, а также “борьбой за доллары потребителя” со стороны других фирм, каждая из которых стремится увеличить долю своих товаров в его бюджете. Чистая монополия возникает на базе рыночной экономики и функционирует по её законам. Не следует также сбрасывать со счетов широкомасштабное антимонопольное законодательство, существующее во всех развитых станах.
Иное дело – монополия в условиях административно-командной системы. Такая монополия базируется на государственной собственности на средства производства и действует в условиях значительной организации рынка и товарного дефицита. Административно-командная система развивается, как правило, в условиях закрытой экономики (за “железным занавесом”), опирается на государственную монополию внешней торговли. Существенным признаком этой системы является прямое распределение всех основных ресурсов, что также служит мощным подспорьем административной монополии. Конечным её результатом становится гигантомания, стремление превратить всю отрасль в один огромный завод.
Очевидно,
что административной монополии
конкуренция угрожает в гораздо
меньшей степени, чем чистой монополии
в рыночной экономике. Опираясь на отраслевые
министерства, предприятия-гиганты
через отраслевые НИИ контролируют
и объективно тормозят научно-технический
прогресс в своей стране. Им не грозит
конкуренция товаров-
Таким образом, административная монополия, возникающая в нерыночной среде, обладает гораздо большей монопольной властью, чем экономическая монополия.
Если в условиях совершенной конкуренции фирма выбирает только объем производства (цена задается экзогенно), то монополист может определять не только объем производства, но и назначать цену.
Следовательно, цена превышает предельный доход. Если в условиях совершенной конкуренции P=MR, то на монополизированном рынке P>MR/
Для правильного понимания ценовой
стратегии монополиста
Рис. 3.1
Спрос, предельный и совокупный доход
фирмы в условиях чистой монополии.
В условиях совершенной конкуренции установление цены может быть изображено следующем образом (рис.3.2)9:
Рис. 3.2 Равновесие в конкурентной отрасли
В точке E достигается равновесный объем производства Qe и равновесная цена Pe . Площадь 0BEQe соответствует величине издержек производителей, PeBE – составляет прибыль производителей, а APeE – потребительский излишек. Равновесие в конкурентной отрасли устанавливается тогда, когда цена оказывается равной предельным издержкам. В этом случае все агенты рынка возмещают свои затраты и ни у кого нет стимулов к изменению объемов продаж.
Рис. 3.3 Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии.
При возникновении чистой монополии ситуация меняется, и она изображена на рисунке 3.3.10
На конкурентном рынке равновесие может быть достигнуто в точке E, где Pc=MC. В условиях монополистического рынка мы перемещаемся к монопольной цене Pm и количеству продукции Qm. Поскольку монопольная цена превышает предельные издержки (Pm>MC), то величина излишка потребителей и излишка производителей меняются. Площадь треугольника АВЕ соответствует величине чистых убытков от монопольной власти, или так называемой величине мертвого груза монополии.
В середине 50-х гг. А. Харбергер был первым, кто первым, кто попытался определить величину этих треугольников с точки зрения издержек всего общества, так как объем производства без монополии больше, чем в условиях монопольного рынка. Эти треугольники часто называют харбергеровскими треугольниками.
Обычно считают, что монопольные цены – самые высокие. Действительно, они, как правило, выше конкурентных, однако следует помнить, что монополист стремится к максимизации совокупной прибыли, а не прибыли на единицу продукции. И главное, рост цен не беспределен, он ограничивается ценовой эластичностью спроса на продукцию данной фирмы.
Другим
стереотипом выступает мнение, будто
монополист всегда стремится ограничивать
выпуск продукции. Это также не совсем
верно. По мере монополизации отрасли
издержки и спрос, как правило, изменяются.
На издержки действуют два прямо
противоположных фактора –
Рис. 3.4 Определение Х-неэффективности.
Согласно Х. Лейбенстайну, Х-неэффективность возникает всегда, когда фактические издержки при любом объеме производства выше средних совокупных издержек. Даже при совершенной конкуренции возможна Х- неэффективность (рис.3.4). В этих условиях фирма увеличивает производство до той точке, где пересекутся предельные и средние издержки, в нашем случае – до минимума АТС (точка А). Если реальные издержки превышают минимальные АТС на величину АВ, то при производстве Qc возникает Х-неэффективность. Однако в условиях свободной конкуренции подобная ситуация есть исключение из правил, ибо фирмы с Х-неэффективностью обречены на гибель. Совсем иная ситуация складывается на монополизированном рынке. Объем производства сокращается с Qc до Qm, а Х-неэффективность (отрезок CD) заметно увеличивается.
Опираясь на положение, что монопольная власть является величиной обратной эластичности спроса на продукцию, А. П. Лернер в 1934г. предположил следующий индекс:
где IL-лернеровский индекс монопольной власти;
Pm – монопольная цена
MC – предельные издержки;
Е – эластичность спроса на продукцию.
В условиях совершенной конкуренции МС = P. Следовательно, IL =0. Если IL представляет из себя положительную величину (IL>0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть.
Подсчитать такой показатель, однако, непросто в связи с трудностью расчета реальных предельных издержек. Поэтому на практике предельные издержки заменяют средними. В этом случае исходная формула может быть записана:
Если
мы умножим числитель и