Функции
институтов
Функции 1 порядка
характеризуют деятельность конкретных
институтов.( координация, кооперация,
перераспределение).Функции 2 порядка
характеризуют институциональую среду
в целом (рамочное регулирование,предсказуемость
и стабильность, безопасность, минимазация
затрат на сделки обучения).
Функции 2 порядка: 1. рамочное регулирование(
снижение альтернатив, минимальные конфликты,и
повышение эффективности координации.)2.
обеспечение предсказуемости и стабильности(
при следовании институту можно рассчитывать
на определ. результат,оценивать затраты
на его достижение.) 3. обеспечение свободы
и безопасности( действуя в рамках института
можно не бояться наказания со стороны
закона или общественного мнения.) 4. минимазация
затрат на совершение сделок( институты
минимизируют усилия по поиску партнеров,
помогают выполнению принятых обязательств.)5.
передача знаний( в процессе формального
или неформального обучения). Функции
1 порядка:
1)преодоление проблемы
координации поведения.
Ex: разъехаться на узкой дороге. Два равновесия:
оба вправо или оба влево.
Встреча на дороге |
Автомобилист
В |
Пр |
Лев |
Автомобилист
А |
Пр |
10;10 |
-2;-2 |
Лев |
-2;-2 |
10;10 |
У водителя нет
доминантной стратегии. Его выигрыш
зависит от выбора др. субъекта
Проблема координации- выбор действий.
Приводящих к единому равновесию из 2 потенциально
возможных. Проблема м.б. решена только
при руководствовании одним и тем же правилом.
Итак: функция координации: институты
создают информационную инфраструктуру
и обеспечивают досуг к ней всех потенциальных
участников отношений. Общие ментальные
модели способствуют координации за счет
формирования фокальных точек. Фокальная
точка: контекстуальный намек, лежащий
вне взаимодействия, но позволяющий участникам
координировать свое поведение. Вариант
поведения, спонтанно выбираемый всеми
попадающими в данную ситуацию.
2) способствование
кооперативному поведению.
Ex:Петр и Павел организуют сапожную мастерскую.
Каждый имеет выбор: работать кооперативно
или некооперативно
Петр
и Павел: отсутствие правил |
Павел |
К |
Н |
Петр |
К |
10;10 |
-1;15 |
Н |
15;-1 |
0;0 |
Решить проблему
кооперации можно за счет принадлежности
к конкретной группе. Правила «свой-чужой».
Проблема согласования личных и общественных
интересов решается наличием правила:
«надо вести себя кооперативно»,
нарушитель несет моральные издержки.
Функция кооперации( контрактное право)
–институты ограничивают эк. деятельность
так чтобы избежать неэффективных результатов.
Реальные институты, как правило, сочетают
функции кооперации и координации.
3)
решение проблемы
распределения выгод
и издержек. Институты позволяют
распределять результаты между агентами,
делить то, на что изначально ни у кого
прав нет. Выработка общих правил позволяет
избежать издержек дележа. Функция дележа
и распределения издержек и выгод- институты
закрепляют равенство( или неравенство)
между участниками
формальные
е неформальные институты.
Формальным правилам
соответствуют формальные институты,
неформальные-неформальным.
3.1. неформальные
институты- принуждение к исполнению
нефор. правил( санкции за неисполнение).
1)правила существуют в памяти участников
различных соц. групп( не на бумаге) 2) в
роли гаранта- любой участник группы заметивший
нарушение. 3) способ принуждения к исполнению
одних и тех же неформ. правил зависит
от ментальных изделий. Санкции: - внутренние
персональные(угрызение совести);-внешние
персональные( реализуются пострадавшей
стороной);- внешние коллективные( группой,
в которую входит нарушитель):соц. осуждение
потеря репутации( пример репутация банка),
исключение из группы,остракизм( пример
сильная зависимость от общины в китайских
зарубежных диавторах)
Преимущества неформ. институтов: возможность
адаптации к меняющимся внешним условиям
и предпочтениям в группе(лишить сына
мороженого или денег для вечеринки), возможность
применения разных санкций в каждом конкретном
случае( кого то нужно выпороть, кого то
лишь наказать).
Недостатки НИ: неоднозначность трактовки
правил, спонтанность реализации наказания,
снижение эффективности санкции, возникновение
дискриминационных правил.
