Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 19:39, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов оценки Экономической эффективности и пути развития научно-технологического потенциала на ОАО «Лидский мясокомбинат», а так же разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Введение 3
1. Понятие и содержание научно-технологического потенциала предприятия 5
1.1. Сущность научно–технической политики и научно-технологического потенциала предприятия 5
1.2 Комплексная оценка внедрения мероприятий НТП 11
2. Исследование экономической эффективности научно-технологического потенциала 18
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Лидский мясокомбинат» 18
2.2 Анализ эффективности научно-технологического потенциала предприятия 20
3. Пути развития научно-технологического потенциала 31
Заключение 38
Список использованных источников 40
Приложение 41
Реализация этих принципов требует проведения экспертизы и формирования законодательства с точки зрения наиболее эффективного стимулирования инновационной деятельности и обеспечения развития инновационных процессов в основных сферах промышленности, сельского хозяйства и социального комплекса.
Эффективное инновационное развитие предполагает широкий выбор инновационных идей и проектов. Источниками идей могут быть исследования и разработки, проводимые в стране, достижения мировых науки и технологий, привлекаемых путем закупки лицензий, приобретения или лизинга технологического оборудования (долгосрочная аренда машин, оборудования, сооружений или выдача оборудования напрокат), ноу-хау (технические знания, опыт, документация), передача которых оговаривается при заключении лицензионных договоров и других соглашений.
Преимущества в реализации идей должны получать те из них, которые в конкретных условиях обеспечивают наилучший результат с наименьшими затратами. Важным является формирование инфраструктуры нововведений, способствующей продвижению инноваций на рынок.
Первостепенное значение имеет развитие малого научно-инновационного предпринимательства по следующим направлениям:
Должен быть создан соответствующий уровень стандартизации, метрологии и сертификации, эффективной патентной системы, обеспечивающей защиту прав на результаты интеллектуального труда.
Механизм реализации инновационных направлений предполагает также использование различного рода регуляторов: льготного налогообложения в научной сфере, субсидирования, льготного долгосрочного кредитования разработчиков и потребителей научно-технической продукции, увеличения затрат на НИОКР, стимулирования труда научных работников, осуществления подготовки кадров.
В современных условиях, когда развитие науки и техники достигло исключительно больших масштабов, ни одна из стран, даже таких, как США, Япония, Германия, Беларусь, с их огромным научным потенциалом, не в состоянии в равной степени обеспечить развитие всех направлений научно-технического прогресса. Требуются наличие широких связей с внешним миром, научно-техническая специализация, участие в мировом разделении труда, эффективное использование зарубежного научно-технического опыта.
Для эффективного управления инновационными процессами необходимы мониторинг, оценка инновационной деятельности, прогнозирование НТП, разработка государственных, отраслевых, региональных и межгосударственных научно-технических программ и механизмов их реализации.
Предприниматель воспринимает рынок как среду, охваченную постоянным движением. Высокая сложность и динамичность окружающего мира вызывают у того, кто занимается нововведениями, острое чувство неуверенности в завтрашнем дне. Именно она обуславливает необходимость новой инновационной политики государства и предприятий.
Первая
причина этой неуверенности состоит
в нарастающей
Второй причиной является процесс насыщения новыми технологиями, который также требует новой инновационной политики предприятия и государства. Предприниматель оказался вовлеченным в новую для него технологическую конкуренцию. Для удержания своих позиций на рынке он обязан поспевать за быстрой заменой старой техники на новую, и замена эта все ускоряется. Воздействие новшеств ощущает и государство, ответственное за образование и фундаментальные исследования. Оно должно каким-то образом на них реагировать.
Третья причина заключается в смене ценностей, сказавшейся, прежде всего, на поведении потребителей. Спрос переориентируется на новые товары — безопасные для окружающей среды и здоровья, удовлетворяющие индивидуальные потребности. Предприятия пытаются опередить конкурентов, быстро меняя предложение, — жизненный цикл продукции сокращается. Государство как защитник благосостояния и безопасности граждан и здесь не может оставаться стороне, оно должно действовать, создавая для развития этого процесса соответствующие условия.
Важной политической задачей государства является поддержание экономического роста. Государство обязано создавать благоприятные условия для такого роста, чтобы инвестиции частных предприятий нашли приложение именно в нашей стране, а не где-то за ее пределами.
Поддержка экономического роста должна ориентироваться по инновационному процессу, играющему центральную роль в его объяснении. Структурные изменения как генератор роста находятся под постоянным воздействием новых технологических процессов и изделий. Движущими силами здесь служат следующие элементы: инноватор, организация и окружающая среда — при условии их взаимодействия, то есть увязки в единую систему [16, с. 147].
Для определения целесообразности внедрения мероприятий НТП, принятия решений о предоставлении кредитов предприятиям и организациям на проведение научно-технических мероприятий, при технико-экономическом обосновании мероприятий, выполняемых по хозяйственным договорам, и установлении цен на научно-техническую продукцию должна осуществляться комплексная оценка мероприятий, направленных на ускорение НТП, а на ее основе - выбор наилучшего из возможных вариантов реализации мероприятий НТП и отражения их экономического эффекта в плановых показателях, характеризующих результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятий.
Для
обеспечения подъема
Основным обобщающим показателем является показатель экономического эффекта, в котором находят отражение частные показатели эффективности: производительность труда и фондоотдача, материало- и энергоемкость производства, показатели технического уровня производства и качества продукции.
Исходные принципы комплексной оценки мероприятий НТП должны соответствовать общепринятым в мировой практике методам экономического обоснования принятия решений.
К мероприятиям НТП относятся создание, производство и использование новых, реконструкция или модернизация существующих средств и орудий труда (машин и оборудования, зданий и сооружений, передаточных устройств), предметов труда (сырья, материалов, топлива, энергии) и потребления (продукции для удовлетворения потребностей населения), технологических процессов, в том числе содержащих изобретения, а также способов и методов организации производства, труда и управления.
Показатель экономического эффекта на всех этапах реализации мероприятий НТП определяется как превышение стоимостной оценки результатов над стоимостной оценкой совокупных затрат ресурсов на весь срок осуществления мероприятия НТП [4, с. 152].
На стадиях технико-экономического обоснования (ТЭО), выбора наилучшего варианта при формировании планов НИОКР должен соблюдаться народнохозяйственный подход, который предполагает:
Экономический
эффект, определяемый по условиям использования
продукции, отражает суммарный вклад всех
стадий цикла «НИОКР—производство—
Величина экономического эффекта, определяемая по условиям использования продукции, должна учитываться при установлении цен на соответствующую продукцию. Если в условиях использования повышается качество продукции, то расчет экономического эффекта проводится по ценам, учитывающим изменение эффективности использования этой продукции у потребителей.
После принятия решений о ценах на продукцию по всему циклу осуществления мероприятий НТП определяется величина экономического эффекта по условиям производства каждого вида продукции.
Общий подход к выбору наилучшего варианта реализации мероприятий НТП на этапе ТЭО сводится к следующему:
Экономический эффект мероприятия НТП рассчитывается по условиям использования продукции за расчетный период. Суммарный по годам расчетного периода экономический эффект рассчитывается по формуле:
где Эт — экономический эффект мероприятия НТП за расчетный период;
Ст — стоимостная оценка результатов осуществления мероприятия НТП за расчетный период;
Зт — стоимостная оценка затрат на осуществление мероприятия НТП за расчетный период.
Расчет экономического эффекта проводится с учетом приведения разновременных затрат и результатов к единому для всех вариантов мероприятия НТП моменту времени — расчетному году.