Анализ оборота розничной торговли предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:41, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение особенности развития оборота розничной торговли в условиях рыночной экономики. Объектом исследования в курсовой работе является торговая деятельность предприятия ООО «Стандарт». Предметом исследования является анализ оборота по продаже товаров в розничной торговле.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………….4
1. Состав оборота розничной торговли, значение, задачи и источники его ана-
лиза ……………………………………………………………………………………6
2. Организационно-экономическая характеристика ООО «Стандарт» ………... . 11
3. Анализ выполнения плана и динамики оборота розничной торговли в целом по предприятию, по периодам, отдельным товарным группам ……………………. .14
3.1 Анализ розничного товарооборота ООО «Стандарт» ………….............….. 20
4. Анализ основных факторов, влияющих на изменение товарооборота, и расчет их влияния ……………………………………………………………………………27
5. Оценка резервов по дальнейшему расширению торговой деятельности предприятия ООО «Стандарт» …………………………………………………………...33
Заключение ………………………………………………………………………….36
Список использованных источников ………………………………………………38
Приложения.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 108.41 Кб (Скачать документ)

     Корректировка фактического товарооборота в связи  с вводом (выбытием) торговой сети и изменениями в графике реализации товаров осуществляется методом прямого расчета.

     Определение объема товарооборота, сопоставленного  с ценами реализации Тс.ц., проводится по следующим формулам:

                                                                                                       (№ 1)

     где Тфi – фактический товарооборот за i-тый период;

          Iцi – средний индекс изменения цен реализации товаров за  i-тый период по сравнению с базовым.

     Средний индекс изменения цен рассчитывается непосредственно предп- риятием с учетом структуры товарооборота и информации об изменении цен реализации на определенные товары. Использование для корректировки индекса инфляции за соответствующий период является некорректным в связи с отличиями в структуре товарооборота определенного торгового предприятия.

     На  базе построенного динамического ряда сопоставимого товарооборота вычисляются абсолютные изменения в объеме реализации товаров, а так же темпы роста и прироста, что касается предыдущего и базового периода.

     Важное  значение для планирования и управления имеет так же определение средних темпов изменения объема товарооборота (среднеквартальных или среднегодовых) по формуле среднегеометрической:

                                                                        

                                                (№ 2)

     где  - - среднегеометрический темп роста;

        - конечный показатель динамического ряда;

        - начальный показатель динамического ряда;

          n - количество показателей в динамическом ряду.

     3 этап – анализ товарно-групповой  структуры товарооборота торгового предприятия за отчетный период и в динамике, определение закономерностей развития объема продажи по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров).

     На  этом этапе аналитической работы изучаются темпы роста и прироста, абсолютный объем изменения объема товарооборота по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров), определяется вес отдельных товарных групп (видов товаров) в общем объеме товарооборота предприятия.  Использование в процессе проведения этой работы информации, приведенной в коньюктурных рейтингах (изучение рынка соответствующих товаров) дает возможность определить объективные (изменение объема и структуры спроса, специализации  предприятия, объемов и структуры товарного предложения, налогового регулирования) и субъективные (недочеты в организации закупки и продажи товаров, просчеты в планировании, недобросовестность персонала и др.) причины изменения ассортиментной структуры товарооборота предприятия и объема реализации товаров.

     Изучение  ассортиментной структуры товарооборота  позволяет производить ранжирование товарных групп по степени их значимости (вклада) в общий товарооборот предприятия, а также количественно оценивать положительное или негативное влияние динамики реализации отдельных видов товаров на общий объем товарооборота предприятия и дальнейшие возможности его увеличения.

     4 этап – анализ состава товарооборота  предприятия в зависимости от положения конечных потребителей, форм и сроков расчетов, характера реализуемых товаров, организационных форм и методов торговли.

     Исследование  состава товарооборота предприятием проводится за отчетный период и в динамике. Предвидит определение основных закономерностей отдельных видов товарооборота – реализацию товаров населению и мелкооптовым потребителям, с немедленной оплатой и в кредит, оплата наличными и по безналичному расчету, новых и бывших в употреблении товаров, в стационарной торговой сети и в пунктах мелкооптовой торговли и др.

     Для проведения исследования рассчитывают и сопоставляют между собой объемы реализации товаров по отдельным видам товарооборота, темпам их  роста и прироста, исследуют изменение их веса в общем объеме товарооборота.

     5 этап – анализ объемов реализации  товаров поквартально и помесячно, исследование ритмичности работы и сезонности реализации товаров и определение факторов, которые их обуславливают.

     Для проведения анализа за отчетный период и в динамике рассчитывают показатели, которые характеризуют ритмичность реализации товаров: среднеквадратическое отклонение от среднего объема товарооборота ( ) и коэффициент вариации (v):

                                                           

,                                           (№ 3)

                                                          

                                                             (№ 4)

     где хi - товарооборот за i-тый период;

        - средний объем товарооборотов за n периодов;

          n - количество периодов исследования (месяцев, кварталов).

     Среднеквадратическое  отклонение определяет диапазон колебания реализации товаров, то есть минимальный и максимальный объем товарооборота предприятия в среднем за период исследования.

     Коэффициент вариации оценивает равномерность  реализации товаров на протяжении периода, который исследуется, то есть относительный (в %) размер отклонения объема товарооборота от среднего размера.

     Исследования  названных показателей дает возможность  установить степень равномерности продажи товара по месяцам и кварталам, выявить особенности торговли и спроса на товары, которые реализует предприятие. Чем выше значение имеют показатели, тем не ритмичнее является процесс реализации товаров на данном предприятии.

