Теория потребительского поведения: реализация на потребительском рынке россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 07:07, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является, выявить пути решения проблем потребительского рынка России на современном этапе становления.
Задачи:
- изучить основы поведения потребителя;
- изучить поведение потребителя на рынке;
- исследовать потребительский рынок России сегодня

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ 4
1.1.Сущность поведения потребителя 4
1.2. Модели потребительского поведения на рынке 5
1.3. Предельная полезность 7
ГЛАВА 2. РЫНОЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 10
2.1. Потребительский выбор, карта кривых безразличия 10
2.2. Потребительский бюджет, бюджетная линия 13
2.3. Динамика благосостояния потребителя 19
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РОССИИ 21
3.1. Экономические показатели потребительского рынка России 21
3.2. Проблемы потребительского рынка России и пути их решения 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 31

Работа состоит из  1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИ.doc

— 267.50 Кб (Скачать документ)

Отсюда и устанавливается  прожиточный минимум в рублях, как один из показателей жизни. Его  расчетная величина довольно условна, так как зависит от состава  и количества благ и услуг, включаемых в «потребительскую корзину». При составлении потребительских бюджетов учитывают основные статьи доходов и расходов. Доходные позиции абсолютного большинства населения немногочисленны и включают заработную плату, пенсии, стипендии, пособия, доходы от личного подсобного хозяйства, благотворительную помощь, дополнительные выплаты. Полный перечень личных и семейных расходов складывается в укрупненные статьи, агрегируется. Обычно выделяют такие статьи, как расходы на приобретение продуктов питания, одежды, обуви, мебели, предметов культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, на квартплату и бытовые услуги, на культурные нужды и транспорт, на уплату налогов и образование сбережений, на табачные и вино-водочные изделия.

В целом, сложившаяся практика не имеет массового анализа семейных и личных бюджетов. Хотя они помогают избежать личного и семейного банкротства [6].

 

 

 

 

ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ  ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РОССИИ

 

3.1 Экономические показатели потребительского рынка России

 

Потребительский рынок является одной из самых важных областей рыночной экономики, являясь индикатором уровня социального развития общества, поскольку здесь непосредственно пересекаются экономические и социальные составляющие  народного хозяйства [17, С. 70].

Потребительский рынок – рынок покупателей, образованный отдельными лицами и домохозяйствами, покупающими или приобретающими иным способом товары и услуги для личного потребления [13, С.672].

Потребительский рынок  – значимая сфера экономической  деятельности, где выявляются и устанавливаются общественные затраты труда на    производство товара, реализуется конечная продукция. Эта сфера связывает потребителя с продуктами и товарами, без которых невозможны, ни поддержание его жизнедеятельности, ни удовлетворение запросов и интересов. О значимости потребительского рынка, свидетельствует, например, что его расширение, традиционно рассматривается как показатель роста благосостояния населения [8, С. 41-42].

По данным Федеральной службы государственной статистики (ФСГС), список пяти базовых наиболее прибыльных отраслей экономики (промышленность, строительство, сельское хозяйство, торговля, транспорт и связь) почти всегда возглавляет розничная торговля (70-72% прибыльных предприятий). В этой активно растущей отрасли более 11 млн. человек. Важно, что износ основных фондов – не более 30% (для других отраслей аналогичный показатель - на 20% больше). Очень высок уровень нового строительства - 70-75% вводимых торговых площадей ежегодно. Отрасль отличается также высокой долей частной собственности (96%) и все возрастающим уровнем конкуренции, что является стимулом ее дальнейшего роста. Начиная с 2006г. предприятия торговли, общественного питания и сферы услуг производят 20-23% ВВП России, что значительно превышает показатели (12-15%) ТЭК, само формирование и уровень развития потребительского рынка происходит на фоне общей социально-экономической ситуации [21].

Однако, стоит отметить, что за период с 2006-2010г.  объемы продажи товаров на розничных рынках сократились (в сопоставимых ценах) на 15%, причем наиболее существенное снижение (на 10%) отмечалось за первый год  действия Закона о рынках. В результате их удельный вес в общем объеме оборота розничной торговли уменьшился  с 19,6% в 2006г. до 15,2% в 2007г. и 12,5% в 2010г (Таблица 3) [10].

