Инновационная деятельность предприятия

Автор работы: p********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 14:29, курсовая работа

Описание

Актуальность темы работы заключается в том, что с переходом к рыночной экономике выживание предприятий в значительной степени стало зависеть от их инновационной деятельности. Только те предприятия, которые не отстают от мировых тенденций развития науки и техники могут продолжать свое развитее в современных условиях.
Сфера нашей будущей деятельности связана непосредственно с управлением и выполнением определенных обязанностей в сфере управления, поэтому необходимо провести аудит и диагностику исследуемой организации, выявить ее проблемы и пути их разрешения, а также непосредственно предложить инновационную идею для улучшения деятельности организации и оценить возможности ее внедрения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Инновации и инновационный процесс, его основные характеристики и особенности 5
1.2 Методика оценки инновационной деятельности на предприятии 9
1.3 Пути совершенствования инновационной деятельности на предприятии 12
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОАО «ВОЛГОЦЕММАШ» 16
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Волгоцеммаш» 16
2.2 Оценка состояния инвестиционной деятельности в ОАО «Волгоцеммаш» 20
2.3 Оценка деятельности предприятия в области инноваций в ОАО «Волгоцеммаш» 23
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОАО «ВОЛГОЦЕММАШ» 28
3.1 Рекомендуемая модель организационной структуры в ОАО «Волгоцеммаш» 28
3.2 Внедрение системы электронного документооборота на предприятии ОАО «Волгоцеммаш» 30
3.3 Влияние рекомендаций на экономику ОАО «Волгоцеммаш» 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 150.60 Кб (Скачать документ)

                                                                                                                    Таблица 1.1.

Обобщенная  классификация инноваций по признакам

     Признак классификации  Виды инноваций 
С точки  зрения цикличного развития - Крупнейшие

- Крупные

- Средние

- Мелкие 

В зависимости  от степени использования научных  знаний Основанные  на:

- фундаментальных  научных знаниях

- научных  исследованиях с ограниченной областью применения

- существующих  технических знаниях

- комбинации  различных типов знаний

- использовании одного продукта в различных областях

- побочных  результатах крупных программ

- уже  известной технологии 

 
С точки зрения структурной характеристики
 
- На входе

- На  выходе

- Нововведения  структуры предприятия 

С точки  зрения увязки с отдельными сферами  деятельности - Технологические

- Производственные

- Экономические

- Торговые

- Социальные 

В области  управления - Инновации  продукции

- Инновации  процессов (технологических)

- Инновации  рабочей силы

- Инновации  управленческой деятельности 

С точки  зрения назначения - Для потребления  в качестве товара массового  спроса

- Для  промышленного потребления в  гражданских отраслях

- Для  потребления в оборонном комплексе 

По  способу  - Экспериментальные

- Прямые 

                                                                                                               
Продолжение таблицы 1.1
По  стадии жизненного цикла  Инновации, внедряемые на стадии:

- стратегического  маркетинга

- НИОКР

- организационно-технологической  подготовки производства

- производства

- сбыта

- сервиса 

В зависимости  от размера экономического эффекта  - Обнаружение  новых областей применения (повышает  эффективность в 10-100 и более  раз)

- Использование  новых принципов функционирования (повышает эффективность в 2-10 раз)

- Создание  новых конструктивных решений  (повышает эффективность на 10-50%)

- Расчет  и оптимизации параметров (повышает  эффективность на 2-10%)

По  уровню управления - Федеральные

- Отраслевые

- Территориальные

- Первичного  звена управления 

По  срокам управления - 20 и более  лет

- 10-15 лет

- 5-10 лет

- до 5 лет 

По  степени охвата жизненного цикла  - НИОКР

- Освоение  и применение НИОКР 

По  объему - Точечные

- Системные

- Стратегические 

По  отношению к предыдущему состоянию  процесса (системы) - Заменяющие

- Отменяющие

- Открывающие

- Ретронововведения

По  назначению Направленные  на:

- эффективность

- улучшение  условий труда

- повышение  качества продукции 

По  источнику планирования - Централизованные

- Локальные

- Спонтанные 

По  результативности - Внедренные  и полностью используемые

- Внедренные  и слабо используемые 

По  уровню новизны  - Радикальные  и изменяющие или создающие  вновь целые отрасли

- Системные

- Модифицирующие 

    

            Безусловно, данная классификация  не является исчерпывающей, но  при этом следует отметить, что  различные виды инноваций тесно  взаимосвязаны между собой.            Инновация (нововведение) – это результат практического или научно-технического освоения новшества. Различают нововведения продукты и нововведения процессы.   Практическим освоением новшеств является реализация коммерческой (предпринимательской) идеи по удовлетворению спроса на конкретные виды товаров, услуг, работ. Наличие спроса на данную инновацию свидетельствует о ее конкурентоспособности, а следовательно и об общественном признании, что является важным результатом инновационной деятельности.

