Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:49, реферат
Аксиоматическое поле неоклассики.
Любая научная дисциплина опирается на определенные предпосылки:
- фундаментальные («жесткое ядро»)
- менее значимые («защитный пояс»)
Ех: М.Р в индустрии страхования (пренебрежение рисками: недобросовестное поведение; чрезмерное использование предоставленных услуг).
Не всегда можно выделить где Н.О, а где М.О.
М.Р: если безопасный, значит можно и проскочить.
Н.О: «рисковые» водители выбирают на стадии покупки именно безопасный автомобиль.
Возникновение М.Р связано с ассиметричностью информации, которой обладают участники взаимодействия.
Различают:
· М.Р со скрытыми действиями (усилия А неподконтрольны Р) – з/п А (уже оговорена в контракте) не связана с его усилиями.
· М.Р со скрытой информацией (известные А внешние условия неизвестны Р).
Механизмы борьбы с М.Р.
1)Внутренние: доступны заинтересованной стороне в рамках конкретного К и оплачиваются участниками.
2)Внешние: обеспечены
самим рынком или той сферой,
где данный К заключается (
Внутренние механизмы:
А) оплата по результату – вознаграждение А сделать зависимым не от его знаний (для Р невидимых), а от прибыли, которую Р видеть может.
На практике: заложить в К выплату бонусов, а при неблагоприятном для Р исходе – штраф.
Б) мониторинг – сократить поля для оппортунизма.
В) эффективная з/п – предусмотреть вознаграждение А больше среднерыночного, чтобы ценил место работы, боялся увольнения за недобросовестность.
Г) «сделай сам» - можно сделать ремонт комнаты самому.
Внешние механизмы:
А) репутация ны рынке А – косвенно стимулирует хорошую работу.
Б) конкуренция на рынке конечного продукта – неэффективная фирма будет вытеснена с рынка.
В) угроза поглощения – поглощение фирмами с более эффективным менеджментом.
Внелегальная экономика – сфера, в которой экономическая деятельность осуществляется вне рамок закона, т.е. сделки совершаются без использования закона, правовых норм и формальных правил хозяйственной жизни. Внелегальная экономика состоит из трех элементов:
· неофициальная экономика – легальные виды экономической деятельности, в рамках которых имеет место нефиксируемое с целью минимизации издержек производство товаров и услуг. Все укрываемые от государства виды деятельности не могут регулироваться нормами права и требуют применения отличных от легальных механизмов защиты прав собственности;
· фиктивная
экономика – экономика
· криминальная
экономика – экономическая
В силу сокрытия внелегальных сделок от официальной статистики актуальна проблема измерения размеров внелегальной экономики. Для этой цели используются следующие подходы:
· монетарный метод, строящийся нВ основе гипотезы об использовании во внелегальных расчетах исключительно наличных средств;
· метод балансов расходов и доходов, при котором декларируемые доходы сравниваются с суммой расходов, реально потребленными товарами и услугами;
· анализ занятости
позволяет предположить, что сохраняющийся
длятельное время высокий уровень
незароегистрированной
· метод технологических коэффициентов применим для получения данных об объеме реального выпуска на основе известных затрат и технологических коэффициентов;
· опросы домашних хозяйств и руководителей предприятий позволяют получить экспертные оценки величины внелегального сектора;
· социологический метод, заключающийся в анализе особых норм, по которым совершаются внелегальные сделки, и их распространенности в обществе, частоте их применения при заключении сделок.
Цена внелегальности складывается из нескольких элементов:
· издержки, связанные с уклонением от легальных санкций, принимают форму платы за услуги налоговых и иных консультантов, потерянной в результате ограничения размеров производства и рекламы выгод;
· издержки, связанные
с трансфертом доходов. Даже уклоняющиеся
от уплаты налогов экономические
субъекты делятся полезным эффектом
от своей деятельноси с
· издержки, связанные с уклонением от налогов и начислений на з/п. Уклонение от выплаты подоходного налога, обязательных платежей в фонд социального страхования, в пенсионный фонд позволяют предприятию экономить на оплате труда, но при этом снижает стимулы к замещению труда капиталом и техническому перевооружению.
· издержки, связанные с отсутствием легально зафиксированных прав собственности. Внелегальная спецификация прав собственности м осуществляться только в рамках социальных структур, на основе социальных санкций и персонификации отношений.
