Упрвление государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 12:15, курсовая работа

Описание

Государственный долг - это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период. Это экономическое определение государственного долга. В соответствии со статьей 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации «государственный долг - это долговые обязательства России перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации». 1

Содержание

Введение 4
1. Государственный долг: понятие, сущность и виды 6
1.1 Понятие и виды государственного долга 4
1.2 Управление государственным долгом: понятие и методы 6
1.3 Зарубежный опыт управления государственным долгом 12
2. Современное состояние, проблемы и перспективы госдолга 20
2.1 Современное состояние государственного долга 20
2.1.1 Внешний государственный долг 20
2.1.2 Внутренний государственный долг 30
2.2 Проблемы и перспективы управления государственным долгом 32
Заключение 41
Библиографический список 44

Работа состоит из  1 файл

Управление гоударственным долгом (3).doc

— 388.50 Кб (Скачать документ)

РЕФЕРАТ 
 

     Работа 46 с., 4 рисунка, 6 таблицы, 28 источников 
 

     Государственный долг, внутренний долг, внешний долг, управление государственным долгом, реструктуризация государственного долга 

     Привлечение заемных средств для финансирования расходов государственного бюджета главным образом связано с одной из экономических функции государства распределение ресурсов.

     Целью внутренних заимствований является обеспечение сбалансированности и  бездефецитности федерального бюджета, а также стимулирование развития национального финансового рынка.

     Государственный долг сопровождает деятельность любого государства и требует внимания к управлению и своевременному возврату.

     От  этого зависит престиж государства, по показателям государственного долга  судят о степени зрелости и мощи национальной экономики.

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение 4
1. Государственный долг: понятие, сущность  и виды 6
    1.1 Понятие и виды государственного  долга 4
    1.2 Управление государственным долгом: понятие и методы 6
    1.3 Зарубежный опыт управления государственным долгом 12
2. Современное состояние, проблемы и перспективы госдолга 20
    2.1 Современное состояние государственного долга 20
2.1.1 Внешний государственный  долг 20
2.1.2 Внутренний  государственный долг 30
    2.2 Проблемы и перспективы управления государственным долгом 32
Заключение 41
Библиографический список 44
 

 

     
  1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И УПРАВЛЕНИЕ
 

     1.1 Понятие и виды государственного долга

     Государственный долг - это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период. Это экономическое определение государственного долга. В соответствии со статьей 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации «государственный долг - это долговые обязательства России перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации». 1

     Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

      Долговые  обязательства – это сложная категория, отличающаяся, во-первых, по форме образования и обслуживания; во-вторых, по объектам долговых отношений; в-третьих, по срокам обязательств.

     Государственные долговые обязательства могут существовать в различных формах:

     – кредитные соглашения и договоры Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями в пользу указанных кредиторов;

     – государственные ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации;

     – договоры о предоставлении государственных гарантий России, договоры поручительства по обеспечению обязательств третьими лицами;

     – переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг на основе федеральных законов;

     – соглашения и договоры о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств России прошлых лет.

     Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию государственный долг делится на внутренний и внешний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга - как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга - как совокупного долга резидентам.

     По  целям использования государственный  долг делится на капитальный и текущий. Капитальный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты. Текущий долг - это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.

     По  срокам государственные долговые обязательства  могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства не могут превышать срок в 30 лет.

     По  уровню управления государственный  долг делится на государственный долг России, государственный долг субъекта Федерации, муниципальный государственный долг. РФ не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Федерации и муниципальных образований. Субъекты Федерации и муниципальные образования не отвечают по долгам друг друга и по долгам России, если они не были ими гарантированы.2

     Государство может привлекать денежные средства на условиях срочности, платности, возвратности на внешних рынках, в том числе у правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков, международных экономических организаций, а также размещать свои ценные бумаги среди иностранных институциональных и индивидуальных инвесторов.

      Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок.

      В настоящих условиях государственный  долг находится в центре экономических проблем страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственного долга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны.

      Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов — как физических, так и юридических лиц. Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, так как развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе государственных.

      Однако  госдолг растет и в стагнирующей экономике, в которой спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования государственного долга.

     1.2 Управление государственным долгом: понятие и методы

      Значительный  рост государственных заимствований  в условиях снижения темпов экономического роста, неудовлетворительной структуры  платежного баланса и т.д. обусловливает  необходимость разработки определенных мер по урегулированию задолженности, уменьшению отрицательного влияния госдолга на бюджет страны. Эти действия необходимы для того, чтобы предотвратить банкротство страны и избежать так называемого долгового периода, когда новые займы и кредиты идут на финансирование ранее полученных займов.

      В общем виде финансовые отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного внешнего долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления, развитие международного сотрудничества и на многие другие элементы социально-экономической жизни общества.

     В последнем десятилетии Россия попала в замкнутый круг экономических противоречий: превышение расходов над доходами федерального бюджета формировало дефицит бюджета, который покрывается за счет государственных заимствований, что привело к увеличению расходов на их обслуживание.

      Управление государственным долгом – совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий выпуска новых государственных ценных бумаг.3

     Элементами  системы управления государственным  долгом являются:

     1) правовое обеспечение кредитных  отношений;

     2) согласование долговой политики  социально-экономической и бюджетной  политикой государства; 

     3) подсистема контроля и учета долговых обязательств;

     4) конструирование заимствований;

     5) обслуживание и погашение долга  (в том числе составление графика платежей по долгу);

     6) урегулирование долга.

     Под обслуживанием государственного долга  понимаются операции по выплате доходов  по государственным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета.

     В мировой практике выделяют следующие  основные параметры государственного долга, требующие экономического регулирования:

     1) объем долга и его соотношение  с основными макроэкономическими параметрами;

     2) стоимость обслуживания долга и ее составляющие;

     3) структура долга (в том числе  соотношение внутреннего и внешнего  долга);

     4) параметры долга (в том числе объем привлеченных ресурсов, стоимость привлечения, срок обращения);

     5) направления использования заемных ресурсов.4

     Существует зависимость роста государственного долга от роста экономики, которая сформулирована в экономической модели, разработанной Е. Домаром в 1944 г. Эта модель увязывает размер государственного долга с размером валового национального продукта, а прирост государственной задолженности – с ростом экономики. Чем выше темпы экономического роста и ниже реальные процентные ставки, тем более беспроблемно использование государством займов для финансирования своих расходов. В случае стагнирующей экономики государство сталкивается со значительными трудностями при обслуживании и управлении государственным долгом.

      В процессе управления государственным  долгом решаются такие основные задачи, как:

      - оптимизация размера долга;

      - недопущение переполнения рынка  заемными государственными обязательствами и значительных колебаний их курса;

      - обеспечение своевременного возврата  кредитов;

      - эффективное использование мобилизованных  государством средств;

      - контроль за целевым использованием  полученных кредитов.

     Существуют  различные формы управления государственным долгом:

     – изменение доходности займов; примером может служить изменение доходности ГКО;

Информация о работе Упрвление государственным долгом