Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:49, реферат
Аксиоматическое поле неоклассики.
Любая научная дисциплина опирается на определенные предпосылки:
- фундаментальные («жесткое ядро»)
- менее значимые («защитный пояс»)
Основы контрактных
отношений, составляющие контракта и проблема
его совершенства
1. свобода К
– все стороны вступают в
сделку добровольно,
2. Координация
интересов – все стороны
В экономическом анализе «недобровольность» ≡ физическое принуждение: грабеж, принудительное рабство.
Т.о эк агенты имеют право:
1) решать, заключать К или готовить
2) выбирать партнеров по контрактам
3) определять содержание контракта
4)определять форму К.
Существуют стандартные формы КО, предусмотренные ГК РФ => снижение трансакционных издержек переговоров и заключения К.
Свобода К ограничена законом.
Основные составляющие К:
1)предмет К – вид совместного действия и способы согласования.
2)размер возмещения
3)правила будущих
действий и улаживание
4)ожидаемое поведение участников – зона, очерчиваемая К (снижает неопределенность, позволяет прогнозировать действия всех участников).
Совершенство К:
Совершенный К – фиксирует все возможные варианты развития событий.
Чтобы для каждого в существующий момент было оптимально не нарушать => К будет реализован без конфликтов – идеальная модель.
Но реальные контракты неполны. Причины:
1) ограниченная рациональность
- издержки переработки информации
- издержки составления «исчерпывающиего» контракта.
- издержки расчетов.
2) несовершенство информации:
- неопределенность
- ассиметрия
информации и
Параметры
контракта
Объективный – по отношению к предоставлениям судебной инстанции.
Субъективный
– устанавливается самим
2.Продолжительность: от моментального (точечного) до К с неопределенным сроком.
3.Реальное равенство (или неравенство) участников.
- симметричный К: 1 покупатель – 1 продавец
- ассиметричный К: Ех: покупка продукта массового производства.
4. Степень формализации:
писанный или неписанный. Чем
мельче К, тем меньше
5. Частота: разовый или повторяющийся.
6. Содержание.
• К продажи
• К разового найма: описывает, что конкретно д.б сделано
• К найма – право нанимателя распоряжаться действиями нанятого человека.
•брачный К – некоммерческий контракт.
- К-ты аренды ресурса
• К ренты
• Кредитный К на приобретение недвижимости
• Лизинговый К
- Кредитный К
- Потребительский кредитный К.
Классические К.
1. Полная анонимность участников.
2. Доминирование формальных договоренностей.
3. Четкое описание способов разрешения конфликтов (=> самоподдерживающиеся, без третьей стороны).
Применим только в случае дискретности и презентативности сделки.
Дискретность: - четкое начало и конец, без обязательств до и после:
- автономность (сделка выделена из общего объема отношений сторон).
Презентативность: - четко прописано нынешнее и будущее состояние дел (с оценкой выгод и издержек).
По схеме О.Уильямонсона – рыночные отношения.
Но если неопределенность высока?
-Дробить К на большое количество классовых
- Перейти от
рыночных отношений к
Неоклассические К.
Признание и учет неполноты К => нужен механизм разрешения конфликтов – третьей стороной (которой доверяют оба участника).
Оптимален для оценок со специфическими активами (неавтономная оценка) при одноразовам характере сделки (нельзя учесть репутацию и т.д).
Отношенческие К
- Неформальные
отношения доминируют над
- Специально м.б неполным, удобно приспосабливать при длительных отношениях к изменениям.
- Самоподдерживается
при внешней стабильности. Взаимные
уступки ради длительных
Применимость отношенческих К:
1.длительные партнерские отношения.
2.взаимные инвестиции в специфические активы.
Анализ несовершенных
К с использованием должностной
структуры отношений
Принципал (Р)
1 сторона – принципал Р(
Z в сфере взаимодействия:
– рынок: пациент и врач; клиент и адвокат.
- фирма: наниматель и наемный рабатник; акционер и менеджер; бригалир и рабочий.
- политический рынок: избиратель и депутат; подданный и правитель.
- государство: Госплан СССР и отраслевые меньшинства.
1. Несовпадение интересов Р и А (А преследуя выгоду, может ущемлять интересы Р).
2. Информация распределена ассиметрично в пользу А:
- скрытые действия А (вне наблюдений Р)
- скрытая информация о внешних условиях ()
3. Р не нарушает обещаний о вознаграждении. Более информированный А ведет себя оппортунистически.
Оппортунизм:
· На стадии заключения К – неблагоприятный отбор.
· На стадии исполнения К – моральный риск.
Факторы возникновения НО
1.наличие у агента характеристик неизвестных принципалу.
2.издержки измерения этих характеристик.
Пример: на «рынке лимонов» - подержанных авто.
Пример 1: НО на неоднородном рынке труда.
- Работодатель
не знает насколько
- Назначается «средняя оплата» по средним показателям.
- Хороший работник
не согласится на такую з/п:
не соответствует его
НО – придут наниматься только плохие работники
Пример 2: НО на рынке труда (текучесть кадров).
- Фирме требуется
специалист для работы с
Пример 3: НО на рынке страховых услуг.
- Страховая компания
не может оценить
Механизмы борьбы с НО:
1.Сигналы
2.Фильтрация
3.Рационирование.
1.- агенты с
характеристиками выше
- в их интересах выделить себя из общей массы претендентов.
- Сигналы –
действия А с целью сообщить
Р о наличии у себя
Сигналы на рынке труда:
- диплом о
высшем образовании – сигнал
о качестве будущего работника,
Эффективное «сигнальзирование» требует разных издержек подачи сигнала для разных категорий работников.
- диплом –
сигнал только если его
Сигналы на потребительском рынке:
· Гарантии, лицензии, реклама.
- Подача сигналов
обойдется дороже продавцам
Ех: реклама шампуня.
2.- Фильтрация как механизм борьбы с НО.
- Не информированная
сторона тоже страдает от НО:
Р кому-то переплачивает, кого-
- Механизмы противодействия
доконтрактному оппортунизму
Фильтрация: Р предпринимает действия реакция на которые со стороны А позволяет определить его скрытые характеристики.
В сигнальном взаимодействии 1 ход делает информированная сторона А, в фильтрационном – Р.
3.- Рационирование – агенту предъявляются дополнительные требования, напрямую не связанные с получением прибыли принципалом.
Ех: Банк рационирует выдачу кредитов, ограждая себя от чересчур склонных к риску клиентов: устанавливается более низкая ставка %, только те, кто допускает банк к интересующей их информации.
Факторы возникновения:
1)различия в целях сторон, заключающих контракт.
2)Трудно выполнение К обязательств.
3)ограниченная
ответственность А за свои
действия или решения (
Ех: М.Р на рынке товаров.
Ех: М.Р на рынке труда.