Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 16:44, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является изучение природы внешних эффектов и форм их проявления, а также анализ экономических проблем охраны окружающей среды.
Исходя из поставленной цели, в курсовой работе решены следующие задачи:
1) рассмотреть экономическую сущность внешних эффектов (причины возникновения, формы проявления последствия экстерналий);
2) изучить два подхода к проблеме интернализации внешних эффектов (теорема Коуза, корректирующие налоги);
3) проанализировать экономические проблемы охраны окружающей среды, методы борьбы с загрязнением окружающей среды (установление норм по вредным выбросам, введение платы за выбросы, продажа временных разрешений на выбросы, Киотский протокол);
4) рассмотреть природопользование в нашей стране.
Например, если ртуть – одно из веществ, сбрасываемых фирмами, необходимо найти способ измерения объёма её выброса. Аналогично необходимо измерять объёмы выбросов серы и других веществ. Если предельные внешние издержки меняются в зависимости от объёма выпуска и других условий, необходимо также изменять плату за ущерб среде в зависимости от обстоятельств.
Однако по вопросу размера ущерба имеются существенные разногласия. Особенно когда речь идёт о жизни и здоровье человека. Влияние загрязнения окружающей среды в долгосрочном плане часто точно неизвестно. Далее, некоторые из воздействий на неё могут быть необратимыми. Выбор уровня налога или платы за выбросы зачастую осуществляется в ходе ожесточённых политических дискуссий.
При
правильно установленном
2.2. Влияние внешних эффектов на окружающую среду
Ранние стадии урбанизации и промышленного роста в развивающихся странах обычно сопровождаются увеличением доходов и ухудшением экологических условий. Анализ взаимодействия этих процессов во многих странах с разным уровнем доходов показал, что их динамика может быть описана с определенными допущениями с помощью коэффициента Джини2: вначале загрязнение увеличивается вместе с ростом доходов, а затем начинает уменьшаться. Согласно «Докладу о развитии мира в 1992 году», экологическая обстановка в четверти наименее благополучных по этому показателю городов в странах с высоким уровнем доходов лучше, чем в четверти наиболее благополучных городов в бедных странах. Более высокие доходы облегчают применение чистых технологий3. Но эта тенденция отнюдь не необратима. Качество воздуха и воды во многом зависит от контроля и управления со стороны государства.
Главными
источниками загрязнения
При высоком уровне производства и потребления большинство отходов становятся вредными для здоровья и окружающей среды, поэтому расходу на их очистку в расчете на единицу выпуска растут. Человеческий организм обладает определенной толерантностью по отношению к большинству токсичных веществ, но она быстро сокращается по мере роста их концентрации в воздухе и в воде. Подобная абсорбционная способность4 характерна и для природы, но и здесь после достижения критического уровня происходит быстрое повышение концентрации и токсичности выбросов.
Угрозу здоровью людей представляют как выбросы в атмосферу, так и концентрация отходов в водоемах и на свалках. Хотя проблема исследована недостаточно, появляются все более веские свидетельства о реальности серьезной угрозы здоровью населения развивающихся стран по мере роста в них промышленного производства и транспорта. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), во второй половине 1980-х годов 1,3 млрд. человек жили в городах, где содержание взвешенных твердых частиц превышало предельно допустимые нормы, а 1 млрд. подвергался воздействию недопустимо высоких концентраций двуокиси серы. Отравление источников водоснабжения, воздушной среды отходами промышленности наносит ущерб частной и общественной собственности, здоровью и благосостоянию населения. Открытые сточные канавы и горы мусора становятся рассадниками болезней. Уровень смертности жителей городских трущоб в ряде случаев выше, чем в сельской местности, хотя коммунальное обслуживание деревни находится в еще более плачевном состоянии. Растущее число людей в развивающихся странах, лишенных чистой воды и нормальных санитарных условий, может свести на нет достигнутые за последнее время успехи в увеличении продолжительности жизни.
Огромные
производственные потери и расходы
на лечение истощают ресурсы, предназначенные
для экономического развития. Хронические
болезни и слабое здоровье – одновременно
следствие и причина нищеты.
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1. Проблемы охраны окружающей среды
Охрана окружающей среды и рациональное использование ее ресурсов в условиях бурного роста промышленного производства стала одной из актуальнейших проблем современности. Результаты воздействия человека на природу необходимо рассматривать не только в свете развития технического прогресса и роста населения, но и в зависимости от социальных условий, в которых они проявляются. Отношение к природной среде является мерой социальных и технических достижений человеческого общества, характеристикой уровня цивилизации. Сотрудничество между странами в области охраны природы осуществляется через такие организации как Европейский экономический союз (ЕЭС), Организация объединенных наций (ООН) в рамках “Программы ООН по окружающей среде” (ЮНЕП). К главным направлениям деятельности ЮНЕП относятся экологические проблемы населенных пунктов, а также проблемы здоровья и благосостояния человека, охрана наземных экосистем и борьба с распространением пустынь, деятельность, связанная с экологическим образованием и информацией, торговые, экономические и технологические аспекты по защите природы, защита Мирового океана от загрязнения, охрана растительности и диких животных, экологические вопросы энергетики.
