Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:10, контрольная работа
Всем компаниям необходимо думать о будущем и разрабатывать
долговременные стратегии, которые позволили бы оперативно реагировать на
меняющиеся условия рынка. Каждая компания должна найти свой стиль работы,
наилучшим образом учитывающий специфику условий, возможностей, целей и
ресурсов.
1. Введение 3
2. Содержание и задачи внутрифирменного планирования. Виды планов. 4
3. Перспективное внутрифирменное планирование 10
4.Среднесрочное и текущее (бюджетное) планирование 14
5.Организационные формы внутрифирменного планирования 17
6. Планирование деятельности производственного подразделения 22
7. Организация процесса планирования в зарубежных фирмах 25
8. Список литературы 29
- принципы - изменение окружающей обстановки (контролируемые факторы).
Обычно важнейшие вопросы планирования - рынки сбыта.
Это планирование включает:
- выработку стратегии,
- стратегическое
планирование производственной
программы,
- планирование развития
потенциала,
- планирование развития структуры потенциала.
Тактическое
планирование осуществляется
является ядром осуществления стратегических планов (горизонт 1-5 лет),
касается в первую очередь финансирования, инвестиций, средних сроков сбыта,
МТС, персонала.
Отличительными
чертами оперативного
- носитель идей
планирования - средние и низшие
уровни менеджмента,
- задача планирования
- обеспечение относительной
относительного
- горизонт - короткие
и средние сроки,
- глубина - детализация
планов,
- диапазон - ограниченный
спектр альтернатив,
- основа - созданный потенциал.
Оперативным
планированием охватываются
области предприятия.
При
планировании решается
- особенности исходного
состояния (проблемы
структурированы, их
тяжело определить и измерить),
- особенности конечного
состояния (характер влияния
планировании не определен, а проявит себя только в будущем, множественность
целей),
- проблемы альтернатив
(имеется неопределенность в
альтернатив, поиск
других требует времени и средств),
- проблемы инструментария
(выбор наиболее оптимального),
- большое число
лиц, участвующих в
- ответственность
(ЛПР принимает на себя
составляют другие),
- проблема контроля
(в ходе составления,
В зависимости от того, какой горизонт (период) времени охватывают
планы, составленные организацией, планирование разделяют на 3 типа:
- долгосрочное планирование;
- среднесрочное планирование;
- краткосрочное планирование.
Классификацию
по длительности горизонта
предыдущей классификацией — по временной ориентации идей. Последняя
предполагает существование
принципиально различных
зависимости от отношения к прошлому, настоящему и будущему. Разделение
планирования на долго-, средне- и краткосрочное означает различие отрезков
времени, необходимых для выполнения плановых показателей, и имеет
технический характер.
Долгосрочное
планирование обычно
— от 10 до 25 лет. Одно время долгосрочное планирование отождествлялось со
стратегическим, но теперь эти два понятия существуют отдельно.
Стратегическое планирование по своему содержанию гораздо сложнее
долгосрочного, которое осуществляется за счет простого удлинения периода
планирования. Стратегическое планирование — это не просто функция времени.
Среднесрочное планирование конкретизирует ориентиры, определенные
долгосрочным планом, бывает рассчитано на более короткий период. До
недавнего времени горизонт среднесрочного планирования равнялся 5 годам.
Однако непредвиденный характер и скорость изменения внешней среды вынудили
многие фирмы сократить промежуток планирования с 5 до 3 лет, соответственно
5-летние планы перешли в разряд долгосрочных.
Краткосрочное планирование — это разработка планов на 1-2 года (обычно
краткосрочные планы — это годичные планы). Краткосрочные планы включают в
себя конкретные способы использования необходимых для достижения целей
ресурсов организации, определенных в более длительных планах. Содержание
краткосрочных планов детализируется по кварталам и месяцам.
Все три типа планирования должны увязываться между собой и не
противоречить друг другу.
1) в зависимости от содержания хозяйственной деятельности - планы
НИОКР;
производства; сбыта; материально-технического снабжения; финансовый
план;
2) в зависимости от организационной структуры фирмы - планы
производственного отделения; планы дочерней компании.
