Упрвление государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 12:15, курсовая работа

Описание

Государственный долг - это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период. Это экономическое определение государственного долга. В соответствии со статьей 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации «государственный долг - это долговые обязательства России перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации». 1

Содержание

Введение 4
1. Государственный долг: понятие, сущность и виды 6
1.1 Понятие и виды государственного долга 4
1.2 Управление государственным долгом: понятие и методы 6
1.3 Зарубежный опыт управления государственным долгом 12
2. Современное состояние, проблемы и перспективы госдолга 20
2.1 Современное состояние государственного долга 20
2.1.1 Внешний государственный долг 20
2.1.2 Внутренний государственный долг 30
2.2 Проблемы и перспективы управления государственным долгом 32
Заключение 41
Библиографический список 44

Работа состоит из  1 файл

Управление гоударственным долгом (3).doc

— 388.50 Кб (Скачать документ)

     Среди стран с развивающимся рынком отмечается также активная позиция  Аргентины в использовании определенных нововведений во внешних заимствованиях. Речь, в частности, идет об облигационном займе, на сумму 500 млн. дол. сроком на 5 лет, который был размещен на финансовом рынке США, и считается смелым решением Аргентины – одной из первых прибегнуть к внешним заимствованиям в условиях неблагоприятных последствий мирового финансового кризиса. При этом был использован не совсем обычный метод определения суммы платежа по купону с изменяющейся доходностью, что обеспечивает для инвесторов сохранение в будущем реального рыночного уровня доходности облигаций. Доход по первому полугодовому купону был установлен на уровне 9,5 % (в форме надбавки в 3,75 % к купону в 5,75 % по облигациям казначейства США). Доходность по следующим купонам определяется на аукционах, где держатели облигаций и любые новые инвесторы могут подавать заявки на покупку облигаций. Первоначальным инвесторам, проигравшим на аукционе, облигации оплачиваются по цене указанных базовых облигаций казначейства США. Имеется в виду, что колебания цен в любом направлении будут здесь меньшими, чем по обычным бумагам с твердым процентом, и это повышает спрос на такие облигации со стороны пенсионных фондов и страховых компаний.

     Наряду  с описанием успешных выпусков гособлигаций на внешнем рынке, обращается внимание также на случающиеся неудачи в их размещении, и такой опыт служит для других уроком на будущее. Из крупных эмиссий неудачной, например, оказалась попытка Центрального банка Филиппин разместить облигации долгосрочного займа на сумму свыше 1 млрд. дол., хотя этому и предшествовала длительная подготовка. Осложнения были связаны с рядом обстоятельств, среди которых, в частности, отмечают возникшие разногласия и элементы соперничества между Центральным банком и Минфином страны, а также необычный подбор ведущих менеджеров. Поскольку закон запрещает Минфину выпускать от имени республики займы на срок свыше 25 лет, Центробанк хотел в данном случае подтвердить свою роль в управлении внешним долгом страны и превзойти финансовое ведомство по условиям заимствований. Мандат на размещение займа был предоставлен шести инвестиционным банкам, хотя обычно на этом рынке в подобных случаях используют одного или двух ведущих менеджеров. В этой связи высказывались предположения, что назначение большого числа менеджеров, между которыми возникли, разногласия, отражало стремление Центробанка отблагодарить многие фирмы, помогавшие организовать этот крупный заем.

     Из  опыта стран с переходной экономикой представляет интерес организация  и практика внешних заимствований  в Китае, в особенности при  использовании их для инвестиционных целей. Здесь внешние займы традиционно проводились десятью уполномоченными заемщиками, часть которых принадлежит центральному и местным правительствам. Используя свое имя и репутацию, уполномоченные заемщики привлекают на выгодных условиях инвалютные заемные ресурсы, которые затем передаются в кредит для отдельных корпораций и проектов. В основном внешние заимствования осуществлялись государственными учреждениями, такими как Банк Китая и Китайская международная трастовая и инвестиционная корпорация, с кредитными рейтингами на уровне суверена они могут также производить заимствования из валютного резерва страны. Государственная администрация по валютному контролю, координируя и контролируя внесение заимствования, определяет для разных групп заемщиков уровни доходности выпускаемых облигаций с учетом необходимости обеспечения их нормального первичного размещения и последующего обращения на вторичном рынке В будущем основным заемщиком, как полагают, станет министерство финансов, которое уже смогло, например, успешно разместить в США сверхдолгосрочные облигации на 100 млн. дол. с погашением через 100 лет. Внешние заимствования для инвестиционных целей осуществляют также три новых государственных банка – Государственный банк развития, Эспортно-импортный банк и Банк сельскохозяйственного развития. Основанный в 1994 г. Государственный банк развития финансирует инфраструктуру и ключевые проекты, которые обычно направляются ему правительством, однако, он в праве и отклонить их. Все акции банка принадлежат государству, и он отчитывается перед Госсоветом. Хотя банк не производит заимствования под прямые гарантии правительства, его международный кредитный рейтинг установлен на уровне суверена. По закону банк не может быть объявлен банкротом и имеет неограниченную безотзывную кредитную линию у Центробанка. Считается, что иностранные инвесторы готовы приобретать долгосрочные облигации банка на весьма выгодных для него условиях, без учета кредитного рейтинга страны.

