Внешние эффекты и экономические проблемы охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 16:44, курсовая работа

Описание

Целью моей курсовой работы является изучение природы внешних эффектов и форм их проявления, а также анализ экономических проблем охраны окружающей среды.

Исходя из поставленной цели, в курсовой работе решены следующие задачи:

1) рассмотреть экономическую сущность внешних эффектов (причины возникновения, формы проявления последствия экстерналий);

2) изучить два подхода к проблеме интернализации внешних эффектов (теорема Коуза, корректирующие налоги);

3) проанализировать экономические проблемы охраны окружающей среды, методы борьбы с загрязнением окружающей среды (установление норм по вредным выбросам, введение платы за выбросы, продажа временных разрешений на выбросы, Киотский протокол);

4) рассмотреть природопользование в нашей стране.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 942.50 Кб (Скачать документ)

       Следовательно, контроль за загрязнением с помощью единых норм неэффективен.

       Плата за выбросы – это плата, взимаемая  с фирмы за каждую единицу загрязняющих среду выбросов. В целом плата  более предпочтительна, чем стандарты, по нескольким причинам. Во-первых, если стандарты должны применяться одинаково ко всем фирмам, то такого же снижения выбросов загрязняющих веществ можно добиться и с помощью платы за выбросы, причём с меньшими издержками. Во-вторых, плата за выбросы даёт фирме действенный стимул к установке нового оборудования, которое позволит ей снизить вредные выбросы ещё больше.

       В последнее время широкое применение находит продажа временных разрешений на выбросы. Предположим, что мы хотим  эффективно сократить выбросы, т.е. уменьшить уровень выбросов до той  точки, в которой предельная выгода от снижения загрязнения будет равняться предельным издержкам этого снижения. Однако из-за неопределённости издержек и выгод от сокращения выбросов мы не собираемся полагаться на сборы за выбросы. Достигнуть желаемого результата мы можем, введя передаваемые разрешения на загрязнение. При этой системе каждая фирма должна получить разрешение на осуществление выбросов. В каждом разрешении оговорено количество выбросов, которое позволено фирме. В отношении всякой фирмы, производящей выбросы, которые не дозволены разрешением, применяются серьёзные денежные санкции. Количество разрешений, распределяемых среди фирм, подбирается таким образом, чтобы уровень выбросов не превышал желаемого максимума. Разрешения обращаются на рынке; они могут продаваться и покупаться [3; с. 578].

       В рамках подобной системы загрязнять окружающую среду своими выбросами  могут те фирмы, которые купили разрешения. Продажа прав на загрязнение является средством в борьбе за улучшение  экологии.

       В 1980-е внимание мировой общественности привлекла проблема глобального потепления. Высказывались опасения, что загрязнение атмосферы и рост среднегодовых температур может привести к таянию полярных льдов, из-за чего повысится уровень мирового океана и будут затоплены многие густозаселенные прибрежные территории.

       Это потепление связывают с результатами человеческой деятельности — с ростом выбросов в атмосферу планеты так называемых парниковых газов, углекислого газа (СО2) и метана. Эти газы поглощают инфракрасные (тепловые) лучи, которые излучает нагретая поверхность планеты, и тем самым препятствуют ее охлаждению, что приводит к увеличению температуры воздуха.

       Основную  роль в формировании тепловой ловушки в верхних слоях атмосферы играет углекислый газ. Тепловые станции, транспорт и городское хозяйство производят примерно 1/3 всего углекислого газа, выбрасываемого в атмосферу Земли. Леса планеты частично поглощают углекислый газ. Однако количество выбрасываемого в атмосферу углекислого газа в результате роста объемов потребления сжигаемого топлива так велико, что «зеленые легкие планеты» уже не могут полностью переработать его. Подавляющая доля выбросов приходится на развитые страны Северной Америки и Европы, стремительно индустриализирующиеся развивающиеся страны Дальнего Востока.

3.3. Методы регулирования внешних эффектов

в Республике Беларусь

     Основные  принципы государственного регулирования  окружающей среды на длительную перспективу  определяются международными и национальным законодательством, требованиями экологизации экономики и направления на разработку механизма обеспечения экологически устойчивого развития.

