Теория потребительского выбора, конъюнктура и основные направления развития потребительского рынка города Москвы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:08, реферат

Описание

Рынок - косвенная, опосредованная взаимосвязь между произвдителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур и т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок - это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д.

Содержание

Введение..........................................................................................................3-6
§ 1.Теория и практика потребительского выбора
1.1 Теория потребительского выбора……………………………………7-8
1.2 Блага и их классификация…………………………………………..8-11
1.3 Общие принципы и предпосылки теории потребительского выбора………………………………………………………………….............11-14
1.4 Методика оценки характера поведения потребителей…………..14-15
1.5 Исследование мотиваций потребителя путем тестирования цен.......................................................................................................................15-17
1.6 Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности и спроса…………………………………………………………………………..17-18
1.7 Аксиомы порядкового (ординалистского) подхода к анализу полезности и спроса…………………………………………………………..18-19
1.8 Полезность. Теория предельной полезности потребительского выбора………………………………………………………………………….19-22
§ 2. Современный рынок потребительских товаров и услуг города Москвы.
2.1 Современные тенденции развития потребительского рынка…..22-24
2.2 Потребительский рынок города Москвы…………………………24-27
2.3 Общая конъюнктура рынка города Москвы …………………….27-29
3.3 Проблемы платежеспособности населения города Москвы. Прожиточный минимум в Москве и Московской области ………………..29-33
§ 3. Основные направления развития потребительского рынка и услуг города Москвы…………………………………………………………33-35
Литература……………………………………………………………..36
Приложение 1

Работа состоит из  1 файл

КР эк теор.doc

— 221.00 Кб (Скачать документ)

    Концепция исходит из того, что для достижения этой стратегической цели необходимо решение следующих задач:

1. Обеспечение  для абсолютного большинства  населения доступности потребительского рынка а цивилизованных формах его организации.

2. Всемерное  обеспечение прав граждан на  безопасность и качество товаров.

3. Формирование развитой системы товародвижения, создающей благоприятные

возможности для  отечественных товаропроизводителей и способствующей

оптимизации на рынке соотношения отечественных  и импортных товаров.

4. Восстановление  финансового контроля над товарооборотом  на основе существенного ограничения возможностей для теневого оборота.

5. Восстановление  оптимального соотношения магазинных  и внемагазинных форм продажи товаров.

6. Укрепление  нормативно-правовой базы развития  торговли.

7. Восстановление  единой информационной системы внутренней торговли.

Необходимо изменить механизм  функционирования рынка.

Средствами решения  данной задачи должны стать:

- целенаправленная структурная перестройка на потребительском рынке,

способная обеспечить сбалансированное развитие отдельных  звеньев торговой

системы на принципах  рыночного разнообразия субъектов  торговой деятельности; 

- стимулирование развития интеграционных процессов в торговле;

- совершенствование системы государственного контроля безопасности и качества товаров и услуг на принципах обеспечения единства прав и ответственности контролирующих органов;

- рационализация системы государственного регулирования торговой

деятельности  на принципах безусловного обеспечения  верховенства закона;

- формирование  национальной модели механизма  защиты внутреннего рынка в условиях его интеграции в систему мирового товарообмена;

-стимулирование  перехода на механизм корпоративного  управления субъектами торговой деятельности, препятствующий глубокому имущественному расслоению

2.2 Потребительский рынок города Москвы

Потребительский рынок Москвы среди других региональных рынков страны является самым крупным  по объемам, наиболее насыщенным и имеющим самый широкий ассортимент представленных товаров и услуг. В настоящее время это один из важнейших и наиболее динамично развивающихся секторов городского хозяйства, который характеризуется высоким уровнем инвестиционной активности со стороны отечественных и иностранных инвесторов, наиболее очевидно демонстрируя происходящие в России современные рыночные преобразования.

Основными показателями, позволяющими судить о степени развитости потребительского рынка и услуг города, являются:

  • уровень развития сети предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
  • обеспеченность жителей торговыми площадями;
  • наличие современной инфраструктуры для обеспечения деятельности предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
 

    Развитие  потребительского рынка в городе Москве осуществляется в рамках реализации Городской целевой программы развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2010-2012 гг., которая утверждена постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2009 года N 1507-ПП  .