     6 этапом анализа товарооборота является изучение факторов, которые имели влияние в отчетном периоде на его объем и структуру. С этой целью дается количественная оценка влияния факторов внутреннего порядка (факторов, связанных с товарными ресурсами; с численностью работников, организацией и продуктивностью работы; с использованием основных способов) исследуется характер влияния факторов внешней среды (спрос потребителей на товары, предложение товаров на рынки, цены на товары, деятельность конкурентов на потребительском рынке, уровень жизни и реальные денежные доходы населения, которые обслуживаются, социально-демографические факторы и др.)

     Количественная  оценка влияния отдельных факторов проводится методом цепных подстановок и индексным методом на базе моделей связи факторов и объема товарооборота предприятия.

     Завершается анализ товарооборота предприятия  – 7 этап –  исследование запаса финансовой прочности предприятия, в ходе которого определяется возможное падение товарооборота (в абсолютном и относительном измерении) к достижению критической таблицы «точки безубыточности деятельности».

     Допустимая  граница снижения объема товарооборота  характеризует порог безопасности предприятия (ПБто) и запас финансовой прочности (ЗФПто).  Их значения рассчитываются так:

                                                     ПБто= Тф – Тб/з ,                                          (№ 5)

         
    где Тф – фактический объем товарооборота предприятия;

          Тб/з – объем товарооборота, при котором обеспечивается  безубыточная

деятельность.

     Чем большее значение имеют порог  безопасности и запас финансовой прочности предприятия, тем лучше осуществляется процесс управления объемом, составом, динамикой, скоростью и структурой товарооборота с точки зрения обеспечения условий для его самоокупаемости и самофинансировании.

     Таким образом, в динамике розничного товарооборота находят отражение систематический рост производства, с одной стороны, непрерывный подъем, благосостояние культуры населения – с другой. Он оказывает также большое влияние на все количественные и качественные показатели работы торговых предприятий и организаций. От объема и структуры товарооборота зависят также такие показатели, как доходы, прибыль, рентабельность, сумма и уровень издержек обращения, фонд оплаты труда, численность торговых работников, финансовое состояние предприятий и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.1 Анализ розничного товарооборота ООО «Стандарт»

                  Таблица 2

Динамика  розничного товарооборота ООО «Стандарт» за 2007 - 2009 г.г.

Годы Фактический розничный товарооборот (тыс. руб.) Цепные  темпы роста товарооборота, % Базисные  темпы роста товарооборота, %
В действующих ценах В сопоставимых ценах В действующих ценах В сопоставимых ценах В действующих ценах В сопоставимых ценах
1 2 3 4 5 6 7
2007 2141,5 2141,5 100,0 100,0 100,0 100,0
2008 2620,7 2176,6 122,4 101,7 122,4 101,7
2009 3105,2 2227,5 118,5 102,3 145,0 104,0
 

     Данные  таблицы показывают, что за последние  три года темпы роста розничного товарооборота снижаются: в 2008 году рост товарооборота составил 122,4 %, а в 2009 году - 118,5 %. Это объясняется тем, что цены на товары, реализуемые в предприятии, выросли в 2009 году по сравнению с 2008 годом, но меньше, чем в 2008 году по сравнению с 2007 годом. Количество реализованных товаров увеличилось в 2008 году на 1,7 %, в 2009 году на 2,3 %. Темпы роста физического объема товарооборота (количества товаров) невысокие, но тенденция намечается положительная.

     За  три года розничный товарооборот предприятия возрос на 45,0 % (в действующих ценах) или на 963,7 тыс. руб. (3105,2 - 2141,5). Этот прирост произошел за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема розничного товарооборота) на 4,0 %, что составило 86,0 тыс. руб. (2227,5 - 2141,5), и в связи с увеличением розничных цен на товары - на 877,7 тыс. руб. (3105,2 - 2227,5).

     По  данным этих расчетов можно сказать, что свыше 90 % прироста товарооборота получено за счет роста цен. Потери покупателями денежных средств от повышения розничных цен (в связи с покупкой товаров по более высоким ценам в предприятии) составили 877,7 тыс. руб.

     За 2007 - 2009 г.г. среднегодовой темп роста товарооборота предприятия в действующих ценах составил 120,4 %, в сопоставимых ценах 102,0 %.

     По  кварталам розничный товарооборот предприятия распределялся неравномерно. Наибольший удельный вес в годовом товарообороте занимает оборот четвертого квартала - свыше 27,0 %, а наименьший удельный вес в годовом обороте приходится на первый квартал - свыше 23,0 %. И распределение оборота по кварталам года продолжает изменяться.

     Ритмичность развития розничного товарооборота  предприятия по кварталам рассмотрим на основе данных таблицы 3.

   Таблица 3

Розничный товарооборот ООО «Стандарт» по кварталам  года 

 
 
Кварталы 
2008 год 2009 год Отклонение  в сумме   (+, -) 2009 год  в % к 2008 году
сумма, тыс. руб. удельный вес, % сумма, тыс. руб. удельный вес, %
1 2 3 4 5 6 7
1 610,8 23,3 714,0 23,0 +103,2 116,9
2 655.2 25,0 770,5 24,8 +115,3 117,6
3 647,3 24,7 770.1 24,8 +122,8 119,0
4 707,4 27,0 850,6 27,4 +143,2 120,2
Всего за год  2620,7 100,0 3105,2 100,0 +484,5 118,5

Информация о работе Анализ оборота розничной торговли предприятия