Финансовая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:59, курсовая работа

Описание

В середине шестнадцатого столетия формируются основные компоненты финансовой системы, свойственны прочному централизованному государству.
В начале XVI столетия основные функции финансового управления сосредотачивались в государственной казне. Казна выполняла функции государственной канцелярии. Из нее же образующиеся ведомства - "дворцы", а позднее "приказы" получали главных дельцов - дьяков и подьячих.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 81.50 Кб (Скачать документ)

ФИНАНСОВАЯ  СИСТЕМА РОССИИ.

 

1.7. История создания  финансовой системы

России

 

     В середине  шестнадцатого столетия формируются  основные компоненты финансовой  системы,  свойственны прочному  централизованному государству.

     В начале  XVI столетия  основные  функции финансового управления сосредотачивались в государственной казне. Казна выполняла функции государственной канцелярии.  Из нее же образующиеся ведомства - "дворцы", а позднее "приказы" получали главных дельцов - дьяков и подьячих.

     Крупнейшей  административно-финансовой  реформой  первых   лет правления Ивана   Грозного  стало  введение земского  самоуправления.

Вместо наместников на местах выбирались земские старосты из  числа наиболее зажиточных посадских  людей и крестьян.

     Избираемые  земские  старосты совместно  с общинами проводили раскладку  податей по плательщикам и  отвечали за их сбор.  В эти  же годы  осуществлялся перевод  большинства государственных повинностей  в денежную форму.

     Если в первой  половине ХVI века в общем объеме  повинностей крестьян преобладала владельческая рента, то во второй половине на первое место в составе повинностей,  и особенно денежной их части, выходит рента государственная.

     По отношению   к  недобросовестным  плательщикам   применялись штрафы, торговая казнь  - битье кнутом, конфискация.

     Земская реформа,  общая перепись земли, создание  специализированных финансовых  приказов, перевод значительной  части повинностей в денежную  форму завершили создание    в середине ХVI века государственных финансов страны и финансовой системы.

     Однако войны  России с другими государствами  требовали новых расходов.  Иван  Грозный перешел к практике  взимания чрезвычайных поборов  и конфискаций, что привело  к разорению крупных хозяйственных  центров и  к  снижению  доходов казны.

     Столкнувшись  с перенапряжением платежных  сил страны, финансовая система  оказалась  неспособной  увеличивать   размеры  податных изъятий.

     В результате  восходящая линия развития страны  в 70-80-ые годы ХVI столетия оказалась прерванной.  Кризис постиг и государственные финансы.

      ХVII век характерен для России как время смуты и нестабильности, что отрицательно сказалось на развитие финансовой системы:

 

  • вводились чрезвычайные сборы;
  • заново организовывалась финансовая администрация и  поступление   обыкновенных налогов;
  • главной  статьей доходов казны стали таможенные и кабацкие сборы.

 

     Повышение  пошлин приводило к понижению  поступлений в казну. В 1646 году  по предложению дьяка Назария Чистого была повышена казенная пошлина на соль:  добавлено по 2  гривны  на пуд соли,  что привело к повышению цены на соль в 1,5-2 раза, в результате чего резко снизился объем продаж и казна потерпела убытки.

     В конце   века  положение с финансами  несколько стабилизировалось: с  1680 по 1701 год объем поступлений  в казну  удвоился.  Основными  статьями  дохода  по-прежнему  были  таможенные и кабацкие  сборы и чеканка монет.

     Но уже   в  начале   следующего века  экономический рост замедлился  по причине роста повинностей,  связанных с Северной войной. Пётр Великий проводит ряд  мероприятий по укреплению финансов  и финансовой системы:

  • с 1704 г. в государственную монополию были   обращены продажа соли и табака;
  • казна монополизирована торговлю юфтью,  пенькой, дегтем, щетиной,  икрой и многими другими товарами;
  • в области "винокурения" и "торговли питиями" в   1705 г. были введены "поведенная" и "ново уравнительная" пошлины;
  • восстановлен монастырский  приказ,  т.е.  казна  должна иметь доходы с монастырских вотчин;
  • выпуск медной монеты за 1705-1707 гг.  увеличился более чем в 10 раз;
  • в 1724 г(последнем году царствования Петра) в приходе  государства насчитывалось свыше 70 мелких доходных статей:  "налоги" с брод, с платьев и т.д.

