Внешние эффекты и экономические проблемы охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 16:44, курсовая работа

Описание

Целью моей курсовой работы является изучение природы внешних эффектов и форм их проявления, а также анализ экономических проблем охраны окружающей среды.

Исходя из поставленной цели, в курсовой работе решены следующие задачи:

1) рассмотреть экономическую сущность внешних эффектов (причины возникновения, формы проявления последствия экстерналий);

2) изучить два подхода к проблеме интернализации внешних эффектов (теорема Коуза, корректирующие налоги);

3) проанализировать экономические проблемы охраны окружающей среды, методы борьбы с загрязнением окружающей среды (установление норм по вредным выбросам, введение платы за выбросы, продажа временных разрешений на выбросы, Киотский протокол);

4) рассмотреть природопользование в нашей стране.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 942.50 Кб (Скачать документ)

       Аналогично  вывозка мусора приносит выгоду не только продавцам и покупателям  этой услуги. Если бы ваш сосед отказался  от услуг мусорщика, вы и другие соседи, возможно, изъявили бы желание взять на себя часть издержек по вывозу мусора, поскольку вы выиграли бы от вывоза мусора с участка соседа. Обеспечение пожарной безопасности – ещё один вид деятельности, создающий положительные внешние эффекты. Если вы живёте в многоквартирном доме или группе стоящих вплотную зданий, вы бесплатно получаете выгоду от усилий ваших соседей по обеспечению пожарной безопасности, хотя возможно, вы не отказались бы содействовать им [8; с. 269].

       При действии положительных внешних эффектов выигрыш от рыночной операции присваивается не владельцем ресурса, а третьими лицами, притом бесплатно. Следовательно в этом случае частная предельная полезность блага будет ниже его общественной предельной полезности.

        Предложение блага будет представлено в виде предельных частных издержек (при условии, что производство не сопровождается отрицательными внешними эффектами). Спрос на благо отдельного индивида будет выражаться предельными частными выгодами, которые он извлекает в процессе потребления блага. При объёме предложения Q и цене P будет достигнуто рыночное равновесие.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1.6. Последствия, вызываемые положительным внешним  эффектом

       Если  потребление данного блага сопровождается положительным внешним эффектом, то предельные общественные выгоды MSB будут превышать предельные частные выгоды. С учётом этого оптимальный выпуск достигается при Q и P . Общие потери благосостояния составят величину, равную (P - P )∙Q (площадь затемнённого прямоугольника). Общество должно компенсировать часть затрат индивида в размере, равном величине предельных внешних выгод (P - P ). Потребление блага в оптимальном объёме Q будет достигнуто тогда, когда фактическая цена блага для отдельного индивида составит Р . Т. е. при равновесной цене блага P общество должно предоставить субсидию в размере MEB=(P - P )=(P - P ). Так как Q >Q вследствие Р <P , то последствия положительного эффекта проявляются в завышенной цене блага, что в условиях равновесия равнозначно недопроизводству блага.

      Разделение  внешних эффектов на отрицательные  и положительные является основополагающей, т.к. характеризует результаты воздействия на субъекты. Но в современной экономической литературе предпринимаются попытки уточнить и детализировать данный подход, выделив новые критерии анализа внешних эффектов.

По  результатам воздействия  на субъект:

  • отрицательные;
  • положительные.

По  направлениям действия:

  • производственные – экономическая деятельность предпринимателя влияет на уровень производства других предпринимателей;
  • потребительские – экономическая деятельность потребителя влияет на уровень полезности другого потребителя;
  • смешанные (производство-потребление – экономическая деятельность предпринимателя влияет на уровень полезности домашнего хозяйства; потребление-производство – экономическая деятельность домашнего хозяйства влияет на уровень производства предпринимателей).

По  характеру воздействия  на субъект:

  • технологические – последствия экономической деятельности, которые не охватываются рыночными процессами;
  • денежные – результат взаимозависимости производителей (потребителей), при которой доходы зависят не только от собственных затрат и выпуска, но и выпуска и затрат других субъектов.
 
