Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 12:15, курсовая работа
Государственный долг - это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период. Это экономическое определение государственного долга. В соответствии со статьей 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации «государственный долг - это долговые обязательства России перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации». 1
Введение 4
1. Государственный долг: понятие, сущность и виды 6
1.1 Понятие и виды государственного долга 4
1.2 Управление государственным долгом: понятие и методы 6
1.3 Зарубежный опыт управления государственным долгом 12
2. Современное состояние, проблемы и перспективы госдолга 20
2.1 Современное состояние государственного долга 20
2.1.1 Внешний государственный долг 20
2.1.2 Внутренний государственный долг 30
2.2 Проблемы и перспективы управления государственным долгом 32
Заключение 41
Библиографический список 44
Наибольшую долю в структуре внутреннего государственного долга занимают рыночные долговые обязательства. Они составляют около 80 % всего внутреннего долга России. На долю рыночных долговых обязательств приходится примерно 18 %, причем наибольшая доля (14,5 %) – это индексация вкладов населения, осуществляемая в соответствии с федеральным законом РФ «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ».
Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим положение о внутреннем государственном долге РФ, является Закон «О внутреннем государственном долге Российской Федерации» от 13 ноября 1992 г. Этим законом определялись понятие, состав государственного внутреннего долга, принципы управления им и контроля за его состоянием, устанавливается порядок его обслуживания.
Следует отметить, что за последние годы внутренний долг РФ увеличивается. Так, если в 1995 г. он составлял 190,0 млрд. руб., в 1996 г. - 372,6 млрд. руб. (в деноминированных рублях), то в 2001 г. он вырос до 561,3 млрд. руб. К 2002 г. общий размер государственного внутреннего долга составил уже 604,9 млрд. руб. всего за период с 1 января 1993 г. по 1 января 2001 г. внутренний государственный долг увеличился в 156 раз.
В 2002 - 2008 гг. он увеличился с 545 млрд. руб. до 1804,2 млрд. - 3,6 % ВВП.11
Так, государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах, увеличился в ноябре 2007 г. на 0,7 % - с 1,22 трлн. руб. на 1 ноября до 1,23 трлн. руб. на 1 декабря. За 11 мес. 2007 г. государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах, увеличился на 20,5 %. В структуре внутреннего государственного долга, выраженного в государственных облигациях, на 1 декабря 2007 г. большая часть (64,88 %) приходилась на ОФЗ-АД на общую сумму 803,684 млрд. руб., ОФЗ-ПД составляли 288,115 млрд. руб. (23,26 %), ГСО-ФПС - 85 млрд. руб. (6,86 %), ОФЗ-ФК - 51,428 млрд. руб. (4,15 %), ГСО-ППС -10,415 млрд. руб. (0,84 %). ГКО и ОФЗ-ПК в составе внутреннего долга РФ отсутствовали.12
Сегодня российский рынок государственных ценных бумаг находится в кризисном состоянии. Дюрация рыночного портфеля (средний срок до погашения облигаций) уменьшилась за полтора года с 2104 до 1663 дней. Котировки отдельных выпусков ОФЗ снижались до 60-90 % от номинала.
Кризис привел к росту затрат на обслуживание внутреннего госдолга. В связи с тем, что доходность ОФЗ возросла с 5,25 в мае 2008 г. до 14,09 % в феврале 2009 г., заимствования на внутреннем рынке стали для государства в 2,7 раза дороже.
2.2 Проблемы и перспективы управления государственным долгом
Вплоть до осени 2008 г. проблема дефицитного финансирования государственных расходов и эффективного управления государственным долгом оставалась в тени. Однако масштабное падение внутреннего и внешнего спроса на российскую продукцию, слабая конкурентоспособность, отсутствие диверсификации и низкая эффективность российской экономики (компоненты экономики предложения) сделали в текущем году проблему дефицитного финансирования в качестве инструмента стимулирования экономического развития одной из наиболее актуальных, призванной обеспечить национальной экономике не только прохождение острой фазы кризиса, но и реализацию ее структурного реформирования.
Как следствие, претерпела корректировку и позиция государства в отношении предельного объема внутреннего и внешнего государственного долга. Так, верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2010 г. был увеличен на 219 млрд. руб. до 2338,3 млрд. руб., верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2010 г. был определен в размере 41,4 млрд. дол.1, что на 0,8 млрд. дол. больше фактического размера внешней задолженности на 1 января 2009 г.
