Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 12:00, курсовая работа
Целью курсовой являлось разработка мероприятий по повышению эффективности использования оборотных средств.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
осуществить теоретический анализ оборотных средств;
осуществить анализ обеспеченности предприятия оборотными средствами и эффективности их использования;
выявить резервы повышения эффективности использования оборотных средств.
Введение 3
1 Теоретические основы анализа оборотных средств 5
1.1 Сущность и состав оборотных средств 5
1.2 Методика анализа оборачиваемости оборотного капитала и эффективность его использования в СПК «Русь» Баевского района 10
1.3 Основные направления повышения эффективности использования оборотных средств 17
2 Методика анализа обеспеченности предприятия оборотными средствами и эффективности их использования в СПК «Русь» Баевского района 21
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия и его финансовое состояние 21
2.2 Анализ состава и структуры оборотных средств СПК «Русь» Баевского района Алтайского края 33
2.3 Анализ наличия и обеспеченности предприятия собственными и оборотными средствами 37
2.4 Анализ оборачиваемости и эффективности оборотных средств СПК «Русь» Баевского района Алтайского края 41
2.5 Анализ состояния и оборачиваемости запасов СПК «Русь» Баевского района Алтайского края 42
2.6 Анализ состояния и оборачиваемости дебиторской задолженности СПК «Русь» Баевского района Алтайского края 45
2.7 Анализ остатков и движения денежной наличности СПК «Русь» Баевского района Алтайского края 50
3 Резервы повышения эффективности использования оборотных средств СПК «Русь» Баевского района Алтайского края 55
3.1 Факторный анализ ускорения оборачиваемости оборотных средств СПК «Русь» Баевского района Алтайского края 55
3.2 Факторный анализ и резервы увеличения прибыли от реализации продукции СПК «Русь» Баевского района Алтайского края 58
Выводы и предложения 66
Список литературы 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Из данных таблицы 24 видим, что оборачиваемость денежных средств в 2010 году по сравнению с 2008 годом и 2009 годом увеличилась на 756,7 и 765,5 оборотов соответственно, что благоприятно для предприятия. Период оборота денежных средств сокращается на 5,16 и 5,96 дня в 2010 году по сравнению с 2008 и 2009 годом. Абсолютная платежеспособность сокращается в 2010 году по сравнению с 2008 годом на 41,2%, а по сравнению с 2009 годом на 38,3%, что неблагоприятно для предприятия ( предприятию не хватает денежных средств для покрытия краткосрочных обязательств).
Оборачиваемость оборотных средств в динамике может ускоряться или замедляться. При ее замедлении в оборот вовлекаются дополнительные оборотные средства, при ускорении – высвобождаются.
Сумма дополнительно привлеченных в оборот (+) или высвобожденных из оборота (-) оборотных средств (экономический результат) исчисляется:
где N/T1 – средняя величина однодневного оборота (выручки) за отчетный период, тыс.руб.
Продолжительность одного оборота оборотных активов в днях (L) и экономический результат зависят от 2 факторов первого порядка: 1) среднегодовых остатков оборотных активов (Е); 2) выручки от продаж (N).
Факторная модель, описывающая взаимосвязь показателей имеет вид:
Расчет влияния изменения среднегодовых остатков оборотных активов на продолжительность одного оборота оборотных активов (в днях) и экономический результат производится по формуле:
Расчет влияния изменения выручки от продаж на продолжительность одного оборота оборотных активов (в днях) и экономический результат производится по формуле:
Таблица 25 – Оценки влияния факторов на экономический результат от ускорения (замедления) оборачиваемости оборотных активов СПК «Русь»
Показатель |
2009 год |
2010 год |
Изменение (+/-) |
Экономический результат, тыс.руб. |
А |
1 |
2 |
3 |
4 (п.4* п.6а и п.6б) |
1. Выручка от продаж, тыс.руб. |
17532 |
32040 |
14508 |
- |
2. Среднегодовые остатки |
16016,5 |
16622,5 |
606 |
- |
3. Продолжительность |
328,8 |
186,76 |
142,12 |
- |
4. Однодневный оборот, тыс.руб. (п.1:360) |
- |
89 |
- |
- |
5. Экономический результат |
- |
- |
12648,76 |
- |
6. Расчет влияния факторов на экономический результат (+,-), дней |
- |
- |
1726,6 |
153703 |
В том числе за счет: |
- |
- |
||
6а. Изменения среднегодовых |
- |
- |
1112,5 |
99012,5 |
6 б. Изменение выручки от продаж |
- |
- |
614,1 |
54690,5 |
7. Баланс отклонений (6а + 6б) = 6 |
- |
- |
1726,6 |
153703 |
По данным таблицы 25 видим, что выручка от продаж в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 14508 тыс. рублей, среднегодовые остатки оборотных средств увеличились на 606 тыс. рублей. Также наблюдаем сокращение продолжительности оборачиваемости оборотных активов, что благоприятно для предприятия. За счет сокращения продолжительности оборачиваемости, а следовательно высвобождения из оборота оборотных средств происходит увеличение экономического результата на 12648,76 тыс. рублей. Изменение среднегодовых остатков оборотных активов оказывают большее влияние на продолжительность одного оборота оборотных активов и экономический результат увеличится на 1112,5 тыс. руб. и составит 99012, 5 тыс. рублей.
