Автор работы: p********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 14:29, курсовая работа
Актуальность темы работы заключается в том, что с переходом к рыночной экономике выживание предприятий в значительной степени стало зависеть от их инновационной деятельности. Только те предприятия, которые не отстают от мировых тенденций развития науки и техники могут продолжать свое развитее в современных условиях.
Сфера нашей будущей деятельности связана непосредственно с управлением и выполнением определенных обязанностей в сфере управления, поэтому необходимо провести аудит и диагностику исследуемой организации, выявить ее проблемы и пути их разрешения, а также непосредственно предложить инновационную идею для улучшения деятельности организации и оценить возможности ее внедрения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Инновации и инновационный процесс, его основные характеристики и особенности 5
1.2 Методика оценки инновационной деятельности на предприятии 9
1.3 Пути совершенствования инновационной деятельности на предприятии 12
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОАО «ВОЛГОЦЕММАШ» 16
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Волгоцеммаш» 16
2.2 Оценка состояния инвестиционной деятельности в ОАО «Волгоцеммаш» 20
2.3 Оценка деятельности предприятия в области инноваций в ОАО «Волгоцеммаш» 23
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОАО «ВОЛГОЦЕММАШ» 28
3.1 Рекомендуемая модель организационной структуры в ОАО «Волгоцеммаш» 28
3.2 Внедрение системы электронного документооборота на предприятии ОАО «Волгоцеммаш» 30
3.3 Влияние рекомендаций на экономику ОАО «Волгоцеммаш» 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
Обобщенная классификация инноваций по признакам
Признак классификации | Виды инноваций |
С точки зрения цикличного развития | - Крупнейшие
- Крупные - Средние - Мелкие |
В зависимости от степени использования научных знаний | Основанные
на:
- фундаментальных научных знаниях - научных исследованиях с ограниченной областью применения - существующих технических знаниях - комбинации различных типов знаний - использовании одного продукта в различных областях - побочных результатах крупных программ - уже известной технологии |
С точки зрения структурной характеристики |
- На входе - На выходе - Нововведения структуры предприятия |
С точки зрения увязки с отдельными сферами деятельности | - Технологические
- Производственные - Экономические - Торговые - Социальные |
В области управления | - Инновации
продукции
- Инновации процессов (технологических) - Инновации рабочей силы - Инновации управленческой деятельности |
С точки зрения назначения | - Для потребления
в качестве товара массового
спроса
- Для промышленного потребления в гражданских отраслях - Для
потребления в оборонном |
По способу | - Экспериментальные
- Прямые |
| |
Продолжение таблицы 1.1 | |
По стадии жизненного цикла | Инновации, внедряемые
на стадии:
- стратегического маркетинга - НИОКР - организационно- - производства - сбыта - сервиса |
В зависимости от размера экономического эффекта | - Обнаружение
новых областей применения (повышает
эффективность в 10-100 и более
раз)
- Использование
новых принципов - Создание новых конструктивных решений (повышает эффективность на 10-50%) - Расчет и оптимизации параметров (повышает эффективность на 2-10%) |
По уровню управления | - Федеральные
- Отраслевые - Территориальные - Первичного звена управления |
По срокам управления | - 20 и более
лет
- 10-15 лет - 5-10 лет - до 5 лет |
По степени охвата жизненного цикла | - НИОКР
- Освоение и применение НИОКР |
По объему | - Точечные
- Системные - Стратегические |
По
отношению к предыдущему |
- Заменяющие
- Отменяющие - Открывающие - Ретронововведения |
По назначению | Направленные
на:
- эффективность - улучшение условий труда - повышение качества продукции |
По источнику планирования | - Централизованные
- Локальные - Спонтанные |
По результативности | - Внедренные
и полностью используемые
- Внедренные и слабо используемые |
По уровню новизны | - Радикальные
и изменяющие или создающие
вновь целые отрасли
- Системные - Модифицирующие |
Безусловно, данная классификация
не является исчерпывающей, но
при этом следует отметить, что
различные виды инноваций
Нововведения продукты являются первичными, чем процессы. Они появляются в экономике предшествующего технологического уклада. Именно появление инновации и означает момент зарождения нового технологического уклада, который в начале развивается очень медленно в связи с монополией отдельных фирм и компаний, что обеспечивается соответствующими патентами и коммерческой тайной. Когда новый технологический уклад начинает доминировать, начинает диффузия инноваций-процессов.
Новшество (новация) – усовершенствование каких-либо качеств продукта, но не являются кардинальными.
Изобретение – это новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи, которое дает положительный эффект, а также улучшает качество продукции, облегчает условия труда и обеспечивает его безопасность.