Чем сильнее и интенсивнее соц. связи,
тем действеннее санкции, тем сильнее
влияние НИ( преимущество в случае конфликта
с формальными). С развитием общества НИ
теряют свой вес: связи между людьми слабеют,
отношения перестают быть безальтернативными.
Следовательно возрастают стимулы к нарушению
НП.
3.2. формальные институты. Принуждение
к исполнению ФП( санкции за неисполнение).
1.ФП обычно существуют в форме официальных
текстов( или устных договоров, зафиксированных
третьей стороной) 2. в роли гаранта-специализирующиеся
на этой функции индивиды. 3.санкции носят
организованный характер и не зависят
от соц. связей.
Преимущества ФИ: формализация,официальная
фиксация следовательно можно экономить
на информационных издержках, понятие
санкции за нарушение правил, устраняют
содержащиеся противоречия)
Решают проблему безбилетника; могут противостоять
дискриминации, т.к. инсайдер не имеет
обязательного преимущества.
Гос-во имеет преимущества в качестве
ФИ. -сравнительные преимущества в осуществлении
санкций (использование отдачи от масштаба).
-возможность долгосрочных инвестиций
в технологии мониторинга и принуждения.
-монополия на применение насилия -доверие
граждан. -При слабом государстве возникают
альтернативные институты - жесткие институты(«крыши»),
черные арбитражные суды и т.д.
Неписанные правила( хоть и достаточно
прозрачные)
Организованный и строгий характер санкций
за нарушение.
-ускоренное развитие ФИ может спровоцировать
распространение неформальных.
Правила законов-трудно ориентироваться,
высокие издержки получения свежей информации.
Новые законы противоречивы-дополнительные
стимулы к свободной их интерпритации.
«Крыша»- криминальная силовая группировка,
оказывающая покровительство какой либо
фирме в обмен на часть ее доходов.
«Красная крыша»-«крышевание» В рамках
легальной силовой гос. Структуры
«Черная крыша»- в рамках нелегальной
силовой структуры.
- формировалось в РФ в условиях неэффективности
формального права и распространения
теневой экономики.
-высокая локальная эффективность
-Повышенные риски для пользующихся эк.
субъектов.
Трансакции
как исходный элемент
институционального
анализа.
Tr-отчуждение
и приобретение индивидами прав собственности
и свобод создаваемых обществом.
Tr неявно отражает 3 вида соц.отношений:
1)Конфлик (ограниченность ресурсов)
2)Зависимость (взаимодействие повышает
благосостояние)
3)Порядок (распределение выигрыша между
сторонами)
3 идеальных типа Tr: Tr сделки (торговая),
Tr управления, Tr рационирования. В реальной
жизни происходит сочетание различных
типов.
1.Tr сделки. – обоюдное согласие сторон,
основанное на экон.интересе, самостоятельное
решение каждой стороны.Tr сделки работает
на р.труда (найм работника работодателем),
на р.денег (заемщик и кредитор), на полит.рынке.
Основные хар-ки: -свобода выбора: 4 участника
(продавец, покупатель и альтернативные);
-одинаковый правовой статус, разная переговорная
сила (м.б. и несимметричным); - блага не
производятся, а только перераспределяются;
-взаимозависимость участников из-за редкости
ресурсов.
2.Tr управления. – отношения управления
– подчинения: право принимать решение
принадлежит одной стороне (м.б. делегировано,
приобретено, узурпировано и др). Существует
в иерархиях: внутри фирмы, бюрократических
организациях и др. (П: раб и рабовладелец;
рабочий и подчиненный) По ФП.
Основные характеристики: - 2 участника
с ассиметричным правовым статусом; -добровольное
признание различий в правовом статусе
(ограничение свободы воли компенсирует
оплата); - объект Tr – поведение одной из
сторон; - посредством Tr создается богатство;
- перераспределение заданий между эк.агентами
увеличивает эффективность.
3.Tr рационирования
- асимметричный правовой статус;
- управляющая сторона – коллективный
орган (гос. дума, совет директоров и др).
* 2 участника (один – коллективный);
* вынужденное признание различий в правовом
статусе;
* одна из сторон определяет права другой.
* Tr распределяет издержки и выгоды от
создания богатства;
* Tr связана с принуждением.
Основные параметры Tr (О.И.Уильямсон):1)частота;
2)неопределенность; 3)специфичность задействованных
ресурсов.
