Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 20:02, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении и систематизации теоретических и практических аспектов исследования посвященных экономическим системам. В связи с этим ставится ряд задач:
– изучить типы экономических систем;
– рассмотреть национальные модели экономических систем;
– проанализировать какая же экономическая система наиболее подходит для Росси
Введение
Глава 1. Экономические системы на различных этапах их развития
Глава 2. Понятие и содержание экономических систем
2.1 Понятие экономической системы
2.2 Структура экономических систем
2.3 Классификация экономических систем
Глава 3. Национальные модели экономических систем
Глава 4. Численность безработных и занятых в экономике
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Экономические системы на различных этапах их развития
Глава 2. Понятие и содержание экономических систем
2.1 Понятие экономической системы
2.2 Структура экономических систем
2.3 Классификация экономических систем
Глава 3. Национальные модели экономических систем
Глава 4. Численность
безработных и занятых в
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
В
экономической литературе нет единого
понимания терминов «мировая экономика»,
«мировое хозяйство», «экономическая
система». Наиболее распространено понимание
мировой экономики как
В
этом определении доминантами
Нередко
мировую экономику представляют
системой международных экономических
взаимоотношений, универсальной связью
между национальными
Более толковое толкование мирового хозяйства определяет его как экономическую систему, самовоспроизводящуюся на уровне производительных сил, производственных отношений и определенных аспектов надстроечных отношений в той мере, в какой входящие в него национальные хозяйства обладают определенной совместимостью на каждом уровне. Поскольку мировая экономика является экономической системой, то ей присуща целостность, предполагающая экономическое взаимодействие всех составных частей системы на достаточно устойчивом уровне.
Экономические системы очень актуальная тема, особенно в этот период, когда Россия пытается перейти от одной экономической системы к другой. От типа системы зависит поведение государства как на мировой, так и на внутренней арене. В своей курсовой работе я рассмотрю пять типов эк. систем: Традиционную, Административно-командную, Рыночную, Переходную, Смешенную.
За долгие века своей истории человечество испробовало различные виды экономических систем, и поиск наилучшего варианта не завершен. Поэтому нам стоит познакомиться с особенностями основных таких систем и попытаться разобраться в достоинствах и недостатках каждой из них.
Плановая и рыночная экономики представляют собой две диаметрально противоположные экономические системы. В теоретическом аспекте плановое хозяйство было задумано как антитеза рыночному. На практике же мы видим, что плановая и рыночная экономики могут существовать вместе и действовать как одно целое – смешанная экономика.
Целью этой работы является анализ экономических систем. Какая всё-таки лучше? Но подробнее остановлюсь на рыночной т.к. сейчас большинство считают её лучшей, да и наша страна стремится к ней. Так же рассмотрю к какому типу можно отнести экономическую систему России, на сколько мы продвинулись к рынку, какие реформы для этого предпринимались. Источником информационной базы для написания курсовой работы послужат труды отечественных и зарубежных авторов таких как В.М. Козырев, В.М. Соколинский, Г.П. Журавлева, а также будут использованы статистические данные по России.
Цель
курсовой работы состоит в изучении
и систематизации теоретических
и практических аспектов исследования
посвященных экономическим
– изучить типы экономических систем;
– рассмотреть национальные модели экономических систем;
– проанализировать какая же экономическая система наиболее подходит для России.
Глава 1. Экономические системы общества на различных этапах
его
исторического развития
Мировое сообщество имеет богатый исторический опыт организации экономической жизни как на макро-, так и на микроэкономическом уровне. Уже при первом и самом поверхностном анализе этого опыта обнаруживается, что формы организации экономической жизни общества и на том, и на другом уровне сложны и многообразны. При этом экономическая наука еще не выработала единый универсальный критерий, по которому легко и просто можно было установить основные типы и виды форм и способов организации экономической жизни. Для этих целей, как правило, используют несколько критериев: уровень развития производительных сил, формационный и цивилизационный подходы, различные обобщенные показатели и т. д.
Первым критерием характеристики различных систем организации экономической жизни общества можно считать уровень развития производительных сил общества. С этой точки зрения классической следует признать теорию, которая в истории развития человеческого общества выделяет три стадии развития: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную.
