Фирма как субъект рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 16:31, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучить различные аспекты функционирования фирмы, как основного субъекта рыночной экономики.
Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:
1) определить место фирмы в рыночной экономике, её цели, жизненный цикл;
2) рассмотреть организационные формы предпринимательства;
3) исследовать фирму, как субъект рыночных отношений;

Работа состоит из  1 файл

курсовая микро.docx

— 73.67 Кб (Скачать документ)

      3) Фирма  - лиса.

      Теперь  рассмотрим развитие фирмы, которая  двинулась по пути специализации. Здесь  и появляется фирма - лиса. Фирма  эта средних размеров. Слишком  большие фирмы работают на массового  потребителя, а у слишком маленьких  не хватит сил, чтобы стать специалистом  в какой - то области.

      Преимущества  фирмы - лисы. Во - первых, более высокие цены и удельные прибыли. Специализированное производство ориентировано на два типа клиентов. Либо если речь идет о каких - то особых условиях, либо если вы работаете на особо богатых людей. Например, Билл Клинтон играет в гольф русской клюшкой фирмы «TZAR». Клюшки из титана может делать только эта фирма.

      Часто специализированная продукция является не готовой, а промежуточной. Флакон для духов. Такие товары, не являясь  главным компонентом расходов при  производстве продукта, часто определяют его имидж.

      Второе преимущество фирмы - лисы – лояльность потребителя. Придав своей продукции запоминающиеся, а лучше неповторимые черты, фирма привязывает клиента к своей марке.

      Третье  преимущество заключается в том, что вы выходите на особую группу потребителя, которая для стандартного продукта вообще недоступна. Классический пример этого типа – контактные линзы. Женщины иногда согласны носить очки, но всегда охотно купят контактные линзы. Последнее, что очень важно для (лисьей) стратегии – специализация защищает вас от конкурентов. Они должны повторить ваш ход, что часто не возможно. С другой стороны, специализированный продукт рассчитан на немногих, поэтому он не только трудно копируем, но его еще и не выгодно копировать крупному производителю.

      Рассматривая  четвертый этап, необходимо сказать, что в жизненном цикле фирмы очень важное место принадлежит четвертой (последней) фазе. Появляющаяся «вилка» или дает фирме возможность развиваться в будущем, или приводит к умиранию экономической организации.

      Возможности развития в организационном плане  предоставляются самые разнообразные. Это – слияния и поглощения компаний, создание финансово-монополистических  и финансово-промышленных групп. В  результате появляется новая внутрифирменная  структура, отличная от предыдущей. Она может быть как более высокой иерархией (увеличивается количество «этажей» управления и, соответственно, затрат на координацию), так и более плоской (создание финансово-промышленных групп, переход к сетевым структурам и проч.).

      Не  следует думать, что стадия отмирания  организации является необратимой. Это связано в первую очередь  с тем, что в данной фазе имеется  организационный прием (организационная  технология), спасающий фирму от банкротства и гибели. Вероятно, это тоже переход в иное качество, но не сопровождаемый увеличением размеров фирмы и ее бизнеса (этот тезис очень важен, когда мы рассматриваем жизненный цикл фирмы в его четвертой фазе, которая связана либо с позитивным развитием фирмы, либо – с негативным).

      Речь  идет о реструктуризации компаний, оказавшихся в кризисном состоянии. В результате сильных и направленных действий фирмы могут пережить кризис и остаться в качестве реальных экономических  субъектов, но достигается это большой  ценой (уменьшение размеров бизнеса  компаний, болезненная структурная  перестройка, сокращение персонала, жесткая  экономия на управленческих расходах, возможна и частичная потеря самостоятельности  и суверенитета и проч.). Если реструктуризация потерпит неудачу, то уже ничто не может спасти фирму. Она прекращает свое существование, по крайней мере, в качестве самостоятельного участника  рынка.

      Таким образом, если фирма работает успешно, то происходит переход в новое  качество (укрупнение бизнеса различными способами), если деятельность неуспешна – то переход в фазу отмирания. В финансовом цикле успешная деятельность – это реализация нового инвестиционного проекта (укрупнение масштабов бизнеса), неудачная деятельность – прямой путь в направлении банкротства компании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 

2.1 Организационно - правовая форма 
 

     Как мы уже заметили, фирма является, самостоятельным  субъектом, что  в первую очередь означает свободу  в принятии экономических решений.  Однако любое решение, касающееся деятельности фирмы, принимается с учетом результатов  анализа внутренней и внешней  среды.

     Внутренняя  среда фирмы – это собственная экономика предприятия, охватывающая все составляющие его деятельности: производственные процессы, реализацию продукции, финансовое, материальное и кадровое обеспечение, систему управления.