Нововведения  продукты являются первичными, чем процессы. Они появляются в экономике предшествующего технологического уклада. Именно появление инновации и означает момент зарождения нового технологического уклада, который в начале развивается очень медленно в связи с монополией отдельных фирм и компаний, что обеспечивается соответствующими патентами и коммерческой тайной. Когда новый технологический уклад начинает доминировать, начинает диффузия инноваций-процессов.

Новшество (новация) – усовершенствование каких-либо качеств продукта, но не являются кардинальными.

Изобретение – это новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи, которое дает положительный эффект, а также улучшает качество продукции, облегчает условия труда и обеспечивает его безопасность.

            Инновационным является такое  предприятие, которое внедряет  продуктовые или процессные инновации,  независимо от того, кто был  автором инновации - работники  данной организации или внешние  агенты (внешние собственники, банки,  представители федеральных и  местных органов власти, научно-исследовательские  организации и провайдеры технологий, другие предприятия). Своеобразие  современного этапа научно-технического прогресса в том, что ключевое значение для производства приобретают не только прикладные исследования, но и фундаментальные науки. Это объясняется рядом причин, в том числе и экономическими. Во-первых, скорость появления новых изобретений способствует увеличению скорости морального износа уже имеющихся техники и технологии. Во-вторых, новые технологии не представляют собой изолированные, обособленные потоки. В целом ряде случаев они связаны и обогащают друг друга. В-третьих, современный научно-технический прогресс дает возможность альтернативных путей развития и применения одной и той же научно-технической идеи в разных отраслях с весьма различными результатами с точки зрения эффективности. Инновационная деятельность – это практическое использование инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах.

            Важной характеристикой этой  деятельности является инновационная  активность – целенаправленная  поддержка высокой восприимчивости  персонала предприятия к нововведениям  посредством целенаправленных структур  и методов управления. Сама инновационная  деятельность характеризуется ускорением  темпов создания новшеств, их  диффузии, что способствует углублению  и расширению структурных сдвигов  в экономике, увеличению размеров  рынка и удовлетворению существующих  и возникающих потребностей [6, с. 109]. 

                     Таким образом, инновационная политика, инновационная деятельность возникли как реакция на современные требования экономики, необходимость усиления восприимчивости её элементов к появившемся изменениям. На практике инновация классифицируется по ряду признаков. По причинам возникновения они делятся на реактивные – как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, для ведения борьбы на рынке и выживания предприятия, и на стратегические, внедрение которых определяет приобретение перспективных преимуществ перед конкурентами. Существующие оценки инновационной деятельности основываются на выборочных обследованиях большей или меньшей широты, и этим объясняется нередкое противоречие их результатов [5, с. 159]. 

1.2 Методика  оценки инновационной деятельности  на предприятии 

            Во всем мире предприятия добившиеся лидерства в международных масштабах, используют стратегии, которые отличаются друг от друга. Однако, хотя каждая успешная компания применяет свою собственную стратегию, глубинные принципы деятельности – характер и эволюция всех успешных предприятий – оказываются в своей основе одинаковыми или очень схожими. Предприятия добиваются конкурентных преимуществ посредством инноваций. Чаще инновации появляются в результате целенаправленных усилий, из открытости и поиска верных решений без ослепленности какими-либо предположениями. По этой причине новаторы часто оказываются в стороне от конкретной отрасли промышленности или страны. Новшество может прийти из новой компании, основатель которой имеет нетрадиционную подготовку или же просто не был признан в давно существующей, имеющей прочное положение компании. Инновации могут также возникать при расширении сферы активности компании, при вовлечении новых ресурсов, навыков или перспектив в новую отрасль. Предприятия, успешно внедряющая новые или лучшие способы ведения конкурентной борьбы, преследует свою цель неотступно, часто проходя через серьезную критику и преодолевая существенные препятствия. Ведь в действительности для достижения успеха при внедрении новшества обычно требуется давление, осознание необходимости и даже определенная агрессивность: страх потерь оказывается достаточно часто даже более мощной движущей силой, чем надежда на выигрыш. Только после того как компания достигает конкурентных преимуществ благодаря нововведениям, она может удерживать их только с помощью постоянных улучшений.

            Статическая эффективность имеет  существенно меньшее значение, чем  динамическое совершенствование,  которое необычайно стимулируется  внутренней конкуренцией. Существующие  в стране условия создания, организации  и управления компаниями, а также  характер внутренней конкуренции.  Однако в отличие от конкуренции  с иностранными компаниями, которая  имеет тенденцию к тому, чтобы  быть аналитической и дистанцированной, местная конкуренция часто выходит за рамки чисто экономического соревнования и становится достаточно самостоятельной. Когда обстановка внутри страны обеспечивает лучший поток информации и понимание потребностей в определенном продукте и процессе производства, компании также получают конкурентное преимущество. Находящиеся внутри одной страны конкуренты вовлекают в свою деятельность достаточно активную наследственную вражду; они борются не только за раздел рынка, но и за людей, техническое совершенство и, что, возможно, имеет самое большое значение, за "право похвалиться результатами".

