Упрвление государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 12:15, курсовая работа

Описание

Государственный долг - это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период. Это экономическое определение государственного долга. В соответствии со статьей 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации «государственный долг - это долговые обязательства России перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации». 1

Содержание

Введение 4
1. Государственный долг: понятие, сущность и виды 6
1.1 Понятие и виды государственного долга 4
1.2 Управление государственным долгом: понятие и методы 6
1.3 Зарубежный опыт управления государственным долгом 12
2. Современное состояние, проблемы и перспективы госдолга 20
2.1 Современное состояние государственного долга 20
2.1.1 Внешний государственный долг 20
2.1.2 Внутренний государственный долг 30
2.2 Проблемы и перспективы управления государственным долгом 32
Заключение 41
Библиографический список 44

Работа состоит из  1 файл

Управление гоударственным долгом (3).doc

— 388.50 Кб (Скачать документ)

     Быстрый рост госдолга приведет к резкому росту затрат на его обслуживание и погашение (табл. 6).

Таблица 6 – Динамика государственного и корпоративного долга в 2008-2009

                     гг.                                                                                             в % к ВВП

  2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Расходы на обслуживание государственного долга, млрд. руб. 202,8 3043 450,6 561,0
Расходы на погашение государственного долга, млрд. руб.* 137,8 116,4 160,1 96,0
Всего, млрд. руб. 340,6 420,7 610,7 657,0
Расходы на обслуживание и погашение государственного долга в процентах к расходам федерального бюджета 3,6 4,2 6,5 6,8

* Без  учета государственных ценных  бумаг, которые погашаются за счет их новых выпусков.  

     Из таблицы видно, что расходы федерального бюджета на обслуживание и погашение госдолга вырастут с 340,6 млрд. руб. в 2009 г. до 657,0 млрд. руб. в 2012 г., т.е. в 1,9 раза. В связи с этим доля расходов федерального бюджета на обслуживание и погашение госдолга возрастет с 3,6 до 6,8 %. До 2009 доля расходов на обслуживание и погашение госдолга в общих расходах федерального бюджета снижалась. В 2009-2012 гг. эта доля будет быстро расти. Следовательно, возникнет еще одна негативная тенденция в области госдолга.

     Для преодоления угроз экономической  безопасности, возникающих в результате роста долгового бремени, необходимо выработать комплекс мер. Важное значение для снятия напряженности на долговом рынке может иметь использование части средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. В условиях крупномасштабных заимствований на внешнем и внутреннем рынках даже к началу 2013 г. величина Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в соответствии с проектом бюджета на 2011 -2012 гг., составит 1,1 трлн. руб. То есть полностью средства этих фондов не удастся израсходовать даже за четыре года. Если же кризис завершится к середине 2010 г., то остаток средств составит более 3 трлн. руб.

     Для замены иностранных кредитов средствами этих фондов целесообразно использовать облигационные займы. В этом случае крупнейшие заемщики у нерезидентов выпускают корпоративные облигации, номинированные в валюте. В эти облигации помещается часть денег Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. В случае угрозы у данных корпораций дефолтов часть облигаций может быть конвертирована в акции. Эти акции могут быть проданы государством на рынке, а полученные от продажи деньги должны поступить в фонды-кредиторы.

     Необходимо также продолжить практику досрочного погашения внешнего государственного долга из средств Резервного фонда. В период кризиса для этого нужно досрочно (до погашения) скупать на рынке российские еврооблигации. Это позволит несколько увеличить объем погашения внешнего государственного долга, но и стабилизировать рынок российских еврооблигаций в период резкого падения их котировок. В настоящее время это особенно актуально. Доходность главного индикатора российских ценных бумаг, обращающихся на внешнем рынке – валютных гособлигаций «Россия-30», выросла с 5,28 % в апреле-мае 2008 г. до 7,38 % в сентябре 2009 г. Скупка еврооблигаций во время кризиса даст возможность, также, существенно снизить расходы на погашение внешнего госдолга. Стоимость еврооблигаций с конца 2008 г. по октябрь 2009 г. падала до 90 % от номинала и ниже. До кризиса же она превышала 115 % номинала.

     Предложенный  комплекс мер в области государственного долга даст возможность снизить  долговую нагрузку на экономику. Так, выпуск новых видов государственных облигаций позволит диверсифицировать внутренний госдолг, а также существенно расширить залоговую базу для рефинансирования Банком России коммерческих банков. Рост рефинансирования и использование средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния для погашения внешней задолженности могли бы способствовать уменьшению налогового бремени и зависимости от конъюнктуры внешнего рынка.

