Теория конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 19:09, курсовая работа

Описание

Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:

- Рассмотреть теоретические положения конкуренции и проследить её генезис.

- Проанализировать различные типы рынков.

- Используя данные о реальных рынках, выявить теоретические модели, которые им соответствуют

Содержание

ВВедение 3

1 Теория конкуренции 5

1.1 Строение рынков 5

1.2 Понятие конкуренции и соперничества 9

1.3 Организация теории 12

2 Совершенная конкуренция 16

2.1 Допущения совершенной конкуренции 16

2.2 Рыночный спрос и спрос на продукцию отдельной компании 20

2.3 Определение цены и объёма производства 22

3 Несовершенная конкуренция 30

3.1 Монополия 30

3.2 Олигополия 39

3.3 Монополистическая конкуренция 43

Заключение 49

Список литературы 51

Работа состоит из  1 файл

kurs (1).docx

— 157.46 Кб (Скачать документ)

    Отрицательный наклон кривой спроса означает, что  в условиях монополистической конкуренции  производится меньше продукта. Если при  совершенной конкуренции производится Qc цене Pc, то в условиях монополистической конкуренции – Qm по цене Pm .

    В течение короткого промежутка времени  фирмы могут как получать прибыль, так и нести убытки. Однако отсутствие высоких входных барьеров в отрасль, где фирмы получают устойчивую экономическую  прибыль, приводит к тому, что туда устремляются другие предприниматели. В результате в длительном периоде  создается ситуация, аналогичная  совершенной конкуренции: ни прибыли, ни убытков (экономическая прибыль  равна нулю).

    Подведем  итоги. В условиях монополистической  конкуренции объем производства фирмы меньше, чем при совершенной  конкуренции, а средние совокупные издержки и цена, как правило, выше.

      1. Неценовая конкуренция. Реклама

    Важную  роль в дифференциации продукта играет неценовая конкуренция. Потребитель  заинтересован в покупке такого товара, который не вызовет у него много хлопот при его потреблении. Если купленный холодильник постоянно  ломается, телевизор не дает качественного  изображения, а музыкальный центр  – чистого звука, то проблема гарантийного ремонта становится первостепенной. Наличие этих услуг оказывается  не менее важным, чем более низкая цена товара.

    В условиях научно-технического прогресса  стремительно увеличивается число  предлагаемых товаров и услуг. Важную роль в их проталкивании на рынке  играет реклама, которая является важным инструментом неценовой конкуренции. Реклама пытается приспособить потребительский  спрос к новому продукту. Фирма заинтересована в рекламе, поскольку реклама расширяет спрос и способствует уменьшению эластичности спроса по цене.

    По  поводу рекламы существуют разные точки  зрения. Сторонники рекламной деятельности считают ее необходимой, поскольку  она стимулирует изменение продукта, усиливает конкуренцию, ослабляет  монопольную власть, помогает потребителям познакомиться с новой продукцией, а также финансирует национальные системы связи – печать, радио, телевидение. Противники рекламы справедливо  отмечают ее негативные стороны: необъективность (скорее дезинформирует, чем просвещает); высокие расходы, которые отражаются на цене, уплачиваемой потребителем; тенденцию  к самонейтрализации; создание финансовых барьеров для вступления в отрасль; "засорение" средств массовой информации.

 

    

                                                    Заключение

    Зарождение  теории конкуренции произошло в  девятнадцатом веке. Основоположниками  данной теории были известные ученые-экономисты А. Курно, Л. Вальрас, занимавшиеся организацией теории, Дж. Робинсон, Г. фон Штакельберг, Э. Чемберлин и др.

    Теория  развивалась и без претензий  по поводу отрыва от практики просуществовала  вплоть до 50-60-х годов. На данный момент чистая теория конкуренции существует в качестве необходимого инструмента  экономического анализа, который используется для решения широкого круга задач.

    В какой мере возможно применять теорию на практике и в какой мере она  соответствует реальной действительности и являлось целью  работы.

    Для этого рассмотрели теоретические  положения и проследили становление  теории конкуренции, проанализировали типы рынков совершенной и несовершенной  конкуренции и пришли к выводу, что рынок совершенной конкуренции  является довольно редким случаем, так  как его характеристики настолько  строги, что им едва ли может удовлетворять  реальный рынок, и лишь некоторые  из рынков приближаются к нему. Монополия  является прямой противоположностью рынку  совершенной конкуренции и малореальна в масштабах страны, но, например, в маленьком городе ситуация монополии довольно типична. Монополистическая конкуренция и олигополия наиболее реальные типы строения рынков. И большинство примеров, которые были рассмотрены, действительно описывают эти рынки. В работе были проанализированы рынки напитков и кофе и рынок мобильной связи, так как они, на наш взгляд, наиболее точно удовлетворяют теоретическим положениям.

    Структура и развитие экономики и способы, которыми компании достигают конкурентного  преимущества и максимальной прибыли, являются сутью теории конкуренции. Четкое понимание этих предпосылок служит основой, на которой базируется вся наука конкуренции.

    Дальнейшее  изучение теории и практики конкуренции  можно продолжать уже в другом аспекте, например, конкурентоспособность  России, конкурентоспособные стратегий  предприятий, т. е. в чисто практическом аспекте. При подборе литературы к курсовой работе, было обнаружено, что большая часть опубликованного  материала по конкуренции относится  именно к этой теме. Но она изучена  не до конца и круг вопросов очень  широк, поэтому дальнейшая разработка данной темы представляется перспективной.

 

Список  литературы

  1. Байе Майкл Р. Управленческая экономика и стратегия бизнеса: Учеб. Пособие для вузов/Пер. с англ. под ред. А.М. Никитина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 743 с.: ил
  2. Басовский Л. Е., Протасьев В. Б. Управление качеством: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2008. – 211 с.
  3. Гальперин В.М. Игнатьев С.М. Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2-х т./общая редакция В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа. 2008. Т 2. – 503 с.
  4. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Издательство Норма , 2008. – 572 с.
  5. Пиндайк, Роберт С., Рубинфельд, Дэниель Л. Микроэкономика: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 807 с.
  6. Портер, Майкл. Конкуренция: Пер. с англ. – СПб.: Вильямс, 2009. – 495 с.: ил.
  7. Современная экономика: Материалы к семинарским занятиям: Пособие по курсу "Основы экон. теории"/Науч. ред. О.Ю. Мамедов. – Ростов н/Д: Феникс,2009. – 349 с.: ил.
  8. Суржиков Е. "Труба" – не роскошь, а средство общения.//Экономика и жизнь. – 2001. - № 3-4. – С.27.
  9. Франк, Роберт Х. Микроэкономика и поведение: Учебник для вузов по эконом. спец. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 696 с.: ил.
  10. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. Т 2. Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1992. – 384 с.: табл., граф.
  11. Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика: Учеб. – практ. пособие. – М., 2008.

Информация о работе Теория конкуренции