Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:48, курсовая работа
Гомельский мотороремонтный завод, являясь в Республике Беларусь единственным производителем вакуумных насосных установок и специализированным на ремонте гидропривода кормоуборочных и зерноуборочных комбайнов, имеет ряд проблем, связанных с низкой рентабельностью продукции, снижающимся уровнем её производства, большими запасами продукции на складе, нестабильным финансовым положением и т.д.
Введение……………………………………………………………………………………3
1. Эффективность – как главная экономическая категория…………………………...4
1.1.Понятие экономической эффективности…………………………………….…….4
1.2. Показатели эффективности деятельности предприятия………………………...5
2. Анализ производственно-финансовой деятельности Гомельского мотороремонтного завода……………………………………………………………………………….. 9
2.1.Анализ выпуска и реализации продукции…………………………………….….10
2.2.Анализ основных фондов предприятия……………………………………….….15
2.3. Анализ финансового положения ГМРЗ…………………………………………16
3. Пути повышения эффективности деятельности мотороремонтного завода……...20
3.1.Реорганизация отдела маркетинга на Гомельском мотороремонтном заводе...20
3.2. Повышение эффективности путём применения инструментов товарной политики на предприятии………………………………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………………….…34
Вышеперечисленные подразделения отдела маркетинга должны функционировать во взаимосвязи, как между собой, так и между другими подразделениями предприятия: ПЭО, бухгалтерией, техническим отделом, отделом материально-технического снабжения, а также и с начальниками цехов. Это позволит скоординировать их усилия на достижении целей предприятия, управлять материальными потоками и в целом повысить эффективность их работы.
Последовательность проведения мероприятий по реорганизации службы маркетинга предоставим в таблице 3.4.
Таблица 3.4.
План
мероприятий по реорганизации отдела
маркетинга на ГМРЗ.
Наименование мероприятий | Ответственный исполнитель |
|
Директор, начальник отдела маркетинга, ОТ и З, ПЭО. |
2.
Проведение первичной оценки
конкурентоспособности 2.1. Сбор
данных о конкурентах в
|
Экономисты в области продаж, начальник отдела маркетинга |
|
Начальник отдела маркетинга, ПЭО |
4. Утверждение
новой структуры службы |
Директор, инженер по кадрам. |
5. Разработка
и внедрение Положения «о |
Директор, начальник отдела маркетинга, инженер по кадрам |
Наименование мероприятий | Ответственный исполнитель |
6. Разработка
и утверждение должностных
|
Директор, начальник отдела маркетинга, ПЭО. |
7.Разработка
процедуры выявления точек 7.1. выделение
группы ответственных 7.2.оценка
коньюктуры реальных и 7.3.определение стратегических направлений по производству новых видов продукции; 7.4.оценка возможностей (технических и финансовых) предприятия по производству новой продукции; 7.5.разработка плана мероприятий в части маркетинга, производства и финансов, необходимых для работы по новым направлениям; 7.6.подготовка
и утверждение методологии |
Начальник отдела маркетинга, сотрудники отдела маркетинга. |
8.Расчёт
показателей оценки коньюктуры рынка:
8.1.определение
основных показателей 8.2.анализ прогнозирование основных коньюктурообразующих факторов; 8.3.подготовка предложений и рекомендаций по нормализации рынков сбыта; 8.4.построение
и отслеживание кривых спроса
по каждой позиции 8.5.оценка ёмкости рынков (реальных и потенциальных); 8.6.оценка
реальной сегментации рынка -выявление
сложившихся критериев -выбор
целевых сегментов рынка и
разработка стратегии 8.7.разработка
и утверждение нормативов- |
Начальник отдела маркетинга, сотрудники отдела маркетинга. |
9.Товарная
политика, управление ассортиментом:
9.1.определение
текущих аналогов продукции 9.2.критическая оценка выпускаемой продукции с позиции покупателя по позициям п.9.1. 9.3.выдача
рекомендаций по созданию 9.4.разработка
рекомендаций по улучшению 9.5.изучение
возможностей производства 9.6.планирование ассортимента; 9.7.выявление
точек роста, подготовка 9.8.разработка
и утверждение пакета |
Начальник отдела маркетинга, сотрудники отдела маркетинга по направлениям в области продаж |
Наименование мероприятий | Ответственный исполнитель |
10.Организация
отслеживания соответствия 10.1. Контроль над занимаемой долей рынка сбыта и соответствие производственным возможностям. 10.2. Степень
использования возможностей 10.3. Оценка
эффективности затрат на 10.4. Оценка
уровней удовлетворённости 10.5. Динамика
издержек и её связь с 10.6. Разработка пакета нормативных документов, определяющих процедуру отслеживания соответствия плановых показателей реальным. |
Отдел маркетинга, ПЭО. |
11. Разработка
плана мероприятий по |
Начальник отдела маркетинга |
12. Разработка
плана мероприятий по |
Экономист по сбыту, специалист по рекламе. |
13. Разработка
предложений по инвестиционным
и инновационным проектам на основе
анализа рынков, включение в отчёты и управление
процессом подготовки планирования инвестиций.