 

     Главный путь  выхода из денежных затруднений  Петр I "видел" в реорганизации  управления финансовым хозяйством.  Вместо  "Приказов" на местах  вводилось губернское управление.

     Согласно новому  устройству  финансового  хозяйства   собранные средства должны были  прямо направляться к месту  своего использования. Общегосударственные  росписи доходов и расходов  отсутствовали.

     Новый способ  упрочения  государственных финансов  был открыт на пути кардинального  реформирования  прямого  обложения  - введение подушной  подати.  (Петр  I  данный  налог заимствовал  у Франции).

     Введение "подушины"  преследовала цель содержать  значительную по численности  армию. Сбор подушной подати  был полностью отнесен к компетенции  военного ведомства.     

     С введением  "Подушины" крестьянин перестал  быть прикреплен  к какой-либо  податной единице: "сохе", либо "двору". Податной единицей  стала его собственная "душа",  трактуемая с точки зрения  государственного интереса  - как идеальная платежная способность,  существующая вследствие способности крестьянина к труду.

     Перенесение   центра тяжести прямого обложения  с земли и имущества на рабочие  руки, способность крестьянина к  труду сыграло важную роль  в хозяйственном развитии страны.  Благодаря этому была ликвидирована  основная причина  сокращения  крестьянской  запашки.

Посевные площади в  основных районах стали увеличиваться, а с ним и благосостояние, и  численность населения.

     За следующие   после царствования Петра четыре  десятилетия (до 1762 г.) население  России увеличилось почти на  одну треть.

       Финансовые  реформы ХIХ столетия связаны с именем  Сперанского М.М., который, будучи ближайшим советником императора Александра I, в 1810 году представил государственному Совету "План финансов",  в котором интересы дворян ущемлялись в угоду общегосударственным интересам. Тем самым Сперанский М.М. внес положительный вклад в развитие финансов России.

     В "Плане  финансов" Сперанского М.М. содержались  теоретические основы реформ  в области финансов.  Сперанский  М.М.  доказывал, что нужно изменить  организацию бюджетного дела,  приспособить ее во все сферы  хозяйства капиталистических отношений.

     "План финансов"   вскрывал   причину   расстройства  финансов. М.М. Сперанский утверждал:  "Главное расстройство в   финансах  есть несоразмерность  расходов  с приходами.  Соразмерность  восстанавливается  двумя способами:  сокращением  издержек  и   преумножением  доходов".  Он  предлагал издержки сократить,  руководствуясь правилом:

 

  • необходимые издержки сохранить;
  • полезные отложить;
  • излишние вовсе прекратить.

 

          Методологической основой его  взглядов  была  трудовая  теория  стоимости, проповедовавшаяся  классиками  буржуазной  политической экономии.

     М.М. Сперанский  одним из первых выступил с  идеей создания Государственного  банка и  развертывания   кредитных  операций.  Его план  предусматривал такую организацию  деятельности банка,  которая  освобождала бы банк от чрезмерной  зависимости  от  правительства,  как это  было,  когда   банк служил источником покрытия  постоянного бюджетного дефицита.

     Прогрессивным  было предложение о замене  дворянских банков долгосрочного  кредита новыми частными банками,  созданными на акционерных началах,  которые выдавали бы кредит  под залог недвижимого имущества.

     Через 21 год  после смерти М.М. Сперанского  претворились в реальность его   предложения  о создании Государственного  банка.  В 1860 году в России  был учрежден Государственный  банк.  Это было связано с  подготовкой и проведением крестьянской  реформы 1861 года.

