Финансовая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:59, курсовая работа

Описание

В середине шестнадцатого столетия формируются основные компоненты финансовой системы, свойственны прочному централизованному государству.
В начале XVI столетия основные функции финансового управления сосредотачивались в государственной казне. Казна выполняла функции государственной канцелярии. Из нее же образующиеся ведомства - "дворцы", а позднее "приказы" получали главных дельцов - дьяков и подьячих.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 81.50 Кб (Скачать документ)

     В целом  дефициты не подрывали основ  сложившейся финансовой системы,  которая состояла из следующих  звеньев:

 

  • государственного бюджета;
  • бюджетов местных органов власти (губерний, волостей, уездов);
  • бюджетов органов власти местного самоуправления – Земств
  • финансов предприятий различных форм собственности.

 

     Периоды дефицитного   финансирования  чередовались с  периодами "бюджетного излишка":

 

  • 1859-1862  годы  -  превышение  государственных доходов над расходами составило – 7,8 млрд. рублей;
  • 1857-1858 год - дефицит бюджета составил - 6,3 млрд. рублей;
  • 1904-1905 год - дефицит 720 млн. рублей;
  • 1906-1911 годы – профицит 721,2 млн. рублей.

 

     С 1914  по 1926 годы государственный бюджет  ежегодно сводился с дефицитом.  Причины (Мировая и гражданская  войны) и нетрадиционные - новые:  слом политической системы, ухудшение  экономической ситуации.

     Начиная с 1917 года происходит полное  разложение  российской финансовой системы. К 1919 году государственные доходы сократились до 1/20 части доходов 1917 года или 1/40 части доходов 1914  года.

Вплоть до  1924-25  финансового  года подавляющая часть бюджета  велась в натуральном выражении  при общем обвальном сокращении объема перераспределяемых финансовых ресурсов посредством государственного бюджета. Чисто денежный бюджет появился лишь к 1924-1925 финансовому году.

     Начиная с  1925-1926 финансового года государственный   бюджет стал составляться преимущественно  методом автоматической мажарации, предусматривающий резерв.

 

     В  целом финансовая система России  вплоть до 1991 года состояла  из  двух звеньев:

 

  • государственного бюджета СССР;
  • финансы  объединений,  предприятий и отраслей народного хозяйства.

     Государственный  бюджет СССР представлял собой  систему различных видов бюджетов,  объединенных по единым принципам в одно целое и в своей совокупности образовывал бюджетную систему страны.

     Все виды  бюджетов,  объединенные в   государственном  бюджете, являлись  составной частью единой бюджетной  системы СССР. Государственный бюджет  СССР объединял  союзный   бюджет  и  государственные  бюджеты союзных республик. В  государственный бюджет СССР  включался бюджет государственного  социального страхования.

     В состав  государственных  бюджетов союзных  республик входили: республиканские  бюджеты союзных республик,  бюджет  краев, областей и городов республиканского  значения.

     Государственный  бюджет автономной республики  объединял  республиканский бюджет  автономной республики,  бюджеты  районов, городов республиканского  подчинения. Бюджеты краев и областей  включали: краевой, областной   бюджет,  бюджеты  районов и  городов областного (краевого) подчинения. В бюджет района входили: районный  бюджет,  бюджеты городов районного  подчинения,  сельские и поселковые  бюджеты.

     Что касается  второго  звена финансовой  системы СССР,  то оно представляло  собой систему экономических  (финансовых)  отношений, связанных  с  кругооборотом средств,  образованием и использованием  денежных доходов,  денежных фондов,  контролем  за  производством, распределением и использованием  общественного продукта и национального дохода в процессе расширенного воспроизводства.

     В начале  90-х  годов  финансовая система  России претерпевает коренное  качественное и количественное  изменение, связанное с переходом  страны на рыночные отношения.

 

1.8.ФИНАНСОВАЯ  СИСТЕМА РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ  УСЛОВИЯХ.

 

     Выделение  в финансовых  отношениях  отдельных   сфер,  звеньев приводит к   понятию  финансовой  системы. 


     Финансовая  система - совокупность относительно  обособленных и одновременно  взаимосвязанных сфер и звеньев  финансовых отношений, управляемых  специальным финансовым аппаратом.

 

   

 

 

   Группировка  финансовых  отношений в финансовой системе России осуществлена по признакам:

 

  • функциональному назначению,  определяющему сферы финансовой системы;
  • способу  организации финансов,  влияющему на состав звеньев внутри каждой сферы.

 

     Функциональное  назначение любой совокупности  финансовых отношений зависит  от роли  субъектов    отношений   в  общественном воспроизводстве:

  • одни осуществляют государственное регулирование и координацию процессов общественного развития;
  • другие организуют страховую защиту экономических  интересов участников общественного производства;
  • третьи - являются непосредственными  участниками  воспроизводственного процесса  (в материальном производстве и непроизводственной сфере).

 

     В зависимости от своего функционального назначения финансовые отношения могут быть разделены на три крупные сферы:

 

     а) Государственные   и  местные  финансы,  благодаря  которым, в распоряжении государственных  и местных  органов  власти  поступают денежные средства, необходимые  им для выполнения своих функций.

 

     б) Страхование,  с помощью которого осуществляется  страховая защита разнообразных  интересов субъектов хозяйствования  и граждан.

     в)  Финансы  предприятий, учреждений и организаций,  опосредствующие процесс производства  продукции,  оказания услуг.