     Таким образом, в целом соответствующая  современным стандартам структура  государственных заимствований, строгое соблюдение сроков платежей по накопленным государственным долговым обязательствам, открытость, прогнозируемость планируемых и проводимых операций, по мнению Минфина России, позволят достичь поставленных целей долговой политики на 2010-2012 гг.

     Последовательно проводимая политика замещения государственного внешнего долга внутренними заимствованиями  дает возможность снизить зависимость  платежеспособности России о внешних  факторов и повысить долговую устойчивость государства. При этом выбранная стратегия развития национального рынка государственных заимствований дает возможность достаточно активно развивать другие сегменты финансового рынка России. 

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В соответствии со статьей 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации «государственный долг - это долговые обязательства России перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации».

     Основными причинами образования государственного долга является дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

     Государство может привлекать денежные средства на условиях срочности, платности, возвратности на внешних рынках, в том числе у правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков, международных экономических организаций, а также размещать свои ценные бумаги среди иностранных институциональных и индивидуальных инвесторов.

      Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок.

      Основополагающим  для всех классификаций долга  является деление его на внешний и внутренний долг. Внутренний и внешний долги имеют существенные социальные отличия. Внешний долг ассоциируется (и практически означает) с долгом человека, задолжавшего другим людям (долг страны другим странам). Внутренний долг – это «долг самим себе» (заимствования государства у субъектов рынка и физических лиц). И тот и другой виды долгов – объективная реальность общественных отношений.

     Управление  государственным долгом осуществляется посредством применения целого ряда специальных методов, к которым, в частности, относятся: досрочное погашение, рефинансирование; конверсия, консолидация; новация; унификация; отсрочка; дефолт.

     В 2009 г. прекратилось списание внешнего госдолга. В течение 1998-2000 гг. внешний государственный долг сократился более чем в пять pаз. На начало апреля 2009 г. он составил 29,9 млрд. долл. Со II квартала 2009 г., впервые за последние 11 лет, начался рост внешнего госдолга. На начало октября он достиг 46,2 млрд. долл. При этом долг органов государственного управления изменялся, незначительно. Задолженность же органов денежно-кредитного регулирования во II-III кварталах 2009 г. возросла с 2,5 млрд. до 16,6 млрд. долл.

     Однако, несмотря на то, что темпы увеличения нашего государственного долга значительные, они все-таки находятся на безопасном уровне, с точки зрения мировых стандартов, согласно которым размер государственного долга до 60 % ВВП считается безопасным. В России принят более жёсткий критерий — не более 30-40 % ВВП. Но и по этим меркам нам ещё далеко до угрожающего положения.

     На  покрытие дефицита в 2010 г. будут направляться средства внутренних и внешних займов, а также средства Фонда национального благосостояния. Не исключается и возможность бездефицитного бюджета – 2012 г., если, конечно, цена на нефть существенно превысит 60 дол. за баррель. Однако в настоящее время Минфин не планирует повышать прогноз цены нефти на 2010 г. и пересматривать прогноз валютного курса, а бюджет 2012 г. сформирован с дефицитом в размере 3 % ВВП при сокращении государственных расходов.

     В 2009 г. государственный долг может  составить 10 % ВВП, в 2010 г. - 12,7 % ВВП, в 2011 г. - 14,6 % ВВП и в 2012 г. - 15,4 % ВВП. Хотя это не представляет серьёзной опасности, тем не менее, эти цифры достаточно велики. Поэтому позиция Минфина – обеспечивать долгосрочную сбалансированность бюджета, не наращивать до бесконечности бюджетные расходы, а всемерно повышать эффективность использования бюджетных ресурсов, тщательно определять цели, на достижение которых они будут израсходованы. Эта позиция остаётся неизменной.

     Бюджет – 2010 в значительном объеме продолжит поддержку экономики, а направляться на цели покрытия дефицита бюджета в первую очередь будет Резервный фонд. Так, в 2009 г. из Резервного фонда на покрытие бюджетного дефицита будет израсходовано 2,8 трлн. руб., в 2010 г. на эти цели будет использовано около 1,8 трлн. руб.

