Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:53, курсовая работа
Исследование – это целенаправленное познание чего- либо, результаты которго выступают в виде системы понятий, законов и моделей, характеризующих изучаемый предмет или явление.
Исследование включает в себя:
- распознавание проблем и ситуаций;
- определение их происхождения;
Введение…………………………………………………………………………………..3
1. Методы исследования систем управления организации…………………………5
2. Формы Анализа………………………………………………………………….….9
3. Классификация методов исследования…………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………………………25
Список использованной литературы…………
Существует три группы методов исследования:
1. ПЕРВАЯ ГРУППА – МЕТОДЫ,
основанные
на выявлении и обобщении
МЕТОД МОЗГОВОЙ АТАКИ.
Изобретателем данного метода является Алекс Осборн. Данный метод является методом ЭКСПЕРТНОГО ОЦЕНИВАНИЯ. Это оперативный метод решения проблем на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе и фантастических. Затем из общего числа высказыванных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
ЭТАПЫ И ПРАВИЛА МОЗГОВОГО ШТУРМА.
1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.
Это предварительный этап. В начале второго этапа проблема должна быть чётко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
2. ГЕНЕРАЦИЯ ИДЕЙ.
Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Главное на данном этапе – это количество идей, полный запрет на критику и любую оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. Абсурдные и необычные идеи приветствуются на данном этапе, их необходимо комбинировать и улучшать.
3. ГРУППИРОВКА, ОТБОР И ОЦЕНКА ИДЕЙ.
Этот этап позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. Методы анализа идей могут быть очень разными.
МОЗГОВАЯ АТАКА.
Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:
А) Участники, прелагающие новые варианты решения задачи;
Б) члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.
Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки. В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед началом мозгового штурма, ведущий производит чёткую постановку решаемой задачи. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи решения поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. В процессе мозгового штурма, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии времени типовые, шаблонные решения исчерпываются и у участников начинают возникать необычные идеи. Все идеи записываются ведущим. Успех мозгового штурма зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения. Для проведения мозгового штурма, осуществления оперативных записей высказанных идей, последующего отбора и группировки может быть использован компьютер.
«МЕТОД СИНЕКТИКИ».
В 1961 г. В США вышла книга Уильяма Гордона « Синектика: развитие творческого воображения», которая открыла новую главу в истории методов поиска новых решений. Идея синектики состоит в объединении творцов в единую группу для совместной постановки и решения конкретных задач.
Метод включает в
себя практические подходы к сознательному
решению и использованию
СИНЕКТИКА – это соединение воедино различных несовместимых элементов, метод решения творческой задачи на основе базовых процессов:
-
ПРЕВРАЩЕНИЕ НЕЗНАКОМОГО В
Оно связано с проблемой взаимодействия подсознательного и сознательного, которое в основе своей консервативно и способно отвергать любые странные и оригинальные решения. Базовый Процесс превращение неизвестного в известное является
механизмом дающим огромное разнообразие творческих решений. Данный процесс связан с непременным требованием новизны предлагаемых решений, новой точки зрения, взгляда на предметы и явления окружающей действительности.
-
ПРЕВРАЩЕНИЕ ЗНАКОМОГО В
В основе СИНЕКТИКИ лежат ряд представлений о природе творческой деятельности и возможностях её целенаправленного управления ею:
1. Это ключевая, преобладающая роль иррациональных, эмоционально
окрашенных мыслительных
2.
Это их осознанное и
3. Это последующий рационально- логический анализ и отбор найденных решений, аналитическое осмысление полученных результатов.
СИНЕКТИКА определяет творческий процесс как умственную активность в ситуации постановки и решения творческой задачи, где продуктом является художественное или техническое изобретение.Суть СИНЕКТИКИ – это активизировать сложные психологические состояния.
СИНЕКТИКА является
развитием и
ПРЯМАЯ АНАЛОГИЯ.
При данной аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике.
СИМВОЛИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ.
Данная аналогия требует в параксальной форме сформулировать фразу, отражающую суть явления.
ФАНТАСТИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ.
При данной аналогии необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требцется по условиям задачи.
ЛИЧНАЯ
АНАЛОГИЯ,
Данная аналогия позволяет предствить
себя тем предметом или частью предмета,
о котором идёт речь в задаче.
Ключевым моментом СИНЕКТИКИ является подход к процессу решения и подбора членов группы. Важным критерием для отбора членов группы явялется учёт эмоционального типа, влияющий на то, как человек подходит к проблеме.
СХЕМА СИНЕКТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА:
1. Постановка задачи.
2. Перевод задачи, « как она поставлена» в задачу, « как она понимается».
3.
Выявление вопроса,
4. Работа по поиску аналогий.