 

По  степени воздействия  на субъект:

  • предельные – эффекты, которые при малом изменении в деятельности создающего эффект субъекта приводят к значительным изменениям в производительности или полезности другого субъекта;
  • интрамаржинальные – эффекты, которые практически не влияют на полезность или производительность воспринимающих их субъектов.

По  влиянию на благосостояние других лиц:

  • Парето-непротиворечивые – ведут к улучшению экономического положения субъекта без ухудшения положения других;
  • Парето-противоречивые – ведут к реальным изменениям функции полезности или производственной функции субъекта.

По  способу трансформации  внешних эффектов:

  • устраняются при государственном регулировании;
  • путем переговоров.

      Таким образом, все виды внешних эффектов, хотя и по-разному, приводят к потерям общественной полезности, что свидетельствует о неэффективности распределения ресурсов, проявляясь в перепроизводстве или недопроизводстве благ. 

 

Глава 2. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

2.1. Интернализация внешних эффектов

       Интернализация  внешних эффектов – трансформация предельных внешних издержек и выгод во внутренние. В отношении отрицательных внешних эффектов интернализация будет означать увеличение предельных частных издержек на величину предельных внешних издержек. В отношении положительных внешних эффектов интернализация будет означать увеличение предельной частной выгоды на величину предельной внешней выгоды. Такие корректировки будут способствовать перераспределению ресурсов в направлении более эффективного их применения, что приведёт к устранению неэффективности.

       В теории внешних эффектов известны два  альтернативных подхода к проблеме интернализации внешних эффектов, один из которых был предложен Рональдом Коузом1 в 1960-х годах.

       Если  права собственности на ресурсы  установлены и имеется возможность  свободного обмена между ими, то производители  и получатели внешних эффектов могли  бы на договориться о таком распределении  этих прав, при котором их издержки или выгоды были бы равны. Иначе говоря, обмен правами собственности мог бы обеспечить трансформацию внешних эффектов во внутренние и оптимальное распределение ресурсов было бы достигнуто. Производственные ресурсы перемещаются туда, где их применение является наиболее эффективным. Если ресурсы имеют денежную оценку, то они будут передаваться тем экономическим субъектам, которым это наиболее выгодно, то есть тем, кто сможет обеспечить их наиболее эффективное использование. Из этого следует важный вывод о том, что права собственности будут перераспределяться в соответствии с принципом эффективности применения ресурсов независимо от того, каким было их первоначальное распределение [6; c. 567]. Данная зависимость известна как теорема Коуза. Теорема Коуза утверждает, что, что отдельные экономические агенты имеют возможность самостоятельно решить проблему, связанную с внешними эффектами. Каким бы ни было первоначальное распределение прав, заинтересованные стороны всегда могут заключить взаимовыгодную сделку и достичь эффективного результата.

       Например, предположим, что существует только два возможных варианта использования  изолированного озера. Один вариант  – для ловли рыбы коммерческой фирмой, другой – для сбросов  отходов мясокомбината. Два варианта вступают в конфликт друг с другом. Чем больше отходов сбрасывается в озеро, тем меньше будет улов, поскольку при разложении отходов потребляется кислород, необходимый для поддержания жизни в водной среде. Согласно теореме Коуза, характер использования озера будет одним и тем же независимо от того, кому первому правительство даёт право на его использование. Если рыболовецкой компании гарантируется право на незагрязнённое озеро, она может продать это право мясокомбинату. Раболовецкая компания совершит эту сделку, если она сможет тем самым увеличить свою прибыль. Если правительство право использовать озеро для сброса отходов даёт мясокомбинату, рыболовецкая компания может договориться с мясокомбинатом об уменьшении объёма выпуска его продукции. Рыболовецкая компания вступит в такие переговоры, если она в результате сделки сможет увеличить свою прибыль. Объём производства мясо- и рыбопродуктов будет одним и тем же, независимо кто первым (мясокомбинат или коммерческая компания) получает право использовать озеро. Объёмы выпуска, при которых сумма прибылей обоих пользователей максимальна, устанавливаются в ходе переговоров [8; c. 281].