Специфические активы – не м.б. использованы
альтернативно без существенной потери
в их производственном потенциале (трудно
продать, передислоцировать) Идносинкратические
активы – высокоспецифичные, ценность
которых при альтернативном использовании
падает практически до нуля. (инвестиции
в конкретные технологические процессы).
Оптимальная форма управления взаимодействием
сторон для обеспечения Tr зависит от ее
типа.
Неспецифические активы разовый обмен
на анонимном рынке – разовые Tr (покупка
чайника) ; заинтересованность сторон,
но малый объем сделки – повторяющаяся
Tr (покупка хлеба).
Специфичные - существенные потери при
разрыве контракта.
Природа
трансакционных издержек (TrC).
TrC – затраты сырья
и материалов, капитала и рабочей силы,
направленные на изменение материальных
свойств блага.
TrC – стоимость ресурсов, затрачиваемых
на осуществление трансакций, издержки,
сопровождающие взаимоотношения эк.агентов,
издержки связанные с обменом и защитой
правомочий. Почему сделки сопровождаются
TrC? –информационные издержки; -издержки
согласования; -неоднородность институциональной
среды.
Информационные издержки: * неопределенность
экономики; * информация о ценах, поставщиках,
потребителях и т.д.; * тратимся на поиск
дополнительной информации о сделке, пока
предельные издержки не сравняются с ожидаемым
предельным доходом от нее.
Все TrC м.б выведены из информационных
(обратное неверно);
Издержки согласования: * заинтересованы
в достижении соглашения, но все равно
стремимся переложить издержки получения
результата на других.
Теорема КОУЗА: если стороны имеют возможности
прийти к соглашению, не неся излишних
издержек по распределению ресурсов, то
частный рынок всегда эффективно распределяет
ресурсы.
Однако, заданы лишь границы торга: если
участник переговоров недооценивает решимости
контрагента, сделка не состоится.
П: у Миши есть лающий щенок и соседка Маша,
любительница тишины. Выгоды Миши +500, выгоды
маши -800.
1)первоначальное распределение ПС: законное
право Миши на лающую собаку. Маша д передать
Мише сумму от 500 до 800. Когда заданы только
границы торга (от 500 до 800), сделка не состоится,
если не будет согласована сумма.
2)первоначальное распределение ПС: законное
право Маши на тишину. Миша д передать
Маше от 800 (скорее избавится от пса).
Т.о. обмен правомочиями требует издержек
согласования, которые увеличиваются
с числом потенциальных участников обмена.
ПАРАДОКС: зависимость не является прямой
– Tr велики и при большем числе потенциальных
участников обмена, и при минимальном.
ОБЪЯСНЕНИЕ: при высоких информационных
издержках снижение круга потенциальных
участников обмена усиливает их взаимосвязь,
а правомочия подлежат обмену, превращаются
в специфический актив.
Когда два потенциальных участника обмена.
Агент сознает специфичность своего актива,
сознает заинтересованность другой стороны
в сделке – может шантажировать, манипулировать.
Когда потенциальных участников обмена
от N до + ∞ появляются издержки коллективных
действий (издержки согласования).
Когда потенциальных участников обмена
от 2 до N – низкие издержки Tr, т.к обмен
совершается в рамках тесных соц.структур,
где: - работает эффект личной репутации
участников; - возможны санкции (негативные
или позитивные).
Институциональная среда неоднородна
– сложность эк.системы – различные согласования
наслаиваются друг на друга (индустриальные,
гражданские, традиционные, общественные
мнения, экологические и др.); затраты на
согласование требований противоположных
норм (TrC).
П: когда контрагент ориентируется на
разные источники (цена или репутация
продавца), возникает асимметричность
информации (рынок подержанных авто и
др.).
Возникает возможность манипулирования
разнородной информацией, оппортунизм.
Классификация
TrC и измерение.
3.1. Классификация
Милгрома-Робертса: с позиции потенциального
источника ПС: 1)издержки координации –
затраты на обеспечение временного и пространственного
соответствия участников трансакции.
2)издержки мотивации – издержки обеспечения
контроля, мониторинга, сбора информации
о соблюдении партнером обязательств
и др..
М возникать и на рынке и внутри фирмы.
Классификация удобна для анализа и оптимизации
ПС во внутрифирменных иерархиях.
3.2.С позиции min рыночных трансакций удобнее
классификация по Шаститко А.Е. на рынках
товаров, труда, ресурсов и т.д.
