Фирма как субъект рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 16:31, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучить различные аспекты функционирования фирмы, как основного субъекта рыночной экономики.
Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:
1) определить место фирмы в рыночной экономике, её цели, жизненный цикл;
2) рассмотреть организационные формы предпринимательства;
3) исследовать фирму, как субъект рыночных отношений;

Работа состоит из  1 файл

курсовая микро.docx

— 73.67 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

 

     В условиях рыночных отношений  центр  экономической деятельности перемещается  к основному звену всей экономики  – фирме.

     Именно  на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые  услуги. На фирме сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь  решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники и технологий. На фирме  добиваются снижения до минимума издержек производства. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент.

     Все это требует глубоких экономических знаний. В условиях рыночных отношений выживет лишь та фирма, которая наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующаяся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.

     Ключевой  фигурой  рыночных отношений выступает  предприниматель. Статус предпринимателя  приобретается посредством государственной  регистрации фирмы. При этом субъектом  предпринимательской  деятельности может быть как отдельный гражданин, так и объединение граждан. Таким  образом, фирма – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. 

     Из  этого определения ясно, что цель деятельности фирмы – удовлетворение общественных потребностей и получение  прибыли. Ещё недавно основной целью  фирмы называлось удовлетворение общественных потребностей.

     Действительно, основная цель предпринимательства  – получения прибыли, но не любой ценой. Цивилизованные рыночные отношения требуют разумного сочетания обеих целей.

     В России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Наилучшему их развитию способствует предпринимательская деятельность. Рыночная экономика не возможна без фигуры предпринимателя - свободного и деятельного человека, хозяина и знатока своего дела, умелого организатора и руководителя. Фирма является главным звеном рыночной экономики, т.к. только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений.

      Так как фирма является опорой предпринимательства  и продуктом рыночной экономики, то её необходимо изучать со всех сторон. Ведь поведение фирмы на рынке  имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников  фирмы, но и для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства и  иностранцев.

      Актуальность  заданной темы состоит в том, что  изучение поведения фирм является необходимым  условием выработки экономическими агентами адекватных решений как  на микро-, так и на макроуровне. А совокупность фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.

      Цель  курсовой работы – изучить различные аспекты функционирования фирмы, как основного субъекта рыночной экономики.

      Достижение  поставленной цели обуславливает необходимость  решения следующих задач:

      1) определить место фирмы в рыночной экономике, её цели, жизненный   цикл;

     2) рассмотреть организационные формы предпринимательства;

     3) исследовать фирму, как субъект рыночных отношений;

Глава I

ФИРМА, ЕЕ ДВИЖУЩИЕ МОТИВЫ, МЕСТО И ЦЕЛИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 
1.1 Фирма как субъект современного рыночного хозяйства

 

      Предпринимательская деятельность, или предпринимательство – это инициативная, самостоятельная деятельность лиц или предприятия, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность. [1]

      Предпринимательство допускается в любой отрасли  хозяйственной деятельности, не запрещенной  законом: промышленности, сельском хозяйстве, торговле, бытовом обслуживании, юридической, издательской, банковской и консультационной деятельности, в сфере операций с  ценными бумагами и т. д. Основными  сферами предпринимательской деятельности являются: производство (продукции, услуг), коммерция (торговля) и коммерческое посредничество. Следовательно, предпринимательство – это организация полезной производственной деятельности, направленной на производство товаров или оказание услуг.

      Основу  предпринимательской деятельности составляет та или иная форма собственности: частная, акционерная, государственная, кооперативная. [3]

      Субъектами  предпринимательской деятельности выступают физические лица (собственники и наемные работники), фирмы, государственные институты.

      Предприниматель (собственник) берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, труда и капитала в единый процесс производства товара или услуги, который обещает быть прибыльным делом. Он выполняет трудную задачу принятия основных решений в процессе ведения предпринимательства. Предприниматель реализует свой деловой интерес (получение прибыли) через новаторство, стремясь вводить в дело на коммерческой основе новые производственные технологии, новые формы организации бизнеса, новые товары. Кроме того, его деловой интерес реализуется через риск, причем предприниматель рискует не только своим временем, трудом и деловой репутацией, но и вложенными средствами.

      Наемные работники свой деловой интерес (получение доходов) реализуют через выполнение должностных обязательств в предпринимательской фирме на контрактной основе. Они являются равноправными участниками отношений с предпринимателями. Заключая договор, и наемные работники, и предприниматели делают свой выбор, идут на экономический риск, несут взаимную ответственность за нарушение условий соглашения. Наемные работники со временем сами могут стать собственниками путем приобретения акций данной фирмы или открытия своего дела.

      Итак, предпринимательством могут заниматься и отдельные граждане, и коллектив  людей (предприятие), и государство. Отсюда два основных вида предпринимательства: индивидуальное и коллективное.

