Занятость населения и безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 10:35, курсовая работа

Описание

Неотъемлемой чертой рыночной экономики является безработица – временная не занятость экономически активного населения. Достижение низкого уровня безработицы – одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. БЕЗРАБОТИЦА 6
1.1. Безработица и её виды. 6
1.2. Трудовые ресурсы. Основные сегменты рынка труда. 8
1.3. Взаимосвязь безработицы и инфляции. 10
1.4. Причины безработицы и ее социально-экономические последствия. 13
2. БЕЗРАБОТИЦА И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ 16
2.1. Безработица и занятость населения в РФ. 16
2.2. Безработица населения по регионам РФ 23
2.3. Безработица и занятость населения по Архангельской области. 29
3. МЕТОДЫ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Работа состоит из  1 файл

Экономика Гладышевой МОЯ по безработице.docx

— 92.22 Кб (Скачать документ)
  • по программе опережающего профессионального обучения занято 387 чел.;
  • в общественных и временных работах – 11340 чел.;
  • к стажировке приступили 420 чел.;
  • заключили договор в целях переезда к новому месту работы 36 чел.;
  • получили субсидии для создания собственного дела 240 чел.;
  • создано 99 дополнительных рабочих мест в малом бизнесе.

По данным на 1 августа 2010 года, численность  зарегистрированных безработных составила 5524 человек, уровень безработицы – 0,89 %, сообщает пресс-служба Администрации Красноярска.

Красноярский шинный завод. Еще летом 2008 года с завода были уволены 340 сотрудников – «в целях вывода предприятия на рентабельную работу». На заводе осталось лишь 700 сотрудников после последнего сокращения 449 человек. 26 января были уволены еще 168 рабочих, 24 февраля – 15 человек. На предприятии ЗАО “Красный Яр-Шина” задолженность по зарплате и компенсациям за увольнение составляет 16 млн. рублей. Но на сегодняшний день обанкротившийся Красноярский шинный завод (ЗАО «Красный Яр-Шина») исключен из списка предприятий-должников по заработной плате. 11 сентября полностью погасили долги на обанкротившемся ЗАО «Красный Яр-Шина», которые составляли 7,8 млн рублей.

Томская область. Уровень регистрируемой безработицы в Томской области за январь 2010 года вырос с 2,11 до 2,37% от численности экономически активного населения. Численность безработных, таким образом, составила 13,1 тысяч человек. При этом заявленная потребность в работниках на биржах труда составляет всего 4,7 тыс. человек.

Курск. «Уровень регистрируемой безработицы в сентябре в целом по Курской области составил 1,7 процента. В каждом районном центре специалисты центров занятости готовы предложить доступные соискателю вакансии. Например, в Железногорске уровень регистрируемой безработицы составляет 1,4 %. Центр занятости готов предложить железногорцам 4032 вакансии. Из них 240 вакансий представил МГОК. Самыми востребованными по-прежнему остаются профессии токаря, электрогазосварщика, машиниста экскаваторщика, помощника машиниста буровой установки.

Общая численность безработных  в Курчатове за восемь месяцев 2010 года здесь сократилась на 63 человека. Банк вакансий значительно увеличился. Количество заявленных работодателями вакансий по городу Курчатову составляет 513 единиц»21.

Калининградская область.  В Калининградской области с начала 2010 года количество безработных увеличилось на 17,7 %. Об этом сообщила начальник отдела по информированию Мария Чмырева. Последние 5 недель в регионе наблюдается рост числа безработных в среднем на 2,1 %. В целом по области по состоянию на 2 марта зарегистрировано 18233 безработных. В 2010 году в регионе прибавилось 2743 безработных.

Женщинам  в возрасте старше сорока лет, и женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, найти работу в Калининградской  области особенно сложно. Рынок   труда в Калининградской области  для женщин остается  труднодоступен. Общее количество  безработных женщин в  преобладает над численностью заявленных женских вакансий.

2.3. Безработица и занятость населения по Архангельской области

По данным управления государственной службы занятости населения Архангельской  области, по состоянию на 1 декабря 2008 года в службе занятости населения  области зарегистрированы 12,1 тыс. безработных  граждан, пособие по безработице  получли 9,5 тыс. человек. В настоящее время из общего числа граждан, получающих пособие по безработице, 80% получают его в минимальном размере. В соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года №1032-1 размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно устанавливаются правительством Российской Федерации.

