Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 23:02, курсовая работа
Сбытовая система является одной из главных обеспечивающих подсистем функционирования промышленных предприятий. Снижение потерь при реализации сбытовой функции является одним из наиболее доступных резервов повышения эффективности производственной деятельности.Цель курсовой работы - провести анализ экономической эффективности производства и сбыта продукции на предприятии.
Введение
1. Теоретические основы экономической эффективности производства и сбыта растительного масла
1.1 Современное состояние рынка растительного масла
1.2 Проблемы и пути повышения экономической эффективности производства и сбыта растительного масла
2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Кировский маргариновый завод
2.1 Местоположение и специализация предприятия
2.2 Характеристика и анализ организационной структуры и структуры управления
2.3 Характеристика производственной структуры предприятия
2.4 Финансовые результаты деятельности предприятия
3. Экономическая эффективность производства и сбыта продукции ОАО «Кировский маргариновый завод»
3.1 Динамика объемов производства и сбыта продукции, ассортимент
3.2 Технология процесса производства растительного масла
3.3 Себестоимость производства продукции
3.4 Оценка качества продукции
3.5 Финансовые результаты от реализации продукции
3.6 Оценка рынка сбыта продукции
3.6.1 Оценка предпочтений покупателей
Заключение
Список использованных источников
Приложение А, - Отчеты о прибылях и убытках
Приложение Б, - Структура управления ОАО «Кировский маргариновый завод»
Приложение В, - Анкета2
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГОУ ВПО «ВЯТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ
Курсовая работа по дисциплине
«Экономика предприятия (организации)»
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИЗВОДСТВА И СБЫТА РАСТИТЕЛЬНОГО МАСЛА (НА ПРИМЕРЕ ОАО КИРОВСКИЙ МАРГАРИНОВЫЙ ЗАВОД)
Регистрационный номер:________
Регистрационная дата:__________
Оценка после защиты:__________
Киров 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Теоретические основы
сбыта растительного масла………..…………………………………………6
1.1 Современное состояние рынка растительного масла………………...6
1.2 Проблемы и пути повышения экономической эффективности
производства и сбыта растительного масла…………………..…........9
2. Организационно-экономическая
маргариновый завод»……...…………………………………………………
2.1 Местоположение и специализация предприятия………………..…..16
2.2 Характеристика и анализ организационной структуры и структуры
управления ………………...….…………………………………......
2.3 Характеристика производственной структуры предприятия……......25
2.4 Финансовые результаты деятельности предприятия………………...27
3. Экономическая эффективность
производства и сбыта
«Кировский
маргариновый завод» ….............................
3.1 Динамика объемов производства и сбыта продукции, ассортимент 37
3.2 Технология процесса производства растительного масла…………..40
3.3 Себестоимость производства продукции……………..………………45
3.4 Оценка качества продукции…………………………………………...47
3.5 Финансовые результаты от реализации продукции……………….....51
3.6 Оценка рынка сбыта продукции………………………………………54
3.6.1 Оценка предпочтений покупателей…………………………………60
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………...……
Приложение А, - Отчеты о прибылях и убытках……………………………...68
Приложение Б, - Структура управления
ОАО «Кировский маргариновый завод»………………………………………………………………
Приложение
В, - Анкета………………………………………..……….………
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении всего исторического развития, общество представляет собой совокупность людей, объединенных на определенной ступени теми или другими экономическими отношениями, определяющими все другие отношения. Экономическая жизнь общества состоит из разнообразных явлений и процессов, сущность которых следует искать в общественном производстве. Поэтому, производство выступает как основа жизни общества.
Производственная деятельность – это основа любой экономической системы. Экономика страны, в которой ничего не производится, обречена на кризис. Именно поэтому государство в первую очередь должно создать все необходимые условия для того, чтобы предприниматели могли наиболее эффективно использовать имеющиеся в их распоряжении ресурсы для производства продукции и для достижения главной цели предпринимательской деятельности – получения прибыли. Величина прибыли в первую очередь зависит от того, на сколько эффективно производство той или иной продукции.