       В конце 1980-х — начале 1990-х в докладах Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), действующей под эгидой ООН, было официально признано то, что антропогенное изменение атмосферы ведет к глобальному потеплению. Под ее влиянием в Рамочной конвенции ООН по проблеме изменения климата (РКИК) на Глобальном саммите по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро (1992) была сформулирована задача достижения «стабильного содержания в атмосфере газов, вызывающих парниковый эффект, на том уровне, при котором исчезает опасность антропогенного вмешательства в баланс климатической системы Земли». Эту конвенцию подписали 186 стран, она начала действовать с 1994.

       Снижения  вредных выбросов отличается высокими издержками. Главная проблема заключается в том, что рынок сам по себе не может решить эту проблему. Ведь выгоды от уменьшения загрязнений получает все общество, в то время как издержки от реорганизации производства должны нести отдельные предприниматели. Поэтому в условиях «чистого» рынка предпринимателю не выгодно бороться с загрязнениями, поскольку ему это принесет лишь убытки. Следовательно, необходимы меры государственного и международного регулирования. Поскольку воздушное пространство едино для всей планеты, то в борьбе с атмосферными загрязнениями основную роль отводят международным соглашением в рамках Киотского протокола*.

       Киотский  протокол является одним из проявлений глобализации современной экономики, когда регулирование экономической деятельности перестает быть исключительной прерогативой национальных правительств и становится объектом межправительственных соглашений.

       В течение еще двух лет шла разработка международного соглашения, которое  было принято в декабре 1997 в японском городе Киото и получило название Киотского протокола. Постепенно к этому соглашению присоединялись все новые страны.

       Согласно  протоколу, ведущие индустриально развитые страны взяли на себя обязательства в 2008-2012 уменьшить выбросы углекислого газа в среднем на 5% от уровня 1990. Каждой стране выделялась квота на эмиссию углекислого газа. Те страны, которые выбрасывают углекислый газ меньше запланированной квоты, может продать излишки другой стране, которая тем самым приобретала право производить углекислый газ больше исходной квоты. Таким образом, Киотский протокол закреплял за национальными правительствами права на определенное количество вредных выбросов и предлагал развивать рынок по торговле этими правами.

       Основные  положения Киотского протокола:

       1. определение допустимого объема  выбросов парниковых газов в  2008-2012 для всех участвующих в этом соглашении промышленно развитых стран-участниц;

       2. разработка механизмов корректировки квот для отдельных стран — «механизмы гибкости» (международная торговля квотами, реализация совместных проектов по внедрению технологий, обеспечивающих сокращение выбросов, и т.д.);

       3. разработка механизмов контроля  над уровнями выбросов (необходимость создавать национальные системы оценки антропогенных выбросов и их абсорбции, мониторинга за выбросами и стоками).

       Ценность  Киотского протокола в том, что он является своего рода «пилотным проектом» для отработки механизмов глобального регулирования вредных выбросов. Принятие же полномасштабного международного соглашения о полномасштабной борьбе с загрязнениями планируется уже по истечении срока действия Киотского протокола в 2013. 

       Таблица 1

       ВНУТРЕННЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

         по размерам выбросов между  странами ЕС: избыток (+) или недостаток (-) квот на выбросы в сравнении  с реальными выбросами

Австрия        -13%        Испания        +15%
Бельгия        -7,5% Люксембург        -28%
Великобритания        -12,5% Нидерланды        -6%
Германия        -21% Португалия        +27%
Греция        +25% Финляндия        0%
Дания        -21% Франция        0%
Ирландия        +13% Швеция        +4%
Италия        -6,5%        Источник: web-сайт
 

       Центральным местом экономического механизма природопользования на современном этапе в Республике Беларусь является система платности за природные ресурсы, выбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, а также штрафы и компенсационные выплаты по возмещению ущерба. Принципиально новая система платности природопользования, ориентированная на формирование рыночных отношений в экономике, стала складываться в нашей республике с начала 90-х годов. 23 декабря 1991 платность природопользования в Беларуси была закреплена законодательно принятием Закона «О налоге за пользование природными ресурсами (экономический налог)».

