Дополнительные
финансовые ресурсы государство
привлекает путем продажи на
финансовой рынке облигаций, казначейских
обязательств и других видов государственных
ценных бумаг. Форма кредита позволяет
заемщику направлять мобилизованные
дополнительные финансовые ресурсы на
покрытие бюджетного дефицита без осуществления
для этих целей эмиссии.
Государственный
кредит используется в целях
стабилизации денежного обращения
в стране. В условиях инфляции
государственные займы временно
уменьшают у населения
платежеспособный спрос. Из обращения
изымается избыточная денежная
масса.
Необходимость
использования государственного
кредита обусловлена невозможностью
удовлетворения потребностей общества
за счет бюджетных доходов.
Мобилизуемые временно свободные
средства населения и юридических
лиц используются для финансирования
экономических и социальных программ.
Государственный кредит является
средством увеличения финансовых
возможностей государства.
На общегосударственном
уровне государственные займы
не выражают конкретного целевого
характера. Местные органы власти
могут использовать мобилизованные
средства на благоустройство
городских и сельских районов,
строительство объектов здравоохранения,
культурного, просветительного, жилищно-бытового
назначения.
В зависимости
от заемщика государственные
займы делятся на размещаемые
центральными и местными органами
управления. По месту размещения
государственный кредит может
быть внутренним и внешним.
Исходя из срока привлечения
средств займы делятся на краткосрочные
(до года), среднесрочные (от года до
пяти лет) и долгосрочные (свыше
пяти лет).
Мобилизация
огромных финансовых ресурсов
приводит к государственной задолженности.
Огромный долг России, как
внутренний, так и внешний, отражает
экономический и финансовый
кризис в стране. В этих условиях
государство использует рефинансирование
государственного долга, т.е.
погашение старой государственной
задолженности путем выпуска
новых займов.
Контроль за состоянием
государственного внутреннего и внешнего
долга с использованием кредитных ресурсов
возлагается на Счетную палату РФ.
Вторая сфера
- страхование.
Сфера страхования
(фонд страхования) обеспечивает
возмещение возможных убытков
от стихийных бедствий и несчастных
случаев, а также способствует
их предупреждению.
До 1990 года
страхование в России было
построено на началах государственной
монополии. Это означало,
что только государство могло
совершать операции по страхованию
и давать гарантийные обязательства
по возмещению ущерба, понесенного
организациями или гражданами
в результате стихийного бедствия
или несчастного случая.
В связи
с развитием рыночных отношений
в России появилась возможность
отказаться от монополии государства
в страховом деле. Рынок
побуждает государственные страховые
организации изменять структуру и направления
деятельности в соответствии с новыми
экономическими условиями. В настоящее
время наряду с государственными страховыми
организациями страхование осуществляют
негосударственные страховые компании.
Страхование
в условиях рыночной экономики
все больше становится сферой
коммерческой деятельности, но многие
страховые компании не имеют
четкой специализации по
направлениям страхования.
Например, известное акционерное
общество "АСКО" производит более
40 видов страхования.
При развитой
системе страхования компании
специализируются на проведении
отдельных видов страховых услуг.
В
страховой сфере, где способы
организации страховых отношений
предопределяют специфику объектов
страхования, в качестве звеньев
можно выделить:
- социальное страхование;
- медицинское страхование;
- личное страхование;
- имущественное страхование;
- страхование ответственности;
- страхование предпринимательских рисков;
В страховых
отношениях каждое из звеньев,
представлено особой отраслью
страхования.
В сфере
финансов предприятий, учреждений,
и организаций выделяют два звена:
- финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах;
- финансы учреждений, осуществляющих некоммерческую деятельность.
В
составе финансов предприятий,
функционирующих на коммерческих
началах, в зависимости от отраслевой
направленности выделяются:
- финансы промышленности, сельского хозяйства, торговых, транспортных и других;
- по формам собственности - финансы государственных предприятий, акционерных, частных и др.
Отраслевые
экономические особенности предприятий,
функционирующих на коммерческих
началах, оказывают существенное
влияние на организацию финансовых
отношений, состав формируемых
денежных фондов, фондов целевого
назначения, порядок их образования
и использования.
Финансы предприятий
различных форм собственности,
являясь основой единой финансовой
системы страны, обслуживают процесс
создания и распределения валового
национального продукта и
национального дохода.
От состояния
финансов предприятий зависит
обеспеченность центральных денежных
фондов финансовыми ресурсами.
При этом активное использование
финансов предприятий в процессе
производства и реализации не
исключает участия в этом процессе
бюджета, банковского кредита,
страхования.
Вторая часть
определения финансовой системы предполагает
наличие в ней финансовых органов. Финансовая
система России включает комплекс государственных
и негосударственных специализируемых
учреждений, осуществляющих различного
рода финансовые, кредитные, денежные,
страховые, валютные операции, аудиторские
услуги, консультирующих по всему кругу
финансово-экономических вопросов,
регулирующих финансовую сферу.
