Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 07:07, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является, выявить пути решения проблем потребительского рынка России на современном этапе становления.
Задачи:
- изучить основы поведения потребителя;
- изучить поведение потребителя на рынке;
- исследовать потребительский рынок России сегодня
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ 4
1.1.Сущность поведения потребителя 4
1.2. Модели потребительского поведения на рынке 5
1.3. Предельная полезность 7
ГЛАВА 2. РЫНОЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 10
2.1. Потребительский выбор, карта кривых безразличия 10
2.2. Потребительский бюджет, бюджетная линия 13
2.3. Динамика благосостояния потребителя 19
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РОССИИ 21
3.1. Экономические показатели потребительского рынка России 21
3.2. Проблемы потребительского рынка России и пути их решения 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 31
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)
Костанайский филиал
Кафедра экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ: РЕАЛИЗАЦИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ РОССИИ
Специальность |
080105-Финансы и кредит |
|
Дисциплина |
«Экономическая теория» |
|
Автор курсовой работы |
_______________ |
Т.С.Жиентаев |
Группа ФиК-202 | ||
«___»_______ 201__ г. |
||
Научный руководитель |
________________ |
Т.А. Фёдорова, |
старший преподаватель | ||
«___»_______ 201__ г. |
Оценка
«_________________»
«____» ___________201__ г.
Костанай, 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Основные стратегические цели и задачи государства, определенные Президентом Российской Федерации, - повышение качества жизни населения, обеспечение высоких темпов экономического роста, создание потенциала для будущего развития – прямо или косвенно пересекается с проблемами развития потребительского рынка страны [21].
Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.
Целью данной курсовой работы является, выявить пути решения проблем потребительского рынка России на современном этапе становления.
Задачи:
- изучить основы поведения потребителя;
- изучить поведение потребителя на рынке;
- исследовать потребительский рынок России сегодня;
Объектом исследования является рыночная экономика.
Предмет исследования – потребительский рынок России.
При написании данной работы были использованы, учебники и учебные пособия, периодические издания и электронные ресурсы.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ПОТРЕБИТЕЛСЬКОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ
1.1 Сущность поведения потребителя
Потребительское поведение - это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета, то есть собственных денежных доходов. Встречается также несколько другое: «Поведение потребителя - это деятельность, направленная непосредственно на получение, потребление и распоряжение продуктами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям и следуют за ними». Но каковым бы ни было определение, в основе потребительского выбора всегда лежит желание покупателя удовлетворить ту или иную потребность [6].
Теория потребительского поведения изучает совокупность взаимосвязанных принципов и закономерностей, руководствуясь которыми индивидуум формирует и реализует свой план потребления различных благ, ориентируясь при этом на наиболее полное удовлетворение своих потребностей. Важнейшими принципами потребительского поведения являются: учет личных вкусов и предпочтений, учет покупательной способности, т.е. дохода и уровня рыночных цен. Теория потребительского поведения исходит из принципа заданности этих параметров.
Для того чтобы правильно распределить свой доход между разнообразными потребностями, потребитель должен иметь какую-то общую основу для их сопоставления. В качестве такой основы в конце ХIХ в. было принято понятие «полезность» [1, С.124].
Полезность – это степень удовлетворения, полученного человеком от потребления какого-то блага [9, С.112]. Полезность вещи выступает в качестве такого ее свойства, благодаря которому она приобретает статус блага и оказывается вовлеченной в круг интересов индивидуума. Все действия потребителя, в конечном счете, направлены на то, чтобы максимизировать полезность, которую он может извлечь из своего дохода. Стремясь к этой цели, индивидум вынужден, опираясь исключительно на свои вкусы и предпочтения, каким-то образом сравнивать между собой различные блага или наборы благ, оценивать их полезность и отбирать те из них, которые в наибольшей мере способствуют решению поставленной задачи [4, С.159].
1.2 Модели потребительского поведения на рынке
Поведение потребителя – это деятельность, направленная непосредственно на получение, потребление и распоряжение продуктами и услугами, включая процессы принятия решений которые предшествуют этим действиям и следуют за ними.