Отдельные экономисты и социологи в эту теорию трех стадий вносят свои коррективы. Так, американский экономист Джон Кеннет Гэлбрейт (род. 1908 г.) индустриальное и постиндустриальное общество делит каждое на два этапа: старое и новое индустриальное общество и соответственно постиндустриальное – то, которое уже реально есть в некоторых развитых странах, и то, которое будет. Американский экономист Уолт Уитмен Ростоу (род. 1916 г.) в своих книгах «Стадии экономического роста»(1960) и «Политика и стадии роста» (1971) выделяет шесть основных стадий роста: традиционное общество, стадия создания предпосылок для взлета, взлет, движение к зрелости, эпоха высокого массового потребления и стадия поиска качества жизни, когда на первый план выдвигается духовное развитие человека. Основной критерий при этом – уровень и качество потребления, базисной основой которого также является степень развитости производительных сил общества.
Основной недостаток данной концепции экономического развития общества состоит в том, что при таком подходе не учитывается социальные отношения между людьми. В связи с этим в экономической науке при характеристике экономических систем общества используется другой методологический подход, при котором степень развития общества учитывает не только уровень развития производительных сил, но и развитость экономических и всех других социальных отношений и связей. Этот подход в свою очередь имеет два критерия: формационный и цивилизационный.
Суть формационного подхода состоит в том, что в основу развития общества берется формация, которая учитывает и уровень развития производительных сил, и характер собственности, и целый ряд других аспектов экономических и социальных отношений. В письме В. Засулич К. Маркс выделял три большие формации:
По Максу, коммунизм есть не «идеальный способ производства», как многие из нас представляли, а историческая эпоха, включающая целый ряд способов производства, основным содержанием которой является уничтожение частной собственности.
Коммунистический идеал, «Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех», по Марксу, воплотится в жизнь лишь после завершения эпохи коммунизма в новой эпохи «положительного гуманизма». Согласно представлениям К. Маркса, Ф. Энгельса, а затем и В.И. Ленина, коммунизм состоит из двух фаз, низшая из которых социализм.
В связи с происходящими в нашей стране и странах Восточной Европы событиями встали вопросы: верно ли учение марксизма о социалистическом преобразовании общества и не утопия ли сама коммунистическая идея? На эти вопросы сегодня все отвечают по-разному. Одни считают, что социализма в бывших социалистических странах, по сути, не было, скорее, социализм был в западных развитых странах, поэтому говорят, например, о модели «шведского социализма». Другие утверждают, что социализм был, была и мировая социалистическая система, но социалистическая система хозяйствования была существенно деформирована. В настоящее время в мировой практике, журналистике и экономической литературы все чаще можно встретиться с термином «посткоммунистические или постсоциалистические страны», что свидетельствует о признании существования социализма в этих странах до недавнего прошлого.
Формационный подход позволил выявить закономерные ступени в историческом развитии общества и выделить пять способов материального производства (первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический) на основе утверждения о том, что решающую роль в общественном производстве принадлежит непосредственно процессу производства.
Сегодня классическое выделение пяти способов производства вызывает сомнения по ряду причин, в том числе и потому, что оно применимо лишь к Западной Европе и не имеет всеобщего значения. Сюда не вписывается азиатский способ производства, цивилизации Китая и Индии, с большой натяжкой можно отнести сюда и Россию. Поэтому рассмотрение процессов мирового развития на уровне формации, способа материального производства при всей их теоретической и исторической значимости не может охватить всю сложную гамму происходящих в мире событий и потому очевидна определенная ограниченность такого подхода. В экономической литературе предпринимаются попытки использования других критериев для анализа явлений и процессов общественной жизни.
В 1906 г. К. Бюхер на основе критерия характера связи в обществе между производством и потреблением выделял:
1.
Замкнутое домашнее хозяйство,
где созданные блага
2.
Городское хозяйство, где
3.
Народное хозяйство, где блага
на основе товарно-денежного
Первая
система характеризуется
Вторая
система характеризуется
Третья
система представляет собой крупное
производство с применением периодически
свободного наемного труда. Возникает
“народное или
Против схемы К. Бюхера выступали Эд Мейер и Белох, опираясь на доказательства широкого развития торговли в Древнем Риме и Греции. Они утверждали что наличие торговли в те времена не отрицает факта, характеризующего экономический тип хозяйства у античных народов как замкнутое домашнее хозяйство.
Известный американский ученый У. Ростоу, как и К. Маркс, подразделяет историю на пять стадий: традиционное общество (примитивная техника, сельское хозяйство, власть крупных землевладельцев), переходящее общество (централизованное государство, предпринимательство), стадия “сдвига” (промышленная революция и ее последствия), стадия “зрелости” (НТР, урбанизация), стадия “массового потребления” (определяющую роль сферы услуг и производства потребительских товаров). В такой концепции основа развития производительной силы и последовательность стадий напоминает учение К.Маркса, несмотря на некоторые новшества.