Анализ оборота розничной торговли предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:41, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение особенности развития оборота розничной торговли в условиях рыночной экономики. Объектом исследования в курсовой работе является торговая деятельность предприятия ООО «Стандарт». Предметом исследования является анализ оборота по продаже товаров в розничной торговле.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………….4
1. Состав оборота розничной торговли, значение, задачи и источники его ана-
лиза ……………………………………………………………………………………6
2. Организационно-экономическая характеристика ООО «Стандарт» ………... . 11
3. Анализ выполнения плана и динамики оборота розничной торговли в целом по предприятию, по периодам, отдельным товарным группам ……………………. .14
3.1 Анализ розничного товарооборота ООО «Стандарт» ………….............….. 20
4. Анализ основных факторов, влияющих на изменение товарооборота, и расчет их влияния ……………………………………………………………………………27
5. Оценка резервов по дальнейшему расширению торговой деятельности предприятия ООО «Стандарт» …………………………………………………………...33
Заключение ………………………………………………………………………….36
Список использованных источников ………………………………………………38
Приложения.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 108.41 Кб (Скачать документ)

     изучение  качества обслуживания населения;

     выявление внутренних резервов и разработка мероприятий  по устранению выявленных недостатков, дальнейшему увеличению товарооборота  и улучшению обслуживания населения.

     В зависимости от цели анализа и круга вопросов, подлежащих изучению, определяется перечень и источники необходимого информационного обеспечения для изучения показателей розничного товарооборота. В процессе анализа розничного товарооборота используются: прогнозные и нормативные данные; бухгалтерская финансовая (форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках») и статистическая отчетность.

     Основными формами статистической отчетности, используемыми при анализе розничного товарооборота, являются форма №1 – торг «Отчет о товарообороте и запасах товаров» (срочная, месячная), форма №3 – торг (краткая) «Отчет о продаже и запасах товаров» (срочная, месячная), форма №3 – торг «Отчет по розничной торговле» (полугодовая и годовая). В «Отчете о товарообороте и запасах товаров» содержится информация о розничной реализации товаров за месяц и нарастающим итогом с начала года. Причем отчетная информация приводится за прошлый и текущий (отчетный) периоды, что позволяет проанализировать динамику развития розничного товарооборота.

     В «Отчете о продаже и запасах  товаров» содержится информация о реализации продовольственных товаров в ассортиментном разрезе (в натуральных измерителях) и непродовольственных товаров – в стоимостных показателях.

     «Отчет  по розничной торговле» составляется нарастающим итогом с начала года. В первом разделе годового отчета приводится информация о розничной продаже товаров и товарных запасах в розничной сети и на складах на конец отчетного периода (в разрезе 35 продовольственных и 61 непродовольственных групп товаров); во втором разделе содержатся сведения в натуральных и стоимостных измерителях о продаже населению и запасах товаров длительного пользования; в третьем разделе – о продаже населению и запасах строительных материалов в розничной торговой сети и на складах на конец отчетного периода; в четвертом разделе годового отчета показывается наличие торговой сети (включая сезонную сеть) на конец отчетного года.

     Кроме того, при анализе используются материалы  финансового и управленческого учета; внеучетные источники информации; материалы личных наблюдений, хронометража и т.д. Для анализа розничного товарооборота используются: книга оперативного учета продажи товаров, в которой отражается товарооборот в целом по организации и по каждому торговому подразделению (филиалу, секции, отделу) ежедневно и нарастающим итогом за месяц; первичные документы (товарные, кассовые отчеты и др.); учетные регистры, отражающие движение товаров, их реализацию; инвентаризационные (сличительные) описи: акты документальных ревизий, аудиторские материалы; информация и материалы по изучению спроса населения на товары; данные отдела кадров о численности работников и т. д.

     Основным  недостатком существующей бухгалтерской  и статистической отчетности является недостаточная оперативность данных о розничном товарообороте в ассортиментном разрезе. 
 