    За последние два года полностью изменилась потребительская модель россиян, что проявилось в сокращении трат на дорогие товары, удовольствия, а также экономии на закупках продовольственных товаров. В результате повышенным спросом начали пользовать дешевые товары, что привело к изменению ассортимента сетевых магазинов.

    Оборот  розничной торговли в РФ в январе-июле 2010 года увеличился на 3,9% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года — до 8,912 триллиона рублей, в июле — на 6,6% до 1,377 триллиона рублей. Потребительские цены на товары и услуги в июле 2010 года выросли на 0,4%, за период с начала года — на 4,8% (в июле 2009 года — на 0,6%, за период с начала года — на 8,1%). Цены на товары (без услуг) в июле 2010 года выросли на 0,3% (за январь-июль 2010 года — на 4,8%), в том числе на продовольственные товары — на 0,3%, непродовольственные товары — на 0,3%. При этом цены на продовольственные товары без учета плодоовощной продукции выросли на 0,4%, а на плодоовощную продукцию — снизились на 0,6%. В целом за январь — июль 2010 года продовольственные товары подорожали на 5,7%, непродовольственные — на 2,2%.

    Индекс  потребительских цен в 2010 году в России оказался существенно ниже показателей 2009 года, в июне 2010 года он составил 100,4%, за январь-июнь 2010 года этот показатель составил 104,4% (в июне 2009 года — 100,6%, за первое полугодие 2009 года — 107,4%).  

    В Москве индекс потребительских цен за месяц был равен 100,4% (с начала года — 105,3%). К осени 2010 года крупа гречневая подорожала на 2,3%, сахар-песок — на 1,5%, куры — на 0,8%. Подешевели яйца — на 1,1%, сыр, рыба мороженая, молочный напиток пастеризованный, пшено, рис, мука пшеничная, макаронные изделия — на 0,2-0,5%.

    Прирост цен на плодоовощную продукцию в среднем составил 0,6%. Картофель и морковь подорожали на 3,3% и 1,2% соответственно. Вместе с тем лук репчатый и капуста белокочанная стали дешевле соответственно на 1,6% и 0,6%. Цены на автомобильный бензин выросли на 0,3%, на дизельное топливо — на 0,2%.

    В структуре оборота розничной торговли в июле 2010 года по сравнению с июлем 2009 года наблюдался рост доли непродовольственных товаров, которая составила 51,3% против 51,1% в июле 2009 года.

    По мнению экспертов Министерства промышленности и торговли РФ, следствием снижения темпов роста реальных располагаемых доходов населения и высокого уровня инфляции является замедление темпов роста оборота розничной торговли. При этом наблюдается падение динамики продаж как продовольственных, так и непродовольственных товаров. Однако в общем объеме розничной торговли потребительские предпочтения населения характеризуются повышением доли продовольственных товаров.

    Развитие  сетевой продовольственной розницы  в 2010-2013 гг. будет во многом определяться политикой государства в отношении торговых сетей. Принятый в 2010 г. закон о торговле нуждается в доработке, поскольку многие положения закона имеют расширенную трактовку, что может привести к неоправданным штрафам торговых сетей, замедлению их развития и снижения темпов роста организованной современной розницы.

2.3 Общая конъюнктура московского рынка.

    Согласованная деятельность органов исполнительной власти города Москвы по реализации мероприятий городских целевых программ, Адресной инвестиционной программы города Москвы обеспечила выполнение

основных заданий, поставленных в Программе Правительства Москвы на 2010 год.

    Финансово-экономический  кризис внес существенные коррективы в ход выполнения заданий, поставленных в Программе Правительства Москвы за предыдущий год. Ситуация в основных отраслях городской экономики начала стабилизироваться только с середины 2009 года. В то же время Правительством Москвы прилагались дополнительные усилия по поддержке отдельных отраслей экономики и системообразующих предприятий, организации новых, в том числе временных рабочих мест, социальной поддержке безработных граждан, преодолению тенденции увеличения задолженности по выплатам заработной платы.

    Экономическому  росту способствовала реализация городских  программ по поддержке промышленности и малого бизнеса, на эти цели на период

с 2010 по 2012 гг. будет направлено 111728,3 млн. рублей бюджетных средств. Реализован комплекс мер по созданию условий для развития высокотехнологичных производств, обеспечивающих выход на внутренний и внешний рынки российской конкурентоспособной, наукоемкой продукции. В 2010 году динамично развивалось малое предпринимательство, объем выручки организаций малого бизнеса увеличился на 13%, прирост налоговых поступлений от их деятельности в сопоставимых ценах составил 5%, были созданы новые рабочие места.