     Отмечаются  специфические последствия воздействия мирового финансового кризиса на внешние заимствования восточноевропейских стран, включая Россию. Одна из новых актуальных проблем для стран региона — восприятие его иностранными инвесторами как единого целого, когда неудача с облигационным выпуском одной из стран распространяется на весь регион. Считается, что в подобной ситуации заемщикам следует проявлять большую гибкость в отношении формы и условий облигационных выпусков, приспосабливаясь к опасениям и ограниченному спросу инвесторов. В качестве временной меры предлагают использовать возможности промежуточных заимствований, а также синдицированные банковские кредиты.

 

      2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

             ГОСУДАСТВЕННОГО ДОЛГА 

     2.1 Современное состояние  государственного долга

      Государственный долг выступает в двух видах: внутреннем и внешнем.

      Государственный внутренний долг – задолженность  федерального правительства гражданам  и организациям своей страны.

      Внешний государственный долг представляет собой общий размер задолженности правительства владельцам ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов за минусом бюджетных излишков.

    2.1.1 Внешний государственный долг

      Внешний долг является важнейшей характеристикой  экономики долгового типа, имеющей  не только экономическое, но и большое геополитическое и социальное значение. Для такой экономики характерно отвлечение значительной части создаваемого богатства на выплаты по обслуживанию внешнего долга.

      Государственный внешний долг формируется за счет государственных внешних заимствований. К их числу относятся привлекаемые из иностранных источников кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства РФ как заемщика или гаранта.

      Россия  имеет большой опыт кредитных  взаимоотношений с другими странами. Еще до революции царское правительство получало крупные займы из Франции, Германии, США, Англии и других государств. Однако после революции 1917 г. все долги иностранным кредиторам были аннулированы. Этот отказ был провозглашен в декрете ВЦИК от 21 января (3февраля) 1918 г. В наименьшей степени от этого декрета пострадали США, претензии которых сводились лишь к незначительной сумме в 187,7 млн. долл., ассигнованных Временному правительству.

      Кредитные отношения РСФСР со странами Запада восстановились лишь к 1923 г., когда многие иностранные банки и промышленные фирмы изменили свои позиции в отношении кредитования советских закупок. Это, в свою очередь, было связано с процессом восстановления народного хозяйства. С 1924 г. отрицательное сальдо платежного баланса стало покрываться за счет привлечения иностранных кредитов.

      Систематическое погашение прежней задолженности  началось еще в 30-х годах. Сумма  этой задолженности, составлявшая в  конце 1931 г. 1400 млн. руб. (по курсу того времени), уменьшилась к концу 1933 г. до суммы 450 млн. руб. (по тому же курсу), т.е. более чем в 3 раза. Это говорит о том, что СССР не только привлекал, но и активно погашал существующую задолженность.

      Активные  сальдо платежного и торгового балансов СССР в 1935 – 1937 гг. существенно улучшили валютное положение страны. Это давало возможность отказаться от использования новых кредитов и погасить задолженность по кредитам, ранее полученным. В первую очередь были погашены наиболее дорогие и обременительные фирменные кредиты по импортным и экспортным операциям. Некоторые из них пришлось погасить досрочно.

      Период  с 1935 по 1940 гг. характеризуется в  области кредитных отношений  СССР не только дальнейшим погашением задолженности, но и предоставлением  кредитов нового типа – относительно долгосрочных финансовых целевых кредитов. Примером может служить чехословацкий кредит 1935 г. на общую сумму 275 млн. чешских крон, предназначенный для оплаты товаров чехословацкого производства и только в самой Чехословакии.

      Во  время великой Отечественной  войны страна продолжала получать кредиты  от зарубежных стран, но после окончания войны в результате дискриминационных мер по отношению к СССР, предпринятых некоторыми капиталистическими странами, предоставление иностранных кредитов прекратилось приблизительно на десятилетие. Первый шаг к восстановлению экономических связей предприняла Англия в 1964 г., подписав соглашение о строительстве в СССР завода териленового волокна стоимостью 30 млн. фунтов стерлингов, причем 80 % стоимости завода было прокредитовано английским Мидленд-банком сроком на 15 лет.

      Вслед за Англией финансовые кредиты СССР стали предоставлять и другие развитые страны. Так начался новый этап в развитии кредитных отношений со странами Запада. В период с середины 60-х годов до середины 80-х гг. на полученные кредиты (включая кредиты социалистических стран) в СССР были построены: автомобильный завод в г. Тольятти, Усть-Илимский целлюлозно-бумажный комбинат, Киембайский асбестовый комбинат, предприятия железорудной промышленности, получено оборудование для КамАЗа и т.д.