По данным агентства по труду и занятости  населения Архангельской области, на 17 февраля 2010 года информация о планируемом  увольнении работников в связи с  ликвидацией предприятий либо сокращением  численности или штата работников получена от 1013 организаций с общей  численностью работающих 182,1 тысячи человек, предполагается высвобождение 22,5 тысячи человек. Увольнение работников в связи  с высвобождением происходило в 803 организациях. Уволено 10,6 тысячи работников из 19,7 тысячи человек, предполагаемых к увольнению. Из числа уволенных  трудоустроено 1476 граждан. В органы службы занятости обратилось 6 тысяч  человек, признано безработными 3,1 тысячи.

В режиме неполного рабочего времени работали 3 тысячи человек, находились в простое 346 человек, в отпусках без сохранения заработной платы – 243 человека.

Общая численность  зарегистрированных безработных составила 19,3 тысячи человек.

Постановлением  правительства Российской Федерации от 14 ноября 2009 года № 926 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2010 год» установлен максимальный размер пособия по безработице в размере 4900 рублей. Минимальный размер пособия составит 850 рублей.

В г. Северодвинске, Лешуконском, Мезенском, Пинежском районах минимальная  величина пособия по безработице  с учетом районного коэффициента составит 1190 рублей, максимальная – 6860 рублей, а в г. Архангельске и других территориях – 1020 и 5880 рублей соответственно.

«По прогнозам агентства по труду и занятости населения среднегодовая численность безработных в Архангельской области в 2010 году составит около 20 тысяч человек. Численность граждан, обратившихся за помощью в поиске работы, может составить 61 тысячу человек (91% от 2009 года). Предполагается, что безработными службы занятости могут признать 39 тысяч человек. Уровень безработицы может составить 2,6%, что соответствует среднероссийскому показателю.

Численность работников, находящихся под риском увольнения в 2010 году может составить 11 тысяч человек. Это, прежде всего, касается лесного комплекса, как, впрочем, и в прошлом году. Так, в Корниловском леспромхозе ожидается высвобождение 150 человек, на Архангельском ЦБК – 100 человек, в Тегринском ЛПХ – 60, на Севдормаше – 185. Увольнения затронут и транспортную сферу: на региональных авиалиниях «Нордавиа» – 100 человек, в авиакомпании «Трансавиа-Гарантия» – 61, на СЖД готовятся уволить 1300 человек.

Что касается предприятий по добыче полезных ископаемых, то их тоже затронет процесс сокращения кадров. На Онежском бокситовом руднике планируют освободить 140 рабочих мест. Даже в войсковых частях региона ситуация складывается не в лучшую сторону, там может быть высвобождено 700 человек. Также по предварительным данным из здравоохранения уйдут 500 работников»22.

За январь-июль 2010 года по данным агентства по труду и занятости населения Архангельской области в службу занятости области обратилось за предоставлением государственных услуг 51417 человек, из них за содействием в поиске подходящей работы – 36375 человек.

По данным статистики, число незанятых  граждан среди обратившихся в  поиске работы составило 29685 человек, признано безработными – 21366 человек. При содействии службы занятости населения за январь-июль 2010 года 23517 человек нашли работу, 2939 безработных граждан приступили к профессиональному обучению.

«На 1 августа 2010 года численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы и состоящих на учете в службе занятости области, составила 19183 человека, из них безработных – 16566 человек. Уровень регистрируемой безработицы по области, включая Ненецкий автономный округ, – 2,4 % к численности экономически активного населения и 2,1 % – к численности населения в трудоспособном возрасте. Коэффициент напряженности на рынке труда области (число незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в расчете на одну вакансию) – 1,5 человек.

Наиболее востребованными являются рабочие специальности такие как продавцы, машинисты, водители, слесари, плотники, повара, кондитеры, электрики, трактористы, операторы и неквалифицированные работники. Среди служащих наиболее востребованы менеджеры, мастера, охранники, инженеры, секретари, воспитатели, учителя, преподаватели»23.

