Теория потребительского выбора, конъюнктура и основные направления развития потребительского рынка города Москвы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:08, реферат

Описание

Рынок - косвенная, опосредованная взаимосвязь между произвдителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур и т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок - это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д.

Содержание

Введение..........................................................................................................3-6
§ 1.Теория и практика потребительского выбора
1.1 Теория потребительского выбора……………………………………7-8
1.2 Блага и их классификация…………………………………………..8-11
1.3 Общие принципы и предпосылки теории потребительского выбора………………………………………………………………….............11-14
1.4 Методика оценки характера поведения потребителей…………..14-15
1.5 Исследование мотиваций потребителя путем тестирования цен.......................................................................................................................15-17
1.6 Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности и спроса…………………………………………………………………………..17-18
1.7 Аксиомы порядкового (ординалистского) подхода к анализу полезности и спроса…………………………………………………………..18-19
1.8 Полезность. Теория предельной полезности потребительского выбора………………………………………………………………………….19-22
§ 2. Современный рынок потребительских товаров и услуг города Москвы.
2.1 Современные тенденции развития потребительского рынка…..22-24
2.2 Потребительский рынок города Москвы…………………………24-27
2.3 Общая конъюнктура рынка города Москвы …………………….27-29
3.3 Проблемы платежеспособности населения города Москвы. Прожиточный минимум в Москве и Московской области ………………..29-33
§ 3. Основные направления развития потребительского рынка и услуг города Москвы…………………………………………………………33-35
Литература……………………………………………………………..36
Приложение 1

Работа состоит из  1 файл

КР эк теор.doc

— 221.00 Кб (Скачать документ)
 

Московский  городской университет управления

Правительства Москвы 

Кафедра экономики 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  ПО ТЕМЕ 

«Теория потребительского выбора, конъюнктура  и основные направления развития потребительского рынка города Москвы » 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011 

                                                     

    План

      Введение..........................................................................................................3-6

      § 1.Теория и практика потребительского выбора

          1.1 Теория потребительского выбора……………………………………7-8

     1.2 Блага и их классификация…………………………………………..8-11

     1.3 Общие принципы и предпосылки теории потребительского            выбора………………………………………………………………….............11-14

     1.4 Методика оценки характера поведения потребителей…………..14-15

     1.5 Исследование мотиваций потребителя путем тестирования цен.......................................................................................................................15-17

          1.6 Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности и спроса…………………………………………………………………………..17-18

           1.7 Аксиомы порядкового (ординалистского) подхода к анализу полезности и спроса…………………………………………………………..18-19

     1.8 Полезность. Теория предельной полезности потребительского выбора………………………………………………………………………….19-22 

       § 2. Современный рынок потребительских товаров и услуг города Москвы.

           2.1 Современные тенденции развития потребительского рынка…..22-24

          2.2 Потребительский рынок города Москвы…………………………24-27

     2.3 Общая конъюнктура рынка города Москвы  …………………….27-29

          3.3 Проблемы платежеспособности населения города Москвы. Прожиточный минимум в Москве и Московской области ………………..29-33

        § 3. Основные направления развития потребительского рынка и услуг города Москвы…………………………………………………………33-35

     Литература……………………………………………………………..36

     Приложение 1 
 
 
 
 

                                 

  Введение

        Рынок - косвенная, опосредованная взаимосвязь между произвдителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров,  сфера реализации и товарно-денежных отношений,  а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур и т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок - это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д.

        Рынок - это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков)  отдельных товаров и услуг. Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые - отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными - на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга.

        Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения.

        Спрос и предложение - взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

        Спрос – это обобщенная характеристика готовности покупателей приобрести товар за определенный период по каждой из всех возможных цен. Объем спроса (количество товара, которое потребители готовы и в состоянии приобрести по некоторой цене в течение определенного периода времени) зависит от цены данного товара и прочих факторов, включающих цены других товаров, а также доходов покупателей и их вкусов. Цена спроса —  максимальная цена, по которой потребитель готов купить

    данную продукцию. Закон спроса – это принцип, согласно которому на рынке между ценой товара и объемом спроса на этот товар, при прочих равных условиях, существует обратная зависимость.

        Действие  закона спроса объясняется двумя  причинами. Во-первых, способностью покупателей регулировать объем личного потребления (“эффект дохода”). Если цена товара растет, то при неизменном уровне дохода покупатель вынужден уменьшать объем личного потребления и обходиться меньшим количеством подорожавшего товара. Если цена товара падает, то покупатель может позволить себе увеличить объем личного потребления данного товара. Во-вторых, действие закона спроса можно объяснить способностью покупателей регулировать структуру личного потребления (“эффект замещения”). Если цена данного товара растет, то при неизменном уровне цен на все остальные товары покупатель может найти среди них для себя товары-заменители, и таким образом, уменьшить объемы потребления данного товара. Если же цена данного товара падает, то покупатель может использовать его в качестве заменителя какому-то другому товару, и таким образом, увеличить объемы потребления данного товара.

        Товары, спрос на которые изменяется в  зависимости от изменения цен  на другие товары, называются “взаимосвязанными товарами”. Два взаимосвязанных товара, спрос на один из которых изменяется в прямой зависимости от изменения цены другого товара (увеличение цены одного из них влечет за собой рост объема спроса на другой при каждом значении цены) являются “взаимозаменяемыми” (субститутами). Два взаимосвязанных товара, спрос на один из которых изменяется в обратной зависимости от изменения цены другого товара (увеличение цены одного из них влечет за собой снижение объема спроса на другой при каждом значении цены) являются “взаимодополняемыми” (комплементарными). Примеры взаимозаменяемых товаров: снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки железнодорожным транспортом; рост цен на мясо может увеличить спрос на рыбу и т.п.  