Таблица 26 – Расчет влияния оборачиваемости оборотных активов на изменение прибыли от продаж СПК «Русь»
Показатель |
2009 год |
2010 год |
Изменение, (+,-) |
1. Выручка от продаж, тыс.руб. |
17532 |
32040 |
14508 |
2. Прибыль от продаж, тыс.руб. |
103 |
2723 |
2620 |
3. Среднегодовые остатки |
16016,5 |
16622,5 |
606 |
4. Рентабельность продаж (п.2:п.1) |
0,00587 |
0,08498 |
0,07911 |
5. Коэффициент оборачиваемости |
1,09462 |
1,92750 |
0,83288 |
6.Прирост (уменьшение) прибыли от продаж, всего, тыс.руб. |
- |
- |
2620 |
6 а. Рентабельности продаж |
- |
- |
1386,9 |
6 б. Коэффициента |
- |
- |
1193,3 |
6 в. Изменение средних остатков оборотных активов |
- |
- |
39,8 |
7. Баланс отклонений (6а+6б+6в)=6 |
- |
- |
2620 |
По данным таблицы видим, что прибыль от продаж в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 2620 тыс. рублей. Прибыль от продаж увеличится за счет увеличения рентабельности продаж на 1386,9 тыс. рублей, за счет увеличения оборачиваемости оборотных активов на 1193,3 тыс. рублей, за счет увеличения средних остатков оборотных активов на 39,8 тыс. рублей. Как видно, решающее влияние на увеличение суммы прибыли окажет увеличение рентабельности продаж.
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции VРП; ее структуры ; себестоимости и уровня среднереализационных цен .
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастает, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находится в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить, используя данные таблицы 27.
Прибыль от реализации продукции в отчетном году увеличилась на 2620 тыс. рублей (2723-103).
Если сравнивать базовую и условную сумму прибыли, исчисленную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при базовом уровне цен и себестоимости продукции, узнаем, на сколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции:
= 1413-103= +1310 тыс. рублей
Таблица 27 – Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции СПК «Русь», тыс. рублей
Показатель |
2009 год |
2009 год пересчитанный на объем продаж 2010 года |
2010 год |
Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений из выручки (В) |
17532 |
24786 |
32040 |
Полная себестоимость |
17429 |
23373 |
29317 |
Прибыль от реализации продукции (П) |
103 |
1413 |
2723 |
Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо базовую прибыль умножить на процент изменения объема реализации продукции (23373/17429*100-100=+34,1%) и результат разделить на 100:
тыс. рублей
Затем можно определить влияние структурного фактора (из первого результата нужно вычесть второй):
=1310-35,1=1274,9 тыс. рублей
Выявление изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливают сравнением фактической суммы затрат с базовой, пересчитанной на фактический объем продаж в отчетном периоде:
=-(29317-23373)=-5944 тыс. рублей
Изменение
суммы прибыли за счет отпускных
цен на продукцию находят
=32040-24786=7254 тыс. рублей
Эти же результаты можно получить и способом цепной подстановки, последовательно заменяя базовую величину каждого фактора фактической (таблица ).
Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции в целом по предприятию, а затем базовую сумму прибыли скорректировать на его уровень.
Таблица 28 - Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции СПК «Русь», тыс. рублей
Показатель |
Условия расчета |
Порядок расчета |
Сумма прибыли, тыс. руб. | |||
Объем реализации |
Структура товарной продукции |
Цена |
Себестоимость | |||
103 | ||||||
138,1 | ||||||
1415 | ||||||
8667 | ||||||
2723 |
Индекс
объема продаж исчисляют путем сопоставления
фактического объема реализации с базовым
в натуральном (если продукция однородная),
условно-натуральном или в
=23371/17429=1,34
Если бы величина остальных факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы увеличится на 34,1% и составить 138,1 тыс. рублей (103*1,34).
Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и цен. Для этого необходимо из условной выручки вычесть условную сумму затрат:
=24786-23371=1415 тыс. руб.
Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:
=32040-23373=8667 тыс. рублей
По данным таблицы можно установить, как изменялась сумма прибыли с учетом каждого фактора:
=138,1-103=+35,1 тыс. рублей;
=1415-138,1=+1276,9 тыс. рублей;
8667-1415=+7252 тыс. рублей;
=2723-8667=-5944 тыс. рублей.
Результаты подсчетов показывают, что сумма прибыли выросла в основном за счет увеличения среднереализационных цен и структуры товарной продукции. Росту прибыли на 35,1 тыс. рублей способствовал также увеличение объема реализации продукции. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 5 944 тыс. рублей.
Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду продукции. Основными их источниками являются увеличение объема реализации, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д.
Для определения резервов роста прибыли по первому источнику ( таблица) необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу соответствующего вида в отчетном периоде: