Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 23:16, курсовая работа
Монополия в чистом виде - явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм. Взаимодействие фирм на таких рынках может быть сложным и нередко связанным с различными аспектами конкурентной стратегии. Однако фирмы могут влиять на цену и получать прибыль за счет установления предельных издержек. У таких фирм есть монопольная власть. Мы рассмотрим факторы, определяющие монопольную власть, критерии ее измерения и ее воздействие на ценообразование.
Власть монополий - это форма рыночной власти. Рыночная власть означает способность продавца или покупателя влиять на цену товара. Так как покупатели или продавцы всегда обладают некоторой рыночной властью (фактически на большинстве мировых рынков), мы должны понять механизм действия рыночных сил и их влияния на фирмы и потребителей.
Введение……………………………………………………………………3
Основная часть…………………………………………………………….5
1. Монополия……………………………………………………………...5
1.1 Решение монополиста относительно объема производства………..5
1.2. Правило "большого пальца" для ценообразования………………...7
1.3. Смещение спроса……………………………………………….…….9
1.4. Воздействие налога………………………………………..…………10
2. Монопольная власть……………………………………………….…. 11
2.1. Показатели монопольной власти……………………………………12
2.2. Ценообразование………………………………………..……………13
2.3. Регулирование цен…………………………………………………....14
2.4. Регулирование цен на практике……………………………………...16
Заключение…………………………………………………...……………17
Глоссарий…………………………………………………………………..19
Список использованных источников…………………………………..…21
Регулирование
цены зачастую применяется к таким
естественным монополиям, как компании
коммунальных услуг. Рис.7 показывает естественную
монополию. Отметим, что средние
издержки в данном случае всегда больше
предельных издержек. Без регулирования
цены фирма выпускала бы количество продукции
Qm по цене Рm . В идеальном случае установление
максимальной цены направлено на снижение
фирменной цены до уровня Рc соответствующего
условиям свободной конкуренции, но тогда
фирма не возместит своих средних издержек
и выйдет из дела. Наилучшей альтернативой,
следовательно, является установление
цены на уровне Рr, при котором пересекаются
кривые средних издержек и среднего дохода.
Тогда фирма не получает монопольной прибыли,
а выпуск остается достаточным, чтобы
фирма оставалась в деле.
Регулирование цен на практике
Конкурентная цена (Рc на рис.6) обнаруживается там, где кривые предельных издержек и среднего дохода (спроса) пересекаются. Аналогичным образом для естественной монополии минимальная приемлемая цена (Рr на рис. 7) находится на пересечении средних издержек и спроса. К сожалению, зачастую трудно точно определить эти цены на практике, так как кривые спроса и издержек фирмы могут смещаться по мере эволюции рынка.
В итоге регулирование цен монополии основывается на норме прибыли, получаемой ею на капитал. Учреждение, регулирующее цену, определяет ее допустимый уровень таким образом, чтобы норма прибыли была в определенном смысле "конкурентной" или "справедливой". В этом заключается регулирование нормой прибыли : максимальная допустимая цена основывается на ожидаемой норме прибыли, которую получит фирма.
К сожалению, при регулировании нормой прибыли возникают сложные проблемы (проблемы, которые радуют сердца адвокатов и бухгалтеров). Во-первых, трудно оценить необесцененный акционерный капитал, хотя это ключевой элемент при определении нормы прибыли фирмы. Во-вторых, "справедливая" норма прибыли должна основываться на фактических издержках капитала, но эти издержки в свою очередь зависят от поведения учреждения, регулирующего цену (и от восприятия вкладчиками капитала будущих допустимых норм прибыли).
Сложность согласования информации, которая должна использоваться при расчетах по норме прибыли, зачастую ведет к запаздыванию реакции регулирующего учреждения на изменение в издержках и в рыночных условиях, а также к длительным и дорогостоящим обсуждениям вопроса об установлении цены. Обычно выигрывают от этого адвокаты, бухгалтеры и экономисты-консультанты. В итоге происходит запаздывание с установлением и регулированием цены (на год и более).
Таким
образом можно заметить, что на
установление цены и объема производства
при монополистической
1. Рыночная власть в общем виде
заключается в способности
2. Рыночная власть существует в двух формах. Когда продавцы назначают цену, которая выше предельных издержек, мы говорим, что они обладают монопольной властью, и мы определяем монопольную власть той величиной, на которую цена превышает предельные издержки..
3. Частично монопольная власть определяется количеством фирм, конкурирующих на рынке. Если на нем есть только одна фирма (чистая монополия), монопольная власть полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Чем меньше эластичность спроса, тем большей монопольной властью фирма обладает. Когда на рынке действуют несколько фирм, монопольная власть зависит также от того, как взаимодействуют фирмы. Чем более агрессивно они конкурируют, тем меньшей монопольной властью обладает каждая из них.
4.
Рыночная власть может
5.
Иногда эффект масштаба делает
желательным чистую монополию.
Но для того чтобы
6.
В целом мы полагаемся на
антитрестовское
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | Мануфактура | предприятие, на котором ручной труд по изготовлению одного предмета детально разделен на множество отдельных операций. |
2 | Метаморфоза | превращение, например, во время рыночного обмена стоимость товара превращается в соответствующее количество денег. |
3 | Накопление капитала | увеличение его размеров за счет собственных доходов предприятия и заемных средств. |
4 | Номинальная ставка процента | ставка процента, выраженная в национальной валюте по текущему курсу, без поправок на инфляцию. |
5 | Оборотный капитал | часть капитала, которая затрачивается “на сырье, материалы, топливо и энергию и возвращается его владельцу за один оборот - время создания готового продукта. |
6 | Оптимизация | выбор наилучшего варианта из множества возможных. |
7 | Патент | свидетельство,
выдаваемое правительством изобретателю
на право исключительного |
8 | Подъём | фаза экономического цикла, во время которой производство возрастает в больших масштабах по сравнению с предшествующим периодом. |
9 | Процент | плата за использование чьих-то денег, а также доход, получаемый за предоставление кому-либо права использовать собственный капитал. |
10 | Равновесная ставка процента | ставка роцента, которая кладывается при равенстве спроса на ссудный капитал и его предложения на рынке ссудных капиталов. |
1 | Борисов Е.Ф. Петров
А.А. Стерликов Ф.Ф. Экономика (Справочник),
Москва,
ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА 1997 г. |
2 | Дорнбуш Р. Фишер С. Шмалензи Р. Экономика, Москва, ДЕЛО 1997 г. |
3 | Зайдель Х. Теммен Р. Основы учения об экономике, Москва, ДЕЛО ЛТД 1994 г |
4 | Зубко Н.М. Экономическая теория, Минск, НТЦ АПИ 1998 г |
5 | Куликов Л.М. Финансы и статистика, Москва 1998 г |
6 | Камаев. Основы рыночной экономики, Москва 1993 г |
7 | Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику, Москва 1991 |
8 | Линдсей Д.И., Э.Дие Долан. Рынок: микроэкономическая модель, Москва 1992 г. |
9 | Максимова В.Ф. Рыночная экономика (учебник). Москва СОМИНТЕК, 1992 г. |
10 | Пол Хейне. Экономический образ мышления. ДЕЛО, П. изд. 1992 г. |
11 | Франсуа
Кенэ. Избранные экономические |
А |