Автор работы: e*******@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 16:35, курсовая работа
Информация, овеществляясь во всех компонентах системы производительных сил общества, выступает составным элементом всех моментов процесса труда — и предметом труда, и средством труда, и составной частью живого труда. Многофункциональность информации и возможность ее быстрого перевоплощения из одних моментов процесса труда в другие обеспечивают данной производительной силе одну из ведущих ролей в развитии системы производительных сил современного общества.
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1.Информация…………………………………………………………….3
1.1 Информация как фактор производства…………………………………….3
1.2 Информация как общественное благо……………………………………..9
Глава 2. Измерение и обращение информации………………………………11
2.1 Измерение информации……………………………………………………11
2.2 Экономические основы обращения информации………………………..13
Глава 3. Настоящее и будущее информации как неотъемлемой части экономики, жизни, производства………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………..28
Список использованной литературы…………………………………
Действительно, экономическая или же научно-техническая информация обладает этими признаками. Её невозможно исключить из человеческого потребления, аналогов ей нет, это самобытный фактор и её нельзя разложить на отдельные единицы, мы всегда рассматриваем информацию как единое целое дабы получить максимум объективности. В. Мартин, рассматривая информацию, обращает внимание именно на схожесть информации с общественными благами и прямо указывает: «Информация — это общественное благо в том смысле, что многие могут обладать одной и той же информацией одновременно, и при этом факт наличия информации у одного индивида не уменьшает степень обладания информацией для других».
А вот
отнести информацию к частному
или же общественному благу
уже довольно проблематично.
Чистое частное благо - благо, которое можно разделить среди людей так, что другим от этого не будет никакой выгоды или затрат.
Американские
экономисты М. Хэллгрен и А. Макадаме также
называют информацию общественным благом.
А поскольку информация является своего
рода общественным благом или, по крайней
мере, обладает чертами общественного
блага, значит, в отношении информации
возникают те же самые проблемы ценообразования,
которые обычно присущи общественным
благам: проблема оценки блага, проблема
выявления «безбилетников», проблема
распределения блага. Учитывая дальнейшую
коммерциализацию Интернета, эти вопросы
становятся все более острыми, так же,
как и вопрос о том, какие институты должны
заниматься их решением .
Глава 2
Измерение и обращение
информации
2.1
Измерение информации
Понятие «информация» довольно обширна, и перед нами встает очевидный вопрос: как же нам измерить весь объем информации? Как её можно посчитать и упорядочить?
Овеществление информации в
Поэтому следует отличать труд по производству этого материального носителя (например, тиражирование книги) от труда по производству информации или извлечению ее из окружающего мира. Аналогичным образом, физический износ вещественного носителя информации, приводящий к утрате или искажению некоторой части информации на данном носителе (например, зачитанная до дыр книга, разорванная кинопленка и т.п.), не следует воспринимать как физический износ самой информации: ведь информация, которая имеет нефизическую природу, не может быть подвержена физическому износу. Это, в частности, означает, что информация ни в количественном, ни в качественном смысле не уменьшается в процессе ее потребления, в отличие от других предметов труда, которые, будучи потребленными, прекращают свое существование и полностью переносят свою стоимость на создаваемый продукт.
Тем самым, информация на уровне всеобщего выступает бесконечно воспроизводимым предметом труда: одна и та же информация может вступать в процесс воспроизводства в качестве предмета труда сколько угодно раз. Иногда это свойство информации называют (хотя и не вполне корректно) бесконечной делимостью, подразумевая при этом, что информация может быть скопирована любое количество раз, и при этом общественные функции каждой ее копии будут абсолютно тождественными, хотя каждая такая копия может совершать самостоятельное общественное движение.
При
этом возможности копирования
Таким
образом, информация бесконечно воспроизводима,
не подвержена физическому износу и
не уменьшается в процессе ее потребления,
причем ее потребление одним
На
всех этапах развития человеческого
общества человек, преобразуя форму
природного материала при помощи средств
труда, овеществлял в них известные ему
законы природы и подмеченные им закономерности
развития окружающего мира. Вообще говоря,
функционирование любого, даже самого
простого, средства труда основано на
законах определенной формы движения
материи, быть может, стихийно открытых
человеком. Таким образом, на всем протяжении
развития человечества информация применялась
людьми в качестве средства труда в процессе
их целенаправленного воздействия на
природный материал или продукт предшествующего
процесса труда. Это означает, что информация
выступает всеобщим средством труда.
2.2
Экономические основы
обращения информации,
её оценка как экономического
блага
Как пример, я бы хотел рассмотреть экономические основы обращения научно-технической информации. Я выбрал её как основу главы, так как в данный период времени не секрет, что научно-техническая информация является очень востребованной и в то же время распространенной, особенно в современной экономике страны.