13.1. Рассмотрение предложений по инвестиционным и инновационным проектам. 13.2. Утверждение отобранных вариантов. 13.3. Организация реализации инвестиционных и инновационных проектов. |
Начальник отдела маркетинга, ПЭО. |
Таким образом, предлагаемая структура и функции отдела маркетинга позволят предприятию:
Рассчитаем экономический эффект от внедрения службы маркетинга на предприятии.
Приведём в таблице 3.5. изменения затрат на маркетинг до и после реорганизации отдела маркетинга.
Таблица 3.5.
Затраты на маркетинг, руб.
Затраты на маркетинг, тыс. руб. | До реорганизации службы маркетинга | После реорганизации службы маркетинга. |
1.Затраты на рекламу | 14589300 | 2475020 |
2.Затраты на персональную продажу | - | 6802550 |
3. Затраты на стимулирование сбыта | 1250100 | 5417532 |
4.Затраты на исследование рынка. | - | 4535601 |
5. Затраты на оплату труда. | 507920 | 580480 |
6.Отчисления из фонда оплаты труда. | 203168 | 232192 |
7. Прочие затраты. | 130272 | 258700 |
Итого затрат | 16680760 | 20302075 |
Таким образом затраты на маркетинг после реорганизации отдела увеличились на 14451211 руб. или в 2,3 раза.
Взаимосвязь между реализованной продукцией и затратами на маркетинг представим в таблице 3.6.
Таблица 3.6.
Взаимосвязь между реализованной продукцией и затратами на маркетинг, тыс. руб.
№ | Показатели, тыс. руб. | До реорганизации отдела маркетинга | После реорганизации отдела маркетинга |
1. | Выпуск товарной продукции | 1294500 | 1586300 |
2. | Остатки нереализованной продукции | 257444 | - |
3. | Реализованная продукция | 1073314 | 1586300 |
4. | Себестоимость реализации товаров | 899192 | 1333025,21 |
5. | в том числе затраты на маркетинг | 16680,76 | 20302,075 |
6. | Стоимость реализованной продукции на 1 руб. вложенных затрат на маркетинг | 64,34 | 78,13 |
7. | Экономический эффект | 13,79 |
Таким
образом, увеличение затрат на маркетинг
на 3621,3 тыс. руб. позволяет увеличить
объём реализованной продукции на 291800
тыс. руб., и тем самым после реорганизации
отдела маркетинга 1 руб. затрат на маркетинг
принесёт 78,13 руб. реализованной продукции.
3.2.
Повышение эффективности
путём применения инструментов
товарной политики на
предприятии.
Основным направлением повышения эффективности функционирования предприятия является проведение товарной политики на предприятии, путём внедрения новой или модернизированной – конкурентоспособной продукции.
Одним из направлений в данной области является выпуск насосной станции СН – 60.01. и СН – 120.
Для выпуска насосных станций мотороремонтный завод имеет все ресурсы: основные фонды, производственный персонал и т.д.
