Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 16:44, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является изучение природы внешних эффектов и форм их проявления, а также анализ экономических проблем охраны окружающей среды.
Исходя из поставленной цели, в курсовой работе решены следующие задачи:
1) рассмотреть экономическую сущность внешних эффектов (причины возникновения, формы проявления последствия экстерналий);
2) изучить два подхода к проблеме интернализации внешних эффектов (теорема Коуза, корректирующие налоги);
3) проанализировать экономические проблемы охраны окружающей среды, методы борьбы с загрязнением окружающей среды (установление норм по вредным выбросам, введение платы за выбросы, продажа временных разрешений на выбросы, Киотский протокол);
4) рассмотреть природопользование в нашей стране.
Следовательно, контроль за загрязнением с помощью единых норм неэффективен.
Плата за выбросы – это плата, взимаемая с фирмы за каждую единицу загрязняющих среду выбросов. В целом плата более предпочтительна, чем стандарты, по нескольким причинам. Во-первых, если стандарты должны применяться одинаково ко всем фирмам, то такого же снижения выбросов загрязняющих веществ можно добиться и с помощью платы за выбросы, причём с меньшими издержками. Во-вторых, плата за выбросы даёт фирме действенный стимул к установке нового оборудования, которое позволит ей снизить вредные выбросы ещё больше.
В
последнее время широкое
В рамках подобной системы загрязнять окружающую среду своими выбросами могут те фирмы, которые купили разрешения. Продажа прав на загрязнение является средством в борьбе за улучшение экологии.
В 1980-е внимание мировой общественности привлекла проблема глобального потепления. Высказывались опасения, что загрязнение атмосферы и рост среднегодовых температур может привести к таянию полярных льдов, из-за чего повысится уровень мирового океана и будут затоплены многие густозаселенные прибрежные территории.
Это потепление связывают с результатами человеческой деятельности — с ростом выбросов в атмосферу планеты так называемых парниковых газов, углекислого газа (СО2) и метана. Эти газы поглощают инфракрасные (тепловые) лучи, которые излучает нагретая поверхность планеты, и тем самым препятствуют ее охлаждению, что приводит к увеличению температуры воздуха.
Основную роль в формировании тепловой ловушки в верхних слоях атмосферы играет углекислый газ. Тепловые станции, транспорт и городское хозяйство производят примерно 1/3 всего углекислого газа, выбрасываемого в атмосферу Земли. Леса планеты частично поглощают углекислый газ. Однако количество выбрасываемого в атмосферу углекислого газа в результате роста объемов потребления сжигаемого топлива так велико, что «зеленые легкие планеты» уже не могут полностью переработать его. Подавляющая доля выбросов приходится на развитые страны Северной Америки и Европы, стремительно индустриализирующиеся развивающиеся страны Дальнего Востока.
3.3. Методы регулирования внешних эффектов
в Республике Беларусь
Основные принципы государственного регулирования окружающей среды на длительную перспективу определяются международными и национальным законодательством, требованиями экологизации экономики и направления на разработку механизма обеспечения экологически устойчивого развития.
В конце 1980-х — начале 1990-х в докладах Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), действующей под эгидой ООН, было официально признано то, что антропогенное изменение атмосферы ведет к глобальному потеплению. Под ее влиянием в Рамочной конвенции ООН по проблеме изменения климата (РКИК) на Глобальном саммите по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро (1992) была сформулирована задача достижения «стабильного содержания в атмосфере газов, вызывающих парниковый эффект, на том уровне, при котором исчезает опасность антропогенного вмешательства в баланс климатической системы Земли». Эту конвенцию подписали 186 стран, она начала действовать с 1994.
Снижения вредных выбросов отличается высокими издержками. Главная проблема заключается в том, что рынок сам по себе не может решить эту проблему. Ведь выгоды от уменьшения загрязнений получает все общество, в то время как издержки от реорганизации производства должны нести отдельные предприниматели. Поэтому в условиях «чистого» рынка предпринимателю не выгодно бороться с загрязнениями, поскольку ему это принесет лишь убытки. Следовательно, необходимы меры государственного и международного регулирования. Поскольку воздушное пространство едино для всей планеты, то в борьбе с атмосферными загрязнениями основную роль отводят международным соглашением в рамках Киотского протокола*.
Киотский протокол является одним из проявлений глобализации современной экономики, когда регулирование экономической деятельности перестает быть исключительной прерогативой национальных правительств и становится объектом межправительственных соглашений.
В течение еще двух лет шла разработка международного соглашения, которое было принято в декабре 1997 в японском городе Киото и получило название Киотского протокола. Постепенно к этому соглашению присоединялись все новые страны.