5. Использование аналогий.
6. Поиск возможностей перевода найденных аналогий и образов в предложения по
решению поставленной задачи.
МЕТОД ТИПА «СЦЕНАРИЕВ».
СЦЕНАРИЙ – это описание картины будущего, состоящей из согласованных, логически взаимоувязанных событий и последовательности шагов, с определённой вероятностью ведущих к прогнозируемому конечному состоянию, к образу организации в будущем. В СЦЕНАРИЯХ преобладает качественное описание. Существует несколько подходов к разработке сценариев, которые имеют три общих положения:
1.
Исходным пунктом всегда
стратегической ситуации
динамики воздействующих
2. Для воздействующих факторов с неопределёнными тенденциями развития
должны быть выполнены
рациональные предложения
3.
Должно быть разаработано
представляющих собой определённую логическую картину.
АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ СЦЕНАРИЕВ включает несколько этапов:
1.
Установление предмета
определение показателей,
2.
Определение существенных
их структуирование;
3.
Определение тенденций
неявной структурой факторов;
4.
Разработка и выбор
отобранных вариантов на необходимое разноорбразие, устойчивость, высокую
степень вероятности;
5.
Интерпретацию выбранных
возможных противодействующих событий;
6.
Разработка окончательного
открывающихся факторов, оценка возможных отклонений от первоначального
образа организации;
7.
Перенос сценария на
развития, разработка системы планов.
Существует два типа СЦЕНАРИЕВ.
ПЕРВЫЙ ТИП СЦЕНАРИЯ.
Он содержит описание последовательности шагов, ведущих к прогнозиуемому описанию организации, факторов, событий, оказывающих решающее влияние на этот процесс.
ВТОРОЙ ТИП СЦЕНАРИЯ.
Он содержит описание возможных последствий для организации, если она достигает прогнозируемого образа.
«МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК».
Под ЭКСПЕРТНЫМИ ОЦЕНКАМИ понимают комплекс логических и математических процедур, направленных на получение от специалистов информации, её анализ и обобщение с целью подготовки и выработки рациональных решений.
Методы ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК можно разделить на группы:
МЕТОДЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ экспертной группы.
Данные методы предполагают получение общего мнения в ходе совместного обсуждения решаемой проблемы. Иногда эти методы называют методами прямого получения коллективного мнения. Их основное преимущество- это в возможности разностороннего анализа проблем. Их недостати – это сложность процедуры получения информации, сложность формирования группового мнения по индивидуальным суждениям экспертов, возможность давления авторитетов в группе.
Методы КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ включают методы « сценариев», «деловых игр», «мозговой атаки», « совещаний», «суда».
МЕТОДЫ
ПОЛУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО
Они основаны на предварительном получении информации от экспертов, опрашиваемых независимо друг от друга, с последующей обработкой полученных данных. К эти методам можно отнести методы анкетного опроса, интервью и метды «Дельфи». Их преимущества в их оперативности, возможности в полной мере использовать индивидуальные способности эксперта, отсутствии давления со стороны авторитетов и в низких затратах на экспертизу. Их недостаток – это высокая степень субъективности получаемых оценок из-за ограниченности знаний одного эесперта.
МЕТОД «СОВЕЩАНИЙ».
Данный метод – самый простой и традиционный. Он предполагает проведение совещаний или дискуссий с целью выработки коллективного мнения по решаемой проблеме. В отличии от метода « МОЗГОВОЙ АТАКИ» каждый эксперт может не только высказывать своё мнение, но и критиковать предложения других. В результате такого тщательного обсуждения уменьшается возможность ошибок при выработке решения. Достоинством данного метода является простота его реализации. Однако на совещании может быть принято ошибочное мнение одного из участников в силу его авторитета, служебного положения, настойчивости или ораторских способностей.
МЕТОД «СУДА».
Данный метод является разновидностью метода « СОВЕЩАНИЙ» и реализуется по аналогии с ведением судебного процесса. В роли «подсудимых» выступают выбираемые варианты решения. В роли «судей» - лица, принимающие решения. В роли « прокуроров» и «защитников» - члены экспертной группы. Роль «свидетелей» выполняют различные условия выбора и доводы экспертов. При ведении такого «судебного процесса» отклоняются или принимаются те или иные решения.
МЕТОД ТИПА «ДЕЛЬФИ».
Данный метод представляет собой интеративную процедуру анкетного опросника. При этом соблюдается требование отсутствия личных контактов между экспертами и обеспечением их полной информацией по всем результатам оценок после каждого тура опроса с сохранением анонимности оценок, аргументации и критики. Процедура метода включает несколько последовательных этапов опроса:
Информация о работе Эффективные методы организации внутрифирменных исследований