Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 18:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является:
- изучить и обобщить теоретические представления об использовании персонала предприятия;
- проанализировать динамику использования персонала предприятия;
- дать рекомендации по улучшению показателей обеспеченности ООО «Стройком» трудовыми ресурсами.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАДРОВ
ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 ПОНЯТИЕ И СОСТАВ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.2 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИТИЯ 11
1.3 ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, СТОРОНЫ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ,
ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 17
1.4 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «СТРОЙКОМ» 19
1.5 ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ООО «СТРОЙКОМ» 22
2 АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ООО «СТРОЙКОМ» ТРУДОВЫМИ
РЕСУРСАМИ 24
2.1 АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ООО «СТРОЙКОМ» ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ 24
2.2 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ООО «СТРОЙКОМ» ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТИРАТУРЫ 34
Кроме численности работников количественная характеристика трудового потенциала фирмы и/или ее внутренних подразделений может быть представлена и фондом ресурсов труда (Фрт) в человеко-днях или человеко-часах, который можно определить путем умножения среднесписочной численности работников (Чси) на среднюю продолжительность рабочего периода в днях или часах (Трв ) [4, с. 171]:
Качественная характеристика персонала фирмы определяется степенью профессиональной и квалификационной пригодности ее работников для достижения целей фирмы и производства работ [4, с. 171].
Структурная характеристика персонала фирмы определяется составом и количественным соотношением отдельных категорий и групп работников предприятия. В зависимости от выполняемых функций работники производственного предприятия разделяются на несколько категорий и групп. Работники торговли и общественного питания, жилищного хозяйства, медицинских и оздоровительных учреждений, учебных заведений и курсов, а также учреждений дошкольного воспитания и культуры, состоящих на балансе предприятия, относятся к непромышленному персоналу предприятия [4, с. 172].
Кадры предприятия, непосредственно связанные с процессом производства продукции (услуг), т. е. занятые основной производственной деятельностью, представляют собой промышленно-производственный персонал. К нему относятся все работники основных, вспомогательных, подсобных и обслуживающих цехов; научно-исследовательских, конструкторских, технологических организаций и лабораторий, находящихся на балансе предприятия; заводоуправления со всеми отделами и службами, а также служб, занятых капитальным и текущим ремонтом оборудования и транспортных средств предприятия [4, с. 172].
Работники промышленно-производственного персонала подразделяются на две основные группы — рабочие и служащие. К рабочим относятся лица, непосредственно занятые созданием материальных ценностей, ремонтом основных средств, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг и др. В свою очередь, рабочие обычно подразделяются на основных и вспомогательных [4, с.172].
В группе служащих обычно выделяются такие категории работающих, как руководители, специалисты и собственно служащие. Отнесение работников фирмы к той или иной группе определяется классификатором профессий рабочих, должностей и тарифных разрядов служащих, имеющих, по существу, значение общероссийского государственного стандарта. К руководителям относятся работники, занимающие должности руководителей фирмы и ее структурных подразделений, а также их заместители по следующим должностям: директора, начальники, управляющие, заведующие на предприятии, в структурных единицах и подразделениях; главные специалисты (главный бухгалтер, главный инженер, главный механик, главный технолог, главный экономист и др.). К специалистам относятся работники, занятые инженерно-техническими, экономическими, бухгалтерскими, юридическими и другими аналогичными видами деятельности. К собственно служащим относятся работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание и делопроизводство (агенты, кассиры, контролеры, делопроизводители-учетчики, чертежники и др.) [4, с. 172].
В зависимости от характера трудовой деятельности
кадры предприятия подразделяются по
профессиям, специальностям и уровням
квалификации. Профессионально-
Специальность определяет вид трудовой деятельности в рамках одной и той же профессии. Например, экономисты (профессия) подразделяются на плановиков, финансистов (специальность) и т. д. Профессия токаря подразделяется по специальностям: токарь-карусельщик, токарь-расточник и т. п. Работники каждой профессии и специальности различаются уровнем квалификации, т. е. степенью овладения работниками той или иной профессией или специальностью, которая отражается в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях. Тарифные разряды и категории — это одновременно и показатели, характеризующие степень сложности работ [4, с. 173].
Профессионально-
В зависимости от срока, на который заключается договор найма, работники фирмы подразделяются на постоянных, временных и сезонных. К постоянным относятся работники, поступившие на работу без указания срока; к временным — поступившие на работу на определенный срок, но не свыше двух месяцев (для замещения отсутствующих работников, за которыми сохраняется их место работы, — четырех месяцев); к сезонным — поступившие на работу на период сезонных работ (например, сплав леса) на срок, не превышающий шести месяцев [4, с. 173].
В международной практике в зависимости от характера деятельности персонал предприятия разделяют на работников управления (менеджеров высшего, среднего и низшего звена); инженерно-технический персонал и конторских служащих («белые воротнички»); рабочих, занятых физическим трудом («синие воротнички»), и работников социальной инфраструктуры («серые воротнички») [4, с. 174].