      Индивидуальный  предприниматель несет полную и  неограниченную ответственность за результаты своей деятельности всем своим имуществом, а в критических  ситуациях оно может быть даже конфисковано. [4]

      Индивидуальный  предприниматель имеет право  создавать предприятия; самостоятельно определять профиль своей деятельности и производственную программу; приобретать  имущество или имущественные  права, использовать имущество других лиц по договору аренды; нанимать или  увольнять работников; получать кредит и открывать счет в банке; самостоятельно распределять прибыль от предпринимательской  деятельности, оставшуюся после уплаты подоходного налога; осуществлять операции с валютой.

      Таким образом, индивидуальный предприниматель  единолично принимает все решения  по производственно-хозяйственной  деятельности. Преимуществами индивидуального предпринимательства являются минимальный контроль со стороны государства (это позволяет самостоятельно распределять прибыль), мобильность действий предпринимателя (это дает возможность менять виды деятельности), приемлемые налоговые условия (индивидуальный предприниматель платит только подоходный налог).

      В коллективном предпринимательстве  хозяйственные операции осуществляются коллективным субъектом. Для этого образуется предприятие (общество).

      Предпринимательская деятельность в любой сфере регулируется государством через механизм финансовой системы (через налоги, кредиты, страхование  и т. п.). В то же время она опирается  на правовую базу независимо от видов  предпринимательской деятельности и от форм собственности.

      В современных условиях предпринимательская  деятельность – это средство не только дохода, заработка, но и самовыражения. Отсюда огромное стремление многих людей  начать свое дело. Конечно, не любое  деловое предприятие приносит успех. Более 50% новых фирм закрываются  в первый же год своей деятельности из-за низкой рентабельности. Но есть и  другая статистика: 90% всех американских миллионеров (их около 2 млн. человек) обязаны  своим состоянием созданию собственной  фирмы. [10]

     Функционирование  современного предпринимательства  невозможно без благоприятного социально-экономического климата, который формируется в  результате целенаправленных усилий государства. Он характеризуется:

     1) стабильностью государственной экономической и социальной политики, направленной на поддержку предпринимательства;

     2) льготным налоговым режимом, который способствует притоку в предпринимательскую сферу финансовых средств;

     3) развитием инфраструктуры предпринимательства: инновационных и внедренческих центров; специальных фирм, оказывающих помощь начинающим предпринимателям; консультационных центров по вопросам управления, маркетинга, рекламы; курсов и школ подготовки предпринимателей;

  1. созданием эффективной системы защиты интеллектуальной собственности, формированием позитивного отношения общества к предпринимательской деятельности.

      В условиях благоприятного социально-экономического климата, поддерживаемого государством, предприниматель не рассматривает  в качестве первоочередной задачи мгновенное увеличение прибыли, а намечает путь к будущим структурным сдвигам  и дальнейшему расширению производства. Предпринимательские инициативы деловых  людей при поддержке государства  способствуют эффективному функционированию современной рыночной экономики.

1.2 Цели  деятельности фирмы

 

      Всякая  предпринимательская деятельность имеет своей целью получение  прибыли. Поэтому поведение фирмы  можно описать с помощью производственной функции, которая определяет нацеленность фирмы на максимизацию прибыли. Существуют два подхода к внутрифирменной  эффективности: [8]

      – деятельность фирмы описывается ее производственной функцией, так что при всех возможных комбинациях факторов производства (главным образом, труда и капитала) обеспечивается максимальный выпуск продукции;

      –фирма выбирает комбинацию факторов с наименьшими издержками для каждого возможного объема выпуска продукции. Это дает возможность вывести кривые средних и предельных издержек.

      Однако  представление о том, что единственной целью деятельности фирмы является получение максимальной прибыли, было бы ошибочным.

      Многообразием возможных положений отдельных  фирм в конкретной экономической  ситуации на рынке определяется различная  нацеленность их функционирования. Это  может быть желание выжить при  определенном конкретном условии, предполагающем получение минимума прибыли; увеличение доли участия на рынке или захват нового рынка; повышение качества продукции  и т.п.

      Существуют  подходы, при которых используется тезис максимизации тех или иных параметров.

      Предполагается, что фирма стремится функционировать  на каком-то удовлетворительном уровне эффективности, поскольку не располагает  возможностями максимизации. При  характеристике целевой нормы эффективности  предусматривается механизм, обеспечивающий достижение желательного уровня; В  этом случае осуществляется поиск решения  проблем в трех формах: локальной, исследовательской и стратегической.

      Локальный поиск – реакция на невыполнение тех или иных целевых установок  для внутрифирменных подразделений. Исследовательский поиск – ведется, когда обнаруживаются новые возможности  в сфере взаимодействия фирмы  с "окружающей средой". Стратегический поиск – связан с прилагаемыми фирмой усилиями, наилучшим образом  подготовиться к использованию  новых стратегических возможностей.

      Конкретно сформулированная цель деятельности фирмы  может включать разнообразные аспекты (хотя основным останется получение  прибыли).

Информация о работе Фирма как субъект рыночных отношений