Государственное
регулирование финансово-кредитной
сферы представлено прежде всего Министерством
финансов РФ и Центральным банком РФ.
Другие государственные
органы, входящие в финансовую
систему включают: Министерство
по налогам и сборам, Федеральную
службу налоговой полиции, Департамент
по надзору за страховой деятельностью,
Государственный таможенный комитет,
Комитет по драгоценным металлам
и драгоценным камням.
Согласно Федерального
закона РФ от 11.01.95 г. принято постановление
"О счетной палате РФ". Счетная
палата является постоянно действующим
органом государственного финансового
контроля, образуемым Федеральным Собранием
Российской Федерации и подотчетным ему.
В целях
координации деятельности различных
органов государственного управления
в области финансов и кредита
было создано ряд комиссий,
в том числе Правительственная
комиссия по вопросам кредитной
политики, комиссия при президенте
по ценным бумагам, аудиторской
деятельности.
Низовыми органами
в финансовой системе являются
финансовые органы муниципальных
образований.
На предприятиях,
объединениях финансовая работа
сконцентрирована в самостоятельных
подразделениях - финансовых отделах
(бухгалтериях).
1. Финансовая система
- это объективная реальность, возникающая
в результате образования централизованного
государства.
2. Финансовая система
РФ как совокупность относительно
обособленных и одновременно
взаимосвязанных сфер и звеньев
финансовых отношений, управляемых
специальным финансовым аппаратом.
- УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ.
Управление - совокупность приемов и методов
целенаправленного воздействия на объект
для достижения определенного результата.
Управление
присуще всем сферам человеческой
деятельности, в том числе
и финансовой.
Финансам присущи
свои принципы управления, своя
организационная структура управления,
свои специфические методы работы.
Управление
финансами означает их организацию
на различных уровнях применительно
к задачам тех предприятий
(объединений), отраслей народного
хозяйства, организаций непроизводственной
сферы, которые они обслуживают.
Управление
финансами осуществляет специальный
аппарат с помощью особых
приемов и методов, в том
числе стимулов и санкций.
В управлении
финансами выделяются объекты
и субъекты управления. В качестве
объектов выступают различные
сферы финансовых отношений. В
соответствии с классификацией
финансовых отношений по их
сферам выделяются три группы
объектов: финансы предприятий, организаций
и учреждений; страховые отношения;
государственные и местные финансы.
Субъектами
управления финансами являются
те организационные структуры,
которые осуществляют управление.
Трем группам объектов управления
финансами соответствуют следующие
субъекты управления: финансовые
службы (отделы, управления) предприятий,
организаций, учреждений; страховые
органы; финансовые органы и налоговая
служба (инспекции).
Совокупность
всех организационных структур,
осуществляющих управление финансами,
называется финансовым аппаратом.
Субъекты управления
финансами используют в
каждой сфере и каждом звене
финансовых отношений особые методы
воздействия на финансы. Но им присущи
и общие приемы, методы и способы управления.
Так, в управлении финансами
выделяют функциональные элементы.
Управление
финансами, как активный и
относительно самостоятельный элемент
управления народным хозяйством,
представляет собой планомерную,
целенаправленную деятельность
страны, которая охватывает перспективное
и текущее планирование
финансовых ресурсов, оперативное
управление финансовыми отношениями,
финансовое регулирование и контроль
за выполнением финансовых планов.
1. Первый элемент
означает, что управленческие решения
по финансам на всех уровнях
должны приниматься на базе
анализа достаточной финансовой
информации. Финансовая информация
как составной элемент управления
имеет большое значение для
принятия решений с целью как
научно-обоснованного планирования,
так и оперативного руководства
всеми финансовыми операциями. Достоверность
и своевременность информации
позволяет анализировать
финансовую деятельность предприятий
(объединений), видеть их тенденции и заранее
определять конечные результаты.
Финансовая
информация передается по звеньям
финансовой системы в форме
бухгалтерской, статистической и
оперативной отчетности.
- Планирование занимает центральное место в системе управления финансами. В процессе планирования всесторонне оценивается состояние предприятия (объединения, отрасли) или организации, выявляются потенциальные возможности для увеличения финансовых ресурсов, ликвидации возникающих диспропорций, устанавливаются оптимальные соотношения в распределении внутреннего продукта, регулируются балансовые связи внутри отраслей и между отраслями хозяйства. На стадии финансового планирования определяются основные формы и методы воздействия финансовых рычагов на увеличение производства, производительности труда, накоплений, улучшение качества продукции.
3. Оперативное
управление представляет собой
комплекс мер, разрабатываемых
на основе оперативного анализа
складывающейся финансовой ситуации
и преследующих цель получения
максимального эффекта при
минимуме затрат с помощью
перераспределения финансовых ресурсов.
Основное содержание оперативного
управления сводится к маневрированию
финансовыми ресурсами с
целью ликвидации "узких" мест,
решения вновь возникающих задач.