Численность работников
коэффициент оборота по приему
(Кпр) показывает какую часть
составляют работники,
коэффициент
оборота по выбытию (Кв) показывает
какую часть составляют
коэффициент
замещения рабочей силы
коэффициент текучести кадров показывает соотношение численности выбывших работников по собственному желанию и в связи с нарушением трудовой дисциплины к среднесписочной численности работников:
коэффициент
постоянства кадров показывает
какую часть составляют
1.2 УПРАВЛЕНИЕ
ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИТИЯ
Управление персоналом — часть менеджмента, связанная с трудовыми ресурсами предприятия и их отношениями внутри фирмы. Оно представляет собой особую форму функциональной деятельности, направленную на наиболее эффективное использование потенциала работников для достижения целей предприятия и их личных целей. Основными целями управления персоналом являются:
1) удовлетворение потребности предприятия в кадрах;
2) обеспечение рациональной расстановки, профессионально- квалификационного и должностного продвижения кадров;
3) эффективное использование трудового потенциала предприятия [4, с. 180].
Основными принципами использования персонала фирмы являются:
1) соответствие численности работников объему выполняемых работ;
2) соответствие квалификации работника степени сложности
его трудовых функций;
3) обусловленность структуры персонала предприятия объективными факторами производства;
4) максимальная эффективность использования рабочего времени;
5) создание условий для постоянного повышения квалификации и расширения производственного профиля работников [4, с. 180].
Планирование потребности в персонале является начальной ступенью процесса кадрового планирования. Оно базируется на данных об имеющихся и запланированных рабочих местах, плане проведения организационно-технических мероприятий, штатном расписании и плане замещения вакантных должностей. При определении потребности в персонале в каждом конкретном случае рекомендуется участие руководителей соответствующих подразделений [1, с. 57].
Планирование привлечения персонала — планирование мероприятий по найму и приему персонала в целях удовлетворения в перспективе потребности организации в кадрах за счет внутренних и внешних источников [1, с. 57].
Внутренние источники привлечения персонала позволяют лучше использовать уже имеющийся в организации персонал в результате появления дополнительной работы, перераспределения заданий или перемещения, продвижения по службе работников. Внешние источники привлечения персонала — это наем новых работников [1, с. 57].
Одной из проблем работы с персоналом в организации при привлечении кадров является планирование трудовой адаптации. В ходе взаимодействия работника и организации происходит их обоюдное приспособление, основу которого составляет постепенное вхождение работника в новые профессиональные и социально-экономические условия труда [1, с. 58].
Выделяются два вида адаптации:
1) первичная, т.е. приспособление молодых работников, не имеющих опыта профессиональной деятельности (как правило, в данном случае речь идет о выпускниках учебных заведений);
2) вторичная, т.е. приспособление работников, имеющих опыт профессиональной деятельности (как правило, меняющих объект деятельности или профессиональную роль, например при переходе в ранг руководителя) [1, с. 59].
В условиях функционирования рынка труда возрастает роль вторичной адаптации. Однако необходимо также внимательно изучать опыт зарубежных фирм, которые уделяют повышенное внимание первичной адаптации молодых работников. Данная категория персонала нуждается в особой заботе со стороны администрации организации [1, с. 59].
Планирование высвобождения или сокращения персонала имеет существенное значение в процессе кадрового планирования. Планирование высвобождения персонала позволяет избежать передачи на внешний рынок труда квалифицированных работников и создания для этого персонала социальных трудностей. Данное направление деятельности по управлению персоналом до последнего времени в отечественных организациях практически не развивалось. Планирование работы с увольняющимися сотрудниками базируется на классификации видов увольнения [1, с. 59].
Критерием классификации выступает степень добровольности ухода работника из организации:
1) по инициативе работника, т.е. по собственному желанию;
2) по инициативе работодателя или администрации;
3) в связи с выходом на пенсию [1, с. 60].
Ввиду важности такого события, как уход из организации, главной задачей служб управления персоналом при работе с увольняющимися работниками является максимально возможное смягчение перехода в иную производственную, социальную, личную ситуацию. В особенности это относится к последним двум видам увольнения [1, с. 60].
Увольнение из организации вследствие ухода на пенсию характеризуется рядом особенностей, отличающих его от других видов увольнения. Во-первых, выход на пенсию может быть заранее предусмотрен и спланирован с достаточной степенью точности по времени. Во-вторых, это событие связано с существенными изменениями в личной сфере. В-третьих, значительные перемены в образе жизни человека весьма наглядны для его окружения. Наконец, в оценке предстоящего ухода на пенсию человеку свойственна некоторая раздвоенность, определенный разлад с самим собой. Отношение организаций к пожилым сотрудникам (равно как и соответствующая государственная политика) является мерилом уровня культуры управления и цивилизованности экономической системы [1, с. 60].
Информация о работе Использование персонала на ООО «Стройком»