     Государство сохранит в следующем году значительный объем антикризисных мер. Антикризисный фонд Правительства РФ в 2010 г. будет увеличен на 150 млрд. руб. за счет перераспределения средств из 250 млрд. руб., ранее предусмотренных на 2010 г. для капитализации банков через механизм ОФЗ.15

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

     
  1. Борисов С.М. Новое о внешнем долге России / С.М. Борисов // Деньги и кредит. – 2008. - № 8. – С. 15-21.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации // КонсультантПлюс
  3. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / под ред. О. Врублевской, М. Романовского. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 576 с.
  4. Галицкая С.В. Деньги. Кредит. Финансы: учеб. пособие / С. В. Галицкая. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2008. – 736 с.
  5. Годин А.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / А.М. Годин, В. П. Горегляд, И. В. Подпорина – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К°, 2008. – 628 с.
  6. Государственные и муниципальные финансы: учебник / под ред. С. И. Лушина, В. А. Слепова. — М.: Экономика, 2006. – 763 с.
  7. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учеб. пособие / Г.М. Колпакова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 544 с.
  8. Кравченко П.П. Системные риски Российской экономики / П.П. Кравченко // Финансовый менеджмент. – 2009. - № 4. – С. 48-63.
  9. Кудрин А.Л. Бюджет 2010: выполнение социальных обязательств, поддержка экономики / А.Л. Кудрин // Финансы. – 2009. - № 12. – С. 3-8.
  10. Мартьянов А.В. Изменения в правовом регулировании государственного долга Российской Федерации / А.В. Мартьянов // Финансы и кредит. – 2008. - № 17-24.
  11. Мартьянов А.В. Управление государственным долгом и теория рикордианской эквивалентности / А.В. Мартьянов // Финансы и кредит. – 2009. - № 34. – С. 46-51.
  12. Можайцев О.В. Аналитический комментарий к платежному балансу и внешнему долгу Российской Федерации за январь – сентябрь 2009 года / О.В. Можайцев // Вестник Банка России. – 2010. - № 8-9. – С. 8-16.
  13. О Федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов: Федеральный закон от 02.12. 2009 № 308-ФЗ (ред. от 04.05.2010№ 73-ФЗ) // КонсультантПлюс
  14. Платежный баланс и внешний долг Российской Федерации в I полугодии 2009 г. // БИКИ. – 2010. - № 4. – С. 2-3.
  15. Попкова Н.А. Управление государственным долгом: проблемы и возможности / Н.А. Попкова // Финансы. - 2010. - № 1. – С. 49-51.
  16. Рогова О.Л. «Долг – платежом красен» - проблема системного финансового кризиса Российской Экономики / О.Л. Рогова // Бизнес и банки. – 2010. - № 12. – С. 4-5.
  17. Свищева В. А. Государственные и муниципальные финансы: учебник / В. А. Свищева. - М.: Дашков и К°, 2009. - 464 с.
  18. Селезнев А. Совокупный государственный долг, его регулирование / А. Селезнев // Экономист. – 2008. - № 8 . – С. 13-26.
  19. Ситников Р.И. Зарубежный опыт управления внешним долгом и возможности использования в России / Р.И. Ситников // Внешнеэкономический вестник России. – 2007. - № 8. – С. 32.
  20. Тутаева Д.Р. Роль и значение долговых инструментов в механизме государственных внутренних заимствований на современном этапе развития экономики России / Д.Р. Тутаева // Финансы и кредит. – 2008. - № 11. – С. 62 – 66.
  21. Финансы: учеб. пособие / под ред. А.М. Ковалевой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 416 с.
  22. Финансы и кредит: учебник / под ред. Р.В. Костиной. – М.: КолосС, 2008. – 472 с.
  23. Хейфец Б.А. Долговая политика России: антикризисные новации / Б.А. Хейфец // Банковское дело. – 2010. - № 1. – С. 55-57.
  24. Чернышева Т.Ю. Модели управления государственным долгом / Т.Ю. Чернышева // Финансы и кредит. – 2007. - № 24. – С. 39-42.
  25. Шабалин А.О. Государственный и корпоративный долг России с учетом проекта бюджета Российской Федерации на 2008 – 2010 гг. / А.О. Шабалин // Бизнес и банки. – 2007. - № 37. – С. 3-4.
  26. Шабалин А.О. Долговая политика России и тенденции формирования корпоративного долга / А.О. Шабалин // Бизнес и банки. – 2010. - № 13. – С. 1-4.
  27. Шабалин А.О. Россия в тисках долгового бремени / А.О. Шабалин // Банковское дело. – 2010. - № 2. – С. 10-15.

Информация о работе Упрвление государственным долгом