     После крестьянской  реформы 1861 года было проведено   ряд  мероприятий по  совершенствованию   финансовой системы и прежде  всего ее главного звена - государственного  бюджета:

  • 22 мая 1862 года были введены "Правила о составлении, рассмотрении,  и использовании государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений".  Все ведомства должны были ежегодно составлять сметы по установленной форме   с подробными указаниями  отдельных статей и параграфов расходов.  Общая роспись бюджета государства составлялась Министерством финансов, затем утверждалась Государственным Советом и Императором,  после чего становилось законом.
  • с 1862 года роспись стала публиковаться. В 1864-1868 гг. государственные доходы были сосредоточены в кассах  государственного казначейства Министерства  финансов.  В соответствии с бюджетными сметами и кассовыми росписями производились расходы;
  • возросло  значение  государственного  финансового контроля. Ежегодно проверялась законность  проекта  росписи  доходов  и расходов до  его рассмотрения в Государственном совете. После исполнения бюджета Государственному совету передавался отчет об исполнении;
  • в 1865 году были созданы  местные  органы  государственного контроля - контрольные палаты;
  • в начале 60-х годов винные откупа были  заменены  акцизными сборами на производство спиртных напитков,  а с 1866 г.  на табак. Для взимания акциза были созданы губернские  и  окружные  акцизные управления.
  • департамент разных податей и сборов  Министерства  финансов был  разделен  в 1863 году на департаменты неокладных сборов (косвенных налогов) и окладных сборов (прямые налоги).

 

 

    В ХIХ столетии в России создаются земства.  Бюджеты земств  (земских учреждений) складывались из сборов,  которыми земства облагало население. Правительство не финансировало земства.

     Основной финансовой  деятельностью земских учреждений  было составление смет, учитывающие  уездные и губернские потребности  и источники их удовлетворения.  Земские сметы делились на  сметы денежных доходов и расходов, а земские доходы по способам  их получения: на окладные и неокладные.

 

     К окладным доходам относились: 

  • обложение земель, лесов, недвижимости, торгово-промышленных помещений;
  • патентов и прочих торговых документов.

 

  Основу бюджета земств  составлял сбор с земли.

     Неокладные  доходы (неопределенные):

  • сборы с  ценных  бумаг;
  • судебные пошлины;
  • процентов с капиталов.

 

      В целом  доходная часть смет росла,  что позволяло земствам постоянно  увеличивать расходную  часть  бюджета. 

 

 Земские расходы делились на обязательные и необязательные.

 

     Обязательные расходы:

 

  • содержание местного гражданского управления;
  • содержание присутствий по крестьянским делам;
  • расходы по общественному призрению (содержание нищих);
  • дорожные расходы (содержание и ремонт дорог);
  • подводные расходы (содержание подвод для разъездной полиции).

 

    Необязательные расходы:

 

  • расходы на народное образование;
  • расходы на медицину;
  • содержание управы, почты, экономических и других мероприятий.

 

     Среди необязательных  расходов главное место занимали  затраты на медицину и народное  образование, которые постоянно  увеличивались.

     Земские учреждения  решали многие местные проблемы  и достигли определенных результатов  в отдельных областях.

     Составляемые  в ХIХ веке Министерством финансов России бюджеты, свидетельствовали, о достаточно  частом  превышении  государственных расходов над доходами.  Из 54 бюджетных  дефицитов  32 были связаны  с  крупными  войнами и участием России в вооруженных конфликтах.

     Данная тенденция  сохранилась и в начале ХХ  века.  Для ведения русско-японской  войны государством было  выделено  в 1904 году 617 млн. рублей,  а в  1905 году - 1,137 млн. рублей, что привело  к росту чрезвычайных расходов  соответственно в 4 и  6  раз  по сравнению с 1903 годом. В  результате государственный бюджет  был сведен в 1904 году с дефицитом  в 334 млн. рублей, а в 1905 году  – в 387 млн. рублей, что составило  соответственно 12 и 12,4 % к объему  государственных расходов.

Информация о работе Финансовая система России