На протяжении последних нескольких лет на фоне понижающего тренда объема совокупной задолженности в процентах к ВВП страны (с 108,6 % ВВП в 1999 г. до 5,8 % ВВП в 2008 г.) и сокращения абсолютного размера внешнего долга наблюдался устойчивый рост абсолютного объема государственного внутреннего долга, что свидетельствовало о расширении внутренних источников дефицитного финансирования государственных расходов, которое неизбежно связано с масштабными эффектами вытеснения частного инвестиционного спроса на капитал. Очищенный от инфляции, темп роста объема внутренней задолженности РФ за период с 2004 по 2008 гг. фактически был сопоставим, а иногда и превышал темпы роста ВВП, что свидетельствует о переориентации источников финансирования государственных расходов с внешних на внутренние.
В связи с ожидаемым существенным дефицитом федерального бюджета в 2009 г. до 7,7 % ВВП в среднесрочной перспективе ставка на пополнение доходов федерального бюджета была сделана именно на наращивание внешних и внутренних заимствований. Однако в условиях острого дефицита ликвидности на внутреннем и внешнем рынках, значительного размера внешнего долга российского корпоративного сектора размещение государственных долговых инструментов станет особенно затруднительным, что создает реальную угрозу невыполнения программ внутренних и внешних заимствований не только в текущем году, но и в течение нескольких последующих лет. В целом, суммарный объем государственного долга в 2010 г. и среднесрочной перспективе планируется удержать в пределах до 16 % ВВП, что, тем не менее, значительно ниже аналогичного показателя в ведущих экономиках мира. Однако, на фоне быстро исчезающих средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, которые на протяжении текущего и следующего года планируется направлять на погашение текущего дефицита бюджета, вопрос с реальным финансированием бюджетного дефицита будет стоять особенно остро в ближайшие несколько лет.
Таким образом, уже в 2010 г. заимствования как один из источников дефицитного финансирования государственных расходов (в отличие от налогового) станет основным, а возрастающий государственный долг, несомненно, должен стать одним из доминирующих инструментов стабилизирующей и одновременно стимулирующей политики государства.
В законе «О федеральном бюджете на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг.» предполагается продолжить практику крупных внешних заимствований. В 2010, 2011 и 2012 гг. эти заимствования составят соответственно 18120,8; 20847,9 и 20,084,8 млн. дол. Объем погашения внешнего госдолга в 2010, 2011 и 2012 гг. составят соответственно 3434,0; 4600,4 и 2637,5 млн. дол.13
Основной формой государственных внешних заимствований станет выпуск облигационных займов Российской Федерации на международных финансовых рынках. В этих целях предусматривается возобновить выпуск федеральных еврооблигаций. В последний раз крупные заимствования на рынке еврооблигаций производились в 1998 г. В 2000-2009 гг. задолженность по федеральным еврооблигациям снизилась примерно в три раза и на начало июля 2009 г. составила 15,9 млрд. долл. С учетом ОВГВЗ на внешнем рынке к июлю 2009 г. обращалось федеральных облигаций на сумму 16,3 млрд. дол. В 2010, 2011 и 2012 гг. предполагается разместить новые внешние облигационные займы на сумму соответственно 17786,1; 20666,6 и 20080,0 млн. дол.
Принимая во внимание величину новых заимствований задолженность по федеральным ценным бумагам, обращающимся на внешнем рынке, составит в 2010 г. 44,5 млрд. дол. К 2013 г. она достигнет 80,9 млрд. дол. Помимо выпуска еврооблигаций предполагается привлечь крупные заимствования у МВФ и МБРР.
В Законе «О федеральном бюджете на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг.» нет четкого обоснования необходимости привлечения столь гигантских валютных займов. В последнее время золотовалютные резервы постоянно растут, несмотря на то, что часть их – средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния используются на финансирование дефицита бюджета. Минимальное значение золотовалютных резервов в период кризиса было зафиксировано на 13.03.2009 г. – 376 млрд. дол. К 18.12.2009 г. они увеличились до 440,4 млрд. дол. Это составляет около 70 % от общей величины золотовалютных резервов стран зоны евро. Кроме того, коммерческие банки за последний год накопили собственные валютные резервы. Часть накоплений может быть вложена в государственные ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте.