Рассматривая поведение потребителя на рынке, мы предполагаем, что типичный потребитель желает так истратить свой денежный капитал, чтобы извлечь максимум совокупной полезности. Мы предполагаем также, что потребитель ведет себя рационально и хотя бы примерно представляет себе, что именно он получает от каждой последующей единицы потребляемого товара. Кроме того, типичный потребитель испытывает бюджетные ограничения, поэтому ему приходится формировать для себя такую потребительскую корзину, которая бы соответствовала его бюджету и в то же время приносила максимум совокупной полезности [9, С.111].
Изучение поведения
потребителей на рынке можно начать
со сравнения ассортиментного
Таблица 1
ассортиментные наборы товаров |
количество видов продуктов |
количество видов одежды |
А |
15 |
20 |
В |
10 |
35 |
С |
20 |
15 |
D |
5 |
40 |
Предложенный вариант ассортиментного набора лишь количественно описывает предпочтения потребителей. Однако, данный пример может стать основанием для предположений, которые остаются в силе для большинства людей практически во всех ситуациях.
Теория поведения потребителей предлагает три основных модели предпочтений потребителей определенного набора благ и услуг по отношению к другому набору.
Первая модель состоит в том, что предпочтения уже сформировались, а их стоимость значения не имеют. В данном случае потребители могут сравнить и классифицировать все наборы благ. Например, их двух наборов потребителських товаров и услуг А и В, потребитель предпочтет А вместо В, или наоборот, В вместо А. Возможен вариант одинаковой удовлетворенности тем и другим. Потребитель может предпочитать грудинку окорочкам, но купит все-таки окорочка, потому-что они дешевле.
Второй моделью является то, что потребительские предпочтения обладают свойством транзитивности. Это значит, что если вы предпочитаете А некоему набору В, а В некоему набору С, то вы предпочитаете А и этому набору С. Предпочтение автомобиля марки «Мерседес» автомобилю марки «Вольво» означает также, что «Мерседес» предпочтительнее «Рено», если «Вольво предпочтительнее последнего, т.е модель транзитвности гарантирует согласованность и рациональность предпочтений.
Третья модель потребительского поведения на рынке гласит, что все товары желательны и, пока не принимая во внимание цены, потребители всегда предпочитают большее количество любых товаров и услуг меньшему.
Эти три модели образуют основу теории
модели потребительского поведения
на рынке, и они лишь описывают, а
не объясняют потребительские
Таким образом, модели потребительского поведения на рынке разнообразны. Предполагается, что люди ведут себя рационально в стремлении максимизировать удовлетворение своих потребностей. Свой выбор они делают путем сравнения наборов потребительских товаров и услуг. Предполагается также, что предпочтения людей полны и транзитивны, что большее количество товаров всегда предпочтительнее меньшего.
Потребительское поведение на рынке
по отношению к определенным товарам
можно также объяснить
1.3 Предельная полезность
Потребительские предпочтения можно описать, используя концепции полезности и предельной полезности. В экономическом анализе термин «полезность» используется для обозначения того удовольствия или удовлетворения, которое получают люди от потребления товаров или услуг. Можно предложить еще одно определение. Полезность выражает степень удовлетворения, получаемого субъектом от потребления товара или выполнения какого-либо действия. Эта категория включает и психологический компонент, потому что люди ощущают полезность, получая вещи, приносящие им удовлетворение, и, отказываясь от вещей, не доставляющих такого же удовольствия [2, С.68]. Если от покупки книги человек более счастлив, чем от приобретения буханки хлеба, то мы говорим, что книга имеет для него большую полезность, чем буханка хлеба. В экономическом анализе полезность все же используется чаще всего для описания предпочтений при ранжировании наборов потребительских благ и услуг. Каждому набору потребительских товаров можно установить некоторое число (количество) таким образом, что если набор А предпочтительнее набора В, то и число, соответствующее набору А, будет больше, чем для В. В этом состоит функция полезности - упорядочивать выбираемые потребителем наборы (товары, услуги) по уровням удовлетворения потребностей. Функцию полезности удобнее применять к анализу выбора при трех и большем числе товаров. В