Наша
страна находится на пути
В условиях рыночной экономики требования маркетинга не ограничиваются лишь созданием высококачественного товара, отвечающего запросам потребителей, и правильным установлением цены на него.
Необходимо довести этот товар до конечных потребителей и сделать его доступным целевому сегменту рынка. Таким образом, в хозяйственной деятельности предприятия сбыт готовой продукции является одним из основных вопросов.
В своей практической деятельности многие отечественные промышленные предприятия сталкиваются с проблемой самостоятельного поиска потребителей своей готовой продукции, а так же недостаточной информативностью получаемой информации в результате проведения маркетинговых исследований. Это объясняется тем, что исследования в области сбыта продукции проводятся нерегулярно, хаотично, не всегда имеют четкую направленность и последовательность. Иногда проявляется отсутствие тесных связей между подразделениями предприятия, что зачастую может мешать движению информации и четкой координации действий. Поэтому, получаемая информация не всегда может носить предупреждающий характер и возникают трудности в прогнозировании. Таким образом, актуальность повышения экономической эффективности сбыта продукции на предприятии, является неоспоримой и значимой в развитии рыночной экономики.
В итоге, возникла обусловленная необходимость совершенствования сбытовой политики отечественными предприятиями для повышения эффективности управления сбытом. Сбытовая система является одной из главных обеспечивающих подсистем функционирования промышленных предприятий. Снижение потерь при реализации сбытовой функции является одним из наиболее доступных резервов повышения эффективности производственной деятельности. Все вышесказанное подтверждает, что тема исследования в настоящее время актуальна и теоретически востребована.
Цель курсовой работы
- провести анализ экономической
эффективности производства
и сбыта продукции на
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
Объектом исследования является ОАО «Кировский Маргариновый завод».
Предметом изучения служит экономическая эффективность производства и сбыта продукции (в частности растительного масла).
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
1.1 Современное состояние рынка растительного масла
Российский рынок масложировой продукции – один из самых высококонкурентных и быстроразвивающихся. Растительное масло принято относить к продуктам первой необходимости, так как оно используется при приготовлении большого количества блюд и является традиционным для России. Поэтому даже кризис 2008–2009 гг. не оказал влияния на внутренний спрос на данный продукт.
В настоящее время растительные масла широко применяются в производстве продуктов питания, в том числе майонеза и маргарина. Рафинированные масла входят в потребительскую корзину большинства россиян. Рынок растительного масла включает в себя такие сегменты, как подсолнечное, кукурузное, пальмовое, оливковое, рапсовое, соевое и другие виды растительных масел. Основным видом масла на российском рынке остается подсолнечное, составляющее 70% всего оборота рынка. На втором месте - пальмовое масло (20% от общего объема продаж). Все остальные виды растительных масел суммарно занимают 10% рынка. Аналитики отмечают рост продаж кукурузного и оливкового масла и снижение доли соевого. В последние 2-3 года выросла доля потребления нетрадиционных масел - кунжутного, масла грецких орехов, масла из виноградных косточек, а также оливкового масла. Но это произошло не за счет вытеснения традиционных видов, а стало ассортиментным дополнением.
Основным сектором продаж является промышленность, закупившая в 2010 году 1563 тыс. т растительных масел. Розничная торговля реализовала в 2010-м 1340 тыс. т масел, в основном оливковое и подсолнечное. В сегмент HoReCa уходит 133 тыс. т масел. Общий объем рынка бутилированного растительного масла в России оценивается примерно в $800 млн. или 850 тыс. т в год. Потребление бутилированного масла в России на душу населения составляет от 10 до 14 кг в год.
В настоящее время доли различных растительных масел в совокупном потреблении распределены следующим образом: подсолнечное - 95%, соевое - 1%, кукурузное - 2,5%, оливковое - 0,7%.
Основная масса торговых марок на рынке растительного масла позиционируется в нижнем и среднем ценовых сегментах. Игроки отмечают, что средний и премиальный сегменты наиболее перспективны. Первый - потому, что это массовое производство (оно имеет большой оборот), второй обеспечивает высокую маржинальную прибыль. Сейчас компании начинают выводить на рынок новые марки, нацеленные на премиальный сегмент: чаще всего это смесь масел, которая позиционируется как продукт для здорового образа жизни. В целом на рынке усиливается конкуренция. Многие компании делали громкие заявления о планах по увеличению долей рынка, однако состав марок-лидеров фактически не менялся.