В целом в результате новых кредитов и займов внешний госдолг увеличится с 29,9 млрд. дол. на начало апреля 2009 г. до 104,3 млрд. дол., т.е. в 3,5 раза. К концу 2012 г. внешнего долга объем внешнего госдолга превысить 65 % от уровня 1998 г. и вновь станет одним из самых больших в мире. В развитых странах заметна тенденция к росту внутреннего госдолга. Внешний же госдолг обычно очень невелик. В России в 2010-2012 гг. внешний госдолг будет расти гораздо быстрее внутреннего госдолга и почти сравняется с ним. 14
Таблица 4 - Государственные внешние заимствования Российской Федерации
на 2010 - 2012 годы
Вид заимствования | 2010 г | 2011 г | 2012 г |
Государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте | 16298,2 | 17590,1 | 18685,2 |
Кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц | -1611,5 | - 1342,6 | -1237,9 |
Всего | 14686,7 | 16247,5 | 17447,3 |
В соответствии с проектом бюджета на 2010-2012 гг. внутренний госдолг в 2012 г. вырастет по сравнению с 2008 г. в 2,4 раза и составит 8,1 % ВВП. Рост внутреннего госдолга будет осуществляться, прежде всего, за счет выпуска государственных ценных бумаг на внутреннем рынке. Из таблицы 5 видно, что в 2011 г. предусматривается разместить госбумаг на сумму 957,5 млрд. руб. Это составляет около 60 % от емкости рынка госбумаг в настоящее время.
Таблица 5 – Размещение государственных ценных бумаг на внутренним рынке,
в целях финансирования
-2012 гг.
2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | |
Размещение государственных ценных бумаг | 642,3 | 844,1 | 957,5 | 755,4 |
Погашение государственных ценных бумаг | 100,4 | 275,7 | 208,9 | 518,9 |
Чистые заимствования на внутреннем | 541,9 | 568,4 | 748,6 | 236,5 |
За один 2011 г. будет выпушено более половины объема государственных ценных бумаг, выпушенных за последние 11 лет. Объем размещения ОФЗ (с учетом их доразмещения на вторичных торгах) в 2006-2008 гг. находился в пределах 180,9-245,2 млрд. руб. В 2009 г. он резко возрос с учетом обмена ОФЗ на акции банков в рамках их докапитализации. Но за счет чего предусматривается почти четырехкратное увеличение объема размещения госбумаг в 2011 г. по сравнению с докризисным периодом?
Рынок госбумаг в настоящее время находится в кризисном состоянии. Дюрация рыночного портфеля (средний срок до погашения облигаций) уменьшилась с 2104 дней в предкризисный период до 1663 дней в настоящее время. Котировки отдельных выпусков ОФЗ снижались до 60-90 % от номинала. Масштабный выпуск госбумаг в 2010-2012 гг. придется осуществлять за счет эмиссии все более краткосрочных бумаг с доходностью примерно в два раза выше, чем в предкризисный период.
Рисунок 4 – Динамика госдолга РФ в 2006-2012 гг. в % к ВВП
В
итоге рынок ОФЗ будет
в 1994-1998 гг. Погашение госбумаг будет производиться за счет новых, все более масштабных их выпусков. Объем погашения облигаций в 2012 г. – 518,9 млрд. руб. в 6,2 раза превысит объем погашения в 2008 г. – 84,3 млрд. руб. Чистые заимствования на внутреннем рынке сократятся с 748,6 млрд. руб. в 2011 г. до 236,5 млрд. руб. в 2012 г. Это свидетельствует о том, что пирамида госбумаг все сильнее будет работать сама на себя. Все большее количество выпускаемых облигаций будет предназначаться для погашения их прежних выпусков, и все меньшее количество – для привлечения чистых заимствований в федеральный бюджет.
В Законе «О федеральном бюджете на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг.» предусматривается, что стоимость внутренних заимствований хотя и будет уменьшаться, но сохранится на очень высоком уровне. В 2010, 2011 и 2012 гг. внутренние займы будут размешаться соответственно под 11,5; 10,0 и 9,0 % годовых. Это в полтора-два раза выше, чем до кризиса.
В соответствии с проектировками федерального бюджета на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг. государственный внутренний и внешний долг России в 2012 г. должен превысить 15 % ВВП (рис. 1). Это существенно ниже пороговых значений, установленных Маастрихтскими соглашениями по госдолгу – 60 % к ВВП. Но если темпы роста госдолга в 2008-2012 гг. сохранятся, то он в 2021 г. превысит ограничение, установленное Маастрихтскими соглашениями.