Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 20:02, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении и систематизации теоретических и практических аспектов исследования посвященных экономическим системам. В связи с этим ставится ряд задач:
– изучить типы экономических систем;
– рассмотреть национальные модели экономических систем;
– проанализировать какая же экономическая система наиболее подходит для Росси
Введение
Глава 1. Экономические системы на различных этапах их развития
Глава 2. Понятие и содержание экономических систем
2.1 Понятие экономической системы
2.2 Структура экономических систем
2.3 Классификация экономических систем
Глава 3. Национальные модели экономических систем
Глава 4. Численность безработных и занятых в экономике
Заключение
Список использованной литературы
Во-вторых,
некоторые экономисты утверждают, что
сам технический прогресс, который
рыночная система поощряет, способствовал
упадку конкуренции. Новейшая технология,
как правило, требует: использования
очень больших количеств
Иными словами, достижение максимальной эффективности производства на основе применения новейшей технологии часто требует существования небольшого числа относительно крупных фирм, а не большого числа относительно мелких.
Эти экономисты считают, что по мере сужения конкуренции ослабевает и рыночная система в качестве механизма эффективного распределения ресурсов. В результате, по мере ослабления конкуренции подрывается также суверенитет потребителя, рыночная система теряет свою способность распределять ресурсы в точном соответствии с желаниями потребителей.
Но
существуют и другие доводы против
признания эффективности
Какая
из этих позиций – одна за, другая
против рыночной системы – правильна?
До известной степени обе
В рамках школы ордолиберализма принято использовать классификацию типов систем, включающую лишь два варианта:
ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ (позиция ордолиберальной школы) | |
- Рыночная
экономическая система
- Централизованно-управляемая экономическая система |
Критерии, на основе
которых проводится различие:
Система побуждающих к экономической деятельности мотивов |
Рис. 2.5 – Классификация экономических систем с позиции школы
ордолиберализма
Смешанной экономической системе
характерно то, что рынок дополняется
государственным
Глава 3. Национальные
модели экономических
систем
Характеризуя особенности модели России, необходимо подчеркнуть: позитивов в общей картине пока еще не достаточно. Однако четкое знание слабостей системы дает возможность целенаправленной ее реконструкции. Мировой опыт показывает, что именно поворот экономической теории к анализу пробелов (срывов, отказов) рыночной системы и государства дает возможность правительствам развитых стран более эффективно совершенствовать данные институты (таб. 3.1.).
Таблица 3.1 – Российская модель экономики
Российская модель экономики |
Характерные черты |
|
|
Условия становления рыночных отношений в России
Для развития рыночных отношений необходимы:
e. Создание механизма свободного ценообразования
2. Правовые
a. Правовое регулирование рынка
b.Методы регулирования(разработка гражданского кодекса, выполняющего роль цивилизованного рынка)
c. Формы регулирования(законодательное закрепление экономических свобод хозяйств, субъектов)
d. Цели регулирования(борьба с коррупцией)
3. Социальные условия
a. Обеспечение социальных гарантий гражданам
b. Предоставление всем равных возможностей зарабатывания средств
c. Поддержка нетрудоспособных и социально уязвимых
d. Социальная поддержка безработных
На
современном этапе Россия в своей
хозяйственной практике при переходе
к рынку использует положительные
элементы западных и восточных моделей.
Российская модель экономики только
формируется.
Глава 4. Численность
безработных и
занятых в экономике
Переход
нашей страны в условия рыночной
экономики обострил проблему занятости
трудоспособного населения. Рынок
труда представляет собой один из
трех основных типов рынка в современной
экономике наряду с рынком товаров
и рынком капитала. Длительное функционирование
экономики в административно-
Обеспечение
рационального использования
Предпосылкой развития общественного производства, главной производительной силой выступает население – та часть, которая обладает совокупностью физических и духовных способностей, позволяющих ему трудиться. Границы трудоспособного возраста носят подвижный характер и определяются социально-экономическими условиями и физическими особенностями развития человека.
К трудовым ресурсам относится население в трудоспособном возрасте. Для мужчин он составляет 44 года (от 16 до 59 лет включительно, а для женщин – 39 лет (от 16 до 54 лет включительно). Трудовые ресурсы включают в себя как занятое, так и незанятое в экономике трудоспособное население. Численность трудовых ресурсов охватывает две категории лиц. Первая – трудоспособное население в трудоспособном возрасте. Вторая – работающее население вне пределов трудоспособного возраста. Первая категория лиц определяется посредством вычитания из численности населения в трудоспособном возрасте неработающих инвалидов I и II групп, а также неработающих лиц, получивших пенсию на льготных условиях. Численность второй категории населения определяется численностью работающих подростков (до 16 лет) и работающих пенсионеров.
В трудоспособном населении выделяют экономически активное и экономически пассивное население. Под экономически активным населением понимается та часть трудоспособного населения, которая занята во всех видах деятельности или намерена участвовать в производстве.
Численность экономически активного населения включает как занятых, так и безработных. Экономически пассивное население составляет та ее часть, которая не стремится к трудоустройству. Численность экономически активного населения имеет тенденцию к сокращению.
По оценке Федеральной службы государственной статистики России, численность экономически активного населения к концу августа текущего года составила 73,5 млн. человек, или около 50 проц. от общей численности населения страны.
Согласно данным выборочных обследований населения по проблемам занятости, численность занятых в экономике в августе 2004 г. по сравнению с августом 2003 г. увеличилась на 1,3 млн. человек и составила 68 млн. человек. Об этом говорится в обзоре "Основные показатели социально-экономического развития РФ за январь-август 2004 года", подготовленном Минэкономразвития.
Численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, составила к концу августа текущего года 5,5 млн. человек, или 7,4 проц. экономически активного населения. По сравнению с августом 2003 г. общая численность безработных уменьшилась на 513 тыс. человек.
Коэффициент напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в расчете на одну вакансию) по сравнению с началом года (2.3 человека) уменьшился и составил 1,8 человека. При этом потребность в работниках, заявленная организациями, увеличилась в конце августа по сравнению с началом года (810,4 тыс. человек) на 210,3 тыс. человек и составила 1020.7 тыс. человек, что свидетельствует о возрастающем спросе экономики на рабочую силу.
По сравнению с августом 2003 года (1,53 млн. человек) численность официально зарегистрированных безработных к августу текущего года немного увеличилась и составила 1,59 млн. человек, или 2,2 проц. экономически активного населения.
По
оценке Минэкономразвития, с учетом
демографического фактора и сезонных
колебаний в течение 2004 года, продолжится
некоторое увеличение численности
регистрируемых безработных граждан,
которая в среднем за год составит
1,7 млн. человек баланс, определяющий
источники доходов, величины, структуру
расходов и сбережений населения
и показывающий движение средств, которые
в виде денежных доходов поступают
населению, расходуются на покупку
товаров и оплату услуг, платежи,
взносы и направляются на все виды сбережений
(вклады в банки, покупку валюты, ценных
бумаг и т.п.). Денежные доходы состоят
из денежных поступлений в виде оплаты
труда работающих, пенсий, стипендий, пособий,
дивидендов, ренты и т.д. Расходная часть
состоит из затрат на покупку товаров
и оплату услуг, обязательные платежи
и различные взносы, сбережения во вкладах
и т.д.
Заключение
В данной курсовой работе было уделено внимание изучению экономических систем с теоретической и практической позиции. Также в своей курсовой работе я больше всего акцентировала внимание на рассмотрении рыночной экономической системы: ее достоинствах и недостатках, принципах ее существования и многих других аспектах рыночной экономики.