 

Таблица 3

Объемы продажи товаров  и услуг на рынке

 

 

2007

2008

2009

2010

 

Продано, млрд. рублей

 

1650,4

 

1830,6

 

1943,2

 

2054,9

   в % к предыдущему году (в сопоставимых ценах)

 

89,7

 

98,3

 

96,6

 

99,6

   в % к общему объему оборота розничной торговли

 

15,2

 

13,1

 

13,3

 

12,5


 

Если в 2007г. доля рынков и ярмарок в общем объеме оборота  розничной торговли не превышала 10% примерно в каждом четвертом субъекте Российской Федерации, то в 2010г. таких регионов было больше половины. За период с 2007г. по июль 2011г. цены на товары, реализуемые на розничных рынках, возросли в среднем по России в 1,6 раза (в организациях всех форм торговли – в 1,5 раза). Темпы роста цен на продовольственные товары на рынках большинства субъектов Российской Федерации были выше, чем на непродовольственные товары. Наиболее заметным это опережение было в Астраханской области, где продовольственные товары подорожали в 2,0 раза, а непродовольственные – в 1,2 раза. В то же время в 4 субъектах Российской Федерации увеличение цен на непродовольственные товары было выше чем на продовольственные на 19,7-46,5 процентного пункта. Так, в Новосибирской области непродовольственные товары подорожали в 2,2 раза, а продовольственные – в 1,8 раза.

В целом по России за период с 2007г. по июль 2011г. на розничных рынках рост цен на продовольственные товары в среднем составил 1,8 раза (в организациях всех форм торговли 1,7 раза).

На рынках отдельных  субъектов Российской Федерации  цены на продовольственные товары выросли  в 1,6-2,2 раза. При этом в 12 субъектах Российской Федерации они увеличились в 2,0 раза и более. Наибольший рост цен на продовольственные товары зафиксирован в Карачаево-Черкесской Республике, республиках Калмыкия и Тыва – в 2,2 раза. Менее всего (в 1,6 раза) цены выросли в Республике Саха (Якутия) и Ямало-Ненецком автономном округе.

Динамика цен на наблюдаемые  продовольственные товары, реализуемые на розничных рынках, повторяет тенденции изменения потребительских цен на аналогичные продукты питания в организациях всех форм торговли.

За прошедший период на рынках более всего подорожали отдельные виды плодоовощной продукции: картофель – в 2,7 раза (в организациях всех форм торговли – в 2,7 раза), морковь – в 2,4 раза (в 2,3 раза). Кроме того, цены на масло сливочное увеличились в 2,2 раза (в 2,1 раза), на подсолнечное – в 2,1 раза (в 2,0 раза).

За период с 2007г. по июль 2011г. на розничных рынках рост цен  на непродовольственные товары в среднем составил 1,5 раза (в организациях всех форм торговли – 1,4 раза). На рынках отдельных субъектов Российской Федерации непродовольственные товары стали дороже в 1,2-2,2 раза. При этом более чем в 2 раза они подорожали в Новосибирской, Челябинской и Магаданской областях. Наибольший рост цен на непродовольственные товары зафиксирован в Новосибирской области – в 2,2 раза, где отдельные виды верхней одежды и обуви подорожали в 2,3-2,9 раза. Менее всего – в 1,2 раза, цены выросли в г.Москве и Астраханской области.

За период с 2007г. по июль 2011г. уровень цен на значительную часть продуктов питания, предлагаемых на рынках, был близок или несколько ниже уровня средних цен на одноименные товары, реализуемые в организациях всех форм торговли.

Так, в июле 2011г. по более  низким ценам на рынках продавались  колбаса вареная высшего сорта, сосиски и сардельки, масло сливочное, творог жирный, сухофрукты. Одновременно цены на рыбу мороженую неразделанную и апельсины были несколько выше, чем в организациях всех форм торговли.

На наблюдаемые виды непродовольственных товаров уровень  цен на рынках с начала наблюдения по настоящее время оставался ниже, чем на аналогичные товары, реализуемые в организациях всех форм торговли [10].

 

 

3.2 Проблемы потребительского рынка России и пути их решения

 

 

Уровень потребления  населением товаров и услуг является сегодня объективным условием не только существования и развития общества, как единой социально-экономической системы, но и важнейшим условием конкурентоспособности страны на мировом рынке [19]. Именно поэтому, а также  по ряду причин, проблемы потребительского рынка являются актуальными. Из множества проблем связанных со сферой потребительского рынка, стоит выделить такие проблемы как:

- Дефицит подготовленных кадров в сферах торговли, общественного питания, бытового обслуживания;

- Растущая, но всё еще не достаточная конкуренция, как между отечественными участниками, так и между россиянами и иностранными игроками рынка;

-  Низкая производительность труда;

Перейдем  к рассмотрению и решению данных проблем. Для решения первой вышеуказанной проблемы, ну и  в  целях  организации  подготовки   специалистов сферы  потребительского рынка в России функционирует   ряд   специализированных   учебных    заведений,    осуществляющих    подготовку   и   повышение квалификации  кадров  для предприятий    торговли,  общественного питания и бытового обслуживания,  включая   государственных служащих данной отрасли.  И собственно в целях повышения квалификации управленческих кадров  и кадров  массовых  профессий торговли,  общественного питания и бытового    обслуживания,   доведения   актуальной   информации   и   основных   направлений политики России в сфере потребительского рынка, следует утвердить  комплексную  программу  подготовки  и   повышения   квалификации  кадров  в сфере потребительского  рынка [20].