Согласно протоколу, ведущие индустриально развитые страны взяли на себя обязательства в 2008-2012 уменьшить выбросы углекислого газа в среднем на 5% от уровня 1990. Каждой стране выделялась квота на эмиссию углекислого газа. Те страны, которые выбрасывают углекислый газ меньше запланированной квоты, может продать излишки другой стране, которая тем самым приобретала право производить углекислый газ больше исходной квоты. Таким образом, Киотский протокол закреплял за национальными правительствами права на определенное количество вредных выбросов и предлагал развивать рынок по торговле этими правами.
Основные положения Киотского протокола:
1.
определение допустимого
2. разработка механизмов корректировки квот для отдельных стран — «механизмы гибкости» (международная торговля квотами, реализация совместных проектов по внедрению технологий, обеспечивающих сокращение выбросов, и т.д.);
3.
разработка механизмов
Ценность
Киотского протокола в том, что он является
своего рода «пилотным проектом» для отработки
механизмов глобального регулирования
вредных выбросов. Принятие же полномасштабного
международного соглашения о полномасштабной
борьбе с загрязнениями планируется уже
по истечении срока действия Киотского
протокола в 2013.
Таблица 1
ВНУТРЕННЕ
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
по размерам выбросов между странами ЕС: избыток (+) или недостаток (-) квот на выбросы в сравнении с реальными выбросами | |||
Австрия | -13% | Испания | +15% |
Бельгия | -7,5% | Люксембург | -28% |
Великобритания | -12,5% | Нидерланды | -6% |
Германия | -21% | Португалия | +27% |
Греция | +25% | Финляндия | 0% |
Дания | -21% | Франция | 0% |
Ирландия | +13% | Швеция | +4% |
Италия | -6,5% | Источник: web-сайт |
Центральным местом экономического механизма природопользования на современном этапе в Республике Беларусь является система платности за природные ресурсы, выбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, а также штрафы и компенсационные выплаты по возмещению ущерба. Принципиально новая система платности природопользования, ориентированная на формирование рыночных отношений в экономике, стала складываться в нашей республике с начала 90-х годов. 23 декабря 1991 платность природопользования в Беларуси была закреплена законодательно принятием Закона «О налоге за пользование природными ресурсами (экономический налог)».
Дальнейшее развитие системы платности природопользования было определено законами Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. «Об охране окружающей среды», от 25 ноября 1993 г. «Об отходах производства и потребления», постановлениями Совета Министров и Кабинета Министров Республики Беларусь об утверждении новых ставок экологического налога и лимитов добычи природных ископаемых.
До последней четверти ХХ ст.,
когда стала очевидной
Выделенные средства распространялись по отраслям народного хозяйства, а затем по предприятиям, организациям и учреждениям в соответствии с планами финансирования [9; с. 234].
Приведенная далее таблица наглядно показывает, какой вклад за последние годы внесли инвестиции, как один из источников финансирования природоохранной деятельности.
Таблица 2
Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов
(миллиардов рублей)
Годы | Общее количество инвестиций | На охрану водных ресурсов | На охрану воздуха | На охрану и рациональное использование земли |
2000 | 30,2 | 10,5 | 8,8 | 10,1 |
2001 | 58,1 | 13,1 | 31,4 | 12,6 |
2002 | 74,0 | 26,7 | 26,4 | 18,4 |
2003 | 130,3 | 48,6 | 45,4 | 32,7 |
2004 | 169,3 | 72,0 | 55,2 | 34,9 |
2005 | 188,5 | 86,3 | 16,2 | 62,7 |
2006 | 179,4 | 62,7 | 26,2 | 82,2 |
Источник: «Статистический ежегодник Республики Беларусь 2007»
По мере развития и оздоровления экономики основную часть расходов должны взять на себя предприятия. В настоящее время политику инвестирования экологической сферы следует строить на основе собственных средств субъектов хозяйствования, средств природоохранных фондов, а также привлекать для этого возможных инвесторов.
В
настоящее время принята
Экологическая ситуация в Беларуси осложнена последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС и функционированием экологоопасных, ресурсо- и энергоемких производств. Кроме того, экологические проблемы также связаны с недостаточным применением новых технологий и оборудования в ряде отраслей экономики: ростом парка автомобилей, неполным извлечением полезных компонентов из добываемого минерального сырья, низкой степенью утилизации отходов производства и потребления, усилением антропогенной нагрузки на биологические ресурсы.
Согласно
программе социально-
Информация о работе Внешние эффекты и экономические проблемы охраны окружающей среды