Инновационная деятельность предприятия

Автор работы: p********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 14:29, курсовая работа

Описание

Актуальность темы работы заключается в том, что с переходом к рыночной экономике выживание предприятий в значительной степени стало зависеть от их инновационной деятельности. Только те предприятия, которые не отстают от мировых тенденций развития науки и техники могут продолжать свое развитее в современных условиях.
Сфера нашей будущей деятельности связана непосредственно с управлением и выполнением определенных обязанностей в сфере управления, поэтому необходимо провести аудит и диагностику исследуемой организации, выявить ее проблемы и пути их разрешения, а также непосредственно предложить инновационную идею для улучшения деятельности организации и оценить возможности ее внедрения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Инновации и инновационный процесс, его основные характеристики и особенности 5
1.2 Методика оценки инновационной деятельности на предприятии 9
1.3 Пути совершенствования инновационной деятельности на предприятии 12
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОАО «ВОЛГОЦЕММАШ» 16
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Волгоцеммаш» 16
2.2 Оценка состояния инвестиционной деятельности в ОАО «Волгоцеммаш» 20
2.3 Оценка деятельности предприятия в области инноваций в ОАО «Волгоцеммаш» 23
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОАО «ВОЛГОЦЕММАШ» 28
3.1 Рекомендуемая модель организационной структуры в ОАО «Волгоцеммаш» 28
3.2 Внедрение системы электронного документооборота на предприятии ОАО «Волгоцеммаш» 30
3.3 Влияние рекомендаций на экономику ОАО «Волгоцеммаш» 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 150.60 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального учреждения

«Поволжский государственный университет сервиса» 

Кафедра «Экономика и управление» 

Курсовая  работа

По дисциплине « Экономика предприятия»

На тему «Инновационная деятельность на предприятии» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    Выполнил:

                    студент группы МК-301

                    Лукьянова Нина

                    Преподаватель:

                    доц. Марченко Т. И. 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Тольятти, 2011

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ 3

 
1. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 
1.1 Инновации и инновационный процесс, его основные характеристики и особенности 5 
1.2 Методика оценки инновационной деятельности на предприятии 9

1.3 Пути  совершенствования инновационной  деятельности на предприятии  12 

2. АНАЛИЗ  ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В ОАО «ВОЛГОЦЕММАШ» 16 
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Волгоцеммаш»  16 
2.2 Оценка состояния инвестиционной деятельности в ОАО «Волгоцеммаш»  20 
2.3 Оценка деятельности предприятия в области инноваций  в ОАО «Волгоцеммаш»   23 

3. РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОАО «ВОЛГОЦЕММАШ»  28 
3.1 Рекомендуемая модель организационной структуры в ОАО  «Волгоцеммаш» 28 
3.2 Внедрение системы электронного документооборота на предприятии ОАО «Волгоцеммаш» 30

3.3 Влияние рекомендаций на экономику ОАО «Волгоцеммаш» 32 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 37 

ПРИЛОЖЕНИЕ 39 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

            Для рыночной экономики характерна конкуренция самостоятельных предприятий, ключ к успеху в которой – постоянное обновление своего ассортимента, внедрение производственных, организационных, управленческих и других новшеств. Предприятие, успешно и регулярно осуществляющие инновационную деятельность, обязательно получает конкурентные преимущества на рынке.

 Успешное функционирование промышленных предприятий во многом обусловлено эффективной работой инновационного механизма их развития.

            В официальной статистике, значение инновационной деятельности для предприятий в современных условиях постоянно возрастает. Не смотря на это, статистические данные последних лет подтверждают тот факт, что предприятия испытывают серьезный кризис в инновационной сфере, и если не предпринимать активных мер по его преодолению как со стороны государства, так и со стороны руководства самих предприятий, то неблагоприятные последствия в ближайшем будущем будут еще более значительными.

            Застой инновационной сферы промышленности, обусловлен отсутствием целенаправленной  работы по повышению эффективности  промышленного производства в  целом и инновационной деятельности, как его важнейшей составляющей, в частности. В этой связи  необходимо отметить особое значение  своевременного формирования и  планомерного использования рациональных  методов организации инновационной  деятельности с целью повышения  ее эффективности. И вот уже  год - два Россия переживает  бум новаторства. На смену одним  формам и методам управления  экономикой приходят другие.

            Инновационная деятельность в  российской экономике начала  активно развиваться в начале 80-х годов. Уже тогда стало  очевидным, что действующие механизмы  “внедрения” результатов исследований  и разработок неэффективны, инновационная  активность предприятий низкая, а средний возраст производственного  оборудования постоянно увеличивался, достигнув к 1990 году 10,8 лет. В  сравнении с западной экономикой, где инновационные технопарки  функционируют уже с 1970 года и средний возраст производственного оборудования не превышает 3 года.

            Начиная с 1990 года, в России  был принят ряд государственных  Концепций регулирования и стимулирования  инновационной деятельности, объявлено  о создании национальной инновационной  системы, создан ряд механизмов  государственного финансирования  инноваций, включая создание инфраструктуры  инновационной деятельности. Одной  из наиболее важной и главной  проблемой пока остается разорванность связей между основными участниками инновационного процесса (разработчиками и потребителями нововведений), информационная непрозрачность и поэтому низкая мотивация как к разработке, так и финансированию инноваций.