По информации Всероссийского научно-исследовательского института жиров, на российском рынке растительного масла работает 350-400 предприятий. Тем не менее, ситуацию в отрасли определяют около 10 крупных игроков. Наиболее крупными из них являются агрохолдинг «Юг Руси» (торговая марка «Золотая семечка»); АПИК «ЭФКО» («Слобода», Altero), корпорация Bunge (Ideal, «Олейна»), американская группа WJ («Милора» и «Раздолье). В десятке лидирующих брендов также и «Аведов», «Злато», «Отменное», «Царь-поле». В регионах достаточно сильны локальные бренды, дистрибуция которых замкнута в пределах географического пространства.
Структура рынка растительного масла вызревает. Пока она очень пластична. Это означает, что на этот рынок легко войти. Новый игрок при правильном позиционировании способен занять долю в десятки процентов.
Современное состояние рынка растительного масла в Кировской области.
В настоящее время отмечается снижение концентрации рынка растительного масла за счет активного развития региональных игроков. Так, крупнейшими региональными игроками являются ОАО «Казанский жировой комбинат» (ТМ «Богатое», «Ласка», «Чудесная семечка») и ОАО «Урюпинский маслоэкстракционный завод» (ТМ «Хозяюшка»). В «своих» регионах стоимость марок местных компаний на 15-30% ниже среднерыночной цены в регионе за счет экономии на перевозках продукции.
На кировском рынке растительные масла марки «Здрава» являются безусловными лидерами в своей товарной категории, что обусловлено долгим присутствием товара на рынке, а также стабильно высоким качеством продукции. В настоящее время подсолнечное масло «Здрава» можно найти на полках магазинов 10 регионов России.
Кроме продукции ОАО «Кировский маргариновый завод» в магазинах города Кирова и области продается продукция многих отечественных и зарубежных производителей. В своей деятельности предприятие учитывает постоянно меняющуюся конкурентную обстановку. Кировский маргариновый завод (КМЗ) входит в 20-ку самых крупных российских предприятий масложировой отрасли. Наиболее жестким конкурентом КМЗ является Нижегородский масложировой комбинат (НМЖК), который за последний год вытеснил продукцию Кировского завода за счет удержания низких отпускных цен на рынках многих регионов. Разница между отпускными ценами КМЗ и НМЖК составляет 30%. НМЖК самостоятельно производит сырье для производства масла, а кировский завод вынужден его закупать, увеличивая себестоимость продукции. Несмотря на то, что природные условия Кировской области не позволяют производить основное сырье для производства растительного масла, завод полностью обеспечен им, а также другими видами сырья и материалов.
1.2 Проблемы и пути повышения
экономической эффективности
В последние годы в России растет
способность местных производителей самостоятельно
удовлетворить потребности региона в
продукте. Тем не менее, обеспечить внутренний
спрос на растительное масло способны,
в первую очередь, те регионы, в которых
расположены крупнейшие производители.
Основное производство растительного
масла сосредоточено в Южном ФО (42,2%), Центральном
ФО (27,3%), Приволжском ФО (20,3%), то есть в
регионах, где в основном производится
сырье. К регионам, вынужденным импортировать
ощутимые объемы масла, относятся, например:
г. Москва, Московская область, г. Санкт
- Петербург, республика Татарстан. По
данным Росстата, в 2010 году производство
растительного масла в России сократилось.
В I квартале 2010 г. производство растительного
масла по сравнению с соответствующим
периодом 2009 г. уменьшилось на 5,4%, главным
образом в результате сокращения производства
подсолнечного масла на 6,4%. Выработка
соевого масла и других видов (за исключением
кукурузного) выросла на 1% и 7,4% соответственно.
В целом, в 2010 г аналитики прогнозируют,
что объем производство растительных
масел уменьшится на 8,4% до 3 млн. т. Сокращение
производства растительных масел связано
с уменьшением спроса и формированием
значительных складских запасов.