2. Организационно-экономическая  характеристика

предприятия ООО «Стандарт» 

     В настоящей работе особенности развития оборота розничной торговли в современных условиях будут рассмотрены на примере деятельности ООО «Стандарт», учрежденного физическими лицами.

     ООО «Стандарт» является юридическим лицом  и действует на основании устава учредительного договора и законодательства РФ.

     Данное  торговое предприятие стабильно функционирует с 1999 года в г. Липецке. Предприятие располагает магазином в районном центре торговой площадью 420 м2. Численность персонала предприятия в 2009 году достигла 28 работников.

     Целью деятельности ООО «Стандарт» является осуществление коммерческой и иной экономической активности для удовлетворения потребительского спроса населения в работах и услугах, создание дополнительных рабочих мест, получение прибыли в интересах учредителей.

     Предприятие имеет следующие виды деятельности:

     розничная торговля продовольственными товарами, товарами народного потребления, сельскохозяйственной продукцией и другими видами товаров  и продукции;

     торгово-закупочная деятельность.

     Управление  предприятием осуществляется в соответствии с его уставом. Высшим органом  управления предприятия является собрание учредителей (физический лиц). Оперативное руководство административно-хозяйственной, коммерческой деятельности осуществляется через аппарат управления, который организует всю работу, координирует и контролирует деятельность внутренних звеньев организации. Ведение бухгалтерского учета, составление отчетности и представление ее соответствующим органам осуществляется главным бухгалтером.

    ООО «Стандарт» ведет бухгалтерский и статистический учет, а также представляет финансовую отчетность в порядке, установленном федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ, а также Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ части 1 и 2 и Трудового кодекса РФ. Учетная политика ООО «Стандарт» разработана в соответствии с ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» от 06 октября 2008 года № 106н; Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия, утвержденным Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н. Бухгалтерский учет ведется по журнально-ордерной форме учета с применением компьютерной программы.

    Уставный  капитал ООО «Стандарт» составляет 379,0 тыс. руб.

    ООО «Стандарт» обладает полной хозяйственной  самостоятельностью в вопросах распределения чистой прибыли. Чистая прибыль ООО «Стандарт» (после уплаты налогов) остается в распоряжении общества и по решению собрания участников направляется на формирование фондов общества, на другие цели и распределяется между участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества.

    ООО «Стандарт» в праве формировать резервные и другие фонды. Резервный фонд формируется в размере не менее 15 % уставного капитала общества. Формирование резервного фонда осуществляется путем ежегодных отчислений до достижения фондом установленного размера, но не менее 5 % от суммы чистой прибыли.

    Основные  экономические показатели, характеризующие  деятельность ООО «Стандарт» за 2008-2009 годы по данным отчетности, представлены в таблице 1.

    Таблица 1

    Показатели  хозяйственной деятельности ООО «Стандарт»

Показатель 2008   тыс. руб. 2009   тыс. руб. Отклонение
Тыс. руб. Темп роста, %
1. Выручка от продаж товаров 2620,7 3105,2 + 484,5 118,5
2. Валовый доход 1053,7 1194,7 + 141,0 113,4
3. Уровень валового дохода, % 20,8 22,1 + 1,3   106,25
4. Расходы на продажу 911,9 1032,7 + 120,8 113,2
5. Уровень расходов на продажу, % 18,0 19,1 + 1,1 106,1
6. Прибыль от продаж 141,8 162 + 20,2 114,2
7. Уровень рентабельности продаж, % 2,8 3,0 + 0,2 107,1
8. Прочие  доходы 2,5 2,9 + 0,4 116,0
9. Прочие  расходы 2,7 2,4 - 0,3 88,9
10. Прибыль до налогообложения 141,6 162,5 + 20,9 114,8
11.Уровень  прибыли к товарообороту, % 2,8 3,0 + 0,2 107,1
 

     По  данным таблицы 1 видно, что за отчетный период предприятия улучшило результаты финансово-хозяйственной деятельности. Выручка от продаж товаров ООО «Стандарт» составила 3105,2 тыс. руб., что на 484,5 тыс. руб. или 118,5 % выше уровня предшествующего периода. Уровень валового дохода увеличился на 22,1 %. Прочие доходы в 2009 году составили 2,9 тыс. руб., что на 116,0 % выше уровня 2008 года. Прочие расходы уменьшились до 2,4 тыс. руб.