       Дальнейшее  развитие системы платности природопользования было определено законами Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. «Об охране окружающей среды», от 25 ноября 1993 г. «Об отходах производства и потребления», постановлениями Совета Министров и Кабинета Министров Республики Беларусь об утверждении новых ставок экологического налога и лимитов добычи природных ископаемых.

         До последней четверти ХХ ст., когда стала очевидной необходимость  мобилизации значительных сил  и средств на разрешение экологических  проблем, финансирование природоохранных мероприятий в нашей стране не носило постоянного характера, осуществлялось лишь по мере экстренных потребностей и возможностей. Только в 70-е годы капитальные вложения на создание производственно-технических природоохранных объектов (очистных сооружений, пылегазоулавливающих устройств, мелиоративных систем, лесных насаждений и т.п.) стали обеспечиваться путём прямого бюджетного финансирования в соответствии с пятилетними и годовыми планами охраны окружающей среды.

       Выделенные  средства распространялись по отраслям народного хозяйства, а затем по предприятиям, организациям и учреждениям в соответствии с планами финансирования [9; с. 234].

       Приведенная далее таблица наглядно показывает, какой вклад за последние годы внесли инвестиции, как один из источников финансирования природоохранной деятельности.

       Таблица 2

Инвестиции  в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды  и рациональное использование  природных ресурсов

(миллиардов  рублей)

Годы Общее количество инвестиций На охрану водных ресурсов На охрану воздуха На охрану и  рациональное использование земли
2000        30,2        10,5 8,8        10,1
2001        58,1        13,1 31,4        12,6
2002        74,0        26,7 26,4        18,4
2003        130,3        48,6 45,4        32,7
2004        169,3        72,0 55,2        34,9
2005        188,5        86,3 16,2        62,7
2006        179,4        62,7 26,2        82,2

       Источник: «Статистический ежегодник Республики Беларусь 2007»

       По  мере развития и оздоровления экономики  основную часть расходов должны взять  на себя предприятия. В настоящее  время политику инвестирования экологической  сферы следует строить на основе собственных средств субъектов хозяйствования, средств природоохранных фондов, а также привлекать для этого возможных инвесторов.

     В настоящее время принята Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. Важнейшие принципами экологической политики:

  • поддержка целостности экологических систем посредством эффективного управления экологическим потенциалом страны;
  • снижение давления на окружающую среду со стороны экономики (в процессе ее роста);
  • защита окружающей среды как неотъемлемой части процесса развития;
  • социальное и экологическое взаимодействие для повышения качества жизни;
  • расширение сотрудничества с другими странами с учетом глобальной экологической взаимозависимости.

     Экологическая ситуация в Беларуси осложнена последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС и функционированием экологоопасных, ресурсо- и энергоемких производств. Кроме того, экологические проблемы также связаны с недостаточным применением новых технологий и оборудования в ряде отраслей экономики: ростом парка автомобилей, неполным извлечением полезных компонентов из добываемого минерального сырья, низкой степенью утилизации отходов производства и потребления, усилением антропогенной нагрузки на биологические ресурсы.

     Согласно  программе социально-экономического развития РБ на 2006-2010 гг. необходимо обеспечить:

  • приведение природоохранного законодательства в соответствие с современными условиями, международными конвенциями, протоколами, соглашениями;
  • совершенствование экономического механизма природопользования, предусматривающего корректировку существующих и введение новых видов платежей;
  • создание системы экологического страхования;
  • дальнейшее внедрение системы экологической сертификации на предприятиях отрасли в соответствии с международными стандартами;
  • экологизацию экономики на базе внедрения малоотходных и безотходных технологий, модернизацию действующих производств;
  • безопасные условия жизнедеятельности населения на территории радиоактивного загрязнении, проведение радиационного мониторинга природных ресурсов.

Информация о работе Внешние эффекты и экономические проблемы охраны окружающей среды