4. Финансовое
регулирование представляет собой
маневрирование финансовыми ресурсами,
и заключается в перераспределении
финансовых ресурсов с целью
обеспечения пропорций и синхронности
во всех сферах деятельности.
Источниками такого регулирования
являются сверхплановые финансовые
ресурсы, резервные фонды, неиспользованные
ассигнования. Финансовое регулирование
используется как метод решения финансовых
вопросов, при возникновении новых
задач, предусмотренных планом.
5. Контроль
как элемент управления осуществляется
в процессе планирования и
на стадии оперативного управления.
Он позволяет сопоставить фактические
результаты от использования
финансовых ресурсов с плановыми,
выявить резервы роста финансовых ресурсов,
наметить пути более эффективного хозяйствования.
Создание целостной
системы экономического управления
предполагает перестройку организационных
структур и самой работы органов
управления в т.ч. и органов финансовой
системы.
В комплекс мер по
совершенствованию управления финансами
входит:
- повышение научного уровня планирования финансов;
- применение более эффективных форм и методов мобилизации финансовых ресурсов и их расходования. Предоставление предприятиям больших прав в формировании и использовании фондов экономического стимулирования будет способствовать эффективному использованию денежных средств;
- разработка экономико-математических методов моделирования;
- системный анализ финансовых отношений и создание на этой основе автоматизированной системы управления финансами "АСУ - финансы".
АСУ
финансами - это совокупность экономических
и математических методов, электронной
вычислительной техники, оргтехники и
современных средств связи.
АСУ выступает
в качестве подсистемы общегосударственной
автоматизированной системы сбора
и обработки информации
для учета, планирования и управления
народным хозяйством.
Главной целью создания
и внедрения этой системы является
повышение эффективности управления
финансами на основе сокращения трудоемкости
сбора, обработки и анализа информации,
многовариантных расчетов финансовых
планов и лучшего их согласования между
собой, реализации структуры аппарата
финансовых органов. Ее применение
требует совершенствование системы финансовых
показателей, разработки новых методов,
выявления и мобилизации доходов и накоплений,
формирования финансовых резервов в народном
хозяйстве, рационального расходования
финансовых ресурсов.
Наряду с
решением задач в области планирования,
АСУФ помогает исполнению госбюджета
через составление росписи бюджета,
внесение изменений в бюджетные
показатели, учет исполнения бюджета
по доходам.
АСУ - это
система, обеспечивающая автоматизированный
сбор и обработку информации,
необходимой для оптимизации
управления финансами.
Возможности
системы нельзя преувеличить,
они не безграничны, поскольку
часть задач по управлению
финансами не поддается формализации,
требует опыта работников финансовых
органов, традиционных методов
их работы.
В этих системах
люди ставят цели и их корректируют.
Первичная информация поступает
от человека. Работник финансового
органа делает выбор решений
из подготовленных АСУ возможных
вариантов.
Для этого
требуется его высокая квалификация.
АСУ представляет
качественно новый шаг
в совершенствовании управления
экономикой, финансами. В целях
повышения эффективности функционирования
принимаются меры по разработке
и созданию современной компьютерной
техники, переводу на промышленную
основу программного обеспечения
ЭВМ и АСУ, обслуживающих управление
финансами.
1.10. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ
ФИНАНСАМИ И
ИХ ФУНКЦИИ
Общее управление
финансами в Российской Федерации
осуществляют высшие органы государственной
власти (Государственная Дума РФ,
Совет Федерации) и управления
(Президент РФ, Правительство
РФ). Оперативное управление финансами
возложено на финансовый аппарат,
который руководит финансовой
деятельностью во всех структурных
подразделениях народного хозяйства
и социальной сферы. Финансовый
аппарат выполняет работу по
финансовому планированию и
прогнозированию, учету и финансово-экономическому
анализу, финансовому контролю
и регулированию, исполнению финансовых
планов, бюджетов всех уровней
и смет бюджетных учреждений.
Финансовая
система Российской Федерации
представляет собой не только
совокупность различных сфер
финансовых отношений, в которых
происходит процесс образования,
распределения и использования
фондов денежных средств и
денежных доходов, но и совокупность
органов оперативного управления
финансами (финансовый аппарат).
К ним относятся государственные
и негосударственные специализированные
организации, осуществляющие финансовые,
страховые, валютные и иные
денежные операции, регулирующие
финансовые отношения, консультирующие
по всему кругу финансово-экономических
вопросов.
Государственное
регулирование финансовой системы
предоставлено Министерству финансов
РФ. Другие государственные органы,
входящие в финансовую систему,
включают: Министерство по налогам
и сборам РФ, Федеральную
службу налоговой полиции, Федеральную
службу по валютному и экспортному
контролю, Государственный таможенный
комитет РФ, Комитет по драгоценным
металлам и драгоценным камням
и другие.
В целях координации деятельности
различных органов государственного
управления в области финансов
и кредита был создан
ряд комиссий, в том числе
Правительственная комиссия по
вопросам кредитной политики,
комиссия при Президенте по
ценным бумагам, аудиторской деятельности.
Министерство
финансов РОССИИ.
Министерство
финансов РФ претерпевало реорганизации,
включая слияние в 1992 г. с
Минэкономики. В 1993 г. Минфин
стал главным органом Правительства
РФ в области финансовой, налоговой,
валютной политики, практически
перестал быть руководящим органом
для министерств финансов республик,
управлений, комитетов, департаментов
финансов других субъектов Российской
Федерации. На 01.01 2000 г. фактическая
численность сотрудников центрального
аппарата Минфина составляла
свыше 1200 человек против 1061 в
начале 1993 г. Привлечение квалифицированных
кадров оставалось важнейшей
проблемой.