            Инновационным является такое  предприятие, которое внедряет  продуктовые или процессные инновации,  независимо от того, кто был  автором инновации – работники  данной организации или внешние  агенты (внешние собственники, банки,  представители федеральных и  местных органов власти, научно-исследовательские  организации и провайдеры технологий, другие предприятия).

            Актуальность темы работы заключается  в том, что с переходом к  рыночной экономике выживание  предприятий в значительной степени  стало зависеть от их инновационной  деятельности. Только те предприятия,  которые не отстают от мировых  тенденций развития науки и  техники могут продолжать свое развитее в современных условиях.

           Сфера нашей будущей деятельности  связана непосредственно с управлением  и выполнением определенных обязанностей  в сфере управления, поэтому необходимо провести аудит и диагностику исследуемой организации, выявить ее проблемы и пути их разрешения, а также непосредственно предложить инновационную идею для улучшения деятельности организации и оценить возможности ее внедрения.

            Таким образом цель работы – дать представление об инновационной деятельности предприятий. А основные задачи – понять сущность инноваций, выявить виды инноваций; а также разработать рекомендации по совершенствованию инновационной деятельности на данном предприятии. Объектом работы является предприятие ОАО «Волгоцеммаш», как хозяйствующий субъект, а предметом - инновационная деятельность. 

1. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
1.1 Инновации и инновационный процесс, его основные характеристики и особенности

             Инновации – это новшества,  доведённые до стадии коммерческого  использования и предложения  на рынке в виде нового продукта. Подлинная новизна продукта всегда  связана с ростом экономического  эффекта от его использования  [6, с. 102]. Здесь необходимо различать термины «нововведения» и «инновации». Инновация это более широкое понятие, чем нововведение. Ведь инновация это развивающийся комплексный процесс создания, распространения и использования новой идеи, которая способствует повышению эффективности работы предприятия.

            Новизна бывает "относительной", "абсолютной" и "частной". Абсолютная новизна характеризуется  отсутствием аналогов данному  новшеству; относительная – это  новшество, которое уже применялось на других предприятиях, но впервые осуществляется на данном предприятии; частная новизна подразумевает обновление элемента изделия. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество, – становится "инновацией". Только после этого различные идеи, изобретения, новые виды услуг, продукции получают признание потребителя и уже в новом качестве они становятся инновациями. Т.е. инновационный процесс объединяет процесс создания новшества и его реализацию. Все стадии инновационного процесса взаимосвязаны и необходимо продумывать осуществление всех последующих стадий уже на первой. Очень важно, уметь осуществлять переход от одной к другой. Из-за того что, эффективность инновационного процесса определяется не только результативностью отдельных его стадий, но и скоростью перехода от одной стадии к другой, т.е в процессе управления важно сократить интервал между стадиями, максимально совместив их в общем процессе [6, с. 103].

            Научно-техническое нововведение  следует рассматривать как процесс  преобразования научного знания  в научно-техническую идею и  далее - в производство продукции  для удовлетворения потребности  пользователя. Выделяют два подхода к научно-техническому нововведению.

            Первый подход отражает в основном  продуктовую ориентацию нововведения. Инновация определяется как процесс  преобразования ради выпуска  готовой продукции. Обычно это  направление распространяется в  период, когда позиции потребителя  по отношению к производителю достаточно слабы. Однако сами по себе продукты это еще не конечная цель, а лишь средство удовлетворения потребностей. Поэтому, согласно второму подходу, процесс научно-технического нововведения рассматривается как передача научного или технического знания непосредственно в сферу удовлетворения нужд потребителя. Продукт при этом превращается в носителя технологии, а форма, которую он принимает, определяется после увязки технологии и удовлетворяемой потребности.

            Инновационный процесс - это процесс  преобразования научного знания  в инновацию, который можно  представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. [6, c. 112].

            Инновационная деятельность - это  деятельность, направлена на использование  и коммерциализацию результатов  научных исследоваемой и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективном реализацией на внутреннем и зарубежном рынках. Инновацию рассматривают в четырех аспектах, рис. 1.1                                       

                                                                                                 

 

       

          

 

                                            Рис. 1.1 «Аспекты инновации»             

           

            Инновация имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера, она всегда должна рассматриваться как сложный процесс, который обеспечивает определенный технический и социально-экономический эффект.

            Понятие "инновации" применяется ко всем новшествам, как в производственной, так и в организационной, научно-исследовательской, учебной и управленческой сферах, ко всем усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат. Следовательно, инновации ориентированы на рынок и потребителя [2, с. 204]. Период времени от зарождения идеи до практического создания и внедрения новшества, его использования принято называть жизненным циклом инновации. Возникла потребность управления творческим потенциалом и повышением эффективности связи науки и производства. Этим и занимается инновационная политика – наука о формировании новшеств, их диффузии, а также факторах, противодействующих внедрению нововведений; адаптации к ним человека; организации и механизме инновационной деятельности; выработке инновационных решений и политики.

            Классификация дает специалистам  базу для выявления максимального  количества способов реализации  инноваций, тем самым создавая  вариантность выбора решений.  Классификация инноваций представлена  в таб. 1.1

Информация о работе Инновационная деятельность предприятия