Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 12:15, курсовая работа
Государственный долг - это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период. Это экономическое определение государственного долга. В соответствии со статьей 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации «государственный долг - это долговые обязательства России перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации». 1
Введение 4
1. Государственный долг: понятие, сущность и виды 6
1.1 Понятие и виды государственного долга 4
1.2 Управление государственным долгом: понятие и методы 6
1.3 Зарубежный опыт управления государственным долгом 12
2. Современное состояние, проблемы и перспективы госдолга 20
2.1 Современное состояние государственного долга 20
2.1.1 Внешний государственный долг 20
2.1.2 Внутренний государственный долг 30
2.2 Проблемы и перспективы управления государственным долгом 32
Заключение 41
Библиографический список 44
Быстрый рост госдолга приведет к резкому росту затрат на его обслуживание и погашение (табл. 6).
Таблица 6 – Динамика государственного и корпоративного долга в 2008-2009
гг.
2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | |
Расходы на обслуживание государственного долга, млрд. руб. | 202,8 | 3043 | 450,6 | 561,0 |
Расходы на погашение государственного долга, млрд. руб.* | 137,8 | 116,4 | 160,1 | 96,0 |
Всего, млрд. руб. | 340,6 | 420,7 | 610,7 | 657,0 |
Расходы на обслуживание и погашение государственного долга в процентах к расходам федерального бюджета | 3,6 | 4,2 | 6,5 | 6,8 |
* Без
учета государственных ценных
бумаг, которые погашаются за счет их
новых выпусков.
Из таблицы видно, что расходы федерального бюджета на обслуживание и погашение госдолга вырастут с 340,6 млрд. руб. в 2009 г. до 657,0 млрд. руб. в 2012 г., т.е. в 1,9 раза. В связи с этим доля расходов федерального бюджета на обслуживание и погашение госдолга возрастет с 3,6 до 6,8 %. До 2009 доля расходов на обслуживание и погашение госдолга в общих расходах федерального бюджета снижалась. В 2009-2012 гг. эта доля будет быстро расти. Следовательно, возникнет еще одна негативная тенденция в области госдолга.
Для
преодоления угроз
Для замены иностранных кредитов средствами этих фондов целесообразно использовать облигационные займы. В этом случае крупнейшие заемщики у нерезидентов выпускают корпоративные облигации, номинированные в валюте. В эти облигации помещается часть денег Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. В случае угрозы у данных корпораций дефолтов часть облигаций может быть конвертирована в акции. Эти акции могут быть проданы государством на рынке, а полученные от продажи деньги должны поступить в фонды-кредиторы.
Необходимо также продолжить практику досрочного погашения внешнего государственного долга из средств Резервного фонда. В период кризиса для этого нужно досрочно (до погашения) скупать на рынке российские еврооблигации. Это позволит несколько увеличить объем погашения внешнего государственного долга, но и стабилизировать рынок российских еврооблигаций в период резкого падения их котировок. В настоящее время это особенно актуально. Доходность главного индикатора российских ценных бумаг, обращающихся на внешнем рынке – валютных гособлигаций «Россия-30», выросла с 5,28 % в апреле-мае 2008 г. до 7,38 % в сентябре 2009 г. Скупка еврооблигаций во время кризиса даст возможность, также, существенно снизить расходы на погашение внешнего госдолга. Стоимость еврооблигаций с конца 2008 г. по октябрь 2009 г. падала до 90 % от номинала и ниже. До кризиса же она превышала 115 % номинала.
Предложенный комплекс мер в области государственного долга даст возможность снизить долговую нагрузку на экономику. Так, выпуск новых видов государственных облигаций позволит диверсифицировать внутренний госдолг, а также существенно расширить залоговую базу для рефинансирования Банком России коммерческих банков. Рост рефинансирования и использование средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния для погашения внешней задолженности могли бы способствовать уменьшению налогового бремени и зависимости от конъюнктуры внешнего рынка.
