Эффективность деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:48, курсовая работа

Описание

Гомельский мотороремонтный завод, являясь в Республике Беларусь единственным производителем вакуумных насосных установок и специализированным на ремонте гидропривода кормоуборочных и зерноуборочных комбайнов, имеет ряд проблем, связанных с низкой рентабельностью продукции, снижающимся уровнем её производства, большими запасами продукции на складе, нестабильным финансовым положением и т.д.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3
1. Эффективность – как главная экономическая категория…………………………...4
1.1.Понятие экономической эффективности…………………………………….…….4
1.2. Показатели эффективности деятельности предприятия………………………...5
2. Анализ производственно-финансовой деятельности Гомельского мотороремонтного завода……………………………………………………………………………….. 9
2.1.Анализ выпуска и реализации продукции…………………………………….….10
2.2.Анализ основных фондов предприятия……………………………………….….15
2.3. Анализ финансового положения ГМРЗ…………………………………………16
3. Пути повышения эффективности деятельности мотороремонтного завода……...20
3.1.Реорганизация отдела маркетинга на Гомельском мотороремонтном заводе...20
3.2. Повышение эффективности путём применения инструментов товарной политики на предприятии………………………………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………………….…34

Работа состоит из  1 файл

Эффективность деятельности(мотороремонтный завод).doc

— 1.37 Мб (Скачать документ)
 

    Данная  таблицы 2.1.1. свидетельствует о том, что на предприятии снижается  реализация продукции (в 2000году она составила 99,583% к реализации в 1999году), увеличиваются остатки готовой продукции на складе (в 2000году они составили 98,75% к остаткам 1998 года, а уже к 1999 году они составили - 127,745%). Эта ситуация в целом неблагоприятно влияет на производственно-хозяйственную деятельность ГМРЗ.

     Структура реализации продукции предоставлена  на рис 2.2.2.

    Рис.2.1.2. Структура реализации продукции  ГМРЗ за 2000 год. 

    Структура реализации продукции   свидетельствует, что стратегия сбытовой политики ГМРЗ  ориентирован на местный рынок – Гомельская область, что объясняется нахождением в других регионах Республики Беларусь предприятий –конкурентов, обеспечивающих подобной продукцией свой регион:

  • Могилёвский мотороремонтный завод;
  • Витебский мотороремонтный завод;
  • Держинский мотороремонтный завод (Минская обл.);
  • Берёзовский мотороремонтный завод  (Брестская обл.);
  • Козимировский опытный завод (Могилёвская обл.);
  • Слонимский мотороремонтный завод (Гродненская область);
  • Оршанская спецпромтехника (Витебская обл.);

    Экспорт продукции ГМРЗ незначителен, что  связано с отсутствием мощной маркетинговой службы на предприятии.  

    Можно придти к следующим выводам:

  1. значительное снижение реализованной продукции связано с нерентабельным выпуском основной продукции ГМРЗ -  капитальный и текущий ремонт двигателей, по которым рентабельность достигает более -30 –  - 40 %.
  2. Значительное снижение товарной продукции, которое связано с увеличением брака продукции, низкой организацией трудовой дисциплины рабочих предприятия, незаинтересованностью работников в получении максимального результата, отрицательной рентабельностью ремонта двигателей.
  3. Недостаточная работа отдела маркетинга – отсутствие выхода на рынки СНГ и за рубеж, непроведением исследования рынка и запросов потребителей, отсутствие политики формирования и стимулирования сбыта,  хотя предприятие имеет все для этого производственные возможности;
  4. Большие запасы готовой продукции на складе, что связано с невостребованностью ею потребителей по следующим причинам:
    • сельскохозяйственные предприятия на сегодняшний день не в состоянии оплачивать продукцию в связи с тяжёлым финансовым положением;
    • высокая материалоемкость ремонта двигателей, которая прямым образом влияя на цену, ведёт к её росту, поэтому предприятию следует применить новые технологии их  ремонта.  
 

            Из вышесказанного подведём итог  - основными  направлениями в  повышении эффективности деятельности  предприятия должна быть товарная политика предприятия, которая позволит пересмотреть ассортимент выпускаемой продукции, обоснованность затрат на её выпуск и реализацию, применение новых технологий, внедрение выпуска новых видов изделий, модернизация уже выпускаемой продукции; и реорганизация отдела маркетинга, которая позволит предприятию выйти на новые рынки сбыта и тем самым получить необходимую прибыль.

             

2.2.Анализ  основных фондов.

    Проведём  анализ основных фондов предприятия. Проанализируем наличие, движение и динамику основных фондов.

    Таблица 2.2.1.

    Наличие, движение и динамику основных фондов за 2000 год, тыс. руб.

Основные  фонды Наличие на начало года Поступило за год Выбыло за год Наличие на конец  года Превышение поступления над выбытием Темп роста, %
Промышленно-производственные фонды 1990647 3551046 - 5541693 +3551046 283,4
Активная  часть промышленно производственных фондов 1256605 1889778 - 3146383 +1889778 250,38
Непроизводственные фонды 90853 263173 516 353510 +262657 389,1
Итого 2081500 3814219 516 +3813703 283,2  

    Данные  таблицы 2.2.1. показывают, что производственно-промышленные фонды увеличились за год на 3551046 тыс. руб. или на 183,4%, а удельный вес их в составе всех фондов изменился  (таблица 2.2.2.).