В
зависимости от степени
Первый характеризуется полной предсказуемостью в среде и не имеет
недостатка в информации. Такие планы иногда называют детерминированными, и
на практике на уровне предприятия они практически не встречаются из-за
постоянно меняющейся рыночной среды. В планах же внутрипроизводственных
подразделений можно с определенной точностью рассчитать результаты их
деятельности.
Уровень и качество планирования определяются следующими важнейшими
условиями: компетентностью руководства фирмы на всех уровнях управления;
квалификацией специалистов, работающих в функциональных подразделениях,
наличием информационной
базы и обеспеченностью компьютерной
техникой.
Перспективное
внутрифирменное планирование.
ТНК в современных условиях стали уделять все большее внимание
развитию перспективного планирования как инструменту централизованного
управления. Такое планирование, охватывающее период от 10 до 20 лет (чаще
10-12 лет), предусматривает разработку общих принципов ориентации фирмы
на перспективу (концепцию развития); определяет стратегическое
направление и программы развития, содержание и последовательность
осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение
поставленных
целей. Перспективное
по комплексным проблемам деятельности фирмы в международном масштабе:
- определение направлений и размеров капиталовложений и
источников их финансирования;
- внедрение технических
новшеств и прогрессивной
- диверсификация
производства и обновление
- формы осуществления заграничных инвестиций в условиях
приобретения новых предприятий;
- совершенствование организации управления по отдельным
подразделениям и кадровой политике.
Поскольку оценка перспектив в условиях стихийного развития мирового
рынка крайне неопределенна, перспективное планирование не может
ориентировать фирму на достижение количественных показателей и поэтому
обычно ограничивается разработкой лишь важнейших качественных
характеристик, конкретизируемых в про- граммах или прогнозах. Через них
осуществляется координация перспективных направлений развития всех
подразделений фирмы с учетом их потребностей и ресурсов. На основе
программы разрабатываются среднесрочные планы, которые уже содержат не
только качественные характеристики, но и количественные показатели,
детализированные и конкретизированные с точки зрения выбора средств для
реализации целей, намеченных в рамках перспективного планирования.
В
системе перспективного
целей обычно различают долгосрочное планирование и стратегическое
планирование.
В
системе долгосрочного
т. е. использование
результатов показателей
постановки оптимистических целей распространение несколько завышенных
показателей на будущий период. Здесь делается расчет на то, что будущее
будет лучше прошлого.
В
системе долгосрочного
действий, тактические планы и бюджеты (годовой план), планы прибылей,
разрабатываемые для каждого из главных подразделений фирмы. Затем
программы, тактические планы и бюджеты выполняются этими подразделениями и
определяются отклонения фактических показателей от запланированных.
Системы
долгосрочного планирования
японских корпораций, где планирование организуется следующим образом:
. выбираются 5- 10 ключевых стратегий и вокруг них формируется
политика долгосрочного развития;
. одновременно принимаются среднесрочные планы для объединения
стратегий в одно целое и увязки с распределением ресурсов;
. высшее руководство определяет цели каждому подразделению, а
последнее разрабатывает количественные планы достижения этих целей
методом "снизу
вверх".
Схема долгосрочного
планирования.
Цель стратегического планирования - дать комплексное научное
обоснование проблем, с которыми может столкнуться фирма в предстоящем
периоде, и на этой основе разработать показатели развития фирмы на плановый
период.
В
основу при разработке
- анализ перспектив развития фирмы, задача которого состоит в
выяснении тенденций и факторов, влияющих на развитие
соответствующих тенденций;
- анализ позиций в конкурентной борьбе, задача которого -
определить, насколько конкурентоспособна продукция фирмы на разных
рынках и что фирма может сделать для повышения результатов работы
в конкретных направлениях, если будет следовать оптимальным
стратегиям во всех видах деятельности;
- выбор стратегии на основе анализа перспектив развития фирмы в
Информация о работе Виды и задачи производственного планирования