         Проблема, однако, состоит в том,  что установление прав собственности  и обмен между ними связаны  с дополнительными издержками, т.  н. трансакционными (издержки по заключению сделки).

       Трансакционные  издержки – это затраты сторон в процессе достижения соглашения. Обычно выделяют 5 форм трансакционных издержек:

  1. издержки поиска информации;
  2. издержки ведения переговоров и заключения контрактов;
  3. издержки измерения, которые связаны с затратами как на измерительную технику, так и сам процесс измерения;
  4. издержки, связанные с защитой прав собственности. При отсутствии в обществе надёжной правовой защиты нередки случаи нарушения прав. Затраты на восстановление нарушенных прав могут быть достаточно высокими;
  5. издержки оппортунистического поведения (поведение индивида, который уклоняется от условий соблюдения контракта с целью получения личной выгоды за счёт своих партнёров).

       Теорема Коуза не применима, если затраты  на проведение переговоров настолько высоки, что они перевешивают выгоды от этих переговоров. Даже на самом примитивном уровне для переговоров нужны время и энергия. Бывают ситуации, когда один источник загрязнения наносит ущерб очень большому числу людей. Вести переговоры с большими группами людей – трудное и дорогостоящее дело, и каждый человек в данной группе стремится избежать этих затрат.

       Другими словами, для того чтобы реализовалась  провозглашаемая теоремой закономерность, необходимо устранить препятствия  для свободного обмена правами собственности. Это обеспечивается при выполнении следующих условий:

       -   во-первых, права собственности должны быть чётко определены;

       - во-вторых, трансакционные издержки обмена этими правами должны быть нулевыми, потому что, как говорилось ранее, при существенных издержках на переговоры обмен правами может оказаться невыгодным, а перераспределение неэффективным;

       - в-третьих, обмен должен осуществляться  в условиях, которые исключают  наличие рыночной власти у  любой из сторон.

       Другой подход к проблеме интернализации внешних эффектов был предложен Артуром Пигу*, основу которого составили корректирующие налоги и субсидии.

       Корректирующий  налог, или налог  Пигу, - это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных.

       Действие  такого налога можно показать на примере.

          
 
 
 
 
 

       Рис.2.1. Корректирующие налоги

         Допустим, что предельные внешние  издержки постоянны, введём налог t на единицу продукции, равный MEC. Без корректирующего налога рыночное равновесие установилось бы в точке С. Введение налога привело к росту цены и подняло МРС до MSC. Это привело к уменьшению выпуска продукции. Площадь прямоугольника P AFP составит величину налогового сбора. В точке А будет достигаться эффективное равновесие, т.к. выполняется условие: MPC+MEC=MSC=MSB.

       Корректирующая  субсидия – это субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами, которые позволяют приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным. Субсидия, равная предельным внешним выгодам s=MEB, повышает спрос (производство) до уровня, при котором MSB=MSC.

         
 
 
 
 
 
 

       Рис. 2.2. Корректирующие субсидии

         Целью корректирующей субсидии  является выравнивание предельной  частной и предельной общественной  полезности для снижения недопроизводства  блага. После введения субсидии  новое равновесие будет соответствовать  точке А и количество производимого блага будет эффективным, так как выполняется условие: MEB+MPB=MSB=MSC.

       Корректирующий  налог или субсидии легко ввести в теории. На практике, однако, часто  трудно получить информацию, необходимую  для достижения эффективности. Внешний  эффект зачастую очень трудно определить. В случае загрязнения среды химическими компаниями могут существовать несколько веществ, причиняющих ущерб. Выбросы этих веществ часто связаны скорее с использованием определённого сырья, других ресурсов, а не с объёмом выпуска продукции. Чтобы осуществить интернализацию внешнего эффекта, на практике необходимо назначит плату за каждый вид выброса, основанную на предельных внешних издержках каждого из этих видов. Для этого необходимо найти средства измерения выбросов и создать механизм, который позволил бы в любой момент времени устанавливать плату за них на уровне предельных издержек.

Информация о работе Внешние эффекты и экономические проблемы охраны окружающей среды