Таблица 2.2.2.

Наличие, состав и структура основных фондов за 2000 год, тыс. руб. 

Группы  основных фондов и их наименования На начало года На конец  года Изменение
Сумма, тыс. руб. Удельный вес, % Сумма, тыс. руб. Удельный вес, % Суммы, тыс. руб.  Удельного веса, %
 Основные            
1. Здания  776353 37,30 2396002 44,03 +1819649 +7
2. Сооружения 31528 1,51 105995 1,79 +74467 +0,28
3. Передаточные  устройства 5437 0,26 15751 0,267 +10314 +0,007
4. Машины и оборудование 1234366 59,3 3068771 52,05 +1834405 -7,25
5. Транспортные  средства 22239 1,07 77096 1,31 +54857 +0,24
6. Инструменты,  производственный и хозяйственный  инвентарь и принадлежности. 11577 0,56 31588 0,53 +20011 -0,03
Итого 2081500 100 5895203 100 +3813703 -
 В  том числе            
- производственные 1990647 95,63 5541693 94,0 +3551046 -1,63
- непроизводственные 90853 4,36 353510 5,99 +262657 +1,63
 

    Данные  таблицы 2.2.2. показывают, что в структуре промышленно-производственных  фондов наблюдается снижение активной части фондов, основными из которых являются машины и оборудование (удельный вес их на конец года снизился на 7,25%).Это негативный факт, т.к. снижение удельного веса активной части основных фондов способствует снижению производственной мощности предприятия, снижению фондоотдачи.

    Оценку  движения основных фондов приведём в  таблице 2.2.3..

     Таблица 2.2.3.

     Оценка  движения основных фондов за 1998 – 2000 годы, тыс. руб.  

        Показатели 1998 год 1999 год 2000 год
    1 Первоначальная  стоимость основных фондов 195496 2081500 5895203
    2 Остаточная  стоимость основных фондов 94449 1027730 2915762
    3 Среднегодовая стоимость основных фондов      
    3.1  В том  числе стоимость среднегодовая  активной части основных фондов 127091,5 691628,5 2201494
    4 Удельный вес  активной части фондов, % 64,88 60,7 55,19
    5 Износ основных фондов 101047 1053770 297441
    6 Коэффициент  износа, % 51,68 50,62 50,54
    7 Коэффициент годности, % 48,32 49,38 49,46
    8 Коэффициент обновления, % 0,098 90,62 64,70
    9 Коэффициент выбытия, % 0,493 0,172 0,02
 

     Таблица 2.2.3. составлена по данным Приложения 4 ,5. Показатели таблицы 2.2.3. свидетельствуют  о сильной изношенности основных фондов, составившей 50,54% в 2000 году. Обновление активно наблюдается в 1999 году и в 2000 году, оно составило 90,62 % и 64,70%  соответственно. Это связано в основном с модернизацией имеющегося оборудования. Выбытие наиболее ярко наблюдается в 1998 году – 0,493 %  стоимости фондов на начало года. Степень годности фондов незначительно увеличилась, начиная с 1998 года, однако этот прирост незначителен.

     В целом на предприятии производственные фонды характеризуются большим  износом, наличием большого количества изношенного оборудования, средний возраст которого в пределах от 10 до 20 лет. Это всё говорит о слабой технической базе предприятия. 
 

2.3. Анализ финансового положения ГМРЗ. 

     Финансовое  положение завысит от результатов  его производственной деятельности Бесперебойный выпуск и реализация высококачественной продукции положительно влияет на финансовое положение предприятия.

     По  данным приложения 3 можно сделать  вывод, что общая сумма средств  предприятия возросла за 2000 год на 2434609 тыс. руб. или на 303,1% по сравнению с предыдущим годом. Распределение средств между внеоборотными и оборотными активами 86,07% и 13,93% соответственно. На конец года произошли следующие изменения в этих группах средств: снижения внеоборотных активов на 5,58% и увеличение оборотных средств соответственно на 5,58% или на 541574 тыс. руб. Это произошло за счёт значительного увеличения запасов на 464,14%, дебиторской задолженности на 555%, прочих оборотных активов на 609,80%.

     Изучение  наличия, состава и структуры  производственных запасов и затрат  позволяет сделать вывод о неблагоприятной тенденции накопления готовой продукции на складе. Общая её сумма на конец года составила 295371 тыс. руб. Следующим негативным моментом является рост дебиторской задолженности на 4649 тыс. руб. или на 455,03%. Основную часть дебиторской задолженности составляют покупатели и заказчики – около 97,3%. Оборачиваемость дебиторской задолженности составила 19 дней на конец 2000 года. При учёте того, что в большинстве своём продукция отгружается в пределах Республики Беларусь это достаточно долгий срок.

     Общий прирост источников средств составил 2434609 тыс. руб., что обусловлено ростом как собственных, так и привлечённых средств. Уставный фонд ГМРЗ возрос до 39000 тыс. руб. в связи с переименованием Гомельского мотороремонтного завода в коммунальное унитарное предприятие “ Гомельский мотороремонтный завод ”.

Информация о работе Эффективность деятельности предприятия