      Таким образом, на протяжении всей своей истории Советский Союз осторожно прибегал к заимствованиям на международных финансовых рынках (лишь для целей, определенных интересами производства) и имел на них репутацию первоклассного заемщика. Выполнение обязательств по погашению задолженности и поступление финансовых ресурсов извне строго контролировалось союзным правительством и соотносилось с текущей и перспективной внутренней экономической политикой.

      Новая волна заимствований началась во второй половине 80-х гг., в период перехода от тоталитаризма и командно-административной системы к демократии и внедрению элементов рыночного хозяйства. Необходимость кредитов была вызвана также нехваткой продуктов питания и промышленных товаров потребления, которая приобрела особую остроту к концу 80-х гг. западные страны, в свою очередь, проявили готовность способствовать преобразованию СССР, и предоставили крупные займы в надежде на их своевременный возврат. Кредитный рейтинг СССР был в то время еще высок, хотя стали очевидными нарастающие негативные явления в динамике и структуре внешней задолженности. В конце 80-х гг. по средне- и долгосрочным кредитам СССР приходилось выплачивать примерно 8 % ежегодно, а рассрочка составляла в среднем около 8 лет. Кроме того, существенно возросла доля краткосрочных заимствований, несмотря на стремление СССР получить средне- и долгосрочные кредиты для модернизации оборудования. Общий объем выплат по внешнему долгу возрос с 1986 по 1991 гг. в 2,5 раза.

      Начало 90-х гг. характеризуется пиком платежей по накопленной задолженности. Фактическое обслуживание государственного долга оказалось значительно ниже того, что намечалось по графику, и осуществлялось главным образом за счет увеличения продаж Советским Союзом золота и драгоценных металлов, а также использования валютных вкладов в зарубежных банках (к концу 1991 г. золотой запас государства составил лишь около 240 т. против 2,5 тыс. т. на середину 80-х гг.). В этих условиях, начиная с 1990 г. внешнее финансирование направлялось преимущественно на погашение ранее взятых кредитов, и лишь незначительная часть его оформлялась в виде товарных кредитов на закупку по «критическому» импорту (продовольствие, медикаменты, сырье).

      Невыполнение  в полном объеме и в срок обязательств, которые Советский Союз имел по внешним  займам и кредитам, сокращение экспортного потенциала и золотовалютных резервов не замедлили сказаться на изменении кредитного рейтинга страны.

      Хотя  с 1970 г. по 1980 г. внешняя задолженность  страны выросла в 16 раз (с 1,6 до 25,2 млрд. дол.), по сравнению с рядом стран  объем долга был умеренным. Ситуация стала угрожающей после 1985 г.: в начале 1986 г СССР занимал 12-е место по размеру внешнего долга (после Польши, Аргентины, Египта, Индии, Мексики, Бразилии, Китая, Венесуэлы, Индонезии, Южной Кореи и Турции), а к 1992 г. второе после Бразилии. Отношение внешнего долга к экспорту поднялось на с 52 % в 1987 г. до 164 % в 1993 г., а к объему ВВП – с 8 до 29 %. Увеличивались заимствования у правительств иностранных государств. Доля кредиторов – правительств других стран выросла с 3,9 % в 1987 г. до 14,3 % в 1991 г. и 65,4 % в 1993 г. Это было обусловлено сокращением коммерческого кредитования, переоформлением части обязательств, в том числе просроченной кредиторской задолженности перед бывшими соцстранами, в задолженность перед государством. В связи с этим несколько улучшилась структура долга (табл. 1)

      В 1975-1985 гг. внешний долг СССР возрос в 2 раза, тогда, как за более короткий период 1986 – 1992 гг. – в 2,5 раза. В целом после 1985 г. темп роста задолженности удвоился и составил в 41,7 % в среднем за год (при падении ВВП).

Таблица 1 – Структура внешнего долга  СССР по видам задолженности6

                                                                                                                    в млрд. дол.

  1987 г. 1989 г. 1991 г.
Весь  долг 38,3 53,9 67,9
% 100 100 100
Долгосрочный  долг 29,8 35,7 55,3
В том  числе кредиторам:  
Официальным 1,7 2,2 9,7
% 4,4 4,08 14,1
частным 28,1 33,5 45,6
% 73,3 62,32 67,3
 

      Поскольку Россия не смогла после распада Советского Союза «распределить» между республиками его внешний долг и стала его правопреемницей, общая величина формирующегося суверенного государственного долга включала и это наследие. Углубление кризиса потребовало новых заимствований. Для них была создана институциональная основа – в 1992 г. Россия вступила в МВФ и могла обслуживаться Всемирным Банком (МБРР), а также Европейским Банком реконструкции и развития (вместо СССР). Поэтому история суверенных интенсивных заимствований России у названных международных организаций связывается с 1992 г. После 1992 г. полученные Россией кредиты состоят из кредитов международных финансовых институтов, правительств иностранных государств и частных кредиторов.

Информация о работе Упрвление государственным долгом