Как уже можно было понять из названия следующей рассматриваемой проблемы, ключевым словом будет выступать «конкуренция». В различных отраслях России конкурентная ситуация очень отличается (Приложение 6).

Наиболее сильная конкуренция  сегодня наблюдается в лёгкой и пищевой промышленности. Связано это с тем, что в Россию завозится по импорту большое количество товаров этих отраслей (в крупных городах доля импорта достигает 70-80%), а также тем, что в эти отрасли пришло наибольшее количество иностранных капиталов. В целом в отраслях России конкуренция ещё не очень сильна. Существует большое количество незанятых товарных ниш. Например, такой нишей является малая и сверхмалая энергетика (в России на настоящий момент доминируют гигантские электростанции). В большинстве отраслей важную роль играют методы ценовой конкуренции из-за невысокой покупательной способности основной массы потребителей. Российская продукция, а также продукция Китая и Турции чаще всего занимает нишу низкокачественных, дешёвых товаров. Американская, западноевропейская, японская продукция ориентирована, в основном, на 10% состоятельных граждан России.

Как было отмечено выше, наиболее сильная  конкуренция сегодня наблюдается  в лёгкой и пищевой промышленности. Связано это с тем, что в  Россию завозится по импорту большое  количество товаров этих отраслей, то есть  можно предположить, что российские производители имеют возможность сравнить товары из-за рубежа со своими и по возможности сделать свой товар конкурентоспособным.

Также далее было сказано, что в эти отрасли пришло наибольшее количество иностранных капиталов, то есть многие российские предприятия, могут быть модернизированы за счёт зарубежных инвестиций и производить конкурентоспособную продукцию.  Таковым видится решение проблемы конкуренции.

Что же, перейдем к последней проблеме  указанной в данной работе. Касаемо проблемы низкой производительности труда. Ещё до кризиса основные источники экономического роста России были практически исчерпаны: все производственные мощности в основном были задействованы, а трудовые ресурсы начали сокращаться. Загрузка мощностей в российской экономике, составлявшая в 1998 году 45%, к 2007 году достигла 80%, что соответствовало росту объёмов производства: так в электроэнергетике и сталелитейной отрасли с 1998 по 2007 год они увеличились  соответственно на 25% и 70%. Доля трудоспособного населения в общей численности населения России достигла пика в 2007 году и уже начала снижаться. К 2020 году трудовые ресурсы страны могут сократиться на 10 млн. человек. Незадолго до кризиса российское правительство поставило цель - к 2020 году удвоить ВВП на душу населения. Для этого России потребуется обеспечить прирост производительности труда на уровне 6% в год. Иными словами, за 9 лет необходимо удвоить производительность труда [19]. Как показывает статистика, ещё ни одной крупной экономике не удавалось повысить ВВП на душу населения с $14 до $30 тысяч. Можно выделить 6 причин низкой производительности труда в России:

- Неэффективная организация труда;

- Непрозрачное и избыточное регулирование;

- Устаревшие мощности и методы производства;

- Редкое применение комплексного подхода к планированию развития территорий;

- Дефицит профессиональных навыков;

- Неразвитость финансовой системы;

- Сохраняющееся отставание в производительности от других стран в большей мере обусловлено отсутствием серьёзных стимулов к её повышению.

Как уже было вышеуказанно «ни одной  крупной экономике не удавалось  повысить ВВП на душу населения с $14 до $30 тысяч», то есть экономика России столкнулась с поистине сложной  проблемой.

Решить эту проблему в России можно путем применения и адаптирования опыта других стран в области повышения производительности. Тем самым достичь задачи удвоения ВВП на душу населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Подводя итоги работы, хотелось бы отметить, что область потребления, это именно та сфера, в которой Россия наиболее быстро входит в общую капиталистическую цивилизацию. В России много всякого рода проблем, связанных с демографией, законами и т.д. Но в области потребления Россия немногим отличается от западного потребительского рынка, в общемировой рынок она вливается достаточно гладко. У России разве что чуть меньше денег. Основная разница потребления заключается, в его объёмах. Более трудно поддаётся изменению сервис, но и в этом направлении Россия делает успешные шаги. Основываясь на данных предоставленных   в  третьей главе стоит сказать, что наиболее активными темпами растет розничная торговля, однако и здесь, как и в целом в потребительском секторе, все еще низок уровень конкуренции. Сам  уровень потребления населением товаров и услуг явился наиболее важным условием конкурентоспособности страны на мировом рынке, что имеет огромное практическое значение.

Информация о работе Теория потребительского поведения: реализация на потребительском рынке россии