Экономическая проблема охраны окружающей среды заключается в оценке ущерба, нанесённого загрязнением атмосферы, водных ресурсов, разработкой и использованием недр.
Под экономическим ущербом обычно понимают выраженные в денежной форме фактические или возможные потери народного хозяйства, обусловленные ухудшением экологической ситуации в результате антропогенной деятельности. Экономический ущерб так же включает затраты, вызываемые необходимостью ликвидации последствий загрязнения или истощения природной среды. Их величина определяется расходами на компенсацию негативных влияний этого воздействия на различные хозяйственные объекты. Это прежде всего затраты на создание очистных сооружений и их работу. Величина их значительно меняется в зависимости от предполагаемой степени очистки: по мере её повышения расходы на очистные сооружения возрастают прогрессивно.
В промышленности экономический ущерб может определяться также затратами на возмещение недополученной продукции в результате негативного воздействия на окружающую среду (например, снижение производства продукции в лесной промышленности из-за сокращения или гибели местных лесных ресурсов), дополнительными расходами на ремонт и содержание основных фондов, подвергшихся ускоренному износу в зоне загрязнения и т.п.
Снижение
урожайности
Ущерб в коммунальном хозяйстве из-за загрязнения среды можно рассматривать как дополнительные затраты на уборку улиц, более частую покраску зданий, их ремонт и т.п.
В составе затрат, вызываемых воздействием загрязнённой среды, должны учитываться и затраты, вызываемые вторичным загрязнением (от сжигания отходов, их проникновения в окружающую среду в процессе хранения и т. п.).
Таким
образом, экономический ущерб является
комплексной величиной и
Загрязненная
природная среда может
3.2. Применение теории внешних эффектов
в экономической практике
Теория
внешних эффектов может быть использована
при анализе экономических
Например, если фирмы, загрязняющие природную среду, должны платить налог за выбросы или ограничивать объём выбросов установленным уровнем, их издержки производства возрастают. Когда все фирмы в отрасли подвергаются таким ограничениям, цена продукции увеличивается. Это значит, что положение производителей и потребителей данного товара ухудшается. Положение тех, кто страдает от загрязнения, напротив, улучшается. Эффективная политика в области контроля за загрязнением окружающей среды – это такая политика, которая позволяет сбалансировать предельную общественную полезность контроля и предельные издержки на его осуществление.
Определение предельных общественных издержек и полезности, связанных с устранением загрязнения, - трудная задача. Полезность контроля за загрязнением связана с уменьшением ущерба, в том числе и для здоровья. Прочие выигрыши заключаются в увеличении сельскохозяйственной и другой продукции, на чьи издержки производства отрицательно влияет ущерб от загрязнения [8; с. 288].
Пересечение кривой предельных общественных выгод MSB с кривой предельных общественных издержек MSC позволяет определить эффективный для данного общества уровень вредных выбросов.
Рис. 3.1. Эффективный уровень вредных выбросов
Дело в том, что по мере
снижения процента
Существуют три основных пути сокращения вредных выбросов в окружающую среду:
1)
установление норм или
2) введение платы за выбросы;
3)
продажа временных разрешений
на выбросы.
Установление норм или стандартов по вредным выбросам
Нормы выброса – ограничения, устанавливаемые правительственными органами на объёмы и виды загрязняющих веществ, которые могут быть выброшены в воду или в воздух в течение года. Например, один из законов устанавливает пределы содержания загрязняющих веществ в выхлопных газах автомобилей. В нём определяются нормы выброса в граммах одним автомобилем за одну милю пробега таких веществ, как углеводород, окись азота, угарный газ (окись углерода). Производители должны соблюдать эти требования, иначе им грозит штраф. Большинство производителей соблюдает нормы выбросов, оснащая свои автомобили очистными устройствами.
Однако нормы выбросов имеют некоторые недостатки. Нормы позволяют сбрасывать загрязняющие вещества в разрешённых количествах бесплатно. Другими словами, при этих нормах можно загрязнять окружающую среду бесплатно вплоть до некоторого уровня выбросов. Дальнейшее увеличение выбросов запрещено. Это означает, что фирмы побуждаются к соблюдению норм, но они не имеют стимула уменьшить выбросы ниже установленных норм. Кроме того, зачастую фирмы не могут избрать метод производства, позволяющий обеспечить соблюдение норм при минимальных затратах, поскольку подобные методы часто правительственными органами жёстко заданы. Фирмы не имеют стимула для поиска лучших, менее дорогих средств соблюдения норм и стандартов.
Ещё одна проблема заключается в том, что нормы не учитывают различия между фирмами в затратах на устранение выбросов. Для достижения эффективности необходимо осуществлять контроль за загрязнением таким образом, чтобы уровнять его предельные общественные издержки и предельную общественную полезность. Предельные общественные издержки контроля за загрязнением для фирмы зависят от того, какая технология применяется для уменьшения выбросов. Очевидно, фирмы используют различные технологии. Также применение жёстких правил неэффективно и в том случае, если предельная общественная полезность борьбы с загрязнением не одинакова в различных районах [8;с.289].
Информация о работе Внешние эффекты и экономические проблемы охраны окружающей среды