        Примеры взаимодополняемых товаров: снижение цен на видеомагнитофоны увеличивает спрос на видеокассеты; повышение цен на бензин приводит к уменьшению спроса на автомобили в связи с ростом эксплуатационных расходов; повышение цены кофе снижает спрос на кофеварки и т.п.

        Предложение - это обобщенная характеристика готовности производителей продавать товар за определенный период по каждой из всех возможных цен. Объем предложения (количество товара, которое производители готовы и в состоянии продать по некоторой цене в течение определенного периода времени) зависит от цены данного товара и других факторов, прежде всего от цен, используемых в производстве ресурсов и имеющихся в распоряжении продавцов производственных технологий. Закон предложения - это принцип, согласно которому на рынке между ценой товара и объемом этого товара, при прочих равных условиях, существует прямая зависимость.

        Потребительский выбор зависит не только от предпочтения индивида, но и от экономических  факторов: цена товара, доход покупателя, которые ограничивают возможность покупать товары и услуги. Бюджет дает информацию о том, какое количество денег доступно для расходования в данный период. Это количество и есть доход человека. Доход и покупательная сила денег определяют бюджетное ограничение, которое указывает, что общий расход должен быть равен доходу.

        Бюджетная линия показывает все возможные  комбинации пары товаров или услуг, которые могут быть приобретены потребителем при данном уровне цен на товары или услуги и при фиксированной величине денежного дохода.

        Потребительское предпочтение также может быть представлено графически в виде кривых безразличия. Кривые безразличия показывают множество потребительских пар, обладающие равной полезностью для потребителя и выбор среди которых бесполезен для потребителя. 

    Точка пересечения  линии ограничения по бюджету  и кривой безразличия         называется равновесной точкой, которая показывает максимальный уровень удовлетворения потребностей потребителя при данной величине дохода. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Глава 1. Теория и практика потребительского выбора.

1.1 Теория потребительского выбора

    Потребительский выбор — решение потребителя о приобретении или каком-либо способе потребления некоторого блага (товара или услуги). Многие экономисты не разделяют понятий П. в. и предпочтения, поскольку полагают, что фактическое решение потребителя однозначно выявляет и его предпочтение. Иначе говоря, что мы предпочитаем, то реально и выбираем, делая свои приобретения. Однако это неверно, направленный, в условиях дефицита тех или иных товаров: потребительский выбор, вынужденный тем, что предпочитаемый товар невозможно купить, не выявляет истинного предпочтения.

    Основу  теории потребительского выбора составляет теория предельной полезности. Как считают западные экономисты, от полезности того или иного товара (услуги) для поставщика зависит поведение потребителя на рынке товаров (услуг).

    Потребительское поведение — процесс формирования спроса потребителей на разнообразные  товары и услуги. Потребительское поведение отдельных покупателей формирует совокупный спрос, определяет объем производства товаров и услуг и их предложение на рынках.

    Определяющими факторами потребительского поведения  служат предпочтения потребителей, их доходы (бюджеты) и цены на товары (услуги).

Потребительское предпочтение — процесс сравнения  определенного ассортиментного  набора потребительских товаров  и услуг с точки зрения их полезности. При этом имеется в виду рациональное поведение каждого потребителя. Это означает, что каждый потребитель имеет индивидуальную шкалу предпочтений. Следуя ей, а также учитывая свой ограниченный доход бюджет), он стремится достичь максимально возможной степени удовлетворения (полезности).

    Ситуация, когда потребитель не может увеличить  общую полезность, которую он может получить при определенном доходе, и расходует меньше  

денег на покупку  одного блага и больше — на покупку  другого, называется потребительским  равновесием. Полезностью называют удовлетворение, которое получают потребители от потребления того или иного товара (услуги). Различают полезность общую и предельную.

    Общая полезность — удовлетворение, связанное с потреблением определенного вида товара (услуги).

Предельная полезность — прирост общей полезности в  результате приобретения дополнительной единицы определенного вида товара (услуги).

    Рациональность  поведения потребителя заключается в том, что на свой денежный доход он будет стремиться приобрести такой набор товаров (услуг), который бы максимально удовлетворял его потребностям, предпочтениям и составлял бы для него наивысшую полезность. Это возможно при соблюдении правила (принципа) максимизации полезности. Суть его такова: приобретая набор товаров (услуг), каждый потребитель должен распределить свой денежный доход таким образом, чтобы полезность, полученная от последней денежной единицы, израсходованной на приобретение того или иного товара (услуги), была одинаковой.

1.2 Блага и их классификация.

 Для прямого  или косвенного удовлетворения потребностей человеку необходимы жизненные блага. Некоторые из них, так называемые неэкономические, существуют в природе  «свободно» в достаточном количестве. Примером тому может служить воздух, имеющийся в изобилии, но без которого немыслима жизнь.     

 Благо – это  средство для удовлетворения потребностей. А.Маршалл определяет благо как  «желаемую вещь, удовлетворяющую  человеческую потребность». Ж.-Б.Сэй определяет блага «как средства, которые мы имеем для удовлетворения наших потребностей». А.Шторх подчеркивает что «приговор, произносимый нашим суждением насчет полезности предметов, делает их благами». Свойство какого-либо предмета, которое позволяет удовлетворять определенную потребность человека, еще не делает его благом. На этот факт особое внимание обращает один из виднейших представителей австрийской школы К. Менгер. Так, корень женьшеня способен поднять жизненный тонус человека. Но пока людьми не была поставлена в причинно-следственную связь потребность в оздоровлении организма с целительной силой женьшеня, это растение не носило характера блага. Другими словами, способность предмета удовлетворять какую-либо потребность должна быть осознана человеком.

Информация о работе Теория потребительского выбора, конъюнктура и основные направления развития потребительского рынка города Москвы