Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 19:39, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов оценки Экономической эффективности и пути развития научно-технологического потенциала на ОАО «Лидский мясокомбинат», а так же разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Введение 3
1. Понятие и содержание научно-технологического потенциала предприятия 5
1.1. Сущность научно–технической политики и научно-технологического потенциала предприятия 5
1.2 Комплексная оценка внедрения мероприятий НТП 11
2. Исследование экономической эффективности научно-технологического потенциала 18
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Лидский мясокомбинат» 18
2.2 Анализ эффективности научно-технологического потенциала предприятия 20
3. Пути развития научно-технологического потенциала 31
Заключение 38
Список использованных источников 40
Приложение 41
Научно-технический потенциал представляет собой совокупность трудовых, материально-технических, финансовых, информационных и организационных ресурсов для осуществления комплекса научных исследований и разработок, а также внедрения их результатов в производство, т.е. научно-технический потенциал - это наличные ресурсы цикла «исследование - производство», звенья которого - фундаментальное и прикладное исследование, опытно-конструкторские разработки и внедрение научно-технической продукции в производственную сферу. К научным исследованиям и разработкам относятся работы, направленные на получение новых научных знаний и определение путей их практического применения. Они включают фундаментальные, прикладные исследования и разработки во всех областях науки - естественных, технических, медицинских, общественных, гуманитарных, сельскохозяйственных. К научно-технической продукции относятся законченные научно-исследовательские, конструкторские, проектно-конструкторские, технологические, другие инновационные (внедренческие) и научно-технические работы (услуги), опытные образцы или опытные партии изделий (продукции), изготовленные в процессе выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в соответствии с условиями, предусмотренными в договоре (заказе) и принятые заказчиками. Научно-технические подразделения предприятия взаимодействуют с другими службами по преобразованию импульсов, исходящих от потребителей, в конкретную новую продукцию.
Развитие и научно технический потенциал ОАО «Лидский мясокомбинат» базируется на: разработке и внедрении новых моделей изделий, совершенствовании и модернизации технологических процессов производственного цикла, техническом контроле качества продукции и анализе причин отклонений, разработке и внедрении мероприятий по повышению качества продукции, совместных совещаниях с поставщиками по повышению качества изделий, материалов и сырья. Коллектив объединения работает в 35 основных и вспомогательных цехах, в которых установлено самое современное технологическое оборудование. Используя достижения научно-технического прогресса, опыт родственных предприятий, коллектив объединения постоянно ведет большую работу по совершенствованию технологических процессов, комплексной механизации ручных и трудоемких работ, модернизации производственных мощностей. Повышается механика безопасности труда. Сегодня коллектив способен решать самые сложные и ответственные задачи. В объединении создана хорошая база для подготовки кадров; есть учебные классы и кабинеты, оснащенные современными средствами обучения. Опыт инновационной деятельности предприятия в нынешних условиях хозяйствования, подтверждает важное значение полного выявления в ходе финансового планирования внутрихозяйственных резервов роста денежных накоплений. Их выявление оказывает воздействие на совершенствование коммерческого расчета, развитие рыночных отношений, ликвидацию кризисных явлений в экономике, расширению производства. Причины, обусловливающие необходимость капиталовложений, могут быть различны, однако в целом их можно подразделить на три вида: обновление имеющейся материально-технической базы, наращивание объемов производственной деятельности, освоение новых видов деятельности. Степень ответственности за принятие инвестиционного проекта в рамках того или иного направления различна. Так, если речь идет о замещении имеющихся производственных мощностей, решение может быть принято достаточно безболезненно, поскольку руководство предприятия ясно представляет себе, в каком объеме и с какими характеристиками необходимы новые основные средства. Задача осложняется, если речь идет об инвестициях, связанных с расширением основной деятельности, поскольку в этом случае необходимо учесть целый ряд новых факторов: возможность изменения положения предприятия на рынке товаров, доступность дополнительных объемов материальных, трудовых и финансовых ресурсов, возможность освоения новых рынков и др.
В условиях экономической реформы, направленной на обеспечение стабилизации и перехода к экономическому росту для ОАО «Лидский мясокомбинат» необходима разработка мероприятий для сохранения научно-технического потенциала, его развития и поддержки. Повышение качества производимой продукции на ОАО «Лидский мясокомбинат» может быть достигнуто внедрением следующих мероприятий: ведение новых более экономичных моделей в производство, повышения качества производимой продукции, внедрение учета и анализа причин брака на производственных участках. Техническое перевооружение позволит значительно обновить парк технологического оборудования, что дало возможность повысить качество и конкурентоспособность продукции на покупательском рынке. В основе маркетинговой стратегии дальнейшего развития и совершенствования товара должна лежать ценовая политика, направленная на снижение цены при постоянном росте качества. Однако в силу роста цен на сырье продукция предприятия подорожала в среднем на 10%. Освоение новых моделей изделий ОАО «Лидский мясокомбинат» обеспечит дополнительные продажи на этих рынках, а также позволит получить дополнительные средства за счет более высоких цен на комбинированные модели.
Таблица А.1 - Классификация новшеств и инноваций
Признак классификации | Виды инноваций | Схема классификации |
1 | 2 | 3 |
1. Уровень новизны новшества | 1.1. Радикальные
(внедрение открытий, изобретении, патентов)
1.2. Ординарные (ноу-хау, рационализаторские предложения и т. д.) |
|
2. Стадия жизненного цикла товара (ЖЦТ), на которой внедряется инновация или разрабатывается новшество | 2.1. Инновации,
внедряемые на стадии 2.2. То же на стадии НИОКР 2.3. Организационно- 2.4. Производство (включая тактический маркетинг) 2.5. Сервис, осуществляемый изготовителем |
|
3. Масштаб новизны инновации (новшества) | 3.1. Инновации
(новшества) в мировом масштабе
(открытия, изобретения, патенты)
3.2. Инновации в стране 3.3. Инновации в отрасли 3.4. Инновации для фирмы |
|
4. Отрасль народного хозяйства, где внедряется инновация | 4.1. Новшества
и инновации, созданные ( 4.2. То же в сфере образования 4.3. В социальной сфере (культура, искусство, здравоохранение и т.д.) 4.4. В материальном производстве (промышленность, строительство, сельское хозяйство и т.д.) |
|
5. Сфера применения инновации (новшества) | 5.1. Инновации
для внутреннего (внутри фирмы) 5.2. Новшества для накопления на фирме 5.3. Новшества в основном для продажи. |
|
6. Частота применения инновации | 6.1. Разовые
6.2. Повторяющиеся (диффузия) |
|
7. Форма новшества - основа инновации | 7.1. Открытия, изобретения,
патенты
7.2. Рационализаторские предложения 7.3. Ноу-хау 7.4. Товарные знаки, торговые марки, эмблемы 7.5. Новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы и т.п. |
|
8. Вид эффекта, полученного в результате внедрения инновации | 8.1. Научно-технический
8.2. Социальный 8.3. Экологический 8.4. Экономический (коммерческий) 8.5. Интегральный |
|
9. Подсистема системы менеджмента, в которой внедряется инновация | 9.1. Подсистема
научного сопровождения
9.2. Целевая подсистема 9.3. Обеспечивающая подсистема 9.4. Управляемая подсистема 9.5. Управляющая подсистема |
П р и м е ч а н и е - Источник: [11, c.114]