Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 12:15, курсовая работа
Государственный долг - это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период. Это экономическое определение государственного долга. В соответствии со статьей 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации «государственный долг - это долговые обязательства России перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации». 1
Введение 4
1. Государственный долг: понятие, сущность и виды 6
1.1 Понятие и виды государственного долга 4
1.2 Управление государственным долгом: понятие и методы 6
1.3 Зарубежный опыт управления государственным долгом 12
2. Современное состояние, проблемы и перспективы госдолга 20
2.1 Современное состояние государственного долга 20
2.1.1 Внешний государственный долг 20
2.1.2 Внутренний государственный долг 30
2.2 Проблемы и перспективы управления государственным долгом 32
Заключение 41
Библиографический список 44
РЕФЕРАТ
Работа
46 с., 4 рисунка, 6 таблицы, 28 источников
Государственный
долг, внутренний долг, внешний долг,
управление государственным долгом,
реструктуризация государственного долга
Привлечение
заемных средств для
Целью внутренних заимствований является обеспечение сбалансированности и бездефецитности федерального бюджета, а также стимулирование развития национального финансового рынка.
Государственный долг сопровождает деятельность любого государства и требует внимания к управлению и своевременному возврату.
От
этого зависит престиж
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 4 | |
1. Государственный долг: понятие, сущность и виды | 6 | |
1.1 Понятие и виды |
4 | |
1.2 Управление государственным долгом: понятие и методы | 6 | |
1.3 Зарубежный опыт управления государственным долгом | 12 | |
2. Современное состояние, проблемы и перспективы госдолга | 20 | |
2.1 Современное состояние государственного долга | 20 | |
2.1.1 | Внешний государственный долг | 20 |
2.1.2 | Внутренний государственный долг | 30 |
2.2 Проблемы и перспективы управления государственным долгом | 32 | |
Заключение | 41 | |
Библиографический список | 44 |
1.1 Понятие и виды государственного долга
Государственный долг - это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период. Это экономическое определение государственного долга. В соответствии со статьей 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации «государственный долг - это долговые обязательства России перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации». 1
Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.
Долговые обязательства – это сложная категория, отличающаяся, во-первых, по форме образования и обслуживания; во-вторых, по объектам долговых отношений; в-третьих, по срокам обязательств.
Государственные долговые обязательства могут существовать в различных формах:
– кредитные соглашения и договоры Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями в пользу указанных кредиторов;
– государственные ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации;
– договоры о предоставлении государственных гарантий России, договоры поручительства по обеспечению обязательств третьими лицами;
– переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг на основе федеральных законов;
– соглашения и договоры о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств России прошлых лет.
Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию государственный долг делится на внутренний и внешний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга - как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга - как совокупного долга резидентам.
По
целям использования
По срокам государственные долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства не могут превышать срок в 30 лет.
По уровню управления государственный долг делится на государственный долг России, государственный долг субъекта Федерации, муниципальный государственный долг. РФ не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Федерации и муниципальных образований. Субъекты Федерации и муниципальные образования не отвечают по долгам друг друга и по долгам России, если они не были ими гарантированы.2
Государство может привлекать денежные средства на условиях срочности, платности, возвратности на внешних рынках, в том числе у правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков, международных экономических организаций, а также размещать свои ценные бумаги среди иностранных институциональных и индивидуальных инвесторов.
Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок.
В настоящих условиях государственный долг находится в центре экономических проблем страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственного долга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны.
Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов — как физических, так и юридических лиц. Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, так как развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе государственных.
Однако госдолг растет и в стагнирующей экономике, в которой спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования государственного долга.
1.2 Управление государственным долгом: понятие и методы
Значительный рост государственных заимствований в условиях снижения темпов экономического роста, неудовлетворительной структуры платежного баланса и т.д. обусловливает необходимость разработки определенных мер по урегулированию задолженности, уменьшению отрицательного влияния госдолга на бюджет страны. Эти действия необходимы для того, чтобы предотвратить банкротство страны и избежать так называемого долгового периода, когда новые займы и кредиты идут на финансирование ранее полученных займов.
В общем виде финансовые отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного внешнего долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления, развитие международного сотрудничества и на многие другие элементы социально-экономической жизни общества.
В последнем десятилетии Россия попала в замкнутый круг экономических противоречий: превышение расходов над доходами федерального бюджета формировало дефицит бюджета, который покрывается за счет государственных заимствований, что привело к увеличению расходов на их обслуживание.
Управление государственным долгом – совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий выпуска новых государственных ценных бумаг.3
Элементами системы управления государственным долгом являются:
1)
правовое обеспечение
2)
согласование долговой
3) подсистема контроля и учета долговых обязательств;
4) конструирование заимствований;
5)
обслуживание и погашение
6) урегулирование долга.
Под обслуживанием государственного долга понимаются операции по выплате доходов по государственным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета.
В мировой практике выделяют следующие основные параметры государственного долга, требующие экономического регулирования:
1) объем долга и его соотношение с основными макроэкономическими параметрами;
2) стоимость обслуживания долга и ее составляющие;
3)
структура долга (в том числе
соотношение внутреннего и
4) параметры долга (в том числе объем привлеченных ресурсов, стоимость привлечения, срок обращения);
5) направления использования заемных ресурсов.4
Существует зависимость роста государственного долга от роста экономики, которая сформулирована в экономической модели, разработанной Е. Домаром в 1944 г. Эта модель увязывает размер государственного долга с размером валового национального продукта, а прирост государственной задолженности – с ростом экономики. Чем выше темпы экономического роста и ниже реальные процентные ставки, тем более беспроблемно использование государством займов для финансирования своих расходов. В случае стагнирующей экономики государство сталкивается со значительными трудностями при обслуживании и управлении государственным долгом.
В процессе управления государственным долгом решаются такие основные задачи, как:
- оптимизация размера долга;
-
недопущение переполнения
-
обеспечение своевременного
-
эффективное использование
-
контроль за целевым
Существуют различные формы управления государственным долгом:
– изменение доходности займов; примером может служить изменение доходности ГКО;