          Заключительный этап выбора стратегии — ее оценка. Вся процедура, в конечном счете, сводится к одному: приведет ли выбранная стратегия к достижению поставленных целей. Затем проводится оценка стратегии по следующим направлениям. К этим направлениям относятся [3, с. 56]: 1)соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям субъектов окружения. Проверяется то, насколько стратегия увязана с требованиями со стороны основных субъектов окружения, цикла продукта, приведет ли реализация стратегии к появлению новых конкурентных преимуществ и т.д.; 2)соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы. В данном случае оценивается то, насколько выбранная стратегия соответствует возможностям персонала, финансовым ресурсам фирмы, позволяет ли существующая структура фирмы успешно реализовать стратегию, выверена ли программа реализации во времени и т.п.; 3)приемлемость риска, заложенная в стратегии[4,с.70].

            Важнейшим методом снижения рисков  инновационной деятельности является  их страхование. Страхование –  система экономических отношений,  включающая образование специального  фонда средств (страхового фонда)  и его использование для преодоления  и возмещения разного рода  потерь, ущерба, вызванных неблагоприятными  событиями (страховыми случаями) путем выплаты страхового возмещения  и страховых сумм.

            Оценка оправданности риска проверяется  по трем направлениям: реалистичность  предпосылок, заложенных в основу  выбора стратегии; негативные  последствия для фирмы, к которым  может привести провал стратегии;  оправданность при возможном  положительном результате риска  потерь от провала в реализации  стратегии; 4)эффективность стратегии оценивается по следующим показателям: - экономический эффект — воздействие стратегии на массу и норму прибыли, чистой прибыли, срок окупаемости инвестиций, объем продаж на внутреннем и внешнем рынке; - социальный эффект — влияние на условия и привлекательность труда, развитие культуры и образования, качество жизни; 5) экологический эффект — воздействие на степень загрязнения окружающей среды, комплексность использования природных ресурсов; 6) технический (качественный) эффект — изменение уровня новизны, качества, конкурентоспособности продукции; 7) системный (синергический) эффект — дополнительный доход от продажи и эксплуатации взаимодополняющих и сопряженных изделий, систем машин и т.п. На основе проведенного анализа и оценки возможных вариантов принимается окончательное решение о выборе наиболее целесообразной стратегии [3, с. 57]. Функциональные стратегии разрабатываются специально для каждого функционального пространства организации. Одной из функциональных стратегий является инновационная стратегия предприятия.

         Понятие «инновации» за своей  сущностью означает нововведение. В более широком понимании  — это прогрессивные технико-технологичные  и социально-экономические изменения,  появление новых способов производства, видов продукции и услуг, освоения  новых рынков сбыта. Выделяют инновации радикальные, то есть существенные технико-технологичные изменения— частичное обновление техники и технологии.

         Более широким по содержанию  есть инновационный процесс, который  охватывает инновационную деятельность, этапы жизненного цикла инноваций,  финансирования новых разработок. Следовательно, инновационный процесс  заключается в получении и  коммерциализации прогрессивных  технико-технологических и социально-экономических  разработок. 
         Инновационный процесс охватывает период приблизительно в 3—5 лет и больше, потому требует средне- и долгосрочных инвестиций. Определяют отдельные этапы инновационного процесса. 
         Первый этап — фундаментальные исследования, которые осуществляются в академических институтах, высших учебных заведениях, отраслевых институтах и лабораториях, и финансируются из государственного бюджета. 
         Второй этап — прикладные исследования, которые проводят разные научные учреждения и финансируют как государство (из государственного бюджета), так и другие заказчики. Именно на этом этапе возникает вероятность получения негативного результата, который предопределяет инвестиционные риски. 
         Третий этап — опытно-конструкторские и экспериментальные разработки. Они осуществляются за счет государственных средств, средств других заказчиков и собственных средств предприятий. Исполнителями таких разработок являются специализированные лаборатории, конструкторские бюро, научно-исследовательские подразделы больших предприятий. 
        Четвертый этап — коммерциализация инновационных разработок, то есть запуск в производство и выход на рынок сбыта. На этом этапе нужны достаточно существенные инвестиции в развитие производства, повышения квалификации работающих, рекламу и тому подобное. Инвестиции остаются рискованными. 
            Анализ инновационной деятельности осуществляется за отдельными группами показателей: 
показатели, которые характеризуют учреждения, которые занимаются инновационной деятельностью; 
показатели результатов инновационной деятельности; 
показатели использования результатов инновационной деятельности; 
показатели эффекта от инновационной деятельности.

Информация о работе Инновационная деятельность предприятия