Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 10:35, курсовая работа
Неотъемлемой чертой рыночной экономики является безработица – временная не занятость экономически активного населения. Достижение низкого уровня безработицы – одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. БЕЗРАБОТИЦА 6
1.1. Безработица и её виды. 6
1.2. Трудовые ресурсы. Основные сегменты рынка труда. 8
1.3. Взаимосвязь безработицы и инфляции. 10
1.4. Причины безработицы и ее социально-экономические последствия. 13
2. БЕЗРАБОТИЦА И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ 16
2.1. Безработица и занятость населения в РФ. 16
2.2. Безработица населения по регионам РФ 23
2.3. Безработица и занятость населения по Архангельской области. 29
3. МЕТОДЫ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
По данным на 1 августа 2010 года, численность зарегистрированных безработных составила 5524 человек, уровень безработицы – 0,89 %, сообщает пресс-служба Администрации Красноярска.
Красноярский шинный завод. Еще летом 2008 года с завода были уволены 340 сотрудников – «в целях вывода предприятия на рентабельную работу». На заводе осталось лишь 700 сотрудников после последнего сокращения 449 человек. 26 января были уволены еще 168 рабочих, 24 февраля – 15 человек. На предприятии ЗАО “Красный Яр-Шина” задолженность по зарплате и компенсациям за увольнение составляет 16 млн. рублей. Но на сегодняшний день обанкротившийся Красноярский шинный завод (ЗАО «Красный Яр-Шина») исключен из списка предприятий-должников по заработной плате. 11 сентября полностью погасили долги на обанкротившемся ЗАО «Красный Яр-Шина», которые составляли 7,8 млн рублей.
Томская область. Уровень регистрируемой безработицы в Томской области за январь 2010 года вырос с 2,11 до 2,37% от численности экономически активного населения. Численность безработных, таким образом, составила 13,1 тысяч человек. При этом заявленная потребность в работниках на биржах труда составляет всего 4,7 тыс. человек.
Курск. «Уровень регистрируемой безработицы в сентябре в целом по Курской области составил 1,7 процента. В каждом районном центре специалисты центров занятости готовы предложить доступные соискателю вакансии. Например, в Железногорске уровень регистрируемой безработицы составляет 1,4 %. Центр занятости готов предложить железногорцам 4032 вакансии. Из них 240 вакансий представил МГОК. Самыми востребованными по-прежнему остаются профессии токаря, электрогазосварщика, машиниста экскаваторщика, помощника машиниста буровой установки.
Общая численность безработных в Курчатове за восемь месяцев 2010 года здесь сократилась на 63 человека. Банк вакансий значительно увеличился. Количество заявленных работодателями вакансий по городу Курчатову составляет 513 единиц»21.
Калининградская область. В Калининградской области с начала 2010 года количество безработных увеличилось на 17,7 %. Об этом сообщила начальник отдела по информированию Мария Чмырева. Последние 5 недель в регионе наблюдается рост числа безработных в среднем на 2,1 %. В целом по области по состоянию на 2 марта зарегистрировано 18233 безработных. В 2010 году в регионе прибавилось 2743 безработных.
Женщинам в возрасте старше сорока лет, и женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, найти работу в Калининградской области особенно сложно. Рынок труда в Калининградской области для женщин остается труднодоступен. Общее количество безработных женщин в преобладает над численностью заявленных женских вакансий.
По данным
управления государственной службы
занятости населения
По данным
агентства по труду и занятости
населения Архангельской
В режиме неполного рабочего времени работали 3 тысячи человек, находились в простое 346 человек, в отпусках без сохранения заработной платы – 243 человека.
Общая численность зарегистрированных безработных составила 19,3 тысячи человек.
Постановлением правительства Российской Федерации от 14 ноября 2009 года № 926 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2010 год» установлен максимальный размер пособия по безработице в размере 4900 рублей. Минимальный размер пособия составит 850 рублей.
В г. Северодвинске, Лешуконском, Мезенском, Пинежском районах минимальная величина пособия по безработице с учетом районного коэффициента составит 1190 рублей, максимальная – 6860 рублей, а в г. Архангельске и других территориях – 1020 и 5880 рублей соответственно.
«По прогнозам агентства по труду и занятости населения среднегодовая численность безработных в Архангельской области в 2010 году составит около 20 тысяч человек. Численность граждан, обратившихся за помощью в поиске работы, может составить 61 тысячу человек (91% от 2009 года). Предполагается, что безработными службы занятости могут признать 39 тысяч человек. Уровень безработицы может составить 2,6%, что соответствует среднероссийскому показателю.
