Анализ хозяйственной деятельности предприятия общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 06:14, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является, применяя теоретические и практические методы, сделать анализ хозяйственной деятельности предприятии общественного питания.
Задачи, решаемые в ходе курсового исследования:
- определить роль анализа хозяйственной деятельности в управлении производств;
- выяснить эффективность предприятий общественного питания;
- определить на практических примерах анализ прибыли и издержек обращения общественного питания;
- сделать анализ влияния состава и структуры товарооборота предприятия общественного питания;

Содержание

введение...................................................................................................................................3
Глава 1 Роль анализа хозяйственной деятельности в управлении производств и повышении его эффективности
1.1. Анализ хозяйственной деятельности как функция управления, связь анализа хозяйственной деятельности с другими функциями управления..........................................................6
1.2. Функции анализа хозяйственной деятельности...................................................................7
Глава 2.Эффективность общественного питания
2.1. Показатели, характеризующие эффективность общественного питания.........................9
2.2. Основные задачи комплексного анализа.............................................................................9
2.3 Анализ выполнения плана и динамики товарооборота.....................................................10
глава 3. Анализ прибыли издержек обращения общественного питания
3.1. Факторный анализ прибыли от реализации товаров продукции собственного производства..........................................................................................................................................14
3.2. Анализ обобщающих показателей эффективности...........................................................20
3.3. Анализ эффективности использования оборотных средств.............................................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................28
Список используемой литературы..........

Работа состоит из  1 файл

эконом анализ.doc

— 311.00 Кб (Скачать документ)

     - поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижения науки и практики;

     - оценка результатов деятельности  по выполнению  планов, достигнутом  уровне  развития экономики, использование  имеющихся возможностей;

     - разработка мероприятий по использованию выявленных ресурсов в процессе хозяйственной деятельности.

     Таким образом, анализ хозяйственной деятельности как наука представляет собой  систему специальных знаний, связанных  с исследованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контроля за их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском, измерением и обоснованием величины хозяйственных резервов, эффективностью производства и разработки мероприятий по их использованию. 

 

     

глава 2. Эффективность общественного питания.

     2.1 Показатели, характеризующие эффективность общественного питания 

     Эффективность общественного  питания - это экономическая  категория, выражающая отношения участников торгово-производственного процесса по поводу совокупной конечной результативности выполняемых отраслью функций производства, реализации и организации потребления, направленной на наиболее полное удовлетворение запросов потребителей. Экономическая эффективность общественного питания отражает результативность торгово-производственной деятельности субъекта рынка в процессе использования ресурсов и получения прибыли как конечного результата хозяйствования.

     Эффективность общественного питания выражается показателями характеризующими соотношения между достигнутыми результатами и совокупными затратами, с которыми связано получение этого результата.

     Конечным  результатом деятельности организаций  общественного питания являются показатели товарооборота общественного питания, а также национального дохода (чистой продукции).

     Чистая  продукция (ЧП) представляет собой разность между доходами от реализации (Д) и расходами общественного питания, кроме расходов на оплату труда ( Р без ФЗП). Она отражает интерес трудового коллектива:

     Для оценки эффективности общественного  питания используется система показателей, включающая обобщающие показатели эффективности использования применённых ресурсов и текущих затрат, а также может служить инструментом оптимизации планов развития общественного питания на различных уровнях управления отраслью. 

2.2 Основные  задачи комплексного анализа 

     Комплексный анализ эффективности в общественном питании предполагает:

     1. полноту его проведения как  первый этап к достижению комплексности;

     2. взаимную связь и обусловленность  отдельных направлений анализа,  показателей и факторов общественного питания,

     3. комплексное выявление резервов  по отдельным аналитическим показателям  эффективности общественного питания;

     4. определение средств и путей  реализации выявленных резервов.

     Основные  задачи анализа социально-экономической эффективности общественного питания состоят в:

  • общей оценке эффективности, закономерностей и тенденций её развития ( анализ обобщающих показателей);
  • выявление пропорций интенсивного развития организации и их влияния на общую социально-экономическую эффективность;
  • исследование частных показателей эффективности и определяющих их динамику факторов;
  • определение резервов роста и потенциально возможных уровней показателей эффективности;
  • выборе путей реализации выявленных резервов, выработке рекомендаций по выявленных резервах, уровню эффективности (снижения уровня текущих расходов и повышения эффективности использования применённых ресурсов).