· издержки, связханные с невозможностью использования контрактной системы. Внелегальная процедура заключения контрактов затрудняет реализацию долгосрочнх проектов, в которых участвуют многие экономические субъекты.
· издержки, связанные с исключительно двухсторонним характером внелегальной сделки. Стремление к сокрытию деятельности и ее результатов от закона побуждает максимально ограничивать круг участников внелегальной сделки.
· издержки доступа к внелегальным процедурам разрешения конфликтов.
Последствия существования внелегальной экономики:
- макроэкономические:
· к позитивным относятся стабилизирующая роль внелегальной экономики. Стабилизирующая роль внелегальной экономики сохраняется и при переходе легальной на рыночные рельсы. В периоды кризиса внелегальный сектор способен сохранить занятость на прежнем уровне за счет сокращения уровня оплаты труда.
· существование
внелегального сектора
· негативное влияние
на социально-экономическое
Нестационарные бандиты – бандиты-гастролеры любого масштаба.
Стационарные бандиты – оседлые, рассчитывают на долгосрочное обирание горожан.
В данной модели государства – некая структура, которая занимается поборами и рассчитывает заниматься ими как можно дольше.
Гастролеры и оседлые бандиты отличаются тактикой получения дохода:
1)бандит гастролер
стремится максимизировать
а)инвестирует в технологии перераспределения;
б)нет стимулов к созданию институтов АО обеспечению хозяйственной деятельности, т.к такие институты:
· блага длительного использования, и издержки по их созданию в КП окупить правитель не может,
· обладают территориальной специфичностью (эффективны только там где созданы);
2)стационарный
бандит стремиться
Он должен сохранить у подданных:
- физические возможности для правительства,
- стимулы к производству.
У стационарного бандита другие стимулы:
· пересечение конкуренции со стороны других бендитов;
· сохранение монополии обирать своих подданных.
Часть налогов стационарный правитель тратит на поддержание порядка:
· создание системы ФП – регламентация отношений обмена между экономическими агентами (база для конкурентного поведения).
· обеспечение четкой интерпретации и соблюдение этих правил – создание:
- информационной среды, которая бы доносила правила до людей,
- специального
механизма для выявления
- построили формальную
модель поведения
- посчитали оптимальную
ставку налогообложения,
- оценили степень
перераспреднлительности
Сравнение бандитов.
Параметры | Тип бандита | |
гастролеры | Стационарные | |
Целевая
функция |
Максими
зация Краткоср очного дохода |
Максими
зации я долгос рочного дохода |
Стимулы
к инвест ициям |
Технологи
и перерасп Ределения , военн ые технол огии |
Создание и
нститу тов поде рживающих хоз.деят-ть |
расходы | - | Поддержа
ние пор ядка, пре сечение конкур енции |
Изъятие
д
оходов |
полное | С учетом
возможн остей во спроизво дства и стимулов |
Ожидан
ия |
Невозможно
сть по дстроиться |
Регулярно
сть и фо Рмирован ие ожидания |
Размеры государства ограничены его «правалами»:
· отсутствие обязательной устойчивости результатов коллективного выбора;
· информационная ассиметрия и рациональное неведение изберателей;
· как искусственное обеспечение благоприятных условий для определенной группы;
· интересы государственного аппарата, приводящие к расточительности;
· безответственность, бюрократизм, взяточниство как результат постоянной з/п, не зависящей от результатов деятельности.
Гражданин
Стремление государства расширить свои полномочия.
Оппортунизм:
- гражданина – уклонение от налогов (и выборов),
- государство
– игнорирование интересов
Оппортунизм госслужащего (чиновника).
1.значительная
протяженность цепочки
2.неопределенность
принципала для конкретного
3.аппелирование к абстрактному «на благо общества», которое в каждом конкретном случае будет трактоваться субъективно.
Мультизадачность:
· у каждого
чиновника несколько
· при невозможности ранжирования каждая новая задача стимулирует оппортунизм агента.
При неполноте информации, низкой прозрачности государственного аппарата, существует возможность провалить вообще все задачи и не понести за это ответственности.
В интересах даже самого честного чиновника предпочесть для реализации те задачи, которые наиболее просты.
Попытки снизить
оппортунизм приводять к