Франчайзинг как смешанная форма крупного и малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:01, контрольная работа

Описание

Актуальность данного исследования определила цель работы – охарактеризовать франчайзинг как смешанную форму крупного и малого предпринимательства.
В соответствии с этим обозначены следующие задачи:
1. Определить сущность, преимущества и роль франчайзинга в развитии организаций;
2. Выявить технико-экономическую характеристику франчайзинговой организации;
3. Изучить основные положения договора франчайзинга, методику расчета его показателей;
4. Провести анализ франчайзинговой деятельности на примере ООО «Шоколадница».

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….3
1. Теоретические основы франчайзинга как смешанной формы крупного и малого предпринимательства………………………………………………….5
1.1. Сущность, преимущества и роль франчайзинга в инновационном развитии крупных и малых организаций……………………………………..5
1.2. Технико-экономическая характеристика франчайзинговой организации. Анализ эффективности ее деятельности…………………..….9
1.3. Основные положения договора франчайзинга, методика расчета его показателей…………………………………………………………………….12
2. Анализ франчайзинговой деятельности в ООО «Шоколадница»……….17
2.1. Краткая характеристика ООО «Шоколадница»………….………..17
2.2. Анализ франчайзинговой деятельности ООО «Шоколадница».…18
Заключение…………………………………………………………………......21
Список литературы………………

Работа состоит из  1 файл

готовая контро.doc

— 149.00 Кб (Скачать документ)

      Одним  из  основных   преимуществ  покупки  франшизы  является то,  что предприниматель  получает   возможность  избавиться  от  трудностей,  связанных  с началом нового  бизнеса на  пустом месте.  Франчайзер, как правило, представляет  план  с четкими инструкциями по   поводу   организации  предприятия. При  этом  ему  даются  рекомендации по размещению  предприятия, если  эти вопросы не определены заранее. 

      Часто  франшиза предполагает наличие  определенного  имени,  которое дает  предпринимателю  достаточно  быстрое  признание  в  определенном рыночном пространстве. Это,  естественно, не гарантирует успеха, но обеспечивает условия  для  начала  предпринимательской деятельности  с  положительной  репутацией.

      Большое значение в ведении  и успехе дел  имеет  реклама. При  обычных условиях   организация   широкой   рекламы в  прессе и  на телевидении  по каждой отдельной франшизе  представляется делом  довольно   дорогостоящим.  Однако в системе франчайзинга  вполне возможно     объединение   предпринимателей, и при внесении  доли  каждым  из них в соответствии с объемом деятельности такая организация в целом в состоянии проводить широкую рекламу в прессе для   упрочнения    репутации   фирмы [12, c. 42].

      Так, мы можем в ходе исследования мы можем выделить следующие основные    преимущества, которые   получает   предприниматель,  покупая франшизу:

      1. возможность стать или остаться самостоятельным владельцем бизнеса;

      2. право вести  свой бизнес  под торговой   маркой,   имеющей   хорошую  репутацию на рынке;

      3. использование апробированной концепции бизнеса;

      4. управленческие консультации от экспертов в соответствующей области;

      5. уменьшение затрат на рекламу за счет совместной рекламы;

      6. услуги головной фирмы в организации начального и последующего обучения;

      7. относительно низкую стоимость приобретения многих видов лицензионного бизнеса;

      8. возможность финансировать часть капиталовложений. 

    1. Технико-экономическая  характеристика франчайзинговой  организации. Анализ эффективности ее деятельности
 

      Технико-экономическое обоснование представляет собой документально оформленные результаты маркетинговых и технико-экономических исследований, обосновывающих целесообразность и возможности реализации инвестиционного проекта, выбор наиболее эффективных организационных, технических и экономических решений для ввода в действие новых или реконструкции и модернизации действующих производственных мощностей, ТЭО, при необходимости, включается в состав бизнес-плана [5, c. 331].

      В связи с этим, при анализе эффективности деятельности для компании, планирующей развивать франчайзинговую схему, необходимо учесть слдеующее:

  1. Оценка бренда – известность, потенциал развития, преимущества, уникальность продукта и другие характеристики;
  2. Оценка того сегмента, в котором работает предприятие;
  3. Оценка текущей конкуренции, и ее развитие на ближайшую перспективу;
  4. Изучение возможности рисков смены потребительских предпочтений;
  5. Изучение опыта развития франшиз схожих продуктов в России и за рубежом;
  6. Оценка самой компании на предмет возможности развиваться по франчайзинговой модели и рекомендации, что для этого потребуется.