     Основными материалами для анализа эффективности  общественного питания служат показатели плана хозяйственно-финансовой деятельности и следующие данные годовой бухгалтерской и статистической отчётности: 

Виды  и формы отчётов Наименование  отчётов
Бухгалтерская отчётность
Форма №1

Форма№2бухгалтерского баланса

Форма№3 бухгалтерского баланса

Бухгалтерский баланс

Отчёт о прибылях и убытках

Отчёт о расходах на реализацию товаров

Статистическая  отчётность
Форма№4-торг

Форма№1-торг

Форма№1-т(торг)

Форма№11

Отчёт по общественному  питанию

Отчёт о товарообороте и запасах  товаров

Отчёт по труду

Отчёт о наличии и движении основных средств

2.3 Анализ  выполнения плана и динамики  товарооборота. 

     Проведём  анализ хозяйственной деятельности Якутского республиканского объединения потребительской кооперации.

     Общая схема проведения анализа товарооборота  и выпуска собственной продукции имеет следующий вид:

  • общая оценка выполнения плана и динамики товарооборота, изучение его состава
  • анализ степени выполнения производственной программы;
  • анализ влияния на товарооборот внешних и внутренних факторов;
  • анализ влияния изменения состава, объёма товарооборота на финансовые результаты организации.

Для анализа  товарооборота за отчётный 2007 год  используем таблицу 1.

Товарооборот  организации общественного питания за отчётный год

     Таблица 1

 
Показатели
Предшествующий

год

Отчётный  год Отчёт.

год в % к предшеств.

план Фактически % вып.

плана

1.Оборот  по продукции собственного производства, всего, млн.р. 1437,6 1708,9 1861,0 108,9 129,4
1а.  в том числе обеденная продукция, млн. р. 679,8 815,0 891,4 109,4 131,1
2. Удельный вес обеденной продукции в обороте по продукции собственного производства, % (стр.1а:стр.1*100) 47,3 47,7 47,9 +0,2 +0,6
3.Оборот  по покупным товаром, млн.р. 663,8 764,6 812,8 106,3 122,4
4.Товарооборот  общественного питания, всего (стр.1+стр.2), млн. р. 2101,4 2473,5 2673,8 108,1 127,2
4а.  в том числе розничный товарооборот, млн.р. 1884,4 2258,3 2514,0 111,3 133,4
5. Удельный вес продукции собственного производства в товарообороте общественного питания, %(стр.1:стр.4*100) 68,4 69,1 69,6 +0,5 +1,2
6.Удельный  вес розничного товарооборота в товарообороте общественного питания, %(стр.4а:стр.4*100) 89,7 91,3 94,0 +2,7 +4,3
7. Весь розничный товарооборот райпо(торговая сеть и общест. питание),млн.р. 22433,3 26568,2 28896,6 108,8 128,8
7а.В  том числе розничный товарооборот райпо по продовольственным товарам,млн.р. 17498 20457,5 22134,7 108,2 126,5
8. Удельный вес розничного товарооборота общественного питания по всем розничном товараобороте райпо, % (стр.4а:стр.7а*100) 8,4 8,5 8,7 +0,2 +0,3
8а.  Удельный вес розничного товарооборота общественного питания в розничном товарообороте райпо по продав.

товарам, % (стр.4а:стр.7а*100)

10,8 11,0 11,4 +0,4 +0,6
 

     Предприятие за отчётный год обеспечило выполнение плана, как всего товарооборота, так и по продукции собственного производства. По сравнению с предыдущим годом товарооборот общественного питания  увеличился на 27,2 %. Общий прирост товарооборота в действующих ценах составил 2673,8-2101,4=572,4 млн. рублей в том числе:

  • прирост за счёт повышения цен на товары и сырья 2673,8-2113,7=560,1 млн. рублей или 97,9 % общего прироста (560,1/572,4∙100)
  • прирост за счёт увеличения физического объёма товарооборота 2113,7-2101,4=12,3 млн. рублей или 2,1 % общего прироста (12,3/572,43∙100).