Ценность информации, увеличивающая совокупную функцию полезности ее собственника, многолика и проявляется во всем разнообразии общественных функций информации.
Сферу
общественного производства, продуктом
которой выступает научная
Хранение
и передача научной информации становятся
возможными лишь в том случае, когда
эту информацию сопровождает тот
или иной материальный носитель, в
котором она оказывается
Для того, чтобы понять, каким образом отношения производства и присвоения информации включены в систему общественных отношений современного всемирного хозяйства, необходимо рассмотреть информацию как благо, подлежащее количественной экономической оценке. “Величайшая познавательная проблема, стоящая перед сегодняшней экономической наукой, — отмечает Т.Стоуньер, — квантифицировать воздействие информации на экономическую жизнь и выразить этот наиважнейший фактор в финансовых категориях”. Всевозможные подходы к проблеме стоимостного измерения информации, которыми изобилует современная экономическая теория, направлены на то, чтобы так или иначе примирить реальности информационного производства с современной (стоимостной) формой осуществления этого производства.
Различные попытки стоимостной оценки научно-технической информации сталкиваются с тем очевидным фактом, что она не выступает продуктом массового производства. В связи с этим часто высказывалась мысль о том, что трудовая теория стоимости К.Маркса не в силах объяснить реальности информационного производства и не позволяет осмыслить научно-техническую информацию в стоимостных категориях.
Тем не менее, еще менее пригодны для этой цели категории предельной полезности и предельных издержек, хорошо разработанные современной экономической теорией для продуктов, каждая следующая единица которых, выносимая на рынок, делает их менее редкими. Коренная причина этого факта заключается в том, что различные единицы научно-технической информации, последовательно применяемые в производственных процессах, по смыслу не дублируют друг друга, каждая «следующая» ее единица по содержанию не повторяет «предыдущую», она имеет самостоятельный смысл и назначение, поэтому применение каждой следующей единицы информации не делает данный производственный ресурс менее редким — в том смысле, в котором понимали это слово родоначальники австрийской школы. Поэтому приходится признать, что предпринимаемое рядом исследователей применение стандартных категорий маржинализма к описанию информационного производства является слабо обоснованным.
Экономические основы эпохи информационных технологий построены на том, что ценность информационных продуктов вытекает из их множественности. Распространение информационных технологий приносит огромный положительный внешний эффект для уже существующих пользователей этих технологий. В этом заключается секрет достаточно широкой распространенности бесплатного, безвозмездного оказания информационных услуг целым рядом крупнейших информационных компаний, а также продажи некоторых информационных продуктов по ценам, близким к их себестоимости. Информационные услуги становятся тем ценнее для пользователей, чем они многочисленнее, и стоят для потребителя тем меньше, чем они лучше и важнее. Продолжая эту логику, можно заметить, что в информационном обществе наиболее полезными должны быть те вещи, которые бесплатны. Данная закономерность опрокидывает фундаментальные методологические основания маржинализма, который усматривает в редкости вещей источник их ценности.
В целом приходится признать, что маржинализм представляет собой отмирающий дискурс в современной экономической мысли. Тот факт, что именно на его основе построены стандартные учебные курсы экономики, является грубой методологической ошибкой, которая в недалеком будущем болезненно скажется на мировоззрении людей, призванных принимать решения в условиях быстро изменяющихся реальностей информационного производства.
Процесс признания частного труда трудом общественным совершается различным образом для разных информационных продуктов. Данная проблема имеет непосредственную связь с различиями воспроизводственных процессов, характерных для общественного движения продуктов трех составных частей сферы НИОКР.
В
сфере фундаментальных
Продукт сферы прикладных исследований находит применение за пределами сферы собственно научных исследований. Поэтому он имеет не только абстрактно-теоретическую, но и практическую ценность, и в процессе его общественного движения складываются товарные отношения. Производитель продукта ПНИР выступает монополистом в сфере практического применения произведенной им информации. Применяя эту информацию в сфере материального производства, он может получить избыточную прибыль, превышающую среднюю прибыль на вложенный в производство капитал. Эта монополия на производительное применение научно-технической информации получает юридические формы своего выражения — патенты, лицензии, ноу-хау и проч.
Покупатель
лицензии, выступая производителем продукции
в системе общественного
Монополия на информацию как объект хозяйствования нередко преодолевается тем, что конкуренты монополиста пытаются организовать собственные изобретения, помогающие обойти уже существующие патенты. Такого рода деятельность, имитирующая производство новой информации, получает широкое распространение в период, когда дорожают патенты и лицензии. В это время совокупные общественные издержки на техническое развитие повышаются, а его темпы замедляются. Уровень издержек имитатора, идущего по стопам лидера-первооткрывателя (Новатора, как говорил Й. Шумпетер), составляет в среднем 65-70% от уровня издержек этого лидера.
Информация о работе Информация как общественное благо и фактор производства