      Условия предоставления франшизы - роялти, паушальный взнос, отчисления на маркетинг и  другие условия.

      Структура финансовых вложений при приобретении франшизы - объем вложений, потенциальная прибыльность, структура доходов/расходов в зависимости от формата [16, c. 57].

      Увеличение  стоимости торговой марки, а также  ускорение новых процессов в  сфере франчайзинговой формы  организации бизнеса требуют  совершенного механизма управления взаимоотношениями  между головной компанией и франшизополучателем.

      Для технико-экономической характеристики немаловажным является то, что создавая и поддерживая эффективный механизм управления взаимоотношениями с покупателем торговой марки, франчайзор тем самым формирует благоприятный имидж и отношения с франчайзи с учетом особенностей каждого. Такой подход способствует повышению эффективности франчайзинговой формы организации бизнеса благодаря:

- увеличению темпов привлечения и удержания франчайзи;

- достаточному уровню сервиса;

- повышению прибыли;

- сохранению устойчивого преимущества перед конкурентами;

- увеличению стоимости активов компании;

- доброжелательным и эффективным взаимоотношениям с франчайзи.

      При корпоративной форме организации  франчайзинговой системы на торговых марках указываются наименования компаний, и тем самым повышается уровень доверия франчайзи к предлагаемому товару уже на этапе выхода на рынок.

      При анализе эффективности франчайзинговой  деятельности нужно учитывать то, что другие нематериальные активы – патенты, базы данных франчайзи, лицензии, ноу-хау и крупные контракты – тоже играют определенную роль, но стоимость торговой марки намного важнее. Иногда стоимость торговой марки несколько дороже самих компаний. Это связано с тем, что суммы определяются не столько величиной принадлежащих компаний материальных активов, сколько ожидаемыми объемами продаж марки в будущем. Ведь корпоративное имя обладает дополнительным финансовым потенциалом, который можно оценить и использовать в различных целях: слияние и поглощение; связи с внешними инвесторами; внутренние коммуникации; внутренний; оценка новых товаров и развитие рынка; лицензирование [8, c. 29].

        Формирование механизма управления взаимоотношениями между элементами франчайзинговой системы связано с тем, что начинается новый этап развития бизнеса. В период становления информационой экономики основой развития бизнеса являются не материальные активы (земля, персонал, денежные средства), а разработка и использование идей, знаний и информации. Поэтому необходимо совершенствовать маркетинговую теорию и практику с учетом новых экономических требований.

      Технико-экономическая  характеристика франчайзинговой организации  предполагает также учет механизма управления взаимоотношениями с покупателями. Последнее обозначает совокупность средств (знакомство с покупателями, коммуникативные навыки, технологическое обслуживание, знание и т.д.) и методов управления (организационно-правовых, экономических и социально-психологических), обеспечивающих достижение поставленной цели – повышения значимости торговой марки франчайзинговой системы на основе поддержания постоянных контактов с потребителями с учетом их потребностей и интересов.

      Основная  задача механизма управления взаимоотношениями  с потребителями – это сформировать длительные взаимовыгодные взаимоотношения с покупателями на основе создания прочной эмоциональной связи. Такой подход формирует осознанную лояльность к торговой марке. 

1.3. Основные положения  договора франчайзинга, методика расчета  его показателей 

      Современный франчайзинг, как отмечалось выше, заключается в предоставлении предпринимателю – франчайзи - права пользования брендом и концепцией бизнеса. Это право предоставляется за определенную плату и ограничено со стороны правообладателя - франчайзера, так как он оставляет за собой полномочия принимать решения по ведению бизнеса и контролю.

      Франчайзинговые отношения устанавливаются и  регулируются подписанным между  сторонами договором франчайзинга. Хотя зачастую предметом договора франчайзинга бывает передача товаров или оборудования для производства, однако, наиболее распространенный - деловой - франчайзинг предполагает передачу пользователю прав на интеллектуальную собственность. Поэтому условия подписания договора франчайзинга регулируются положениями Руководства Всемирной организации интеллектуальной собственности.

