Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 16:31, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить различные аспекты функционирования фирмы, как основного субъекта рыночной экономики.
Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:
1) определить место фирмы в рыночной экономике, её цели, жизненный цикл;
2) рассмотреть организационные формы предпринимательства;
3) исследовать фирму, как субъект рыночных отношений;
3) Фирма - лиса.
Теперь рассмотрим развитие фирмы, которая двинулась по пути специализации. Здесь и появляется фирма - лиса. Фирма эта средних размеров. Слишком большие фирмы работают на массового потребителя, а у слишком маленьких не хватит сил, чтобы стать специалистом в какой - то области.
Преимущества фирмы - лисы. Во - первых, более высокие цены и удельные прибыли. Специализированное производство ориентировано на два типа клиентов. Либо если речь идет о каких - то особых условиях, либо если вы работаете на особо богатых людей. Например, Билл Клинтон играет в гольф русской клюшкой фирмы «TZAR». Клюшки из титана может делать только эта фирма.
Часто специализированная продукция является не готовой, а промежуточной. Флакон для духов. Такие товары, не являясь главным компонентом расходов при производстве продукта, часто определяют его имидж.
Второе преимущество фирмы - лисы – лояльность потребителя. Придав своей продукции запоминающиеся, а лучше неповторимые черты, фирма привязывает клиента к своей марке.
Третье преимущество заключается в том, что вы выходите на особую группу потребителя, которая для стандартного продукта вообще недоступна. Классический пример этого типа – контактные линзы. Женщины иногда согласны носить очки, но всегда охотно купят контактные линзы. Последнее, что очень важно для (лисьей) стратегии – специализация защищает вас от конкурентов. Они должны повторить ваш ход, что часто не возможно. С другой стороны, специализированный продукт рассчитан на немногих, поэтому он не только трудно копируем, но его еще и не выгодно копировать крупному производителю.
Рассматривая четвертый этап, необходимо сказать, что в жизненном цикле фирмы очень важное место принадлежит четвертой (последней) фазе. Появляющаяся «вилка» или дает фирме возможность развиваться в будущем, или приводит к умиранию экономической организации.
Возможности
развития в организационном плане
предоставляются самые
Не следует думать, что стадия отмирания организации является необратимой. Это связано в первую очередь с тем, что в данной фазе имеется организационный прием (организационная технология), спасающий фирму от банкротства и гибели. Вероятно, это тоже переход в иное качество, но не сопровождаемый увеличением размеров фирмы и ее бизнеса (этот тезис очень важен, когда мы рассматриваем жизненный цикл фирмы в его четвертой фазе, которая связана либо с позитивным развитием фирмы, либо – с негативным).
Речь
идет о реструктуризации компаний,
оказавшихся в кризисном
Таким
образом, если фирма работает успешно,
то происходит переход в новое
качество (укрупнение бизнеса различными
способами), если деятельность неуспешна
– то переход в фазу отмирания. В финансовом
цикле успешная деятельность – это реализация
нового инвестиционного проекта (укрупнение
масштабов бизнеса), неудачная деятельность
– прямой путь в направлении банкротства
компании.
Глава II
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1 Организационно
- правовая форма
Как мы уже заметили, фирма является, самостоятельным субъектом, что в первую очередь означает свободу в принятии экономических решений. Однако любое решение, касающееся деятельности фирмы, принимается с учетом результатов анализа внутренней и внешней среды.
Внутренняя среда фирмы – это собственная экономика предприятия, охватывающая все составляющие его деятельности: производственные процессы, реализацию продукции, финансовое, материальное и кадровое обеспечение, систему управления.
Внешняя
среда фирмы – это экономическая,
правовая и социальная среда, в
которой фирма работает, являясь частью
национального хозяйства. Внешняя среда
фирмы может быть схематически представлена
следующим образом:
Рынки Государственное Рынки
ресурсов регулирование продукции
ФИРМА
Макроэкономическая
ситуация
Предпринимательский
сектор национального хозяйства
обычно насчитывает огромное количество
фирм, которые для целей
По формам собственности фирмы подразделяются на:
– частные, которые могут существовать либо как полностью самостоятельные, независимые фирмы, либо в виде монополистических объединений и их составных частей. К частным можно отнести и те фирмы, на которых у государства есть доля капитала (но не преобладающая);
– государственные, под которыми понимаются как чисто государственные, в которых капитал и управление принадлежат государству.
По размерам фирмы делятся на малые, средние и крупные.
Формы
предпринимательства можно
1) хозяйственные товарищества и общества;
2) производственные кооперативы;
3) государственные и муниципальные унитарные предприятия;
4) некоммерческие организации(включая потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации/объединения, фонды и др.);
5)
индивидуальные предприниматели.
Хозяйственные
товарищества и общества
Рассмотрим прежде всего хозяйственные товарищества и общества, так как это наиболее распространенные типы предприятий (фирм).
Товарищество, представляет собой объединение лиц, созданное для осуществления предпринимательской деятельности. Товарищества создаются в том случае, когда в организации предприятия решают принять участия два или более партнера. Важное преимущество товарищества – возможность привлечения дополнительного капитала. Помимо того, наличие нескольких владельцев позволяет осуществлять специализацию внутри предприятия на основе знаний и умений каждого из партнеров. Недостатки данной организационно – правовой формы в том, что каждый из участников несет равную материальную ответственность независимо от размеров его вклада. Кроме того, действия одного из партнеров являются обязывающими для всех остальных, даже если они не согласны с этими действиями.
Участники товарищества подразделяются на две группы: полные товарищи (товарищество с неограниченной ответственностью) и коммандитные товарищества (товарищество с ограниченной ответственностью).
Полным признается товарищество, участники которого в соответствии с заключенным между ним и договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществам.
Управление
деятельностью полного
Коммандитные товарищества, признается товарищества, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом, имеется один или несколько участников - вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Поскольку данная правовая форма позволяет привлекать значительные финансовые ресурсы через практически неограниченное число коммандитистов, она характерна для более крупных предприятий. В коммандитных товариществах часть партнеров может обладать неограниченной, часть – ограниченной ответственностью.
Общество с ограниченной ответственностью создается по соглашению не менее двух граждан либо юридических лиц путем объединения их вкладов (как в денежной, так и в натуральной форме) в целях осуществления хозяйственной деятельности.
Участники
общества с ограниченной ответственностью
не отвечают по его обязательствам.
Они несут ответственность
Наиболее распространенным является акционерные общества. Их отличие состоит в том, что им представлено право привлекать необходимые средства путем выпуска ценных бумаг – акций. При этом участники акционерного общества несут ответственность за результаты его деятельности в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерные общества, участники которых могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым. Такое акционерное общество вправе проводить подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом. Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.
Акционерное
общество, акции которого распределяются
только среди его учредителей
или иного заранее
Учредительным документом
Преимуществами акционерной формы организаций фирмы являются:
1) возможность мобилизации больших финансовых ресурсов;
2) возможность быстрого перелива финансовых средств из одной отрасли в другую;
3) право свободной передачи и продажи акций, обеспечивающее существование компании независимо от изменения состава акционеров;
4) ограниченная ответственность акционеров;
5) разделение функций владения и управления.
Правовая
форма акционерного общества предпочтительна
для крупных предприятий, где
существует большая потребность
в финансовых ресурсах.