     За 2008 год получено прибыли от продаж в сумме 141,8 тыс. руб., а в отчетном году прибыль составила 162,0 тыс. руб. Уровень рентабельности продаж за 2009 год составил 3,0 %, что намного выше уровня 2008 года.

     Влияние факторов на прибыль:

     - выручки от продаж (484,5 х 2,8)/100 = +13,6 тыс. руб.,

     - валового дохода (3105,20 х 1,3)/100 = +40,4 тыс. руб.,

     - расходов на продажу (3105,20 х 1,1)/100 = -34,2 тыс. руб.

     Следовательно, увеличение выручки от продаж и валового дохода оказало положительное влияние на прибыль, т.е увеличило прибыль на 54,0 тыс. руб., а рост расходов на продажу снизил прибыль на 34,2 тыс. руб. 
 
 
 
 
 
 
 
 

         3. Анализ выполнения плана и  динамики оборота розничной 

  торговли  в целом по предприятию, по  периодам, отдельным товарным группам

     Изучение  существующих тенденций и возможностей предприятия, касаю-щихся реализации товаров, определение факторов, которые позитивно и негатив-но влияют на объем товарооборота предприятия, достигаются в процессе анализа объема и структуры товарооборота предприятия.

     Проведение экономического анализа предполагает:

     изучить состояние выполнения планов товарооборота, ритмичность и сезонность реализации товаров в ретроспективном периоде;

     изучить состав товарооборота по формам, видам, методам продажи, ассортиментной структуре;

     выявить основные тенденции и закономерности в реализации товаров;

     проанализировать и количественно оценить влияние отдельных факторов на объем, состав и структуру товарооборота.

     Анализ  объема и структуры товарооборота  предприятия предусматривает проведение аналитической работы, которая состоит из следующих этапов (рис. 2.).

Определение общего объема товарооборота и анализ степени выполнения планов
 
Анализ  динамики общего объема товарооборота
 
Анализ  товарно-групповой структуры товарооборота
 
Анализ  состава товарооборота по его  определенным видам
 
Анализ  ритмичности и сезонности реализации товаров
 
Количественная  оценка факторов, которая обуславливает  изменение товарооборота
 
Анализ  запаса финансовой прочности предприятия
 

     Рис. 2. Последовательность и этапы анализа товарооборота предприятия

     1 этап - определение общего объема товарооборота предприятия за отчетный период и оценка степени выполнения плана товарооборота.

     На  этом этапе анализа определяют общий  объем реализации товара и платных услуг в стоимостном размере, а  по некоторым товарным группам и видам товаров - так же в натуральном размере.

     Оценка  степени выполнения плана товарооборота  осуществляется путем оценки относительного и абсолютного размеров отклонения в связи с негативным влиянием факторов, которые не были учтены в процессе планирования. Изучение степени выполнения планов проводится не только для оценки качества планирования и степени профессионализма работников планово-экономических служб предприятия, а, прежде всего - с целью оценки изменчивости  внешней  среды предприятия и чувствительности к изменению объемов реализации товаров на данном предприятии.

     2 этап - анализ динамики общего товарооборота на протяжении определенного аналитического периода (поквартально, на протяжении года или за 2-3 года).

     Для исследования динамических изменений в объеме товарооборота предприятия строится сопоставимый динамический ряд товарооборота. Приведение фактического товарооборота в сопоставимый вид осуществляют по площади торговой сети предприятия, длительности его работы, а так же по ценам реализации товаров.

Информация о работе Анализ оборота розничной торговли предприятия