Институциональные теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:49, реферат

Описание

Аксиоматическое поле неоклассики.
Любая научная дисциплина опирается на определенные предпосылки:
- фундаментальные («жесткое ядро»)
- менее значимые («защитный пояс»)

Работа состоит из  1 файл

институциональная.doc

— 282.50 Кб (Скачать документ)

Основы контрактных отношений, составляющие контракта и проблема его совершенства                                                                                                                              Контракт (договор) – правовое оформление экономических трансакций (на практике – ФП и НП).                                                                                                                                              Контракт – соглашение о передаче или защите набора ПС.                                                          Базовые принципы КО:

1. свобода К  – все стороны вступают в  сделку добровольно, экономическое принуждение отсутствует.

2. Координация  интересов – все стороны преследуют  собственные интересы, осознанно  координируя с интересами других.

В экономическом  анализе «недобровольность» ≡ физическое принуждение: грабеж, принудительное рабство.

Т.о эк агенты имеют право:

1) решать, заключать  К или готовить

2) выбирать партнеров  по контрактам

3) определять  содержание контракта

4)определять  форму К.

Существуют стандартные  формы КО, предусмотренные ГК РФ => снижение трансакционных издержек переговоров и заключения К.

Свобода К ограничена законом.

Основные составляющие К:

1)предмет К  – вид совместного действия  и способы согласования.

2)размер возмещения

3)правила будущих  действий и улаживание конфликтов

4)ожидаемое поведение  участников – зона, очерчиваемая К (снижает неопределенность, позволяет прогнозировать действия всех участников).

Совершенство  К:

Совершенный К  – фиксирует все возможные  варианты развития событий.

Чтобы для каждого  в существующий момент было оптимально не нарушать => К будет реализован без конфликтов – идеальная модель.

Но реальные контракты неполны. Причины:

1) ограниченная  рациональность

- издержки переработки  информации

- издержки составления  «исчерпывающиего» контракта.

- издержки расчетов.

2) несовершенство  информации:

- неопределенность

- ассиметрия  информации и оппортунистическое  поведение. 

Параметры контракта                                                                                                              1. 1.Размер : объективный и субъективный.

Объективный –  по отношению к предоставлениям судебной инстанции.

Субъективный  – устанавливается самим участником («эффект богатства»), чем больше капитал участника, тем меньше в  нем доля данного участника.

2.Продолжительность:  от моментального (точечного)  до К с неопределенным сроком.

3.Реальное равенство  (или неравенство) участников.

- симметричный  К: 1 покупатель – 1 продавец

- ассиметричный  К: Ех: покупка  продукта массового  производства.

4. Степень формализации: писанный или неписанный. Чем  мельче К, тем меньше вероятность  его фиксирования.

5. Частота: разовый  или повторяющийся.

6. Содержание.

• К продажи

• К разового найма: описывает, что конкретно  д.б сделано

• К найма  – право нанимателя распоряжаться  действиями нанятого человека.

•брачный К  – некоммерческий контракт.

- К-ты аренды ресурса

• К ренты

• Кредитный  К на приобретение недвижимости

• Лизинговый К

- Кредитный К

- Потребительский  кредитный К.

Типология контрактов: классический, неоклассический, «отношенческий».

Классические К.

1. Полная анонимность  участников.

2. Доминирование формальных договоренностей.

3. Четкое описание  способов разрешения конфликтов (=> самоподдерживающиеся, без третьей стороны).

Применим только в случае дискретности и презентативности сделки.

Дискретность: - четкое начало и конец, без обязательств до и после:

- автономность (сделка выделена из общего  объема отношений сторон).

Презентативность: - четко прописано нынешнее и будущее  состояние дел (с оценкой выгод  и издержек).

По схеме О.Уильямонсона – рыночные отношения.

Но если неопределенность высока?

-Дробить К  на большое количество классовых

- Перейти от  рыночных отношений к внутрифирменным  или иному способу КО.

Неоклассические К.

Признание и  учет неполноты К => нужен механизм разрешения конфликтов – третьей стороной (которой доверяют оба участника).

Оптимален для  оценок со специфическими активами (неавтономная оценка) при одноразовам характере  сделки (нельзя учесть репутацию и  т.д).

Отношенческие К

- Неформальные  отношения доминируют над формальными  («суд – потеря времени и  ухудшение отношений с партнером»).

- Специально  м.б неполным, удобно приспосабливать  при длительных отношениях к  изменениям.

- Самоподдерживается  при внешней стабильности. Взаимные  уступки ради длительных стабильных  отношений (к страховка от внешних  «шоков»).