Насосная станция СН – 60.01 служит для создания вакуумметрического давления в системах машинного доения коров, а также в отраслях промышленности, технологические процессы которых требуют вакуума. Предназначение насосная станция СН – 120 аналогичное, однако, её отличительная особенность состоит в двух параметрах:
Насосные
станции должны соответствовать
требованиям технических
Продукцией – заменителем является насосная станция типа ВВН, работающая на нефтяных маслах. Такие насосные станции производятся в России и на Украине. Рассмотрим в таблице 3.2.1. достоинства и недостатки СН – 60.01., СН – 120, ВВН.
Таблица 3.2.1.
Достоинства и недостатки СН – 60.01., СН – 120, ВВН.
Преимущества | Недостатки |
станции насосной СН –60.01.: | |
|
1. Небольшая производительность - 60 м3 / ч. |
станции насосной СН – 120: | |
|
|
Продукцией – заменителем является насосная станция типа ВВН | |
1. Высокая производительность. |
|
Для определения требуемого объёма выпуска начнём с анализа рынка, где функционирует ГМРЗ. Поскольку предприятие планирует выходить на российский рынок, то будем рассматривать близлежащие районы России, а так как продукция имеет сельскохозяйственное назначение, то главным образом будем рассматривать сельскохозяйственные предприятия. Проведём сегментацию рынка по 3–ём признакам: (Приложение 10).
При этом выделим следующие критерии оценки сегмента:
В результате сегментирования рынка выделим целевые сегменты для реализации СН-60.01 и СН – 120 – к ним относятся те сегменты, которые получили ранг от 1 до 10.
Рассчитаем емкость рынка, в том числе и целевых сегментов, учитывая при этом, что СН – 60.01 рассчитана на 70 – 90 коров, а СН – 120, 170 – 200 коров. Поэтому будем учитывать, что хозяйства с поголовьем скота – 1000-2000 коров будут приобретать СН – 120.
Расчёт ёмкости рынка предоставим в таблице 3.2.2.
Таблица 3.2.2.
Расчёт ёмкости рынка.
По видам собственности | По объему хозяйства | По цене | Доля на рынке | Количество хозяйств | Количество платежеспособных хозяйств | Количество хозяйств, предпочитающие товары других предприятий | Требуемое количество насосных станций |
Государственная | 50-500 (216) | <300 | 1,6 | 36 | 35 | 0 | 175 |
300-600 | 5,5 | 124 | 123 | 0 | 615 | ||
>600 | 2,5 | 56 | 54 | 0 | 270 | ||
500-1000 (263) | <300 | 1,5 | 34 | 32 | 0 | 160 | |
300-600 | 7,9 | 178 | 170 | 0 | 1360 | ||
>600 | 2,3 | 52 | 50 | 0 | 500 | ||
1000-2000 (102) | <300 | 0,7 | 16 | 16 | 2 | 164 | |
300-600 | 2,5 | 56 | 52 | 0 | 520 | ||
>600 | 1,3 | 29 | 27 | 0 | 278 | ||
Коллективная | 50-500 (1270) | <300 | 12 | 271 | 270 | 1 | 1345 |
300-600 | 38,8 | 875 | 875 | 1 | 4375 | ||
>600 | 5,2 | 117 | 115 | 0 | 575 | ||
500-1000 (252) | <300 | 1,4 | 32 | 30 | 0 | 300 | |
300-600 | 6,5 | 147 | 145 | 0 | 145 | ||
>600 | 3,2 | 72 | 70 | 0 | 70 | ||
1000-2000 (120) | <300 | 0,9 | 20 | 20 | 0 | 205 | |
300-600 | 3,2 | 72 | 72 | 0 | 740 | ||
>600 | 1,2 | 27 | 25 | 0 | 154 | ||
Фермерская | 50-500(23) | <300 | 0,5 | 11 | 11 | 1 | 50 |
300-600 | 0,7 | 16 | 16 | 1 | 75 | ||
>600 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||
Итого СН – 60.01 – | 10010 | ||||||
|
2060 |