Численность работников, находящихся под риском увольнения в 2010 году может составить 11 тысяч человек. Это, прежде всего, касается лесного комплекса, как, впрочем, и в прошлом году. Так, в Корниловском леспромхозе ожидается высвобождение 150 человек, на Архангельском ЦБК – 100 человек, в Тегринском ЛПХ – 60, на Севдормаше – 185. Увольнения затронут и транспортную сферу: на региональных авиалиниях «Нордавиа» – 100 человек, в авиакомпании «Трансавиа-Гарантия» – 61, на СЖД готовятся уволить 1300 человек.
Что касается предприятий по добыче полезных ископаемых, то их тоже затронет процесс сокращения кадров. На Онежском бокситовом руднике планируют освободить 140 рабочих мест. Даже в войсковых частях региона ситуация складывается не в лучшую сторону, там может быть высвобождено 700 человек. Также по предварительным данным из здравоохранения уйдут 500 работников»22.
За январь-июль 2010 года по данным агентства по труду и занятости населения Архангельской области в службу занятости области обратилось за предоставлением государственных услуг 51417 человек, из них за содействием в поиске подходящей работы – 36375 человек.
По данным статистики, число незанятых граждан среди обратившихся в поиске работы составило 29685 человек, признано безработными – 21366 человек. При содействии службы занятости населения за январь-июль 2010 года 23517 человек нашли работу, 2939 безработных граждан приступили к профессиональному обучению.
«На 1 августа 2010 года численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы и состоящих на учете в службе занятости области, составила 19183 человека, из них безработных – 16566 человек. Уровень регистрируемой безработицы по области, включая Ненецкий автономный округ, – 2,4 % к численности экономически активного населения и 2,1 % – к численности населения в трудоспособном возрасте. Коэффициент напряженности на рынке труда области (число незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в расчете на одну вакансию) – 1,5 человек.
Наиболее востребованными
В настоящее время, когда экономическая ситуация в России выходит на качественно новый уровень и растет потребность в квалифицированных кадрах, активная политика занятости, проводимая службой занятости населения, становится существенным инструментом воздействия на рынок труда, что позволяет повышать конкурентоспособность безработных граждан, содействовать их трудоустройству, а также снижать социальную напряженность в обществе.
Проблема труда и занятости особенно актуальна сегодня. Решить ее можно только при консолидации усилий службы занятости, органов власти всех уровней, работодателей и каждого человека в отдельности.
Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.
Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы.
В современных условиях исходным постулатом
стратегии занятости в
- финансовому,
в соответствии, с которым средства
внебюджетного
- социальному,
в соответствии, с которым общество
устанавливает порог
Анализ
ситуации в сфере занятости в
Российской Федерации в предшествующие
годы показывает, что способность
складывающегося рынка труда
к саморегулированию все еще
незначительна, поэтому остается необходимость
в использовании элементов
Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.
Целями Программы являются повышение уровня и изменение структуры занятости населения Российской Федерации на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики.
Основными задачами Программы являются:
- обеспечение
правовых, экономических и
- регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;
- формирование
эффективной структуры
- развитие
профессиональной и
- создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;
- предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие системы общественных работ.
«На дополнительные
меры по снижению напряженности на рынке
труда в 2010 году будет истрачено 40,5 млрд
руб. «Из них: уже перечислены 36,1 млрд рублей,
это 93 %», – проинформировал вице-премьер.
На организацию временных рабочих мест
будет потрачено 16,5 млрд руб, этим воспользуются
945 тыс человек. Собственное дело в этом
году откроют более 240 тыс граждан, что
в 2 раза больше по сравнению с 2009 г. На
эти цели направлено 14,5 млрд руб. Более
100 тыс выпускников вузов пройдут стажировку
в рамках дополнительных мер. Рабочие
места получат 11 тыс инвалидов»24.
Примеры уже вступивших в силу форм соглашений
о реализации дополнительных мероприятий,
направленных на снижение напряженности
на рынке труда субъекта Российской Федерации,
заключаемого Федеральной службой по
труду и занятости с высшим исполнительным
органом государственной власти субъекта
Российской Федерации: Приказ Минздравсоцразвития
России №17н от 23 января 2009 г, зарегистрировано
в Минюсте 30 января 2009, № 13221; Приказ Минздравсоцразвития
России №17н от 23 января 2009 г., зарегистрировано
в Минюсте 30 января 2009, № 13221; Федеральный
закон №308-ФЗ от 02.12.2009 г. «О федеральном
бюджете на 2010 год и на плановый период
2011 и 2012 годов»; Федеральный закон №115-ФЗ
от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 5 статьи 181 Постановления Правительства РФ №1031 от 16 декабря 2009 г. «Об установлении на 2010 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет: