В целом
дефициты не подрывали основ
сложившейся финансовой системы,
которая состояла из следующих
звеньев:
- государственного бюджета;
- бюджетов местных органов власти (губерний, волостей, уездов);
- бюджетов органов власти местного самоуправления – Земств
- финансов предприятий различных форм собственности.
Периоды дефицитного
финансирования чередовались с
периодами "бюджетного излишка":
- 1859-1862 годы - превышение государственных доходов над расходами составило – 7,8 млрд. рублей;
- 1857-1858 год - дефицит бюджета составил - 6,3 млрд. рублей;
- 1904-1905 год - дефицит 720 млн. рублей;
- 1906-1911 годы – профицит 721,2 млн. рублей.
С 1914 по
1926 годы государственный бюджет
ежегодно сводился с дефицитом.
Причины (Мировая и гражданская
войны) и нетрадиционные - новые:
слом политической системы, ухудшение
экономической ситуации.
Начиная с 1917 года
происходит полное разложение российской
финансовой системы. К 1919 году государственные
доходы сократились до 1/20 части доходов
1917 года или 1/40 части доходов 1914 года.
Вплоть до 1924-25 финансового
года подавляющая часть бюджета
велась в натуральном выражении
при общем обвальном сокращении
объема перераспределяемых финансовых
ресурсов посредством государственного
бюджета. Чисто денежный бюджет появился
лишь к 1924-1925 финансовому году.
Начиная с
1925-1926 финансового года государственный
бюджет стал составляться преимущественно
методом автоматической мажарации,
предусматривающий резерв.
В
целом финансовая система России
вплоть до 1991 года состояла из
двух звеньев:
- государственного бюджета СССР;
- финансы объединений, предприятий и отраслей народного хозяйства.
Государственный
бюджет СССР представлял собой
систему различных видов бюджетов,
объединенных по единым принципам в одно
целое и в своей совокупности образовывал
бюджетную систему страны.
Все виды
бюджетов, объединенные в
государственном бюджете, являлись
составной частью единой бюджетной
системы СССР. Государственный бюджет
СССР объединял союзный
бюджет и государственные
бюджеты союзных республик. В
государственный бюджет СССР
включался бюджет государственного
социального страхования.
В состав
государственных бюджетов союзных
республик входили: республиканские
бюджеты союзных республик, бюджет
краев, областей и городов республиканского
значения.
Государственный
бюджет автономной республики
объединял республиканский бюджет
автономной республики, бюджеты
районов, городов республиканского
подчинения. Бюджеты краев и областей
включали: краевой, областной
бюджет, бюджеты районов и
городов областного (краевого) подчинения.
В бюджет района входили: районный
бюджет, бюджеты городов районного
подчинения, сельские и поселковые
бюджеты.
Что касается
второго звена финансовой
системы СССР, то оно представляло
собой систему экономических
(финансовых) отношений, связанных
с кругооборотом средств,
образованием и использованием
денежных доходов, денежных фондов,
контролем за производством, распределением
и использованием общественного продукта
и национального дохода в процессе расширенного
воспроизводства.
В начале
90-х годов финансовая система
России претерпевает коренное
качественное и количественное
изменение, связанное с переходом
страны на рыночные отношения.
1.8.ФИНАНСОВАЯ
СИСТЕМА РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ
УСЛОВИЯХ.
Выделение
в финансовых отношениях отдельных
сфер, звеньев приводит к
понятию финансовой системы.
Финансовая
система - совокупность относительно
обособленных и одновременно
взаимосвязанных сфер и звеньев
финансовых отношений, управляемых
специальным финансовым аппаратом.
Группировка
финансовых отношений в финансовой системе России
осуществлена по признакам:
- функциональному назначению, определяющему сферы финансовой системы;
- способу организации финансов, влияющему на состав звеньев внутри каждой сферы.
Функциональное
назначение любой совокупности
финансовых отношений зависит
от роли субъектов отношений
в общественном воспроизводстве:
- одни осуществляют государственное регулирование и координацию процессов общественного развития;
- другие организуют страховую защиту экономических интересов участников общественного производства;
- третьи - являются непосредственными участниками воспроизводственного процесса (в материальном производстве и непроизводственной сфере).
В зависимости от
своего функционального назначения финансовые
отношения могут быть разделены на три
крупные сферы:
а) Государственные
и местные финансы, благодаря
которым, в распоряжении государственных
и местных органов власти
поступают денежные средства, необходимые
им для выполнения своих функций.
б) Страхование,
с помощью которого осуществляется
страховая защита разнообразных
интересов субъектов хозяйствования
и граждан.
в) Финансы
предприятий, учреждений и организаций,
опосредствующие процесс производства
продукции, оказания услуг.