Применимость  отношенческих К:

1.длительные  партнерские отношения.

2.взаимные инвестиции  в специфические активы.

                                                                                                                                        
     

Агентская проблема» в контрактных отношениях

Анализ несовершенных  К с использованием должностной  структуры отношений 

                                          Делегирование полномочий

Принципал (Р)                               усилия                                   Агент (А)

                                                      вознаграждение

1 сторона – принципал Р(заказчик) поручает за определенное вознаграждение  некоторую работу 2 стороне –  агенту А (исполнителю), делегируя  часть своих прав на принятие  решений.

Z в сфере взаимодействия:

– рынок: пациент  и врач; клиент и адвокат.

- фирма: наниматель  и наемный рабатник; акционер  и менеджер; бригалир и рабочий.

- политический  рынок: избиратель и депутат;  подданный и правитель.

- государство:  Госплан СССР и отраслевые  меньшинства.

1. Несовпадение  интересов Р и А (А преследуя  выгоду, может ущемлять интересы  Р).

2. Информация  распределена ассиметрично в  пользу А:

- скрытые действия  А (вне наблюдений Р)

- скрытая информация  о внешних условиях ()

3. Р не нарушает  обещаний о вознаграждении. Более информированный А ведет себя оппортунистически.

Оппортунизм:

· На стадии заключения К – неблагоприятный отбор.

· На стадии исполнения К – моральный риск.

Сущность  и факторы неблагоприятного отбора, механизмы  борьбы

Факторы возникновения  НО

1.наличие у агента характеристик неизвестных принципалу.

2.издержки измерения  этих характеристик.

Пример: на «рынке лимонов» - подержанных авто.

Пример 1: НО на неоднородном рынке труда.

- Работодатель  не знает насколько продуктивно  готовы работать претенденты на рабочее место.

- Назначается  «средняя оплата» по средним  показателям.

- Хороший работник  не согласится на такую з/п:  не соответствует его продуктивности (качественные агенты, с характеристиками  выше среднего недополучат пречитающееся)

НО – придут наниматься только плохие работники

Пример 2: НО на рынке  труда (текучесть кадров).

- Фирме требуется  специалист для работы с пакетами  программ. Если объявить, что новички  будут обучены бесплатно, велика  вероятность НО (придут те, кто закончив курсы, уйдет на более оплаченную работу).

Пример 3: НО на рынке  страховых услуг.

- Страховая компания  не может оценить действительное  состояние здоровья клиента=>предлагает среднюю цену страхового полиса (по средней заболеваемости).

Механизмы борьбы с НО:

1.Сигналы

2.Фильтрация

3.Рационирование.

1.- агенты с  характеристиками выше среднего  проигрывают в результате неблагоприятного  отбора.

- в их интересах  выделить себя из общей массы  претендентов.

- Сигналы –  действия А с целью сообщить  Р о наличии у себя определенных характеристик (и предотвратить НО).

Сигналы на рынке  труда:

- диплом о  высшем образовании – сигнал  о качестве будущего работника,  позволяет работодателю «вычислить»  нужную информацию.

Эффективное «сигнальзирование» требует разных издержек подачи сигнала для разных категорий работников.

- диплом –  сигнал только если его получение  предполагает затраты (усилия, материальные  издержки).

Сигналы на потребительском  рынке:

· Гарантии, лицензии, реклама.

- Подача сигналов  обойдется дороже продавцам плохого товара.

Ех: реклама шампуня.

2.- Фильтрация  как механизм борьбы с НО.

- Не информированная  сторона тоже страдает от НО: Р кому-то переплачивает, кого-то  теряет, недоплатив.

- Механизмы противодействия  доконтрактному оппортунизму со  стороны Р – фильтрация (сканирование).

Фильтрация: Р  предпринимает действия реакция  на которые со стороны А позволяет  определить его скрытые характеристики.

В сигнальном взаимодействии 1 ход делает информированная сторона  А, в фильтрационном – Р.

3.- Рационирование  – агенту предъявляются дополнительные требования, напрямую не связанные с получением прибыли принципалом.

Ех: Банк рационирует выдачу кредитов, ограждая себя от чересчур склонных к риску клиентов: устанавливается более низкая ставка %,  только те, кто допускает банк к интересующей их информации.

Моральный риск и механизмы  его снижения

Факторы возникновения:

1)различия в  целях сторон, заключающих контракт.

2)Трудно  выполнение  К обязательств.

3)ограниченная  ответственность А за свои  действия или решения (ответственность перекладывается на других, хотя бы частично).

Ех: М.Р на рынке  товаров.

Ех: М.Р на рынке  труда.

Информация о работе Институциональные теории