    Рост  экономики города обеспечил стабильность на рынке труда. К началу 2010 года в Москве было создано 32 тыс. рабочих мест. В столице работает Межведомственный штаб по вопросам занятости населения, действует  
 

Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда. Это позволило существенно замедлить прирост числа безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости.

    В 2011 году Мэр Москвы Сергей Собянин утвердил программу содействия занятости населения столицы. Согласно этому документу, безработица в 2011 году не должна превысить уровень в 173 тыс. человек.

    Правительством  Москвы выполнены задания приоритетных национальных проектов «Образование», «Здоровье» и «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Динамичное развитие экономики создало базу для роста налоговых и имущественных поступлений в бюджет города. Это позволило в полном объеме профинансировать все социальные и инвестиционные мероприятия Программы Правительства Москвы на 2010 год. Городской гарантированный минимум пенсий для неработающих пенсионеров составил 1,5-кратную величину прожиточного минимума пенсионера. Сохранилась тенденция к увеличению роста рождаемости: в первом полугодии 2010 года уровень рождаемости в Москве впервые с 1988 года превысил уровень смертности.

    На территории города за счет всех источников финансирования вводятся в строй детские и дошкольные учреждения, жилые дома, поликлиники, больницы, школы. В 2010 году открылись очередные предприятия потребительского рынка и услуг, расширяются торговые сети, на рынок

выходят продуктовые  операторы, среди которых сеть «Магнит», сеть супермаркетов «Азбука Вкуса», «Атак», сеть детской одежды Acoola. Кроме  того, в Москве предполагается открыть 20 рыбных магазинов сети «Океан», сеть рыбных ресторанов Nordsee и сеть ресторанов быстрого питания Wendy’s. В третьем квартале 2010 года было открыто значительное число новых торговых точек в торговых центрах Москвы, среди которых магазин «Вещь!» в ТЦ «Щелчок», магазин Camper в ТЦ «Европейский», два магазина сети «Дети» — в ТРЦ «Мега — Белая дача» и «Ключевой». В конце 2010 года был открыт крупнейший ТРЦ Mall of Russia.  

    В настоящее время в Москве функционирует сеть, состоящая из 466 аккредитованных социальных магазинов, обслуживающих льготные категории граждан. В целях поддержки пенсионеров и малоимущих граждан и развития социально значимых предприятий дополнительно к сети аккредитовано более 600 крупных предприятий торговли, которые

осуществляют  продажу товаров в утренние часы со скидкой 5-10%. Всего в Москве функционирует 1397 таких предприятий.

    В целях бесперебойного снабжения Москвы продовольствием в 2010 году была организована поставка 950-1100 тыс. тонн мяса и мясопродуктов, 55-64 тыс. тонн животного масла, 680-780 тыс. тонн цельного натурального молока, 300-450 тыс. тонн сахара, 170-230 тыс. тонн растительного масла, 300-350 тыс. тонн зерна. В необходимых объемах поддерживается неснижаемый запас продовольствия в городе.

2.4 Проблемы платежеспособности  населения г. Москвы.

Прожиточный минимум в Москве и МО, начиная с 2001 по 2010 годы

Что такое прожиточный минимум и как изменялся он в Москве и Московской области, начиная с 2001 года по 2010 год. Полная таблица всех значений прожиточного минимума в Москве и Московской области 2001-2010 гг.

Величина прожиточного минимума по г. Москве и Московской области в 2001 - 2010 годы

    Прожиточный минимум представляет собой стоимость  набора товаров и услуг, необходимых  для удовлетворения первоочередных потребностей человека за год, в среднем. Конечно, данный набор товаров довольно условный, но из года в год он практически не меняется.

    Величина  прожиточного минимума, согласно Росстату, в соответствии с Федеральным  законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 27.05.2000 № 75-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ) представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы.

 В каждом регионе, субъекте Российской Федерации свой прожиточный минимум.

 Потребительская корзина в субъектах Российской Федерации устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

Назначение  прожиточного минимума

Информация о работе Теория потребительского выбора, конъюнктура и основные направления развития потребительского рынка города Москвы