 

     Каждая сфера  финансовых отношений в зависимости  от функционального назначения  решает свои специфические задачи:

 

  • сфера государственных и местных финансов нацелена на такое перераспределение стоимости валового национального продукта и части национального богатства,  которое позволяет обеспечить  органы государственной власти  и местного самоуправления финансовыми ресурсами, необходимые им для выполнения своих функций по управлению экономикой и социальной сферой,  обороне страны,  погашению государственного долга и выплате процента по нему;

 

  • сфера страхования нацелена на формирование за счет денежных взносов участников страховых отношений целевого страхового  фонда, предназначенного для возмещения части ущерба, наносимого субъектам хозяйствования при наступлении страховых случаев и выравнивании семейных доходов граждан в случае наступления страховых событий, повлекших за собой потери в доходах.

 

 

      Финансы  предприятий нацелены на  формирование  у  субъектов хозяйствования  необходимых  финансовых ресурсов  и их использование на выполнение  финансовых  обязательств,  финансирование  воспроизводственных затрат,  социальное  обслуживание и материальное  стимулирование работающих.

    

     Внутри каждой  сферы финансовой системы выделяются  самостоятельные звенья.  Группировка  финансовых отношений в  каждом  звене осуществляется  в  зависимости  от способа организации финансов, оказывающего определяющее влияние на  источники  формирования финансовых ресурсов, состав и назначение целевых денежных фондов.

 

      Финансовая система Российской  Федерации включает следующие  звенья финансовых отношений:

 

  • государственную бюджетную систему;
  • внебюджетные социальные фонды;
  • государственный кредит;
  • фонды имущественного и личного страхования;
  • финансы предприятий различных форм собственности.

 

     Первые четыре  блока - это централизованные  финансы.  Они  используются  для  регулирования  экономики  и социальных отношений на  макро уровне. Последние - децентрализованные и используются для регулирования экономики и социальных отношений на микро уровне.

 

     Общая характеристика звеньев финансовой системы России:

    

  1. Государственная бюджетная система.

 

     В соответствии  с бюджетным кодексом и другими  законами и постановлениями РФ  бюджетная система имеет три  звена:

 

  • федеральный бюджет РФ;
  • бюджеты национально-государственных и  административно-территориальных образований./Республиканские бюджеты республик в составе РФ,  краевые, областные бюджеты, бюджеты автономных областей, автономных округов  и городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга/;
  • местные бюджеты.

 

     Дальнейшее  совершенствование  межбюджетных  отношений  в   РФ должны  исходить из требований бюджетного  федерализма.


     Бюджетный  федерализм - отношения между федеральными органами государственной власти  и органами  государственной власти субъектов федерации,  а также органами  местного  самоуправления, возникающие в ходе бюджетного процесса,  основанные на разграничении прав и полномочий в области формирования и расходования  бюджетных средств,  исходя  из  принципа  сочетания интересов на всех уровнях бюджетной системы.

 

     Определяющую  роль во внебюджетных отношениях  играет Федеральный бюджет,  который  является главным звеном бюджетной   системы  и финансовой системы  в целом.  Именно через Федеральный  бюджет государство концентрирует  значительную долю национального   дохода  для финансирования народного  хозяйства, социально-культурных  мероприятий, укрепления обороны  страны и содержания органов   государственной власти и управления.

     С помощью  Федерального бюджета  происходит  перераспределение национального  дохода, что создает возможность  маневрировать денежными средствами  и целенаправленно влиять на  темпы и уровень развития общественного  производства.  Это позволяет  осуществлять единую экономическую  и финансовую политику на всей  территории страны.

    

  1. Внебюджетные специальные фонды.


     Внебюджетные фонды - это средства федерального  правительства и местных органов властей,  связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет.

     Формирование  внебюджетных  фондов осуществляется  за счет обязательных целевых  отчислений. Основные суммы отчислений  во внебюджетные фонды  включаются  в  состав  себестоимости и  установлены в процентах  к  фонду оплаты труда.

 Организационно внебюджетные  фонды отделены от бюджетов  и имеют определенную самостоятельность. 

     Внебюджетные  фонды имеют строго целевое  назначение, что гарантирует использование  средств в полном объеме.

     Обособленное  функционирование  внебюджетных  фондов  позволяет оперативно  осуществлять финансирование социальных  мероприятий.  В отличие от  государственного  бюджета расходование  средств внебюджетных фондов  подлежит меньшему контролю со  стороны органов  законодательной  власти. С одной стороны, облегчает  их использование, а с другой - дает возможность расходования  средств не в  полном объеме. В  целях  усиления контроля за расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из  них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.

 

     В зависимости   от  целевого назначения внебюджетные  фонды делятся на экономические  и социальные,  в соответствии  с уровнем управления - на государственные  и региональные.

 

     К важнейшим внебюджетным фондам в РФ относятся:

 

  • фонд государственного социального страхования;
  • пенсионный фонд;
  • государственный фонд занятости населения;
  • фонд обязательного медицинского страхования.

 

  1. Государственный кредит.

 


     Государственный  кредит отражает кредитные отношения  по поводу мобилизации государством   временно   свободных  денежных  средств предприятий, организаций,  населения на началах  возвратности  для финансирования государственных расходов.

   

     Кредитором  выступают физические и юридические   лица,  заемщиком - государство  в лице его органов.

Информация о работе Финансовая система России