этом случае выбор потребителя может быть объяснен порядковым ранжированием уровней полезности. Информацию о выборе мы используем для того, чтобы сделать вывод об их предпочтениях и вкусах, но не о том, чтобы сказать, насколько один набор предпочтительнее другого. Теперь можно найти способ описания ограничений, влияющих на множество тех возможностей, которыми располагают потребители. К их числу относятся все обстоятельства, которые не дают людям возможности потреблять все, что они хотели бы потреблять. Такие ограничения, пределы ставятся в первую очередь ценами, а также размерами потребительского бюджета. Хотя не исключены и пределы нерыночного характера. Числовые свойства функции полезности оказалось удобным использовать при принятии потребителями решений, имеющих приростной характер. Примером такого рода может послужить решение получать ежемесячно дополнительно по 1 единице товаров или услуг. В подобных случаях принято характеризовать результаты того, что сделано в большем или меньшем объеме понятием «предельный» (маржинальный). Таким образом, предельная полезность представляет собой дополнительное, добавочное удовлетворение, получаемое потребителем от дополнительной единицы блага. Например, предельная полезность, связанная с ростом потребления от 0 до 15 единиц предметов потребления может равняться 14, от 0 до 10 – 9 [6].
По мере роста потребления товара или услуг процесс потребления дает все меньше и меньше приращения полезности. Хотя достаточно очевидно, что с увеличением (до некоторого предела) количества вещей данного вида, обладающих полезностью для потребителя, возрастает их общая, суммарная полезность, т.е. по мере роста объема потребляемых благ наблюдается приращение полезности. В то же время, отметим еще раз, увеличение суммарной полезности с ростом количества благ подчинено определенной закономерности, проявляющейся в уменьшении, затухании общего эффекта по мере насыщения потребления благами и определяемой как убывающая предельная полезность (или снижающая предельная полезность). Данный принцип был сформулирован как экономический закон [7, С.518-519]. Согласно закону убывающей предельной полезности последующая единица потребляемого блага имеет предельную полезность ниже, чем предыдущая, т.е. дополнительный потребительский эффект, получаемый от увеличения благ на одну единицу ниже, чем эффект, полученный от предыдущей единицы [9, С.114]. Практическое значение закона убывающей предельной полезности состоит, прежде всего, в том, что он позволяет предсказать поведение покупателей при выборе ими количества и набора приобретаемых и потребляемых благ. Принцип убывания предельной полезности можно применить в более сложной ситуации, когда перед покупателем стоит проблема выбора и потребления нескольких благ. В этом случае, когда предельная полезность, получаемая в расчете на каждую единицу стоимости одного блага, становится равна предельной полезности, получаемой в расчете на каждую единицу стоимости другого блага, достигается потребительское равновесие. Это можно сформулировать иначе: отношение предельных полезностей отдельных товаров к их ценам равны. Таким образом, мы получаем формулу 1 [6]:
ГЛАВА 2. РЫНОЧНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ
2.1. Потребительский выбор, карта кривых безраличия
В формировании потребительских предпочтений по отношению к определенным товарам в еще большей степени проявляется действие закона убывающей предельной полезности. В соответствии с ним, чем больше единиц данного товара покупатель приобретает и потребляет, тем меньше полезности для него приносит каждая последующая единица товара. Поэтому потребитель прибегает к замещению одних благ другими, стремясь максимизировать полезность приобретаемого набора благ. При этом выбираемая комбинация благ должна обладать для него наибольшей полезностью, которую можно получить на имеющиеся деньги [15, С.334]. Изучая потребительский выбор, мы должны учитывать не только то, что могут купить, но и что желают приобрести потребители. Располагая доходом в 600 руб., некие Ивановы могут распределять деньги между одеждой и продуктами питания так, как они сами захотят это сделать. Желания приобрести то или иное количество товара отражают предпочтения покупателя, которые можно исследовать с помощью так называемых кривых безразличия.
Информация о работе Теория потребительского поведения: реализация на потребительском рынке россии