Каждая сфера
финансовых отношений в зависимости
от функционального назначения
решает свои специфические задачи:
- сфера государственных и местных финансов нацелена на такое перераспределение стоимости валового национального продукта и части национального богатства, которое позволяет обеспечить органы государственной власти и местного самоуправления финансовыми ресурсами, необходимые им для выполнения своих функций по управлению экономикой и социальной сферой, обороне страны, погашению государственного долга и выплате процента по нему;
- сфера страхования нацелена на формирование за счет денежных взносов участников страховых отношений целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения части ущерба, наносимого субъектам хозяйствования при наступлении страховых случаев и выравнивании семейных доходов граждан в случае наступления страховых событий, повлекших за собой потери в доходах.
Финансы
предприятий нацелены на формирование
у субъектов хозяйствования
необходимых финансовых ресурсов
и их использование на выполнение
финансовых обязательств, финансирование
воспроизводственных затрат, социальное
обслуживание и материальное
стимулирование работающих.
Внутри каждой
сферы финансовой системы выделяются
самостоятельные звенья. Группировка
финансовых отношений в каждом
звене осуществляется в зависимости
от способа организации финансов,
оказывающего определяющее влияние на
источники формирования финансовых
ресурсов, состав и назначение целевых
денежных фондов.
Финансовая система Российской
Федерации включает следующие
звенья финансовых отношений:
- государственную бюджетную систему;
- внебюджетные социальные фонды;
- государственный кредит;
- фонды имущественного и личного страхования;
- финансы предприятий различных форм собственности.
Первые четыре
блока - это централизованные
финансы. Они используются
для регулирования экономики
и социальных отношений на
макро уровне. Последние - децентрализованные
и используются для регулирования экономики
и социальных отношений на микро уровне.
Общая характеристика
звеньев финансовой системы России:
- Государственная бюджетная система.
В соответствии
с бюджетным кодексом и другими
законами и постановлениями РФ
бюджетная система имеет три
звена:
- федеральный бюджет РФ;
- бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований./Республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные бюджеты, бюджеты автономных областей, автономных округов и городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга/;
- местные бюджеты.
Дальнейшее
совершенствование межбюджетных
отношений в РФ должны
исходить из требований бюджетного
федерализма.
Бюджетный
федерализм - отношения между федеральными
органами государственной власти
и органами государственной власти
субъектов федерации, а также органами
местного самоуправления, возникающие
в ходе бюджетного процесса, основанные
на разграничении прав и полномочий в
области формирования и расходования
бюджетных средств, исходя из
принципа сочетания интересов на всех
уровнях бюджетной системы.
Определяющую
роль во внебюджетных отношениях
играет Федеральный бюджет, который
является главным звеном бюджетной
системы и финансовой системы
в целом. Именно через Федеральный
бюджет государство концентрирует
значительную долю национального
дохода для финансирования народного
хозяйства, социально-культурных
мероприятий, укрепления обороны
страны и содержания органов
государственной власти и управления.
С помощью
Федерального бюджета происходит
перераспределение национального
дохода, что создает возможность
маневрировать денежными средствами
и целенаправленно влиять на
темпы и уровень развития общественного
производства. Это позволяет
осуществлять единую экономическую
и финансовую политику на всей
территории страны.
- Внебюджетные специальные фонды.
Внебюджетные фонды
- это средства федерального правительства
и местных органов властей, связанные
с финансированием расходов, не включаемых
в бюджет.
Формирование
внебюджетных фондов осуществляется
за счет обязательных целевых
отчислений. Основные суммы отчислений
во внебюджетные фонды включаются
в состав себестоимости и
установлены в процентах к
фонду оплаты труда.
Организационно внебюджетные
фонды отделены от бюджетов
и имеют определенную самостоятельность.
Внебюджетные
фонды имеют строго целевое
назначение, что гарантирует использование
средств в полном объеме.
Обособленное
функционирование внебюджетных
фондов позволяет оперативно
осуществлять финансирование социальных
мероприятий. В отличие от
государственного бюджета расходование
средств внебюджетных фондов
подлежит меньшему контролю со
стороны органов законодательной
власти. С одной стороны, облегчает
их использование, а с другой
- дает возможность расходования
средств не в полном объеме.
В целях усиления контроля
за расходованием средств внебюджетных
фондов ставится вопрос о консолидации
некоторых из них в бюджете с сохранением
целевой направленности их расходов.
В зависимости
от целевого назначения внебюджетные
фонды делятся на экономические
и социальные, в соответствии
с уровнем управления - на государственные
и региональные.
К важнейшим внебюджетным
фондам в РФ относятся:
- фонд государственного социального страхования;
- пенсионный фонд;
- государственный фонд занятости населения;
- фонд обязательного медицинского страхования.
- Государственный кредит.
Государственный
кредит отражает кредитные отношения
по поводу мобилизации государством
временно свободных денежных
средств предприятий, организаций,
населения на началах возвратности
для финансирования государственных расходов.
Кредитором
выступают физические и юридические
лица, заемщиком - государство
в лице его органов.