     Определим изменение удельного веса оборота  по продукции собственного производства в товарообороте общественного питания. Опережающими темпами развивался оборот по продукции собственного производства, в результате чего удельный вес его в товарообороте общественного питания возрос с 68,4 % до 69,6 %. Удельный вес обеденной продукции  собственной продукции увеличился с 47,3 % до 47,9 % или на 0,6 %, хотя уровень данного показателя пока оставался невысоким.

     В таблице 2 проведём анализ выполнения плана товарооборота общественного  питания по кварталам, а также установим, как развивался товарооборот каждого квартала в отчётном году по сравнению с предшествующим. 

     Товарооборот  общественного питания по кварталам анализируемого периода

     Таблица 2

     
Кварталы Предшествующий год Отчётный  год Отчётный год в % к предшест
Сумма, млн. руб. % к итогу план фактически % вып.  плана
Сумма, млн. руб. % к итогу Сумма

млн. руб.

% к итогу
1 472,8 22,5 566,4 22,9 578,9 21,6 102,2 122,4
2 556,9 26,5 643,1 26,0 700,5 26,2 108,9 125,8
3 577,9 27,5 682,7 27,6 675,2 25,2 98,9 116,8
4 493,8 23,5 581,3 23,5 719,2 27,0 123,7 145,6
Итого 2101,4 100,0 2473,5 100,0 2673,8 100,0 108,1 127,2

     За  отчётный 2007 год по сравнению с 2006 годом во всех кварталах обеспечен  рост объёма товарооборота. Резких изменений  в соотношении удельных весов  кварталов в годовом товарообороте не наблюдается. Однако,  план товарооборота по кварталам отчётного года выполняется неравномерно. Так в 4 квартале план товарооборота перевыполнен на 23,7 %, а в 3 квартале недовыполнен на 1,1 %.

     Рассмотрим  влияние выпуска блюд (Б) и средней продажной цены одного блюда ( Ц ) на изменение оборота по обеденной продукции (О). Взаимосвязь факторов представляется формулой:

     О=Б∙Ц

     Общий прирост оборота по обеденной  продукции по сравнению с предшествующим годом составил 211,6 млн. руб. (891,4-679,8)

     Прирост оборота за счёт увеличения блюд (∆Об) оценивается по формуле: ∆Об = Б1∙Ц0-Б0Ц0

     Где Б1Б0- выпуск блюд за отчётный и базисный период Ц0 – средняя продажная цена одного блюда за базисный период ∆Об=1061,2∙0,76-679,8=806,5-679,8=126,7 млн. руб. или 59,9 % общего прироста оборота по обеденной продукции.

     Увеличение  оборота за счёт роста средней  продажной цены одного блюда отчётного периода: ∆Оц = 891,4-1061,2∙0,76=891,4-806,5=84,9 млн. руб. (40,1 % общего прироста оборота). 

     

 

глава 3. Анализ прибыли и издержек обращения

общественного питания.

3.1.Факторный  анализ прибыли от реализации  товаров продукции 

собственного  производства 

     Прибыль – это конечный финансовый  результат. Она обеспечивает экономическую самостоятельность и самофинансирование организацией общественного питания. Её роль обусловлена тем, что она выступает как источник пополнения собственных оборотных средств, развития материально-технической базы, социального развития трудового коллектива, погашения долгосрочных кредитов, увеличения стимулирующих выплат в структуре затраты каждого работника. Как экономический показатель прибыль представляет собой разность между доходами и расходами от хозяйственной деятельности.

     Прибыль отчётного периода определяется на основании бухгалтерского учёта всех хозяйственных операций и представляет сумму прибыли от реализации.

     Абсолютная  сумма прибыли не в полной мере отражает степень эффективности деятельности организации общественного питания, поэтому в анализе используется система показателей рентабельности, позволяющая оценить эффективность применённых ресурсов и потреблённых затрат.

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности предприятия общественного питания