1)TrC Выявления альтернатив.
Для принятия решения о сделке надо сопоставить
альтернативы (в условиях неоднородности
и платности информации). TrC поиска выгодной
цены и др. условий контракта (минимизация
– специализированные рынки); TrC проверки
надежности потенциальных контрагентов
(минимизация – реклама и репутация).
2)TrC измерения. Любое благо имеет много
полезных свойств; при обмене передаются
определенные права. – возникают затраты
времени и денег на измерение качеств.
Существует асимметрия в распределении
такой информации.
Существуют разные категории
благ. – исследуемые – их качество легко
определить до покупки или приобретения
(10 кг апельсинов – можно 1 попробовать);
Средства минимизации
– институт стандартов; послепродажное
обслуживание – снижает риски; использование
суррогатов (косвенная оценка по физ.св-м,
цене, отзывам).; - использование посредников.
3)TrC ведения переговоров. – издержки
коммуникации (переводчик); стратегические
издержки – демонстрируют партнеру ценность
отношений; издержки на юридические и
вселегальное оформление сделки 9при крупных
сделках до 10-15 % от суммы контракта); - з/п
сотрудников, готовящих контракты, и их
техническое обеспечение.
Средства минимизации
– общие ментальные модели, типовые
формы контрактов, привлечение третьей
стороны в качестве гаранта.
4)TrC спецификации и защиты
прав собственности. – любое благо имеет
много измерений, поэтому издержки определения
объекта, субъекта ПС и способа их передачи
(П: межевание при покупки дачи).
TrC: - услуг «землемера» при межевании,
- оформление и проверка договоров на право
собственности, - урегулирование межевых
споров и т.д.
Средства минимизации – институты правопорядка;
информирование о правилах обмена; общие
ментальные модели.
5)TrC оппортунистического
поведения. – несовпадение контрагентов
А и Б (своя выгода в ущерб контрагента
при сделке), - асимметричность распределения
информации (скрытые действия А (вне наблюдения
Б), скрытая информация о внешних условиях
(известна А, но не Б).
Если ожидаемые издержки уклонения от
условий договора меньше выгод, которые
оно несет, то эк.агент А выберет оппортунистическое
поведение.
Средства минимизации – мониторинг; -
репутационный механизм – заинтересованность
эк.субъектов в поддержании хороших отношений;
- контрактный механизм – детальная формализация
обязательств, привлечение третьей стороны
при непредвиденных конфликтах.
Количественная оценка
TrC. 1)ординалистский подход – объяснение
изменения структуры TrC в экономике, отрасли,
замещение внутрифирменных Tr рыночными
и наоборот – изменениями в относительных
TrC. 2)кардиналистский – получение коллективных
данных, как суммы денег, определение доли
TrC в ВВП, в цене конкретной сделки.
Измерение TrC для отдельных
покупателей и продавцов. 1) часть трансакций
сложно оценить в деньгах покупка дома
– сущ-т временные издержки; 2) проблема
при оценке теневого сектора; 3) проблема
двойного счета – выделяют промежуточные
и конечные TrC.
Измерение TrC внутри
фирмы. Одна из предполагаемых схем
– последовательный анализ сети контрактов
в рамках иерархии. Владелец фирмы (выше
TrC получения информации и обработки ее)
– менеджеры – контролеры – рабочие (выше
TrC контроля выполнения контрактов по
найму).
Для подсчета TrC надо: 1) выделить профессии,
связанные с Tr функциями. 2) суммировать
з/п занятых внутри фирменном производстве
Tr секторе.
Трансакционные отрасли.
1)финансы и операции с недвижимостью;
2)банковское дело и страхование; 3)правовые
услуги; 4)оптовая и розничная торговля.
Причины бурного развития
Tr сектора экономики
(особенно частного). 1) развитие инфраструктуры
увеличивает альтернативность, поэтому
увеличиваются информ.издержки; 2) увеличивается
деперсонофицированность обмена – увеличиваются
издержки поддержания контрактов и защиты
ПС; 3) увеличение капиталоемкости производства
требует увеличение ритмичности поставок
ресурсов, внутрифирменной координации
и контроля, системы управления запасами
и реализации потоков продукции – увеличение
средних TrC.; 4) снижение издержек использования
политической системой для перераспределения
ПС.
Т.к. TrC > 0, поэтому институты имеют
значение.