3. МЕТОДЫ БОРЬБЫ  С БЕЗРАБОТИЦЕЙ

В настоящее  время, когда экономическая ситуация в России выходит на качественно новый уровень и растет потребность в квалифицированных кадрах, активная политика занятости, проводимая службой занятости населения, становится существенным инструментом воздействия на рынок труда, что позволяет повышать конкурентоспособность безработных граждан, содействовать их трудоустройству, а также снижать социальную напряженность в обществе.

Проблема труда и занятости особенно актуальна сегодня. Решить ее можно только при консолидации усилий службы занятости, органов власти всех уровней, работодателей и каждого человека в отдельности.        

Правительственная программа содействия занятости  населения должна опираться на государственную  политику занятости. Согласно российскому  закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной  занятости путем обеспечения  профессиональной подготовки, повышения  квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной безработицы, повышения эффективности  государственной службы занятости  и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан  на рынке труда.

Формой реализации государственной  политики занятости на всех уровнях  управления являются федеральные, территориальные  и местные (городские, районные) программы.

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально  приемлемых пределах. Реализации этого  принципа может способствовать оптимальное  сочетание экономической эффективности  и социальных результатов, которое  будет различным в российских регионах. Стабилизация и рост производства должны стать отправным пунктом  для достижения и поддержания эффективной занятости при социально допустимом уровне безработицы. Его надо определять по двум критериям:

- финансовому,  в соответствии, с которым средства  внебюджетного государственного  фонда занятости обеспечивают  финансирование программ занятости; 

- социальному,  в соответствии, с которым общество  устанавливает порог естественного  уровня безработицы (за счет  ее структурной и фрикционной  форм), не превышение которого  должно стать целью государственной  политики занятости, реализуемой  федеральными и региональными  органами управления.

Анализ  ситуации в сфере занятости в  Российской Федерации в предшествующие годы показывает, что способность  складывающегося рынка труда  к саморегулированию все еще  незначительна, поэтому остается необходимость  в использовании элементов государственного регулирования, которое предусматривается  организовать в ходе реализации Программы.

Главным направлением государственной  политики в социально-трудовой сфере  является формирование эффективной  системы создания и сохранения рабочих  мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.

Целями Программы являются повышение  уровня и изменение структуры  занятости населения Российской Федерации на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных  отраслях экономики.

Основными задачами Программы являются:

- обеспечение  правовых, экономических и организационных  условий для создания и сохранения  рабочих мест, развития кадрового  потенциала в различных отраслях  экономики и регионах Российской  Федерации; 

- регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;

- формирование  эффективной структуры занятости  населения; повышение качества  создаваемых рабочих мест;

- развитие  профессиональной и территориальной  мобильности рабочей силы;

- создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;

- предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие системы общественных работ.

«На дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда в 2010 году будет истрачено 40,5 млрд руб. «Из них: уже перечислены 36,1 млрд рублей, это 93 %», – проинформировал вице-премьер. На организацию временных рабочих мест будет потрачено 16,5 млрд руб, этим воспользуются 945 тыс человек. Собственное дело в этом году откроют более 240 тыс граждан, что в 2 раза больше по сравнению с 2009 г. На эти цели направлено 14,5 млрд руб. Более 100 тыс выпускников вузов пройдут стажировку в рамках дополнительных мер. Рабочие места получат 11 тыс инвалидов»24
          Примеры уже вступивших в силу форм соглашений о реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъекта Российской Федерации, заключаемого Федеральной службой по труду и занятости с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации: Приказ Минздравсоцразвития России №17н от 23 января 2009 г, зарегистрировано в Минюсте 30 января 2009, № 13221; Приказ Минздравсоцразвития России №17н от 23 января 2009 г., зарегистрировано в Минюсте 30 января 2009, № 13221; Федеральный закон №308-ФЗ от 02.12.2009 г. «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»; Федеральный закон №115-ФЗ от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 5 статьи 181 Постановления Правительства РФ №1031 от 16 декабря 2009 г. «Об установлении на 2010 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

Информация о работе Занятость населения и безработица