     Внешняя среда фирмы – это экономическая, правовая  и социальная среда,  в которой фирма работает, являясь частью национального хозяйства. Внешняя среда фирмы  может быть схематически представлена следующим образом: 

      Рынки  Государственное Рынки

 ресурсов  регулирование продукции

 

ФИРМА

 
 
 

Макроэкономическая

ситуация 

     Предпринимательский сектор национального хозяйства  обычно насчитывает огромное количество фирм, которые для целей экономического анализа группируются по ряду существенных признаков. Наиболее распространенным являются классификации по формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.

     По  формам собственности фирмы подразделяются на:

     – частные, которые могут существовать либо как полностью самостоятельные, независимые фирмы, либо в виде монополистических объединений и их составных частей. К частным можно отнести и те фирмы, на которых у государства есть доля капитала (но не преобладающая);

     – государственные, под которыми понимаются как чисто государственные, в которых капитал и управление принадлежат государству.

     По  размерам фирмы делятся на малые, средние и крупные.

     Формы предпринимательства можно подразделить на организационно - правовые и организационно - экономические. В числе организационно - правовых  различают следующие виды предприятий:

     1) хозяйственные товарищества и общества;

     2) производственные кооперативы;

     3) государственные и муниципальные  унитарные предприятия;

     4) некоммерческие организации(включая потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации/объединения, фонды и др.);

     5) индивидуальные предприниматели. 

Хозяйственные товарищества и общества 

     Рассмотрим прежде всего хозяйственные товарищества и общества, так как это наиболее распространенные типы предприятий (фирм).

     Товарищество, представляет собой объединение лиц, созданное для осуществления предпринимательской деятельности. Товарищества создаются в том случае,  когда в организации предприятия решают принять участия два или более партнера. Важное преимущество товарищества – возможность привлечения дополнительного капитала. Помимо того, наличие нескольких владельцев позволяет осуществлять специализацию внутри предприятия на основе знаний  и умений каждого  из партнеров. Недостатки данной организационно – правовой формы в том, что каждый из участников несет равную материальную ответственность независимо от размеров его вклада. Кроме того, действия одного из партнеров являются обязывающими для всех остальных, даже  если они не согласны с этими действиями.

     Участники товарищества подразделяются на две  группы: полные товарищи (товарищество с неограниченной ответственностью) и коммандитные товарищества (товарищество с ограниченной ответственностью).

       Полным признается товарищество, участники которого в соответствии с заключенным между ним и договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществам.

     Управление  деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. Как правило, каждый участник полного товарищества солидарно  несут субсидиарную ответственность  принадлежащим им имуществом по обязательствам товарищества, то есть всем своим имуществом,  включая личное. 

     Коммандитные  товарищества, признается товарищества, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом, имеется один или несколько участников - вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Поскольку данная правовая форма позволяет привлекать значительные финансовые ресурсы через практически неограниченное число коммандитистов, она характерна для более крупных предприятий. В коммандитных товариществах часть партнеров может обладать неограниченной, часть – ограниченной ответственностью.

     Общество  с ограниченной ответственностью  создается по соглашению не менее двух граждан либо юридических лиц путем объединения их вкладов (как в денежной, так и в натуральной форме) в целях осуществления хозяйственной деятельности. 

     Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам. Они несут ответственность только в пределах стоимости внесенных  ими вкладов. В отличие от них  участники общества с дополнительной ответственностью несут ответственность  всем своим имуществом.

     Наиболее  распространенным является  акционерные общества. Их отличие состоит в том, что им представлено право привлекать необходимые средства путем выпуска ценных бумаг – акций. При этом участники акционерного общества несут ответственность за результаты его деятельности в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерные общества, участники которых могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым.  Такое акционерное общество вправе проводить подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом. Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

     Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей  или иного заранее определенного  круга лиц, признается закрытым.

       Учредительным документом акционерного  общества является устав. Уставный  капитал составляется из номинальной  стоимости акций общества, приобретенных  акционерами. Высшим органом управления  акционерного общества является  общее собрание акционеров.

     Преимуществами  акционерной формы организаций  фирмы являются:

     1) возможность мобилизации больших финансовых ресурсов;

     2) возможность быстрого перелива финансовых средств из одной отрасли в другую;

     3) право свободной передачи и продажи акций, обеспечивающее существование компании независимо от изменения состава акционеров;

     4) ограниченная ответственность акционеров;

     5) разделение функций владения и управления.

     Правовая  форма акционерного общества предпочтительна  для крупных предприятий, где  существует большая потребность  в финансовых ресурсах. 

Информация о работе Фирма как субъект рыночных отношений