Инновационным является такое
предприятие, которое внедряет
продуктовые или процессные
Важной характеристикой этой
деятельности является
Таким образом, инновационная политика,
инновационная деятельность возникли
как реакция на современные требования
экономики, необходимость усиления восприимчивости
её элементов к появившемся изменениям.
На практике инновация классифицируется
по ряду признаков. По причинам возникновения
они делятся на реактивные – как реакция
на новые преобразования, осуществляемые
конкурентом, для ведения борьбы на рынке
и выживания предприятия, и на стратегические,
внедрение которых определяет приобретение
перспективных преимуществ перед конкурентами.
Существующие оценки инновационной деятельности
основываются на выборочных обследованиях
большей или меньшей широты, и этим объясняется
нередкое противоречие их результатов
[5, с. 159].
1.2 Методика
оценки инновационной
Во всем мире предприятия добившиеся лидерства в международных масштабах, используют стратегии, которые отличаются друг от друга. Однако, хотя каждая успешная компания применяет свою собственную стратегию, глубинные принципы деятельности – характер и эволюция всех успешных предприятий – оказываются в своей основе одинаковыми или очень схожими. Предприятия добиваются конкурентных преимуществ посредством инноваций. Чаще инновации появляются в результате целенаправленных усилий, из открытости и поиска верных решений без ослепленности какими-либо предположениями. По этой причине новаторы часто оказываются в стороне от конкретной отрасли промышленности или страны. Новшество может прийти из новой компании, основатель которой имеет нетрадиционную подготовку или же просто не был признан в давно существующей, имеющей прочное положение компании. Инновации могут также возникать при расширении сферы активности компании, при вовлечении новых ресурсов, навыков или перспектив в новую отрасль. Предприятия, успешно внедряющая новые или лучшие способы ведения конкурентной борьбы, преследует свою цель неотступно, часто проходя через серьезную критику и преодолевая существенные препятствия. Ведь в действительности для достижения успеха при внедрении новшества обычно требуется давление, осознание необходимости и даже определенная агрессивность: страх потерь оказывается достаточно часто даже более мощной движущей силой, чем надежда на выигрыш. Только после того как компания достигает конкурентных преимуществ благодаря нововведениям, она может удерживать их только с помощью постоянных улучшений.
Статическая эффективность
Заключительный этап выбора стратегии — ее оценка. Вся процедура, в конечном счете, сводится к одному: приведет ли выбранная стратегия к достижению поставленных целей. Затем проводится оценка стратегии по следующим направлениям. К этим направлениям относятся [3, с. 56]: 1)соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям субъектов окружения. Проверяется то, насколько стратегия увязана с требованиями со стороны основных субъектов окружения, цикла продукта, приведет ли реализация стратегии к появлению новых конкурентных преимуществ и т.д.; 2)соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы. В данном случае оценивается то, насколько выбранная стратегия соответствует возможностям персонала, финансовым ресурсам фирмы, позволяет ли существующая структура фирмы успешно реализовать стратегию, выверена ли программа реализации во времени и т.п.; 3)приемлемость риска, заложенная в стратегии[4,с.70].
Важнейшим методом снижения
Оценка оправданности риска
Понятие «инновации» за своей
сущностью означает
Более широким по содержанию
есть инновационный процесс,
Инновационный
процесс охватывает период приблизительно
в 3—5 лет и больше, потому требует средне-
и долгосрочных инвестиций. Определяют
отдельные этапы инновационного процесса.
Первый этап
— фундаментальные исследования, которые
осуществляются в академических институтах,
высших учебных заведениях, отраслевых
институтах и лабораториях, и финансируются
из государственного бюджета.
Второй этап
— прикладные исследования, которые проводят
разные научные учреждения и финансируют
как государство (из государственного
бюджета), так и другие заказчики. Именно
на этом этапе возникает вероятность получения
негативного результата, который предопределяет
инвестиционные риски.
Третий этап
— опытно-конструкторские и экспериментальные
разработки. Они осуществляются за счет
государственных средств, средств других
заказчиков и собственных средств предприятий.
Исполнителями таких разработок являются
специализированные лаборатории, конструкторские
бюро, научно-исследовательские подразделы
больших предприятий.
Четвертый этап
— коммерциализация инновационных разработок,
то есть запуск в производство и выход
на рынок сбыта. На этом этапе нужны достаточно
существенные инвестиции в развитие производства,
повышения квалификации работающих, рекламу
и тому подобное. Инвестиции остаются
рискованными.
Анализ
инновационной деятельности осуществляется
за отдельными группами показателей:
показатели, которые характеризуют учреждения,
которые занимаются инновационной деятельностью;
показатели результатов инновационной
деятельности;
показатели использования результатов
инновационной деятельности;
показатели эффекта от инновационной
деятельности.