Система Минфина
включает: центральный аппарат,
министерства, Федеральное казначейство,
Контрольно-ревизионное управление
(КРУ), Госзнак.
Федеральное
Казначейство было создано в
1993 г. для осуществления функции
кассового исполнения федерального
бюджета, а также расчетных,
депозитных и иных операций,
которые ранее выполнял
Центральный Банк России. Казначейство
подчинено Министерству финансов РФ.
По существу Казначейство представляет
собой внутренний банк Минфина с отделениями
на местах и своей системой расчетов.
В состав Министерства финансов РФ входит
и Контрольно-ревизионное управление
(КРУ). Оно ведет свою историю с 1923
г. и насчитывает около 8000 сотрудников.
Эта система подчинена непосредственно
Министру финансов РФ. Органы КРУ есть
во всех субъектах Федерации, городах,
районах. Финансируются они из федерального
бюджета. КРУ - единственная система
государственного финансового контроля,
которая осуществляет документальные
ревизии на государственных предприятиях,
в организациях и учреждениях, проводит
проверки по заданиям МВД в рамках
борьбы с организованной преступностью.
┌────────────────────────────────────────────┐
│ МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ │
│
(ДЕПАРТАМЕНТЫ)
│
└───────────────────────┬────────────────────┘
┌────────────────────────────┐
│ ┌─────────────────────────────┐
│ БЮДЖЕТНЫЙ
├─┼─┤ КАЗНАЧЕЙСТВО (ИСПОЛНЕНИЕ
│
└────────────────────────────┘
│ │ БЮДЖЕТА)
│
┌────────────────────────────┐
│ └─────────────────────────────┘
│ ПЕНСИОННЫЙ
├─┤ ┌─────────────────────────────┐
└────────────────────────────┘
├─┤ ЦЕННЫХ БУМАГ И ФИНАНСОВОГО
│
┌────────────────────────────┐
│ │ РЫНКА
│
│ НАЛОГОВЫХ РЕФОРМ
├─┤ └─────────────────────────────┘
└────────────────────────────┘
│
┌────────────────────────────┐
│ ┌─────────────────────────────┐
│ ФИНАНСИРОВАНИЯ
ПРОГРАММ ├─┼─┤ ФИНАНСИРОВАНИЕ
СОЦИАЛЬНОЙ │
│ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО
ХОЗ-ВА │ │ │ СФЕРЫ И
НАУКИ
│
└────────────────────────────┘
│ └─────────────────────────────┘
┌────────────────────────────┐
│ ┌─────────────────────────────┐
│ ФИНАНСИРОВАНИЕ
ПРОГРАММ │ │ │ ФИНАНСИРОВАНИЯ
ПРОГРАММ │
│ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ
МАТЕРИАЛЬ- ├─┼─┤ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
│
│ НОГО ПРОИЗВОДСТВА
И КОН- │ │ │ ИНФРАСТРУКТУРЫ
И ПОТРЕ- │
│ ВЕРСИИ
│ │ │ БИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
│
└────────────────────────────┘
│ └─────────────────────────────┘
┌────────────────────────────┐
│ ┌─────────────────────────────┐
│ ФИНАНСИРОВАНИЯ
ОБОРОНЫ, ├─┼─┤ МЕТОДОЛОГИИ
БУХГАЛТЕРС- │
│ ПРАВОПОРЯДКА
И БЕЗОПАС- │ │ │ КОГО УЧЕТА
И ОТЧЕТНОСТИ │
│ НОСТИ
│ │ └─────────────────────────────┘
└────────────────────────────┘
│
┌────────────────────────────┐
│ ┌──────────────────────────────┐
│ ВАЛЮТНЫЙ
├─┼─┤ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЕ
│
└────────────────────────────┘
│ │ УПРАВЛЕНИЕ
│
│ └──────────────────────────────┘
┌────────────────────────────┐
│ ┌──────────────────────────────┐
│ КРЕДИТА И
ДЕНЕЖНОГО ОБ- ├─┼─┤ ЮРИДИЧЕСКИЙ
│
│ РАЩЕНИЯ
│ │ └──────────────────────────────┘
└────────────────────────────┘
│
┌────────────────────────────┐
│ ┌──────────────────────────────┐
│ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ПО- ├─┼─┤ ГОЗНАК
│
│ ЛИТИКИ
│ │ └──────────────────────────────┘
└────────────────────────────┘
│
┌────────────────────────────┐
│ ┌──────────────────────────────┐
│ МЕЖДУНАРОДНЫХ
ФИНАНСО- ├─┴─┤ ИНОСТРАННЫХ
КРЕДИТОВ │
│ ВЫХ ОРГАНИЗАЦИИ
│ │ И ВНЕШНЕГО ДОЛГА
│
└────────────────────────────┘
└──────────────────────────────┘
Структура
центрального аппарата Министерства
финансов РФ в 90-ые годы изменилась,
вместо главных управлений были
образованы департаменты. Важнейшими
из них (кроме КРУ и Казначейства)
являются:
- бюджетный (составляет проект федерального бюджета, представляемый затем в Правительство РФ);
- налоговых реформ;
- финансирования программ развития сферы материального производства;
- сельского хозяйства;
- обороны, правопорядка и безопасности;
- социальной сферы и науки;
- ценных бумаг и финансового рынка;
- иностранных кредитов и внешнего долга;
- Гознак.