      На  практике каждый договор франчайзинга составляется индивидуально и содержит множество, зависящих от ситуации на рынке, месторасположения франчайзи  и специфики предмета договора, деталей [15, c. 174].

      Соглашение  о франчайзинге может заключаться  на определенный срок или бессрочно, с указанием или без указания территории использования применительно  к определенной сфере предпринимательской  деятельности (продаже товаров, полученных от франчайзера или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

      Обязательными положениями договора франчайзинга являются четко указанные права - какие именно и в каком объеме предоставляются по данному соглашению. В этом случае может быть установлен минимальный и (или) максимальный объем использования.

      Договор франчайзинга предполагает, что франчайзи обязуется продавать определенный продукт или услуги по заранее оговоренным, установленным франчайзером правилам ведения бизнеса. В обмен на соблюдение всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, продукт и услуги, маркетинговые технологии, результаты исследований рынков и экспертиз.

      В данной системе ведения бизнеса неизбежен контроль за франчайзи со стороны головного офиса. Тем не менее отношения внутри такой корпоративной системы являются не подчиненными, а коллегиальными, поскольку франчайзи не находятся в полном подчинении у центрального офиса. С другой стороны, на начальном этапе строгий контроль деятельности региональных компаний вполне уместен и необходим, ведь так уменьшаются риски каждого участника и всей системы в целом.

      Франшиза  может быть напрямую передана какому-либо предпринимателю. Возможен вариант, когда исключительные права на развитие торговой марки в пределах определенного региона (страны) переходят одному франчайзи, тогда ее еще называют мастер-франшизой. Такой франчайзи уже сам становится франчайзером, продавая и предлагая франшизы другим предпринимателям и собирая с них сервисную плату/

      Процесс разработки франшизы занимает не менее шести месяцев [6, c. 15].

      В целом явление франчайзинга при  злоупотреблении ограничениями  в развитии может представлять серьезную  угрозу свободной конкуренции, и противодействовать такому влиянию призваны специальные положения антимонопольного законодательства. Так, ст. 12 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» разрешены так называемые «вертикальные» соглашения между субъектами предпринимательской деятельности, если доля каждого из них на конкретном рынке товаров не превышает двадцати процентов. «Вертикальным» называют соглашение двух не конкурирующих между собой хозяйствующих субъектов, в котором один приобретает нечто или является потенциальным приобретателем, а другой предоставляет нечто на продажу.

      В российском праве законодатель определил  взаимоотношения сторон по таким  сделкам в главе 54 Гражданского кодекса  РФ, называя их коммерческой концессией. Вот основные требования к оформлению подобных договоров:

– согласно п. 1 ст. 1028 ГК договор франчайзинга заключается  в письменной форме, несоблюдение формы  договора влечет его ничтожность;

– договор  коммерческой концессии подлежит специальной  регистрации.

      На  основании п. 2 ст. 36 Федерального закона от 18.12.2006 г. № 231-ФЗ с 1 января 2008 г. функции по регистрации договоров коммерческой концессии возложены на Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

      По  общему правилу ст. 1031 ГК РФ, которое может быть изменено договором, именно франчайзер должен регистрировать договор коммерческой концессии. Законодатель не называет такую регистрацию государственной, поэтому, в отличие от общего правила п. 3 ст. 433 ГК РФ, договор вступает в силу с момента достижения соглашения между сторонами. А вот в отношениях с остальными лицами участники договора франчайзинга вправе ссылаться на договор только с момента его регистрации.

      Сведения  о зарегистрированных договорах  коммерческой концессии и зарегистрированных изменениях, внесенных в зарегистрированный ранее договор, вносятся соответственно в Государственный реестр изобретений РФ, Государственный реестр полезных моделей РФ, Государственный реестр промышленных образцов РФ, Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания РФ. В соответствующем официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности публикуются следующие сведения: дата и номер регистрации договора; определение сторон договора; предмет договора; объем передаваемых прав [20, c. 38].

Информация о работе Франчайзинг как смешанная форма крупного и малого предпринимательства