Таким образом, в целом соответствующая современным стандартам структура государственных заимствований, строгое соблюдение сроков платежей по накопленным государственным долговым обязательствам, открытость, прогнозируемость планируемых и проводимых операций, по мнению Минфина России, позволят достичь поставленных целей долговой политики на 2010-2012 гг.
Последовательно
проводимая политика замещения государственного
внешнего долга внутренними
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии со статьей 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации «государственный долг - это долговые обязательства России перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации».
Основными
причинами образования
Государство может привлекать денежные средства на условиях срочности, платности, возвратности на внешних рынках, в том числе у правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков, международных экономических организаций, а также размещать свои ценные бумаги среди иностранных институциональных и индивидуальных инвесторов.
Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок.
Основополагающим для всех классификаций долга является деление его на внешний и внутренний долг. Внутренний и внешний долги имеют существенные социальные отличия. Внешний долг ассоциируется (и практически означает) с долгом человека, задолжавшего другим людям (долг страны другим странам). Внутренний долг – это «долг самим себе» (заимствования государства у субъектов рынка и физических лиц). И тот и другой виды долгов – объективная реальность общественных отношений.
Управление государственным долгом осуществляется посредством применения целого ряда специальных методов, к которым, в частности, относятся: досрочное погашение, рефинансирование; конверсия, консолидация; новация; унификация; отсрочка; дефолт.
В 2009 г. прекратилось списание внешнего госдолга. В течение 1998-2000 гг. внешний государственный долг сократился более чем в пять pаз. На начало апреля 2009 г. он составил 29,9 млрд. долл. Со II квартала 2009 г., впервые за последние 11 лет, начался рост внешнего госдолга. На начало октября он достиг 46,2 млрд. долл. При этом долг органов государственного управления изменялся, незначительно. Задолженность же органов денежно-кредитного регулирования во II-III кварталах 2009 г. возросла с 2,5 млрд. до 16,6 млрд. долл.
Однако, несмотря на то, что темпы увеличения нашего государственного долга значительные, они все-таки находятся на безопасном уровне, с точки зрения мировых стандартов, согласно которым размер государственного долга до 60 % ВВП считается безопасным. В России принят более жёсткий критерий — не более 30-40 % ВВП. Но и по этим меркам нам ещё далеко до угрожающего положения.
На покрытие дефицита в 2010 г. будут направляться средства внутренних и внешних займов, а также средства Фонда национального благосостояния. Не исключается и возможность бездефицитного бюджета – 2012 г., если, конечно, цена на нефть существенно превысит 60 дол. за баррель. Однако в настоящее время Минфин не планирует повышать прогноз цены нефти на 2010 г. и пересматривать прогноз валютного курса, а бюджет 2012 г. сформирован с дефицитом в размере 3 % ВВП при сокращении государственных расходов.
В 2009 г. государственный долг может составить 10 % ВВП, в 2010 г. - 12,7 % ВВП, в 2011 г. - 14,6 % ВВП и в 2012 г. - 15,4 % ВВП. Хотя это не представляет серьёзной опасности, тем не менее, эти цифры достаточно велики. Поэтому позиция Минфина – обеспечивать долгосрочную сбалансированность бюджета, не наращивать до бесконечности бюджетные расходы, а всемерно повышать эффективность использования бюджетных ресурсов, тщательно определять цели, на достижение которых они будут израсходованы. Эта позиция остаётся неизменной.
Бюджет – 2010 в значительном объеме продолжит поддержку экономики, а направляться на цели покрытия дефицита бюджета в первую очередь будет Резервный фонд. Так, в 2009 г. из Резервного фонда на покрытие бюджетного дефицита будет израсходовано 2,8 трлн. руб., в 2010 г. на эти цели будет использовано около 1,8 трлн. руб.
Государство сохранит в следующем году значительный объем антикризисных мер. Антикризисный фонд Правительства РФ в 2010 г. будет увеличен на 150 млрд. руб. за счет перераспределения средств из 250 млрд. руб., ранее предусмотренных на 2010 г. для капитализации банков через механизм ОФЗ.15
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК